СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе»

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИСТЕТА»


(ОП «Колледж ЛГПУ»)




Сафонова И.В., Полякова Е.В.





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ



Методические указания содержат требования к реферату,

методику работы с литературой, правила оформления.

























ЛУГАНСК

2020

Рассмотрена и одобрена

цикловой комиссией общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин



Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.



Председатель цикловой комиссии

_________ С.Н. Гонтарь





Составитель: Сафонова И.В., преподаватель ОП «Колледж ЛГПУ»

Полякова Е.В., преподаватель ОП «Колледж ЛГПУ»,

Цель данного пособия – помочь студентам в написании и оформлении реферата по дисциплинам общеобразовательного и профессионального цикла.

Методическое пособие по написанию и оформлению реферата включает в себя следующие разделы: структурные элементы реферата, особенности текста реферата, требования к оформлению и расположению текста реферата, правила оформления титульного листа, правила оформления содержания реферата, правила оформления основной части реферата, правила оформления заключительной части реферата, правила оформления списка литературы и сносок, требования к оформлению структуры реферата, правила защиты реферата.

Методическое пособие может быть использовано педагогическими работниками в качестве рекомендаций к самостоятельной учебной работе.

















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие требования к выполнению реферата………………………….4

  2. Структура реферата…………………………………………………........5

2.1 Требования к оформлению титульного листа……………………5

2.2. Оглавление……………………………………………………………5

2.3. Основные требования к введению………………............................5

2.4. Требования к основной части реферата…………………………..6

2.5. Требования к заключению………………………………………….6

2.6. Оформление библиографического списка литературы………...6

2.7. Приложения…………………………………………………………..7

  1. Оформление структуры реферата……………………………………...7

3.1. Общие требования…………………………………………………...7

3.2. Нумерация………………………………………………………….…8

3.3. Иллюстрации и таблицы…………………………………………....8

3.4. Ссылки………………………………………………………………...9

3.5. Цитаты………………………………………………………………...9

  1. Подготовка и порядок к защите………………………………………..9

  2. Советы студенту………………………………………………………….9

  3. Список литературных источников……………………………………10

  4. Приложение 1…………………………………………………………….11

  5. Приложение 2…………………………………………………………….12

  6. Приложение 3…………………………………………………………….13

























1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА

В колледже написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Реферат (нем. Referat, от лат. referre - докладывать, сообщать) письменная работа, посвященная рассмотрению отдельного аспекта проблемы и основанная на результатах изучения ограниченного числа литературных источников определенной тематики.

Работа над рефератом требует от студента ряда специфических навыков и умений, более глубоких исторических знаний по определенной теме:

  • навыка работы со специальным гуманитарным текстом (понимание содержания текста, анализ основных проблем книги, адекватное восприятие особой, зачастую трудно воспринимаемой, стилистики текста);

  • основ самостоятельного, творческого и критического мышления;

  • умения изложить проанализированный материал, а также свои мысли в связи с концепциями ученых прошлого и настоящего (здесь важно самостоятельно изложить материал, избежать идеологических ярлыков и т.п.).



Основными целями выполнения рефератов являются:

  • систематизация;

  • закрепление;

  • расширение теоретических знаний и практических навыков по истории;

  • применение этих знаний и навыков при решении конкретных учебных задач;

  • развитие навыков и умений индивидуальной деятельности студента.



Порядок подготовки письменной работы включает в себя несколько основных этапов:

  • выбор и согласование темы реферата;

  • определение цели и задачи работы и сроков его выполнения;

  • составление плана реферата;

  • подбор источников информации и изучение их содержания;

  • написание текста реферата и его редактирование;

  • оформление реферата: подготовка списка литературы, сноски, титульный лист, иллюстрации, приложения – представление (сдача) реферата.



К реферативным работам предъявляются ряд требований, важнейшими из которых являются следующие:

актуальность тематики;

использование новейших публикаций;

изучение и характеристика истории проблемы, степень ее изученности в литературе;

обобщение результатов, обоснование выводов.


2. СТРУКТУРА РЕФЕРАТА


Объем реферата должен составлять от 8 до 20 страниц текста, напечатанного на одной стороне листа, формата А 4, по ГОСТ 9327-60. В указанный объем входит табличный и иллюстрационный материал, количество которого определяется автором.

Текст реферата излагается в прошедшем времени от 3-го лица.



Реферативные работы включают в себя:

  1. титульный лист,

  2. оглавление,

  3. введение,

  4. основную часть (1-2-3 раздела),

  5. заключение,

  6. список использованных источников и литературы,

  7. приложения.



2.1. Требования к оформлению титульного листа.

Титульный лист (см. Приложение 1) содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, об авторе работы, научном руководителе, точное название темы.

  • наименование вышестоящей организации;

  • наименование организации исполнителя;

  • наименование работы;

  • наименование дисциплины;

  • наименование темы реферата;

  • курс обучения, номер группы, код и наименование профессии (специальности) ФИО исполнителя.


2.2. Оглавление (план) (см. Приложении 2.) - это путеводитель по реферату. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы.

План студент составляет самостоятельно, с учетом замысла работы. На основании плана реферата составляется содержание.

Его помещают вслед за титульным листом. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Против каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы.


2.3. Основные требования к введению.

Введение – важная часть реферата. В нем должна быть обоснована актуальность выбранной темы, дается оценка современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости ее исследования.

Обоснование актуальности выбранной темы – это, прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я выбрал эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». К тому же важно связать ее с современными проблемами Вашей профессиональной деятельности.

Во введении характеризуются новизна и актуальность темы, степень ее разработанности (историографический обзор), источники, на основе которых выполнена работа; формулируются цели и задачи работы. Объем введения не должен превышать 2 страниц.

2.4. Требования к оформлению основной части реферата.

Основная часть

В разделах основной части работы излагаются результаты анализа материалов, привлеченных автором по теме реферата.

Содержание реферата должно соответствовать его теме, цели и задачам. Последовательно раскрывайте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, объясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами, формулируйте мысли четко, просто, правильно и недвусмысленно, а также старайтесь логически структурировать текст.

В реферате надо высказывать свое отношение к тому, что рассматривается. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться, чтобы изложение материала было выразительным и литературно грамотным, избегать повторений и пустословия. К тому же необходимо придерживаться таких общих правил:

  • при упоминании в тексте фамилии обязательно перед ней ставить инициалы;

  • каждый раздел (пункт) начинать с новой страницы;

  • при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо ссылаться на источник;

  • таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.


2.5. Требования к заключению.

В заключении дается краткое обобщение всего изложенного в работе материала.

Объем заключения составляет около 10% от объема работы, для реферата – это около полутора страниц.

Заключение подводит:

а) итог работы, краткий еѐ анализ, основные выводы по всему реферату;

б) личное мнение по теме реферата

Заключение связывается с целью и задачами, написанными во введении реферата.

Также в заключение можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.

Заключение должно быть четким, понятным, конкретным, а по объему приблизительно таким, как введение.


2.6. Оформление библиографического списка литературы .

Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 (Основные правила библиографического описания).(Приложение 3)


Список используемой литературы завершает работу. Для него возможны следующие варианты заголовка:


1.Список используемых источников.

2. Библиографический список литературы.

В список вносятся только те источники, с которыми работал автор реферата.


Источники можно располагать в списке одним из следующих способов:

- в порядке упоминания их по тексту (наиболее удобный вариант для пользования);

- в алфавитном порядке по первой букве фамилий автора либо заглавия книги.



Порядок расположения источников следующий:

  • нормативные правовые документы;

  • книги;

  • печатная периодика;

  • справочные издания (энциклопедии, словари, справочники);

  • имена файлов источников, размещенных на электронных носителях локального доступа;

  • имена сайтов, на которых размещены тексты источников (электронные носители удаленного доступа или интернет - источники).


Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

Список должен составляться в соответствии с требованиями к порядку расположения источников информации.

Сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Список должен быть пронумерован арабскими цифрами с точкой.

Каждый источник может упоминаться только один раз.


Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики:

  • фамилия автора, инициалы;

  • название;

  • подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т.д.);

  • выходные сведения (место издания, издательство, год издания);

  • общее количество страниц в книге.




2.7. Приложения

Приложение является желательной, но не обязательной частью реферата. Приложения помещаются после «Списка использованных источников» и включает в порядке ссылок в тексте материалы, дополняющие основной текст, который способствует более полному раскрытию работы.

Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации, фото, словарь терминов, афоризмы и др.


3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ РЕФЕРАТА

3.1. Общие требования

Страницы текста работы, иллюстрации, таблицы и распечатки с компьютера должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60 (210х297 мм).

Работа должна быть выполнена с применением печатающих устройств компьютера на одной стороне листа белой бумаги. Используют шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал – 1,3 (1.5).

Текст работы следует оформлять, соблюдая размеры полей листа: левый – 25 мм, верхний, нижний - 20 мм., правый – 15 мм.

Текст реферата подразделяется на отдельные части (главы и параграфы).

Главы принято нумеровать римскими цифрами, а параграфы – арабскими.

Заголовки надо формулировать по возможности кратко, так, чтобы они раскрывали содержание главы, параграфа.

Заголовки глав печатают прописными буквами, параграфов - строчными.

В конце заголовка точку не ставят.

Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не рекомендуется.

В тексте реферата следует соблюдать общепринятые правила переносов и сокращений.

Работа должна быть написана логически последовательно, грамотно, научным или научно–популярным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица: "я считаю", "по моему мнению" т.п. Более предпочтительно использовать выражение "по мнению автора данной работы", "на наш взгляд" или в безличной форме "представляется, что...".

При упоминании в тексте фамилий (политических деятелей, ученых и др.) их инициалы ставятся перед фамилией (C.Ю. Витте, а не Витте С.Ю., как это принято в списках литературы).

Все страницы реферата должны иметь сквозную нумерацию. Номер страницы проставляется в верхней ее части (в середине или в правом верхнем углу) арабскими цифрами. На странице 1 (титульный лист) номер страницы не ставят.


3.2. Нумерация

Нумерацию страниц, разделов, рисунков, таблиц, формул проставляют арабскими цифрами без знака «№».

Используют шрифт Times New Roman, 12 пт.

Первой страницей работы является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц.

На титульном листе номер страницы не проставляется, на следующих страницах номер проставляется посредине верхнего колонтитула страницы без точки.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например 1.,2.,3.

В нумерацию подраздела (если таковой имеется) входит номер раздела и номер подраздела в этом разделе, разделенные точкой.

Например: 1.1, 1.2 Точку после второй цифры не ставят. Затем, в этом же ряду следует заголовок подраздела.


3.3. Иллюстрации и таблицы

К иллюстрациям относятся графики, схемы, диаграммы, карты, рисунки, которые необходимо представлять в работе непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, либо на следующей странице.

Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц.

Таблицы и рисунки, размеры которых больше формата А4, считают за одну страницу и размещают по тексту после упоминания, либо в приложениях.

Рисунки нумеруют в пределах каждого раздела работы двумя цифрами: номером раздела и порядковым номером рисунка, разделенные точкой.

Каждый рисунок должен иметь название. Слово «рисунок», его номер и название размещают под рисунком таким образом:

Рисунок 1.5. Организационная работа


Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, представленных в приложении) в пределах раздела.

В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы размещают надпись «Таблица», проставляют ее порядковый номер.

Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: «Таблица 2.3.» (третья таблица второго раздела).



3.4. Ссылки

ГОСТ 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка

Когда необходимы ссылки?

  • При цитировании чужого текста (научно-исследовательских работ, законодательных актов и т.д.);

  • При использовании чужих таблиц, формул, иллюстраций и т.д.;

  • При анализе какой-либо работы;

При написании работы слушатель обязан давать ссылки на источники, материалы либо отдельные результаты, приведенные в работе, которые освещены в открытых публикациях и литературе. Такие ссылки дают возможность отыскать документы и проверить достоверность сведений.

Ссылаться необходимо на последнее издание публикации. Подавляющее большинство источников должно быть новым и современным, опубликованными не позже, чем за последние пять лет.

Если используются ведомости, материалы монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, тогда в ссылке необходимо указать общее точное количество страниц источника.

В других случаях - указывают номер источника и страницу.

Ссылки по тексту работы приводят в квадратных скобках, сначала указывают номер источника из списка использованной литературы, а затем через запятую – страницу (страницы) в тексте оригинала, например, [2, с.145]; [4, с. 38-40].

Ссылки на иллюстрации указываются их порядковым номером например: «... взаимосвязь потоков изображена на рис. 1.2.»

Ссылки на формулы приводятся их порядковым номером в круглых скобках, например: « ... в формуле (3.5.).»

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

При этом слово «таблица» в тексте пишется сокращенно, например: « ... в табл. 1.2.» В случае повторных ссылок на таблицы и иллюстрации необходимо указать сокращенно слово «смотри», например: «...см. табл. 1.2.» или « ...см. рис. 3.5.»


3.5. Цитаты

Цитата должна полностью соответствовать подлиннику - сохранять все его особенности, в частности, орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения.

Цитата должна сопровождаться библиографической ссылкой (сноской), в которой указывается автор, год издания и страница.



4. Подготовка к защите и порядок защиты реферата

Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект). Порядок защиты реферата:

- Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

- Ответы студента на вопросы преподавателя.

- Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.


5. Советы студенту

На весь ответ отводится чаще всего около 15-20 минут.

При ответе преподавателю постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.

- Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно.

- Вступление должно быть очень кратким – 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).

- Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.

- Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.

- Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.

- Не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

- Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.

- Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы.


6. Список литературы

1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. - М.: Издво стандартов, 2003.- 57 с.

2. ГОСТ 7.9-1995 (ИСО 214-76) «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация»;

3. ГОСТ 7.12-1993 «Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;

4. ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»;

5. ГОСТ 7.0.5-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;

6. ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура»;

7. ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам».

8. ГОСТ 7.89-2005 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования».












Приложение 1

Титульный лист

Образец оформления титульного листа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИСТЕТА»


(ОП «Колледж ЛГПУ»)



рЕФЕРАТ

по дисциплине «Литература»

на тему: «Становление романтизма в творчестве А.С.Пушкина»



Выполнил студент

группы _________

Ф.И.О. студента

Проверил преподаватель

литературы

Ф.И.О. преподавателя

___________________

(дата,подпись)





Луганск 2020



Приложение 2




Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Название………..…………………………………………………………….....1

1.1. Название ……………………………………………………………………...1

1.2. Название………………………………………………………………………1

2. Название……………………………………………………………………...…1

2.1. Название……………………………………………………………………....1

2.2. Название……………………………………………………………………....1

Заключение………………………………………………………………………..1

Список использованной литературы…………………………………………….1

Приложения……………………………………………………………………….1
































Приложение 3

Пример оформления библиографии

Образец оформления списка использованной литературы

литературА

(данное слово пишется прописными буквами без точки в конце и располагают в середине строки,

затем между текстом и ЗАГОЛОВКОМ делается 2 межстрочных интервала)

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М.: Юридическая литература, 1993. – 77 с.

  2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос.Думой 8 дек. 1995 г. :по состоянию на 3 янв. 2001 г.] – СПб. : Victory: Стаун-кантри, 2001.- 94 с.

  3. Абалкин, Л.И. Заметки о российском предпринимательстве [Текст]. М.: Прогресс-Академия, 1994. 128 с. Библиогр.: с.122-125. – 2000 экз. - ISBN 5-3425-0223-2.

  4. Абалкин, Л.И. Роль государства в становлении и регулировании экономики [Текст] //Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 3-11.

  5. Агафонова, Н.Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов/ Н.Н.Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова; под общ. ред. А.Г.Калпина; авт.вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. И проф. Образования РФ. Моск. гос. юрид. Акад. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002, - 542 с. – Библиогр.: с.530-540. – 50000 экз. – ISBN 5-7975-0223-2.

  6. Антипова, И. Лояльность персонала приобретается корректностью [Электронный ресурс] / И. Антипова // Деловой Петербург. – 1998. – 5 октября. – М. : Информационное агентство Integrum, 1998 - . – Режим доступа : http://el.integrum.ru/nel/main.cgi. − Загл. с экрана.

  7. Россия в цифрах. 1995. Краткий статистический сборник [Текст] М.: Госкомстат России, 1995. - 354 с. – 3400 экз. - ISBN 5-4903-0627-1.

  8. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web -мастер Козлова Н.В. — Электрон, дан. — М.: Рос. гос. б-ка, 1997— . — Режим доступа: http :// www . rsl . ru , свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус, англ.

  9. Чезборо, Г. У. Стратегическое управление инновациями [Электронный ресурс] / Генри У. Чезборо, Дэвид Дж. Тис. – СПб. : Факультет менеджмента СПбГУ, 2004. – CD-ROM.