СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по проведению урока на тему "Квадрат"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по проведению урока на тему "Квадрат"»

Урок: Математика

Класс: 2

Тема: Квадрат

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о понятии «квадрат» в процессе решения геометрических задач.

Задачи:

Обучающая: моделировать ситуации, раскрывающие свойства квадрата в процессе решения геометрических задач.

Развивающая: развивать словесно-логическое мышление, память, внимание и коммуникативные способности посредством выполнения учебных заданий.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учебному процессу посредством выполнения учебных заданий.

Предметные результаты: знать определение понятия «квадрат», знать свойства квадрата, уметь отличать квадрат от других геометрических фигур.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, работать в парах; проявлять инициативу и активность на уроке.

Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.

Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Личностные: положительно относятся к процессу обучения.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы.























I. Актуализация знаний учащихся.

У: Посмотрите внимательно на эти фигуры.

(Учитель выводит на экран изображение)

У: Какие геометрические фигуры здесь изображены?

О: Треугольник, круг, прямоугольник.

У: Как называется жёлтая фигура?

О: Это треугольник.

У: В чём особенность треугольника?

О: У него 3 стороны и 3 угла.

У: Что мы можете сказать о зелёной фигуре? Как она называется?

О: Это прямоугольник.

У: В чём его особенность?

О: У него 4 стороны и 4 прямых угла.

У: Как называется красная фигура?

О: Эта фигура называется круг.

У: Как вы думаете, какая фигура здесь «лишняя»? Почему?

О: Круг. Потому что у него нет сторон и нет углов.

У: Посмотрите внимательно на эти картинки.



У: Что на них изображено?

О: Домик, машина и елочка.

У: Из каких геометрических фигур состоит домик?

О: Прямоугольники, треугольник и круги.

У: А из каких геометрических фигур состоит машина?

О: Прямоугольники, 2 круга и треугольник.

У: Из каких фигур состоит ёлочка?

О: Треугольники и прямоугольник.

У: А кто-нибудь из вас знает ещё одну фигуру, которая есть на всех этих рисунках? Она представлена в виде ствола ёлочки, окна в машине, и домика без крыши…

О: Квадрат.

У: А можете ли вы назвать определение квадрата?

О: Нет.

У: Почему?

О: Мы не знаем его, потому что это не проходили.

II. Постановка цели и задач урока.

У: Раз мы с вами пока не можем ответить на этот вопрос, мы должны найти на него ответ на сегодняшнем уроке.

У: Итак, что же мы должны узнать сегодня на уроке?

О: Мы узнаем определение квадрата, узнаем его свойства.

У: Отлично, это наши с вами задачи на урок.

У: А какова тема нашего урока?

О: Квадрат.

III. Открытие нового знания.

У: Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая. Вы когда-нибудь читали математические сказки?

У: Ту, что я прочитаю, называется «Родственники». Глазки на меня поднимите и внимательно послушайте.

У: Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом.

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

(Учитель выводит на экран изображение)

У: Посмотрите на слайд, какая это фигура?

О: Квадрат.

У: На какую фигуру он похож?

О: На прямоугольник.

У: Чем похожа эта фигура на прямоугольник?

О: У него все углы прямые.


У: Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.

У: Узнали, дети?

О: Это прямоугольник.

У: Почему он так называется?

О: У него углы прямые.


У: Квадрат спрашивает у Прямоугольника:

- А мы не родственники с тобой?

– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.


У: Давайте поможем фигурам найти такие признаки.

О: У фигур четыре угла; все углы прямые; они имеют по 4 стороны; их противоположные стороны равны.

У: Посмотрите на них внимательно.

У: А какая же у них общая фамилия?

О: Прямоугольники.

У: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

IV. Первичное закрепление.

У: Что же такое квадрат?

О: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

У: Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебники на странице 34. Прочитайте правило.

У: Правильно мы сделали вывод?

О: Да.

У: А где в жизни нам встречаются предметы в форме квадрата? Назовите их.

У: Посмотрите на номер 1. Прочитайте задание.

У: Что нам необходимо сделать, чтобы понять, что эти фигуры прямоугольники?

О: Нам необходимо приложить прямой угол к каждому углу фигуры и проверить, совпадает ли он.

У: Отлично, приступаем.

У: Какие фигуры являются прямоугольниками? Назовите их номера.

О: Фигуры под номерами 1, 2, 3, 4.

У: Отлично. Выполним номер 2. Прочитайте задание.

У: Что нам нужно сделать, чтобы убедиться, что у фигуры равные стороны?

О: Мы можем измерить их с помощью линейки.

У: Отлично, отступите от классной работы 1 клетку. В этой строчке нужно записать номера фигур. Пишите аккуратно, для каждой цифры своя клеточка. Между цифрами расстояние в 1 клетку.

У: Какие цифры вы записали в тетради?

О: 1 и 4.

У: Совершенно верно. Выполним номер 3. Прочитайте задание.

У: Что нам необходимо сделать?

О: Начертить квадрат и найти его периметр.

У: Кто нам напомнит, что такое периметр?

О: Периметр - это сумма длин всех сторон.

У: Значит, как нам найти периметр квадрата?

О: Сложить все длины его сторон.

У: Отступите от предыдущей строки 2 клетки вниз и 2 клетки в сторону. Начинайте чертить с этого места.

У: С какого деления на линейке мы отмеряем 4 см?

О: С 0 см.

У: Какой периметр у вас получился?

О: Периметр квадрата 16 см.

У: Верно!

V. Самостоятельная работа.

У: Настало время поработать самостоятельно. Я раздам вам конверты с геометрическими фигурами. Ваша задача составить из них квадрат. Кто закончит, поднимает руку, я подхожу и проверяю.

У: И ещё одно задание для вас, посмотрите в учебнике на поля. Ваша задача начертить такой же квадрат. Кто закончит, поднимает руку, я подхожу и проверяю.

VI. Рефлексия

У: Итак, ребята, напомните, как называлась тема нашего урока?

О: Квадрат.

У: На слайде вы видите утверждения, связанные с нашей темой урока.

1. Любой квадрат – это прямоугольник.

2. Любой прямоугольник – это квадрат.

3. Любой четырёхугольник – это

многоугольник.

У: Скажите, какие из утверждений верные?

О: Верные утверждения под цифрами 1 и 3.

У: Как звучит определение квадрата?

О: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

У: Скажите, остались ли у вас какие – то трудности? Вам всё понятно?

У: Оцените свою работу на уроке и наш урок с помощью цветных карандашей.

Зелёный карандаш - вам понравился урок, вы хорошо работали

Желтый карандаш - урок вам понравился, но вы плохо работали.

Красный карандаш – вы затруднялись, урок не понравился.