МБОУ "Косолаповская СОШ"
Родной язык. 2 класс.
Сафрошина Л.А.
Тема: Любишь кататься, люби и саночки возить.
Цель:
Создать условия для расширения знаний учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов.
Задачи:
Обучающие: обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость;
Развивающие: развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве;
Воспитательные: воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.
Ход урока.
I. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
- работа на доске.
Прочитайте. Найдите начало и конец пословицы.
Кашу маслом не испортишь с ним каши не сваришь любишь кататься, люби и саночки возить.
О чем мы говорили с вами на прошлых уроках. Объясните смысл пословиц. Какая из пословиц новая.
- постановка учебной задачи.
Что она обозначает?
Просмотр мультфильма С.Михалков "Любишь кататься, люби и саночки возить".
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Спишите пословицу по памяти. Это и будет тема нашего урока. Проверьте с доски. Если у вас все правильно поставьте на полях 1. и!, если есть ошибки +, а если неправильно - .
- А вы знаете, почему известные нам всем санки так названы?
- Как думаете, на чем катались дети 150,100 лет назад?
- Какую цель мы можем перед собой поставить? (узнать новое о санках, какие были раньше, почему так называются)
(на доске слова УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ…) Очень много интересных мыслей и идей, чему мы научимся на уроке. Да, узнаем, что такое санки, какие санки были раньше.
- По скользкой горе взбираться вверх ох как нелегко. Да и сани мешают, вниз тянут. А ведь залезть на самую макушку так хочется, чтобы оттуда, уже с ветерком, стрелой слететь к подножию под восторженные крики друзей-товарищей! И все понимают, что усилия стоят того, чтобы снова и снова получить удовольствие от спуска. Вот и смысл нашей пословицы!
3. Работа по теме.
-Что такое санки? Почему они так называются?
В древнерусском языке было слово сань. Так называли змею. Сани на змею, конечно, не похожи. ( слайд 1)А вот след ползущей змеи и следы санных полозьев похожи. Может быть, поэтому сани и получили своё «змеиное» название.
( слайд 2) Сани – самое древнее средство передвижения, повозка на полозьях.
Полозья и ползти – слова-родственники. Полозья скользят по земле, ползут, в отличии от колеса, которое катится.
Так давайте же сейчас узнаем, на чем катались дети много лет назад. Найдите и подчеркните эти слова.
- чтение текстов. (листочки на партах, работа в паре)
1. … Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу.
(Н. Некрасов, 1863г.)
2. Никита опустил скамейку на снег, сел на неё верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, всё вниз, как стрела. И вдруг, там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише, тише и стала.
Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, завязая по колено. Он подумал, что ни у кого из мальчишек нет такой чудесной скамейки.
(А. Н. Толстой, 1920г.)
3. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернулись санки
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
(И. Суриков, 1866г.)
Физкультминутка. Кто выполнит, встаньте.
Проверим. Читаем вслух. Можно с листочка, можно со слайда. (Слайд 3, 4, 5) Остальные следят. В стихотворении Сурикова написано качусь и качуся, как вы думаете какой вариант сейчас правильный?
Какие слова вы подчеркнули, на чем катались дети более 100 лет назад. Оцените себя. Если у вас все правильно поставьте на полях 2. и!, если есть ошибки +, а если неправильно - .
Посмотрите (слайд 6), вот на чем катались с горы.
Ледянка – удобное лукошко, которое на морозе поливалось водой и делалось скользким.
Скамейка – удобное сиденье в виде доски, нижняя часть обмазывалась навозом и обливалась водой на морозе.
Рулетка – названа так, потому что имеет руль, которым можно управлять всей конструкцией.
Санки – повозка на полозьях.
Лодейка – средство для катания с гор в виде ладьи, то есть с утонченным носом.
Катулька – обычная деревянная доска для катаний.
А на чем катаются с горки сейчас?
- Из текста выпишите слова и выражения, которые говорят о том, что герои катались с горы очень быстро.
Проверяем со слайда. Оцените себя. Если у вас все правильно поставьте на полях 3. и!, если есть ошибки +, а если неправильно - .
Физкультминутка. Кто выполнит, встаньте.
4.Рефлексия.
О чем сегодня мы говорим весь урок? ( о санях)
Вы оценивали себя сами. Поднимите руку, кто поставил за 3 задания !, у кого стоит ! и +. У всех тетради посмотрю, увижу кто как поработал.
5. Включение в систему знаний и повторение.
А сейчас проверю какими внимательными вы были на уроке.
Подчеркни правильные ответы.
1Самое древнее средство передвижения?
Машина, сани, самолёт
2. Что обозначает в древнерусском языке слово "сань"?
снег, Саша, змея
3. Выбери выражения, которые обозначают, что с горы катятся быстро
летела стрелой, черепашьим шагом,
кубарем качусь, ногу за ногу
4. Средство передвижения с рулём для катания с горы - это....
Катулька, рулетка, салазки
5. Продолжи пословицу.
Любишь кататься, ...
люби и саночки возить, готовь саночки, люби и снег лепить
6. Продолжи пословицу.
Готовь сани летом,
и зимой, и шубу тоже, а телегу зимой.
Я все проверю и поставлю вам отметки за урок.
- Работа над скороговоркой.
Давайте о санях скажем скороговоркой.
В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами.
6. Домашнее задание.
Какая пословица в тестировании вызвала затруднение. узнать смысл пословицы и нарисовать её.