СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по информатике и ИКТ на тему "Информационные технологии"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по информатике и ИКТ на тему "Информационные технологии"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по информатике и ИКТ на тему "Информационные технологии"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Колледж экономики и предпринимательства»





«УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР __________ Свечников В.П.

«___»____________ 2016г.



МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ на тему: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления» 




По специальности:

40.02.03 «Право и судебное администрирование»

(специалист по судебному администрированию)

(1-курс)





Преподаватель: Салахбекова А.С.








Буйнакск 2016г.











ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ – ЭТО НЕ ЗНАНИЯ, А ДЕЙСТВИЯ.



ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ)
















ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:


«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления» 


Цель урока:


Общеобразовательная – обобщение и систематизация знаний по темам «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления» 


Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, познавательного интереса студентов


Воспитательная – воспитание чувства дружбы, здорового соперничества, умения работать в командах.


Задачи урока:

- систематизировать и обобщить ЗУН студентов при изучении тем «Позиционные, непозиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие», «Арифметические операции в двоичной системе счисления»;
-  развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность;


Формы и методы обучения:


Методы:  наглядный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.


Методы контроля:  устный, тестовый, практический.


Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Основные понятия и термины:

системы счисления, виды систем счисления (позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления.


Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала с игровыми элементами.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут


План урока:


  1. Организационный момент: “Подготовка к штурму” –5 мин.


  1. Основной этап (работа в командах): “Мозговой штурм” – 35 мин.



  1. Подведение итогов урока: “После штурма” – 5 мин.












































ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Подготовка к штурму: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед студентами, разбивка студентов на две команды – 5 мин.

II. Основной этап (работа в командах). Мозговой штурм – 35 мин.

II а) Разведка боем (интеллектуальная разминка) - 10 мин.

Студентам задаются вопросы, та команда, которая ответит первый, получает 1 балл.

итого:12 б


1.Какое количество цифр используется в десятеричной системе счисления: (10)


2.Почему в ЭВМ используется двоичная система счисления: (потому что составляющие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния)

3.Что такое система счисления: (знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов (цифр) некоторого алфавита)

4.Какая система счисления используется специалистами для общения с ЭВМ: (двоичная)

5.Все системы счисления делятся на две группы:(позиционные и непозиционные)

6.Если в записи чисел могут быть использованы только цифры 0 1 2 3 4 5 6 7, то такая система счисления называется … (восьмеричной)


7.Если в записи чисел могут быть использованы только цифры 0,1,2, то такая система счисления называется:(троичная)


8. В какой системе счисления, кроме цифр используются буквы латинского алфавита?(шестнадцатеричной)


9.Может ли одно и тоже число быть записано одинаково в разных системах счисления?(да)


10.Недостатком непозиционной системы счисления является (сложно выполнять арифметические операции)



11.Как выглядит число 22 в римской системе счисления: (XXII)


12. Знаки, используемые при записи чисел, называются … (цифрами)


II б) Мозговая атака 

Данное задание предполагает обобщить знания студентов по темам “Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления”, применить их на практике, а также умение работать в команде.


А) Записать число в развернутой форме и вычислить- 5 мин.


  1. 1)665,2510; 2)DCF, 3416 (1 команда)

  2. 3)357,438; 4)1100,12; (2 команда)



Ответы:


1) 665,2510= 6 *102 + 6 *101 + 5 * 100 + 2 * 10- 1 + 5 * 10-2

2) 1100,12 = 1* 23 + 1 *22 + 0 * 21 + 0 * 20 + 1 *2-1

3) 357,438 = 3*82+5*81 7 *80 +4 *8-1 + 3 * 8-2

4) DCF, 3416 = D * 162 + C *161 + F * 160 + 3 *16-1 + 4 * 16-2


(за правильный ответ: 2 б

итого: 4 б)

Б)Выполнить арифметические операции - 5 мин.


    1. 111,12 +110,102; (1 команда)


    1. 564,348 +27,528;(2 команда)



Ответы:


1) +111,12 2) + 564,348

110,102 27,528

1110,00 614,068

(за правильный ответ: 2 б

итого-2 б)


В) Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания-5 мин.


3510,  368,  100011,  012,  3C16  


(Ответ: 368, 3510, 100011,012, 3C16)


(за правильный ответ: 5 б

итого: 5 б)


Г) Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков - 5 мин.


0,555; 0,333; (1 команда)


0,1213; 0,453.(2 команда)



Ответы: 0,55510=0,1000112; 0,33310=0,0101012; 0,121310=0,0001112; 0,45310=0,01110012.



(за правильный ответ: 2 б

итого: 4 б)



Д) Кроссворд - 10 мин.


Команды получают 1 балл за каждый правильный ответ.

итого: 10 б































Вопросы к кроссворду:


  1. 1. Какой системе счисления может быть записано число 420? (Пятеричная)

  2. 2. Самая Древняя система записи чисел? ( Единичная)

  3. 3. Какая система счисления используется специалистами для общения с ЭВМ? (Двоичная)

  4. 4. Правило отображения одного набора объектов или знаков в другой набор знаков без потери информации. Чтобы избежать потерь информации, это отображение должно быть таким, чтобы можно было всегда однозначно возвратиться к прежнему набору объектов и знаков? ( Код)

  5. 5. Основное понятие математики, которое обычно означает либо количество, размер, вес и тому подобное, либо порядковый номер, расположение в последовательности, код, шифр и тому подобное? (Число)

  6. 6. Специальные графические знаки, используемые для представления и записи чисел. Например, число 256 состоит из трех цифр 2, 5 и 6, число 16 состоит из двух цифр 1 и 6, а число 0 – из одной цифры 0. (Цифра)

  7. 7. Представление, моделирование одного набора знаков другим с помощью кода. Кодовая таблица – это соответствие между набором знаков и их кодами, обычно разными числами? (Кодирование)

  8. 8. Позиционной системы счисления называется последовательность чисел, каждое из которых задает количественное значение или «вес» каждого разряда? ( Базис)

  9. 9. Структурный элемент представления чисел в позиционных системах счисления? ( Разряд)

  10. Совокупность цифр и букв, с помощью которых записываются числа?

( Алфавит)









2



4



1





5

7

3

8

6

9

10


























Е) Ребусы - 5 мин.


,

(Дисплей)









(Монитор)











% С Р(Процессор)







н р= (Сканер)



,, 12 14

А (Графика)

,, 12 ,

(Клавиша)





(Клавиша)



КС,,

(Пиксель)















(Колонки)










(за правильный ответ: 1 б

итого-8 б)


III. Подведение итогов, д/з (10 м)

1. Подсчет баллов:

Максимальное количество баллов за урок – 45

«5» - 40-45 баллов
«4» - 30-39 баллов
«3» -23-29 баллов


3.  Итог:
        - Какое задание было самым интересным? 
        - Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? 
        - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? 
        - Какие задания вы считаете самыми интересными и какие  задания можете предложить по данной теме? 
  

  1. Задание на дом: повторить изученный материал.









Таблица 1

Учет зачетных баллов команд, участвующих в штурме


Конкурсы

1 команда

2 команда

Устный опрос



Мозговая атака

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)



Общее количество баллов