СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Единицы измерения информации»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме:

«Единицы измерения информации»

 

Цели занятия:

Обучающая – познакомиться с понятием «информация», «данные»; изучить виды и формы представления информации, свойства информации.

Воспитательная - воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающая - развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Единицы измерения информации»»

Методическая разработка по теме:

«Единицы измерения информации»


Цели занятия:

Обучающая – познакомиться с понятием «информация», «данные»; изучить виды и формы представления информации, свойства информации.

Воспитательная - воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающая - развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.


Теоретическая часть

Символы 0 и 1 принято называть двоичными цифрами или битами.

Бит - двоичный знак двоичного алфавита {0, 1}.

Бит - наименьшая единица измерения объема информации.

Байт - восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ.

Байт - единица количества информации в системе СИ.

1 байт = 8 бит=23 битов

Один символ любого текста (включая арабские цифры) занимает 8 битов или 1 байт

Информационный объем сообщения (информационная емкость сообщения) - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или более крупных единицах измерения объема информации.

Система образования кратных единиц измерения количества информации использует коэффициент 2n.

Единицы измерения информации

Название

Условное обозначение

Соотношение с другими единицами

Килобит

Кбит

1Кбит=1024 бит  1000 бит

Мегабит

Мбит

1Мбит=1024 Кбит  1000 000 бит

Гигабит

Гбит

1Гбит=1024 Мбит  1000 000 000 бит

Килобайт

Кбайт (Кб)

1Кбайт=210=1024 байт  1000 байт

Мегабайт

Мбайт (Мб)

1Мбайт =210=1024 Кбайт  1000 000 байт

Гигабайт

Гбайт (Гб)

1Гбайт =210=1024 Мбайт  1000 000 000 байт


Количество информации. Основные подходы

Получение новой информации приводит к расширению знания или, как иногда говорят, к уменьшению неопределенности знаний.

Количество информации – мера уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.



Существуют основные подходы для нахождения количества информации:

  1. содержательный

  2. алфавитный

Содержательный подход рассматривает информативность события и оценивает уменьшение неопределенности знаний произошедшего события относительно всех возможных событий.

Алфавитный подход измеряет информативность сообщения, которая зависит от мощности используемого алфавита и количества символов в тексте.

Информативность тем выше, чем больше слов в сообщении и больше мощность алфавита.

Для нахождения количества информации используют формулу, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I (X), которое несет полученное сообщение:

N=2I или N=2x

Уменьшение неопределенности знаний в 2 раза содержит 1 бит информации.

При алфавитном подходе к определению количества информации мы отвлекаемся от содержания информации и рассматриваем информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.

Вспомним, что называется алфавитом - набор однозначно определенных знаков, из которых формируется сообщение. Полное количество символов в алфавите называется мощностью алфавита и обозначается буквой N. Количество информации, содержащееся в символьном сообщении, определяется по формуле:

Хк=K*X,

К – количество символов в тексте,

Х – информационный вес одного символа, который находится из уравнения 2х=N, где N – мощность используемого алфавита. Один символ алфавита мощностью 256 символов (28) несет 8 бит информации. Такое количество информации называется байт. Мы уже знаем, что 1 байт = 8 бит.


Практическая часть

Задание 1

Сколько байтов информации содержится в слове “информация”?

Подсчитайте, сколько бит содержит следующее выражение:

VELE, VIDE, VICI (пришел, увидел, победил - Ю. Цезарь)

Задание 2

Измерьте примерную информационную емкость 1 страницы учебника, всего учебника.

Решение. Предположим, что в учебнике около 200 страниц, на странице примерно 50 строк по 60 символов. Итого, если считать, что вся книга заполнена текстом, а рисунков нет, в книге 200*50*60=600 тыс. символов. Поскольку наш подсчет все равно приближенный, будем считать, что 1Кбайт» 1000 байт. Тогда получится, что информационный объем учебника около 600 Кбайт, т. е. Несколько больше полмегабайта.

Задание 3

Сколько таких учебников может поместиться на дискете емкостью 360 Кбайт, 1,44 Мбайт, на винчестере в 420 Мбайт?

Переведите в килобайты:

7000 байт;

400 Мбайт;

300 Гбайт.

Переведите в мегабайты:

4000 Кбайт;

200 Гбайт;

300 Тбайт.

Переведите в гигабайты:

10000 Кбайт;

300 Гбайт;

200 Тбайт.

Задание 4

Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

Решение. Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):

2400*150=360000 байт.

360000/1024=351,5625 Кбайт.

351,5625/1024=0,34332275 Мбайт.


Самостоятельная работа

Часть А

1. Переведите в килобайты:

11200 байт;

350 Мбайт;

20 Гбайт.

2. Переведите в мегабайты:

34000 Кбайт;

34 Гбайт;

7 Тбайт.

3. Переведите в гигабайты:

156000 Кбайт;

185 Тбайт.

Задание 2

1. Выразите объем дискеты емкостью 4,3 Мб в байтах.

2. Выразите объем CD-диска емкостью 5 Мб в битах.

3. Выразите объем флэш-накопителя емкостью 16 Гб в Кб.


Часть В

Задача 1

Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 186 страниц; на каждой странице – 38 строк, в каждой строке – 71 символов. Каков объем информации в книге?

Задача 2

Сколько таких учебников может поместиться на дискете емкостью 360 Кбайт, 1,44 Мбайт, на винчестере в 420 Мбайт?

Задача 3

Во сколько раз 2 Мб больше, чем 40 Кб?

Используемые сведения: 1 Мб = 1024 Кб.

Задача 4

Емкость устаревшего гибкого магнитного диска 64 Кб, а дискеты 1,44 Мб. Во сколько раз емкость дискеты больше, чем у старого диска?

Используемые сведения: 1 Мб = 1024 Кб.






Часть С

  1. Заполните пропуски:


_____ Гбайт = 1536 Мбайт =______ Кбайт;


512 Кбайт = _______ байт = _______ бит.


  1. Переведите:

0,8 Гб = ... Мб

144,31 Мб = ... Гб

16 бит = ... байт

4 байта = ... бит

2,5 байта = ... бит

20 Кб = ... байт


  1. Сравните (поставьте знак отношения):

1536 битов и 1,5 килобайта;
1000 битов и 1 килобайт;
8192 байта и 1 Кбайт


  1. Реши задачу:

Определи количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов.


  1. Решите задачу:

Досье на сотрудников занимают  8 Mb. Каждое из них содержит 16страниц (32 строки по 64 символа в строке). Сколько сотрудников в организации?


Домашнее задание

1. Повторите тему Измерение информации. Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера. Компьютер - исполнитель команд

2. Подготовьте по 5 вопросов с ответами для каждой темы

3. Выучите перевод единиц измерения информации

4. Зарисуйте схему обработки информации компьютером

Алгоритм подготовки к практическому занятию

Подготовку к практической работе начинаете с повторения лекционного материала.

– Повторите правила, которые забыли.

– Используя инструкции, алгоритмы выполните предложенные задания, для использования их при выполнении практической работы


Критерии оценки подготовки к практическому занятию


№ п/п

Критерии оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

1

Выполнение практической работы

студент выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий

студент выполнил требования к оценке "отлично", но допущены 2-3 недочета

студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы

студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов