СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по математике. Использование компьютера на уроке математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект по математики для гранта "Наш новый учитель 2016"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по математике. Использование компьютера на уроке математики.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №143» Ново-Савиновского района г. Казани












Методическая разработка по математике.

Использование компьютера на уроке математики.













Грантополучатель:_____________________


Куратор______________________________



Директор МБОУ «школа №143»___________



МП

/Мухаметов Руслан Рустемович


/Денисова Светлана Викторовна


/ Евдокимова Светлана Петровна









Казань 2016-2017


Использование компьютера на уроках математики.


Информационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутри образовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

Основными целями информатизации образовательного процесса принято считать:

  • формирование общей компьютерной культуры

  • обучение детей грамотно использовать компьютер для решения различных прикладных задач

  • проведение красочных и интересных уроков

  • упрощение работы по подготовке документов

  • обеспечение объективного мониторинга уровня качества знаний

  • реализацию дистанционного образования и, как следствие, заинтересованность и мотивацию учащихся.

Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя;

  • частичная замена деятельности учителя;

  • использование дополнительного материала;

  •  использование тренинговых программ;

  •  использование диагностических и контролирующих материалов;

  •  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  •  использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  •  использование игровых и занимательных программ.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Возможности применения IT-технологий в образовательном процессе

Средствами IT-технологий можно хранить, оперативно искать, обрабатывать, продуцировать (моделировать, анализировать и выводить новую), передавать на любые расстояния и предъявлять в желаемом виде информацию больших объемов.

Грамотное применение современных информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Легкость в модификации обеспечивает адаптивность материалов к конкретным условиям (группам учащихся различных уровней развития, численности и возраста). При правильной методике использования средства IT-технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).


Остановимся на первой группе.

Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий. Следует заметить, необходима переориентация заданий в связи с наличием в глобальной сети множества готовых рефератов. Давать задания не просто на подготовку информации, но на ее анализ. Темы таких работ обычно выглядят как «Сравнение…», «Анализ…» и т.п. Другой пример использования сети Интернет -
ЯКласс — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis — тем самым, проблема списывания решена раз и навсегда.

Рассмотрим вторую группу.

ПК можно подключать на любой стадии урока, при подготовке к уроку или для анализа урока. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволяет поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении"). Мультимедийный проектор представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы. Возможно применение ПК для организации индивидуальной работы (выполнение упражнения или самопроверка своего решения). Неоценима помощь компьютера для учеников, по тем или иным причинам, пропустившим занятия для наверстывания пропущенных уроков. Для получения дополнительных и закрепления основных знаний учащийся может использовать всю мощь IT-технологий. Идея применения компьютеров для проведения различных видов тестирования не нова. Тест в руках педагога – удобный инструмент для почти моментального видения картины усвоения материала. Это особенно интересно для организации урока с одной или несколькими промежуточными коррекциями. При подготовке к уроку может использовать компьютер как универсальный источник информации. Глобальная компьютерная информационная сеть Интернет содержит множество электронных энциклопедии и учебников. Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер. Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся. Microsoft Excel – можно широко применять на уроках математики. С помощью данной программы можно строить графики элементарных и сложных функций, изучать графические способы решения уравнений и систем уравнений. ПК необходим в организации уроков-конференций ПК способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера (те же презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. С помощью компьютера можно создавать различный дидактический материал (тесты, карточки, самостоятельные и контрольные работы и т.д.), а также компьютерные презентации-лекции.

Но при отмеченных плюсах можно найти и отрицательные моменты.

Любая речь в записи усваивается гораздо хуже, чем «живая» речь учителя. Во время урока учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить пропущенное и внести необходимые пояснения. На первый взгляд, кажется, что чем качественнее презентация, чем красочнее она сделана, да если ещё она сделана со звуком, тем лучше дети должны усвоить материал. Но на следующем уроке учитель будет неприятно удивлен низким уровнем качества знаний. Поэтому, презентации использовать на каждом уроке нельзя – существует огромное количество других приемов и все их необходимо учитывать. При создании цифровых образовательных ресурсов у учителя уходит очень много времени на создание и оформление. Применение ПК на уроках (все рисунки, графики, таблицы и весь геометрический материал для внесения его в презентацию) требует от учителя уверенного знания компьютера. Значит, для этого учителю необходимо время на совершенствование своих возможностей в области использования компьютера Нехватки машинного времени для проведения интегрированных уроков. К отрицательным моментам в использовании цифровых образовательных ресурсов можно отнести также ухудшение здоровья, в общем, и зрения, в частности, как у учителей, так и у школьников, занимающихся длительное время компьютером.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Компьютерные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. С использованием компьютерных программ у учащихся повышается интерес к учебе, увеличивается эмоциональность восприятия, дети с интересом приступают к работе, активнее включаются в учебный процесс, что оказывает непосредственное влияние на результативность обучения. Использование богатых графических, звуковых и интерак­тивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмо­циональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося.



Литература.
  1. Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-9. – М.: Просвещение, 1986.

  2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972.

  3. Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н. , Шодиев Д.Ш. Физика-10. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Элементарный учебник физики под ред. Акад. Г.С. Ландсберга, том1. Механика. Теплота. Молекулярная физика.:М., 1995г.,

  5. 3. Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга1. 20-е изд., стереотип.-М.:Наука,1999.-224с.

  6. Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике. – М.: Просвещение 1977.

  7. «Учебный эксперимент по молекулярной физике и теплоте». Вып.6. Библиотека журнала «Физика в школе», 1995, вып.6.

  8. Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение 1992.

  9. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. – Под ред. А.А. Покровского. Т.1. – М.: Просвещение, 1998

















5