ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Руденская О.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПМ 03. Участие в проектировании систем
водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
МДК 03.01. Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Тема: «Конструирование систем бытовой канализации с помощью системы автоматизированного проектирования»
Курск - 2022
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК МЭВСУКВиВ и ВВ Протокол №_____ от «____»_____________2022 г. Председатель ЦК ______________ Руденская О.В. | |
| |
Разработчик:
преподаватель О.В. Руденская ______________________
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия) (подпись)
Специальность: 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Учебная группа: 2-3
Учебная дисциплина: ПМ.03 Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха МДК 03.01. Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Тема учебного занятия: Конструирование систем бытовой канализации с помощью системы автоматизированного проектирования
Вид учебного занятия: урок.
Тип урока: комбинированный
Общая продолжительность учебного занятия– 45 минут
Междисциплинарные связи:
ОП.04 Материалы и изделия сантехнических устройств и систем обеспечения микроклимата
ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности
МДК 01.01. Реализация технологических процессов монтажа систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
УП.03.02 Применение САПР при проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Средства обучения:
1) информационно-коммуникационные:
рабочие станции с лицензионной ОС Windows 10;
компьютерная программа Renga;
презентация, созданная средствами PowerPoint;
интерактивная доска HitachiStarBord$
LearningApps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений
2) Педагогический инструментарий
рекомендации по выполнению практического задания;
рабочие листы для выполнения домашнего задания.
Цели:
Образовательная: изучение способов применения системы автоматизированного проектирования (в том числе BIM-технологий) при конструировании бытовой системы канализации.
Развивающая: развитие навыков аналитического и технического мышления обучающихся, умения выбора методов и способов выполнения профессиональных задач.
Воспитательная: повышение интереса к осваиваемой специальности.
Прогнозируемые результаты:
усвоенные знания: способы работы в BIM-программе при проектировании системы бытовой канализации;
усвоенные умения: создание цифровой модели системы бытовой канализации в BIM-программе Renga .
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ПК 1.6. Определять, анализировать и планировать технико-экономические показатели систем водоснабжения и водоотведения.
ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
Технологии обучения:
технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации обучения:
Фронтальная, индивидуальная.
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2018 г. № 30
Рабочая программа по ПМ 03 МДК 03.01 по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции. 2021 г.
Образовательные ресурсы:
Основные источники:
1. СП 73.13330.2012 Внутренние санитарно-технические системы [Текст]: свод правил. Актуализированная редакция СНиП 3.05.01-85/ Минрегион России . - Введен в действие с 1 января 2013 г. - М.: Аналитик, 2012. - 41с.
2. СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий [Текст]: свод правил. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*/ Минрегион РФ. - Введен в действие с 1 января 2013г. - М.: Технорматив, 2015. - 60 с.
3. ГОСТ 25150-82. Канализация. Термины и определения / УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 г. N 805 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 1993 г.
4. Букварь Renga / © renga® software г. Санкт-петербург, 2022 год
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. https://help.rengabim.com/ru/index.htm Знакомство с Renga
2. https://blog.rengabim.com/search/label/MEP Блог Renga
3. https://vk.com/rengabim Страница Renga Вконтакте
Основные термины и понятия:
Канализация , Сточные воды, Норма водоотведения сточных вод, Залповый сброс сточных вод, Канализационная сеть, Выпуск сточных вод, цифровая информационная модель, BIM-система.
Ход занятия
1. Организационный этап(5 мин)
1.1 Приветствие обучающихся
1.2 Выявление отсутствующих студентов
1. 3 Проверка готовности обучающихся к занятиям
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин)
2.1 Подведение к теме урока
Преподаватель объясняет о назначении приборов учета в системе водоснабжения. Предлагает студентам обдумать в ходе урока вопрос о целесообразности использования приборов учета. Вместе рассуждаем об экономической и экологической составляющей вопроса.
3. Актуализация опорных знаний(5 мин)
Вспоминаем пройденный материал первого раздела учебного модуля. Преподаватель проводит фронтальный опрос по теме эксплуатация систем водоснабжения. Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
Что такое центральные системы водоснабжения?
В каких случаях организация ВКХ имеет право прекратить подачу воды без уведомления?
В каких случаях организация ВКХ имеет право прекратить подачу воды с уведомлением?
С какой целью проводится лицензирование организаций, эксплуатирующих системы ВВ?
Что такое диспетчерская служба?
Назначение и расстояние первого пояса зоны санитарной охраны для открытых источников водоснабжения?
Расстояние первого пояса зоны санитарной охраны для подземных источников водоснабжения?
Методы борьбы с гидробионтами?
Методы борьбы с шугообразованием?
Способы очистки скважины?
Приборы для исследования скважины?
Устройства для измерения уровня воды в скважине?
Расстояние 2 и 3 поясов зон санитарной охраны?
Способы промывки трубопроводов?
4. Первичное усвоение новых знаний(20мин)
Демонстрируется презентация PowerPoint, дающая представление о видах расходомеров, принципе их работы. В ходе презентации преподаватель объясняет особенности четырех основных видов расходомеров, использующихся в водоснабжении. Также демонстрируются видео материалы, в ходе просмотра которых студентам предлагается поразмышлять о достоинствах и недостатках каждого вида расходомеров, и сформулировать свой ответ после просмотра видео.
5. Первичная проверка понимания (20 мин)
Обучающимся предлагается практическое задание на закрепление темы. В ходе практического задания необходимо провести расчет целесообразности установки приборов учета и времени окупаемости для системы водоснабжения для нескольких типов зданий: жилой многоквартирный дом, поликлиника, детский сад, предприятие общественного питания, школа и др. Расчет производится в компьютерном классе с использованием таблиц MSExcel, данные заносятся в отчет по практическому заданию.
6. Первичное закрепление (10 мин)
Устный фронтальный опрос по пройденному материалу. Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
Что такое расход?
Что такое расходомер?
Какие основные виды расходомеров используются в водоснабжении?
Принцип работы электромагнитного расходомера?
Принцип работы ультразвукового расходомера?
Принцип работы расходомера переменного перепада?
Принцип работы турбинного расходомера?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(5 мин)
Рассчитать самостоятельно экономическую целесообразность установки поквартирных счетчиков, установленных у вас дома по средним показаниям приборов. Оформить отчет по практическому заданию и подготовится к защите, ответив на контрольные вопросы:
Что такое расход?
Что такое расходомер?
За какое время окупаются приборы учета, приведенные в практической работе?
8. Подведение итогов занятия (10 мин)
1. Оценка достижения цели, поставленной в начале урока.
2. Анализ работы обучающихся преподавателем. Выставление и аргументация оценок.
3. Рефлексия (оценивание результата урока обучающимися).
Рассуждение о целесообразности установки приборов учета. Студентам предлагается ответить на вопрос об экономической эффективности установки приборов учета. Также обсуждается, что установка приборов учета формирует рациональное отношение к природным ресурсам.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Время, мин. | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Доска и оборудование |
Организационный момент | 5 | Психологический настрой обучающихся на урок. Создание рабочей обстановки. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание студентов, отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя, готовятся к работе, организуют рабочее место | На доске тема урока: «Измерение расходов воды в системах водоснабжения» |
Мотивация, целепологание | 5 | Обеспечение мотивацией и принятие обучающимися основной цели занятия. | Сообщает тему, цели и задачи урока. Обосновывает профессиональную и социальную значимость темы. | Знакомятся с целью и планом урока. Осознают связь темы с профессиональной деятельностью и повседневной жизнью. | |
Актуализация опорных знаний | 5 | Установка связей нового материала с имеющимися у обучающихся знаниями. Логический переход к основной части урока | Преподаватель проводит фронтальный опрос по теме эксплуатация систем водоснабжения. Обучающимся предлагается ответить на вопросы по пройденному ранее материалу. | Отвечают на вопросы преподавателя, дополняют ответы товарищей, корректируют ошибки. | |
Первичное усвоение новых знаний | 20 | Демонстрируется презентация PowerPoint им видеофильмы, дающие представление о видах расходомеров, принципе их работы. | В ходе презентации преподаватель объясняет особенности четырех основных видов расходомеров, использующихся в водоснабжении | Обучающиеся просматривают презентацию и видеоролики, размышляют о достоинствах и недостатках каждого вида расходомеров, и формулируют свой ответ после просмотра видео. | На интерактивной доске HitachiStarBord демонстрируется презентация и видеоролики по теме урока. |
Первичная проверка понимания(выполнение практического задания) | 20 | Обучающимся предлагается практическое задание на закрепление темы. В ходе практического задания необходимо провести расчет целесообразности установки приборов учета и времени окупаемости для системы водоснабжения для нескольких типов зданий | Преподаватель объясняет на примере многоквартирного жилого дома методику расчета окупаемости и целесообразности установки приборов учета расхода водоснабжения | Обучающиеся выполняют практическую работу, делают расчет и заносят данные в отчет о практическом задании (см. приложение 1) | Компьютеры с установленной программой MSExcel. Электронные таблицы с заданием по вариантам. |
Первичное закрепление | 10 | Устный фронтальный опрос по пройденному материалу. | Преподаватель предлагает ответить на вопросы по теме урока. | Обучающиеся отвечают на вопросы по теме урока | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 5 | Обучающиеся получают домашнее заданиесамостоятельнорассчитать экономическую целесообразность установки поквартирных счетчиков, установленных у них дома по средним показаниям приборов. Оформить отчет по практическому заданию и подготовится к защите | Преподаватель объясняет домашнее задание, задает контрольные вопросы. | Записывают домашнее задание,контрольные вопросы. | |
Подведение итогов занятия | 10 | Оценка достижения цели, поставленной в начале урока, рефлексия. | Анализ работы обучающихся преподавателем. Выставление и аргументация оценок | Обучающиеся формулируют вывод о целесообразности использования приборов учета | |
Литературные источники:
1. Москвитин Б.А. Оборудование водопроводных и канализационных сооружений. ООО «ИД «Басет», 2011;
2. Жмаков Г.Н., Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения: М.:ИНФРА-М, 2015.