СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по анализу урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический и методический анализ. Указать тему урока, охарактеризовать её местоположение в общей системе других тем и уроков.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по анализу урока»

АНАЛИЗ УРОКА

I. Педагогический анализ урока

1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.

2. Организация урока:

а) тип урока; б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы; д) плотность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения; ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов; г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими; е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение к учителю; г) дисциплинированность и организованность; д) речь учащихся, их вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Анализ того, как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе.


II. Методический анализ урока

1. Основная учебная цель урока;

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков; б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью; в) достижение сопутствующих целей.

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья); б) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью); е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся); ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала); з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока; в) правомерность использования средств на данном этапе урока - на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки; г) эффективность использования средств в данном классе; д) грамотное использование и сочетание различных средств.

6. Использование различных методических приемов:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

V. Комплексный анализ урока

1. Анализ выполняемых учителем задач:

• как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;

• насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;

• в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;

• что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;

• насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;

• как осуществлялась связь теории с практикой;

• насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;

• применялись ли на уроке технические средства;

• что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2. Анализ воспитательного влияния урока:

• как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;

• что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому);

• каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

• педагогическая этика;

• внешний вид;

• умение «видеть» класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;

• умение определять типичные ошибки в работе школьников и устранять их;

• умение оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;

• умение быстро корректировать ход урока.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке:

• учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;

• работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);

• развитие речи учащихся;

• умение школьников применить теорию на практике.


Примерная схема самоанализа урока (занятия)


  1. Указать тему урока (занятия), охарактеризовать ее местоположение в общей системе других тем и уроков.

  2. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса.

  3. Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока.

  4. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствии дидактической цели.

  5. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи.

  6. Охарактеризовать кратко использованные в ходе урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способ организации деятельности детей.

  7. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке.

  8. Общий вывод по уроку, его оценка.



2