СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку по теме: "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку по теме: "Имя числительное" для 4 - го класса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку по теме: "Имя числительное"»

План-конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Дата проведения: 29.02.2024

Тема урока: «Имя числительное»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первоначальному закреплению представлений об имени числительном как части речи

Задачи:

-дидактические:

  1. Познакомить с определением «Числительное»

  2. Создать условия для знакомства с видами числительных по значению

  3. Формировать умение находить порядковые и количественные числительные в предложениях

- развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о том, какие бывают числительные по значению

  2. Развивать познавательную активность детей при изучении видов числительных по значению, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении имени числительного как части речи

  3. Способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке

- воспитательные:

  1. Воспитывать потребность к объективному самооцениванию

  2. Воспитывать культуру общения при выполнении парных заданий при изучении числительных

  3. Воспитывать культуру общения при изучении имени числительном как части речи

Планируемые результаты:

- предметные:

  1. Знают, что такое числительное

  2. Знают, какие бывают числительные по значению

  3. Умеют находить порядковые и количественные числительные в предложениях

- метапредметные:

  1. Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о том, какие бывают числительные по значению

  2. Познавательные: осознают познавательную задачу; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного; делают выводы в результате совместной работы всего класса при изучении числительного как части речи

  3. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия.

- личностные:

  1. Объективно оценивают свои достижения на уроке;

  2. Осознают познавательную задачу; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного; делают выводы в результате совместной работы всего класса

  3. Осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время изучения имени числительного как части речи

Ресурсы: Учебник по русскому языку (4 класс, 2 часть Иванов С. В., Кузнецова М. И. «Начальная школа XXI века») проектор, карточки, презентация.

Организация пространства фронтальная, индивидуальная, парная

Структура урока

  1. Организационный этап (Экран, слайд «Эмоциональный настрой»)

- приветствие, знакомство;

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ильсия Раифовна, и сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

- эмоциональный настрой к уроку;

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Там написана цитата. Давайте мы её вместе с вами прочитаем: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы понимаете значение этого высказывания? Да, верно, одному справиться с любым делом возможно. Но если же привлечь еще другого человека, то работа будет выполняться быстрее, а результат будет даже лучше, чем в работе одного человека. Давайте и мы сегодня потрудимся вместе, чтобы получить новые знания.

- проверка готовности к уроку (гигиенические требования к письму: правильно сели, правильно взяли ручку, правильно положили тетрадь);

- А теперь давайте проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Ручка, учебник, тетрадь. У всех все на месте? Молодцы. Сели правильно, проверили как мы сидим.

- Ребята, наш урок мы начнем с минутки чистописания, и чтобы подготовить наши пальчики к письму, мы сначала проведём пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной.

Из гнезда торчат

Клювы маленьких стрижат.

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

- А теперь откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, правильно возьмите ручку, спинки выпрямите. Пропускаем 2 строчки, оставляя с края немного места, и пишем на третьей строчке. Запишите число: «Двадцать девятое февраля. Классная работа. И запишите девиз нашего урока.

II. Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости)

- Ребята, мне сказали, что вы очень умные и внимательные ребята, это так? Давайте мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам решить задание для проверки усвоения материала прошлого урока. Сейчас я хочу проверить как хорошо вы знаете части речи. Сейчас возьмите листочки под номером 1 и в парах напишите, про какую часть речи говорится в данных предложениях. Всем понятно? Тогда можете приступать.

  1. Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния предмета и т.д.? (Существительное)

  2. Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными (Глагол)

  3. Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной (Прилагательное)

- Я вижу, что многие уже закончили, давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте пожалуйста то, что вы написали.

- У кого не было ошибок, вы большие молодцы. У кого были ошибки, вам нужно быть немного повнимательнее.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности (Экран, слова - карточки; презентация)

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, я убедилась в том, что вы хорошо знаете части речи. Но сейчас я хочу узнать, умеете ли вы их определять. Для этого на доске вы видите слова. Прочитайте их.

Спать, ты, яблоко, красивый, хороший, я, гулять, пять

- Теперь я хочу, чтобы вы определили к какой части речи относятся данные слова. Все ли слова мы смогли отнести к частям речи? Верно, последнее слово осталось. Что обозначает данное слово? Знаете ли вы, как называется эта часть речи? Ребята, языковеды назвали данную часть речи числительное

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Итак, как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? Верно, ребята. Цель нашего урока: узнать, что такое имя числительное

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Я принимаю ваши ответы и немного хочу скорректировать их. Предлагаю назвать тему нашего урока «Имя числительное» Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с именем числительным

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала) (Слайд, раздаточный материал, презентация, учебник, листы самооценивания)

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Для того, чтобы добиться поставленной цели нам надо определить последовательность действий на уроке, то есть определить то, чем мы будем заниматься на уроке. Для этого вам нужно сопоставить начало и конец предложений.

1. Узнаем, что такое имя числительное

2. Узнаем, какие бывают числительные по значению

3. Научимся находить порядковые и количественные числительные в предложениях

- У вас на партах лежат листки под номером 2, это листы самооценивания. В течение урока мы будем к ним обращаться и оценивать свою работу.

2.Поиск решения («открытие» нового знания).

- Итак, ребята. Посмотрите на доску. Там у нас записаны слова, прочитайте их, пожалуйста.

Шесть котов, шестой номер, пять тарелок, пятый дом

- Итак, какой вопрос можно задать к данным словосочетаниям? Что же обозначают данные слова? Верно, они обозначают количество предметов и их порядок при счёте.

- Как вы думаете, что такое имя числительное? Что называет данная часть речи? Попробуйте сформулировать определение своими словами. Имя числительное – это часть речи, которая называет…

- Спасибо за ваши ответы. Давайте сверим наши предположения с определением из учебника. Откройте его на странице 84 - ой и прочитайте правило до слова ДОМ.

- Отлично.

- Возьмите листы самооценивания и прочитайте первый пункт. Как он звучит? Если вы считаете, что мы его выполнили, то ставим «плюс», а если остались вопросы, то ставим «вопросительный знак». Их пока уберите на край парт.

- Ребята, сейчас посмотрите на экран и прочитай все слова, которые там записаны. Прочитай, пожалуйста. Давайте мы попробуем задать вопросы к данным словам.

Седьмой, тринадцать, первый, тринадцатый, семь, один, второй, девятый, три

- Какие два вопроса вы задали? Верно, какой и сколько?

- Как вы думаете, как называются числительные, к которым мы можем задать вопрос КАКОЙ? Они называются порядковые. Они обозначают порядок предметов при счете. Попробуйте привести мне свои примеры. Спасибо.

- А как вы думаете, как же будут называться числительные, к которым мы можем задать вопрос СКОЛЬКО? Верно, они называются количественные. Они обозначают число или количество. Приведите мне свои примеры. Отлично. Давайте теперь мы сверим всё, что только что узнали с информацией из учебника. Для этого посмотрите на страницу 84. Прочитай пожалуйста, что там написано.

-Молодцы. Сейчас давайте вместе посмотрим упражнение 1. Прочитай пожалуйста, что нам необходимо сделать. Отлично. Запишите в тетрадях номер упражнения. Одного человека я порошу выйти к доске и выполнять данное задание на доске. Выйди, пожалуйста к доске. Запишите вопросы числительных. Слева напишите СКОЛЬКО, а справа напишите КАКОЙ. Записали? Отлично. Прочитайте первое числительное. Восемь. Куда мы его с вами запишем. В какой столбик? Верно, в первый. Запишите.

- Вы все огромные молодцы.

- Мне кажется вы слегка устали, давайте проведём физкультминутку, чтобы дать нашим пальчикам отдохнуть (Физкультминутка)

  1. Первичное закрепление

- Итак, сейчас вы немного поработаете индивидуально. Для этого откройте учебники на странице 85 и посмотрите упражнение 3. Вам сейчас необходимо прочитать внимательно текст. Найти числительные, подчеркнуть их и написать сверху, какие это числительные – количественные или порядковые. Всем понятно? Отлично. Тогда можете приступать.

- Вы закончили? Тогда обменяйтесь с соседом по парте и выполните взаимопроверку по презентации. Молодцы!

- Возьмите листы самооценивания и прочитайте второй пункт. Как он звучит? Если вы считаете, что мы его выполнили, то ставим «плюс», а если остались вопросы, то ставим «вопросительный знак». Их пока уберите на край парт.

  1. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Итак, как звучит наш 3 пункт плана? Верно, научимся находить порядковые и количественные числительные в предложениях. Как вы думаете, легко или сложно находить порядковые и количественные числительные в предложениях? Сейчас мы это с вами проверим. Для этого посмотрите упражнение номер 2 в ваших учебниках. Прочитайте задание. Мы будем делать это упражнение устно. Кто хочет прочитать стихотворение? Красиво и выразительно. Итак, о чём говорится в данном стихотворении?

- Теперь прочитайте мне числительные. На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают – количество или порядок числительных? Скажите, они порядковые или количественные? Верно, количественные. А теперь давайте продолжим предложения, также устно, которые записаны чуть ниже. Читайте по цепочке. Начиная со второго ряда. Какие числительные мы использовали здесь? На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают – количество или порядок числительных? Верно, порядковые. Вы огромные молодцы. Вы хорошо умеете находить порядковые и количественные числительные в предложениях.

- Возьмите с краев парт листочки самооценивания. Прочитайте третий пункт и если вы считаете, что мы достигли этого пункта, то поставьте «плюс», а если остались какие- то вопросы, то «вопросительный знак»

  1. Самостоятельная работа, с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

- Мне кажется у вас уже достаточно знаний, чтобы поработать индивидуально, поэтому сейчас выполним одну самостоятельную работу.

- Для этого возьмите карточки под номером 3. Там у вас записаны словосочетания. Ваша задача сейчас – внимательно прочитать и сверху числительного написать какое это числительное – порядковое или количественное. А рядом нужно будет записать вопрос, который можно задать к данному словосочетанию. Всем понятно? Можете тогда приступать. У вас не так много времени на выполнение этого задания.

Шесть утят, пять кошек, седьмой день, тринадцать календарей, пятнадцатый автобус, первая школа, три ребёнка, девятнадцать книг.

- Вы закончили? Давайте проверим это задание. Обменяйтесь с соседом по парте и давайте выполним взаимопроверку. У кого нет ошибок? У кого 2 – 3 ошибки? Значит вам надо быть немного повнимательнее.

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Экран, презентация, листы самооценивания)

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Итак, дети, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Какие действия для этого совершили? Возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания – листки под номером 2. Посмотрите, всё ли мы с вами выполнили? Всем ли всё было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Хорошо, молодцы.

Самооценка учащихся собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.)

- А теперь я предлагаю вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность.

Сегодня я узнал...

Я понял, что...

Я научился...

Я смог...

Мне было интересно...

Ваша задача - выбрать одно из этих предложений и закончить его. Подумайте немного. Итак, давайте начнём. Каждый говорит по одному предложению.

Выставление отметок.

- Ребята, вы молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных детей за хорошую работу. Ребята, мы с вами всегда должны помнить, что при работе не нужно забывать про товарищескую взаимопомощь и работать дружно, сообща и учитывать мнение других.

  1. Домашнее задание. (Учебник)

- Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание: повторить всё то, что мы с вами сегодня прошли. И выполнить упражнение 4 на странице 86.

- Здесь вам представлены вопросы, на которые вам необходимо будет ответить письменно. И обратите внимание. в каких ответах вы будете использовать количественные, а где порядковые числительные. Всем понятно?

- На этом у меня всё. Всем спасибо за урок. До новых встреч.