СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе проведения урока по родному русскому языку на тему "Любишь кататься, люби и саночки возить" используются разнообразные методики и материалы, направленные на активизацию учебного процесса и повышение мотивации учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по родному русскому языку»


МБОУ "Косолаповская СОШ"

Родной язык. 2 класс.

Сафрошина Л.А.

Тема: Любишь кататься, люби и саночки возить.

Цель:

Создать условия для расширения знаний учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов.

Задачи: 

Обучающие: обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость;

Развивающие: развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве;

Воспитательные: воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа; формировать положительно-эмоциональный настрой.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

- работа на доске.

Прочитайте. Найдите начало и конец пословицы.

Кашу маслом не испортишь с ним каши не сваришь любишь кататься, люби и саночки возить.

О чем мы говорили с вами на прошлых уроках. Объясните смысл пословиц. Какая из пословиц новая.

- постановка учебной задачи.

Что она обозначает?

Просмотр мультфильма С.Михалков "Любишь кататься, люби и саночки возить".

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Спишите пословицу по памяти. Это и будет тема нашего урока. Проверьте с доски. Если у вас все правильно поставьте на полях 1. и!, если есть ошибки +, а если неправильно - .

- А вы знаете, почему известные нам всем санки так названы?

- Как думаете, на чем катались дети 150,100 лет назад?

- Какую цель мы можем перед собой поставить? (узнать новое о санках, какие были раньше, почему так называются)

(на доске слова УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ…) Очень много интересных мыслей и идей, чему мы научимся на уроке. Да, узнаем, что такое санки, какие санки были раньше.

- По скользкой горе взбираться вверх ох как нелегко. Да и сани мешают, вниз тянут. А ведь залезть на самую макушку так хочется, чтобы оттуда, уже с ветерком, стрелой слететь к подножию под восторженные крики друзей-товарищей! И все понимают, что усилия стоят того, чтобы снова и снова получить удовольствие от спуска. Вот и смысл нашей пословицы!

3. Работа по теме.

-Что такое санки? Почему они так называются?

В древнерусском языке было слово сань. Так называли змею. Сани на змею, конечно, не похожи. ( слайд 1)А вот след ползущей змеи и следы санных полозьев похожи. Может быть, поэтому сани и получили своё «змеиное» название.

( слайд 2) Сани – самое древнее средство передвижения, повозка на полозьях.

Полозья и ползти – слова-родственники. Полозья скользят по земле, ползут, в отличии от колеса, которое катится.

Так давайте же сейчас узнаем, на чем катались дети много лет назад. Найдите и подчеркните эти слова.

- чтение текстов. (листочки на партах, работа в паре)

1. … Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная»

Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки – и Саша в снегу.

(Н. Некрасов, 1863г.)

2. Никита опустил скамейку на снег, сел на неё верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, всё вниз, как стрела. И вдруг, там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише, тише и стала.

Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, завязая по колено. Он подумал, что ни у кого из мальчишек нет такой чудесной скамейки.

(А. Н. Толстой, 1920г.)

3. Вот моя деревня,

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернулись санки

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

(И. Суриков, 1866г.)

Физкультминутка. Кто выполнит, встаньте.

Проверим. Читаем вслух. Можно с листочка, можно со слайда. (Слайд 3, 4, 5) Остальные следят. В стихотворении Сурикова написано качусь и качуся, как вы думаете какой вариант сейчас правильный?

Какие слова вы подчеркнули, на чем катались дети более 100 лет назад. Оцените себя. Если у вас все правильно поставьте на полях 2. и!, если есть ошибки +, а если неправильно - .

Посмотрите (слайд 6), вот на чем катались с горы.

Ледянка – удобное лукошко, которое на морозе поливалось водой и делалось скользким.

Скамейка – удобное сиденье в виде доски, нижняя часть обмазывалась навозом и обливалась водой на морозе.

Рулетка – названа так, потому что имеет руль, которым можно управлять всей конструкцией.

Санки – повозка на полозьях.

Лодейка – средство для катания с гор в виде ладьи, то есть с утонченным носом.

Катулька – обычная деревянная доска для катаний.

А на чем катаются с горки сейчас?

- Из текста выпишите слова и выражения, которые говорят о том, что герои катались с горы очень быстро.

Проверяем со слайда. Оцените себя. Если у вас все правильно поставьте на полях 3. и!, если есть ошибки +, а если неправильно - .

Физкультминутка. Кто выполнит, встаньте.

4.Рефлексия.

О чем сегодня мы говорим весь урок? ( о санях)

Вы оценивали себя сами. Поднимите руку, кто поставил за 3 задания !, у кого стоит ! и +. У всех тетради посмотрю, увижу кто как поработал.

5. Включение в систему знаний и повторение.

А сейчас проверю какими внимательными вы были на уроке.


Подчеркни правильные ответы.

1Самое древнее средство передвижения?

Машина, сани, самолёт

2. Что обозначает в древнерусском языке слово "сань"?

снег, Саша, змея

3. Выбери выражения, которые обозначают, что с горы катятся быстро

летела стрелой, черепашьим шагом,

кубарем качусь, ногу за ногу

4. Средство передвижения с рулём для катания с горы - это....

Катулька, рулетка, салазки

5. Продолжи пословицу.

Любишь кататься, ...

люби и саночки возить, готовь саночки, люби и снег лепить

6. Продолжи пословицу.

Готовь сани летом,

и зимой, и шубу тоже, а телегу зимой.


Я все проверю и поставлю вам отметки за урок.

- Работа над скороговоркой.

Давайте о санях скажем скороговоркой.

В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами.


6. Домашнее задание.

Какая пословица в тестировании вызвала затруднение. узнать смысл пословицы и нарисовать её.