СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение программы Excel на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке предложена методика проведения урока математики с использованием программы Excel (предполагается наличие в классе компьютера и электронной доски) и приведены примеры, в которых показано, как подготовить варианты к заданиям по математике с помощью программы Excel.

Просмотр содержимого документа
«Применение программы Excel на уроках математики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

­­­­­


Применение программы Excel на уроках математики


учитель физики Ф.Т. Булатов


































В методической разработке предложена методика проведения урока математики с использованием программы Excel (предполагается наличие в классе компьютера и электронной доски) и приведены примеры, в которых показано, как подготовить варианты к заданиям по математике с помощью программы Excel.


с. Танковое, 2023 г.

Содержание


Введение

Подготовка вариантов в рабочей книге Excel

Пример №1. Алгебра. 7 класс. Тема урока: «Решение линейных уравнений с одним неизвестным».

Пример №2. Геометрия. 7 класс. Тема урока: «Построение прямой, проходящей через данную точку перпендикулярно данной прямой».

Функции рабочей книги Excel с вариантами

Методика проведения урока с помощью программы Excel

Рабочие книги Excel: примеры №1, №2.


Введение


Во время подготовки к уроку математики учителю часто приходится готовить варианты к стандартным заданиям из курса школьной программы. Обычно, учителя ограничиваются 2 - 4 вариантами для нескольких заданий. Естественно, возникает давно известная проблема списывания на уроке из-за того, что ученики не получают индивидуальные варианты заданий. Создание же вручную 10-20 вариантов, даже для одного задания, отнимает много времени. Данная проблема решается с помощью распространённой программы Excel. С помощью этой программы можно не только быстро и без ошибок создавать сотни вариантов для стандартных заданий, но и организовать динамичный урок, в котором задействованы все ученики класса. В методической разработке предложена методика проведения урока математики с использованием программы Excel (предполагается наличие в классе компьютера и электронной доски) и приведены примеры, в которых показано, как подготовить варианты к заданиям по математике с помощью программы Excel.


Подготовка вариантов в рабочей книге Excel


– чтобы подготовить варианты с помощью формул Excel, нужно вписать формулы генерирующие варианты к заданию в ячейки рабочего листа. Для генерирования новых вариантов, нужно нажать кнопку «произвести вычисления» на вкладке «формулы» ленты инструментов Excel.

– чтобы подготовить варианты с помощью среды программирования VBA, нужно написать программу на языке VBA (встроенный в Excel Бейсик). Также, VBA позволяет создавать интерактивную таблицу вариантов. Пользователь может вызвать процедуру, генерирующую новый вариант задания с ответом, а также открыть или закрыть ответ к заданию, нажав левую кнопку мыши на соответствующей ячейке рабочего листа.










Пример №1

Алгебра. 7 класс. Тема урока: «Решение линейных уравнений с одним неизвестным».


В примере №1 (см. снимок экрана на рис 1.), в задании 3 нужно решить уравнение

a x + b ( g x + h ) = c + d x.

a = 8, b = −9, g = 2, h = 5, d = 3, x = −9, c = 72 – это вариант задания 3 для ученика 1.

Числа a, b, g, h, d и x вычисляются с помощью встроенной в Excel функции генерирования случайных чисел. Число c вычисляется по формуле

c = a x + b ( g x + h ) − d x.

Затем в ячейку листа, соответствующую заданию, выводится текст

8x − 9( 2x + 5 ) = 72 + 3x,

а в ячейку ответа выводится число −9.


рис. 1











Пример №2

Геометрия. 7 класс. Тема урока: «Построение прямой, проходящей через данную точку перпендикулярно данной прямой».


В примере №2 (см. снимок экрана на рис 2.) задание формулируется следующим образом:

1) Провести прямую L1 через точки A и B.

2) Провести прямую L2 через точку C перпендикулярно прямой L1.

3) Измерить в миллиметрах расстояние d от точки C до прямой L1.

Допустимая ошибка: 3мм. Масштаб: 1ед = 1см.

Координаты точек A, B и C вычисляются с помощью встроенной в Excel функции генерирования случайных чисел, а расстояние d находится по формулам

a = By – Ay,

b = Ax – Bx,

c = Bx ∙ Ay – Ax ∙ By,

d = 10∙Abs( a ∙ Cx + b ∙ Cy + c ) / Sqr( a ∙ a + b ∙ b).

Ученики 2, 17, 18 выполнили это задание два раза. Новый вариант генерируется после нажатия левой кнопки мыши на ячейке, соответствующей номеру ученика.

рис. 2










Функции рабочей книги Excel с вариантами



С использованием формул Excel

С использованием VBA

Генерирование сотен вариантов к каждому заданию.

да

да

Генерирование нового варианта для отдельного ученика (для отдельной строки активного листа Excel).

нет

да

Уникальность сгенерированных вариантов поддерживается автоматически (программно).

нет

да

Интерактивное взаимодействие с пользователем. Генерирование новых вариантов и открытие/закрытие ячеек с ответами нажатием кнопки мыши на ячейках рабочего листа.

нет

да

Копирование рабочего листа (для каждой группы учащихся создаётся свой лист Excel с вариантами).

да

да


Методика проведения урока с помощью программы Excel


Методика проведения урока с помощью программы Excel позволяет

1) Мгновенно получать уникальный вариант с ответом к каждому заданию для каждого ученика

2) Задействовать в решении задач всех учеников


План проведения урока

1) Учитель объявляет текущую тему урока и цель урока – научиться решать определённую задачу стандартного типа. Ученики переписывают пример подробно выполненного задания с электронной или обычной школьной доски. Учитель объясняет, как решается задача и отвечает на вопросы учеников. (10 минут).

2) Каждый ученик переписывает данные своего варианта задания с электронной доски и приступает к решению. Выполнив задание, ученик поднимает руку и говорит ответ. Учитель открывает соответствующую ячейку ответов (при условии полного и правильного оформления решения задачи). Если ответ неправильный, то ячейка с ответом закрывается и генерируются новые данные задания, до тех пор, пока ученик не выполнит задание правильно. При необходимости учитель проверяет в тетради ученика ход выполнения задания. Если ответ правильный, то учитель так же может запустить процедуру генерирования нового варианта или же может дать ученику задачи на пятёрку из задачника по математике для самостоятельного решения. (30 минут).

3) В конце урока учитель напоминает ученикам тему урока и цель урока – научиться решать определённую задачу стандартного типа.

4) Учитель переводит полученные баллы в школьные оценки и выставляет их в электронный школьный журнал.


Рабочие книги Excel с вариантами (примеры №1, №2) можно загрузить с drive.google.com по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1hQZ0SyevDO3QpA3td13awFusmONJo5Tn/view?usp=sharing


Инструкция пользователя

1) В параметрах Excel включить «Все макросы» и «Доверять доступ к объектной модели проектов VBA».

2) Чтобы пересчитать одну строку таблицы, нажмите левую кнопку мыши на первой ячейке этой строки (в первом столбце).

3) Чтобы пересчитать всю таблицу, нажмите левую кнопку мыши на ячейке A1.

4) Чтобы открыть/закрыть ячейку ответов, нажмите на ней левую кнопку мыши.