2. Повторение изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить ранее изученный материал. На прошлых занятиях вы изучали лексику ограниченного употребления. Для того чтобы проверить, насколько вы усвоили эту тему, я проведу у вас распределительный диктант. Метод: диктант Прием: распределительный диктант Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Итак, ребята эту работу вы будете выполнять на отметку. Для этого вам нужно разделить листочки, которые вы видите у себя на столах, на три колонки. Я буду диктовать вам языковой материал. Ваша задача: в первый столбик записывать слова-профессионализмы, во второй – диалектизмы и в третий -устаревшие слова. Кто не понял? Установка на работу Итак, приступаем. Озвученное выразительное чтение языкового материала Языковой материал: очи, баранка, кредит, дёжка, аршин, уста, боцман, ухват, вакцина, колба, купец, варница. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Собираем листочки. А теперь устно обобщим то, что вы знаете об этих словах. Метод: опрос Прием: фронтальный опрос. Вопросы для обсуждения: 1. Какие слова называются словами ограниченного употребления? Почему они так называются? 2. Какие из них относятся к профессионализмам, какие – к диалектизмам, а какие – к устаревшим? Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Молодцы, ребята! Вы совершенно правильно определили специфику этих слов. | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. Письмо Образец записи: Профессионализмы | Диалектизмы | Устаревшие слова | баранка | дёжка | очи | кредит | ухват | аршин | боцман | колба | уста | вакцина | варница | купец | Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное. Образцы устного ответ по предмету 1. Словами ограниченного употребления называются слова, которые либо утратили частотность своего использования, так как стали устаревшими, либо употребляются только в определенной сфере деятельности. 2. Профессионализмами называют слова, употребляемые в речи людьми разных профессий; диалектизмами - слова, употребляемые жителями только одной местности; устаревшими слова, вышедшие из живого употребления. | |
3.Объяснение нового материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Итак, ребята, чтобы раскрыть тайную тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать интересный ребус. Вопрос с аудитории Кто знаком со значением слова «ребус»? Метод: слово учителя Прием: оценочное, сообщающее слово учителя Молодцы! Ребусом называют загадку, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Произошло это слово от латинского слова «вещь». Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Итак, обратите внимание на слайд. Вам предложен ребус. Как видите, часть слова в ребусе зашифрована с помощью картинки. Ваша задача - разгадать все представленные здесь слова и назвать правильные ответы. Кто не понял? Прием: оценочное слово учителя. Молодцы, ребята! Прием: эвристическая беседа Вопросы к аудитории: 1. Итак, как вы считаете, к изучению какой темы мы сегодня обращаемся? 2. Что роднит эти слова? Метод: слово учителя Прием: ведущее, вводное слова учителя Итак, ребята, действительно, все разгаданные вами слова относятся к имени существительному. Таким образом, мы раскрыли тему нашего урока: «Имя существительное как самостоятельная часть речи». Запишите, пожалуйста, тему урока к себе в тетрадь. Ранее, еще в начальной школе, вы уже знакомились с этой частью речи и кое-что о ней знаете. Но нам с вами еще предстоит более глубоко изучить имя существительное и узнать о нем много интересного. Давайте вспомним, что вы уже знаете об имени существительном. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Вопросы для обсуждения: 1.Какие слова называются именами существительными? 2.Какие существительные являются именами собственными? Какие - нарицательными? 3.Назовите морфологические признаки существительных: постоянные и непостоянные. 4.Как изменяются имена существительные? Вспомните, сколько падежей в русском языке? Перечислите их названия и вопросы каждого из них. 5.Каким членом предложения может быть существительное? Метод: слово учителя Прием: оценочное, обобщающее слова учителя Правильно, ребята. Таким образом, можно сделать вывод, что имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Начальная форма - форма именительного падежа ед.ч. Имя существительное имеет морфологические признаки: постоянные (род, одушевленность/неодушевленность, собственность/нарицательность) и непостоянные (падеж, число). В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением, реже - определением, сказуемым и обстоятельством. (Примеры: 1.(кто?) Паруса ожили и превратились в лёгкие алые паруса. 2.Сборище ( чего?) зевак на берегу волновалось в ненависти и страхе. 3. Охота (какая?) с ружьем и собакой прекрасна. 4. Все богачи - скряги. 5. В субботу мы будем отдыхать (где?) в парке). Далее, характеризуя эту часть речи, вы узнаете о ней еще больше интересного и нового. Мы будем изучать правильное правописание суффиксов имен существительных, склонение имен существительных и многое другое. Прием: ведущее слово учителя Ребята, а теперь откройте учебники на странице пятьдесят седьмой и прочитайте теоретическую статью об имени существительном. Прием: репродуктивная беседа Вопросы к аудитории: Узнали ли вы что-то новое об имени существительном? Совпали ли наши ответы об этой части речи с тем, что представлено в учебнике? Прием: обобщающее слово учителя Как вы выяснили, существительные по своему значению можно разделить на несколько групп: вещественные, конкретные, абстрактные¸ собирательные. | Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. Ответы учащихся Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. Устные ответы Шарманка, колесница, кокошник, акварель, китель, кольчуга, крот. Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное. Устные ответы учащихся Мы обращаемся к изучению имен существительных, так как все разгаданные слова относятся к имени существительному. Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Образец записи в тетради: Имя существительное как самостоятельная часть речи Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное Устные ответы учеников: 1.Именами существительными называется самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? 2.Собственные имена существительные обозначают единичные предметы из ряда подобных и пишутся с прописной буквы. Нарицательными именами существительными называют однородные предметы или явления. 3.Постоянные признаки имен существительных: род, одушевленность/неодушевленность, нарицательность/собственность. Непостоянные признаки имени существительного: число, падеж. 4.Имена существительные изменяются по числам и падежам. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чем?). 5. Имя существительное в предложении может быть подлежащим или дополнением, реже – определением, сказуемым и обстоятельством. Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. . Неозвученное выразительное чтение статьи учебника Устные ответы учащихся Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. | Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. |
4. Закрепление изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя А сейчас закрепим изученный материал. Начнем с постоянных признаков существительного и выполним выборочный диктант. Работать будем по рядам. Метод: диктант Прием: выборочный диктант Прием: инструктирующее слово Сейчас я буду диктовать вам имена существительные разной родовой принадлежности. Ваша задача: первый ряд записывает себе в тетрадь только имена существительные женского рода, второй ряд записывает имена существительные только мужского рода и третий ряд записывает в тетради имена существительные среднего рода. Кому не понятно? Озвученное выразительное чтение языкового материала. Языковой материал: роза, масло, парта, апельсин, солнце, словарь, мороз, сказка, небо, машина, слово, хлеб, книга, дождь, окно, работник, кошка, зеркало. Организация проверки Прием: ведущее слово А теперь проверим то, что у вас получилось. Обратите внимание на слайд. На слайде даны правильные ответы, проверьте себя и поставьте себе отметку. Наблюдение над языковым фактом Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Итак, мы с вами закрепили знания о родовой принадлежности имен существительных, а теперь выполним следующее задание. Оно представлено на слайде. Вы должны будете записать в тетрадь несколько имен существительных, подходящих по смыслу. Затем мы устно проверим у вас, какие слова вы записали. Это позволит вам расширить и активизировать свой словарный запас. Обратите внимание на образец. Кто не понял? Языковой материал: Образец. Медведь, заяц, лиса – животные. Языковой материал: 1. Река, гора,_ _ _- предметы окружающей среды. 2.Оттепель, гололедица, _ _ _- явления природы. 3.Праздник, олимпиада, _ _ _- события. 4. Девушка, юноша, _ _ _ - люди. Прием: распределительный диктант Установка на выполнение А сейчас выполним с вами распределительный диктант. Работать будем в тетрадях. Сейчас я буду читать вам слова. Ваша задача: в первую колонку - записать имена существительные, а во вторую колонку только имена прилагательные. Это задание закрепит ваше умение отличать прилагательные от существительных. Кто не понял? Озвученное выразительное чтение языкового материала Языковой материал: красный, сильный, дерево, сильный, смелость, лицо, красивый, сладость, огонь, веселый, задумчивый, собака, собачий, цветок, птица. Организация проверки Прием: ведущее слово учителя. Итак, ребята, теперь обменяйтесь по парте с соседом тетради и проверьте друг друга. Правильные ответы вы видите на слайде. Если найдете ошибки, объясните, в чем они состоят. После проверки не забудьте поставить друг другу отметки. Лингвистический анализ текста с грамматическим заданием Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя. Итак, мы с вами поработали с постоянными признаками существительных, потренировались в отличиях существительного и прилагательного. А теперь перейдем к более сложному заданию. Сейчас вы по вариантам получите карточки с текстом. Ваша задача: найти в тексте все имена существительные и подчеркнуть их как члены предложения, затем обозначить их род, число и падеж. Кто не понял? Работа выполняется самостоятельно. Языковой материал: Текст 1. Книги на Руси начали печатать более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Текст 2. Между стволов сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где её домик? кругом стоит тишина. Хорошо осенью в лесу! А сколько грибов! Но что это? Паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия, паучок. Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Итак, ребята. А сейчас выполним с вами интересное задание. Представьте себе, что вы нечаянно разбили мамину любимую, дорогую вазу. И вам нужно сказать об этом маме так, чтобы она не ругала вас. Придумайте речь, которую вы будете говорить маме, при этом, чтобы в речи присутствовало не менее пяти имен существительных. Разыграйте эту ситуацию. | Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Образец записи в тетрадях: 1 ряд: роза, парта, сказка, машина, книга, кошка. 2 ряд: апельсин, словарь, мороз, хлеб, дождь, работник. 3 ряд: масло, солнце, небо, слово, окно, зеркало. Проверка работы Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Образец записи в тетрадях: 1. Трава, камни. 2. Метель. 3. Торжество, свадьба. 4. Мужчина, женщина. Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Образец записи в тетрадях: Имя существительное | Имя прилагательное | Дерево смелость Лицо Сладость Огонь Собака Цветок Птица | Красный Сильный Красивый Веселый Задумчивый Собачий | Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Образец записи на карточке. Текст 1. Книги (ж.р., мн.ч., им.п) на Руси (м.р., ед.ч.,пр.п) начали печатать более четырех веков (м.р.,мн.ч.,р.п) назад, а до этого их переписывали от руки(ж.р., ед.ч., р.п). Сначала текст (м.р., ед.ч., им.п) писался сплошь, не разделялся на слова и предложения (ср.р.. мн.ч.,в.п). Начало (ср.р., ед.ч., вин.п) повествования (ср.р., ед.ч., р.п) летописец (м.р., ед.ч., им.п) открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой (ж.р., ед.ч., т.п), которая выписывалась с небольшим отступом(м.р., ед.ч..т.п) от левого края (м.р., ед.ч., р.п) страницы (ж.р., ед.ч., р.п). Такие буквы (ж.р., мн.ч., и.п) иногда и теперь вы видите в книгах (ж.р., мн.ч.,пр.п). Красная буква (ж.р., ед.ч., им.п) (а слово (ср.р.. ед.ч.. им.п) красный раньше означало «красивый») и дала жизнь(ж.р., ед.ч., вин.п) выражению (ср.р.. ед.ч..д.п) писать с красной строки( ж.р., ед.ч., р.п). Текст 2. Между стволов (м.р.. мн.ч., р.п) сосен( ж.р., мн.ч., р.п) промелькнула белка (ж.р., ед.ч..им.п). Куда она скрылась? Где её домик (м.р., ед.ч., им.п)? кругом стоит тишина (ж.р., ед.ч.,им.п). Хорошо осенью в лесу (м.р., ед.ч., пр.п)! А сколько грибов (с.р,мн.ч..р.п)! Но что это? Паучок (м.р.. ед.ч.. им.п) уцепился за хрустальную паутинку (ж.р., ед.ч.. в.п) и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия (ср.р., ед.ч..р.п), паучок (м.р.. ед.ч.. им.п). Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное. Образец выполнения -Мама, привет! Тут такая ситуация получилась, я полез за конфетами в шкаф, и нечаянно разбил твою вазу. Прости меня, пожалуйста, я не хотел! - Хорошо, в этот раз я тебя прощаю! Главное что все живы и здоровы! -А ты меня бить не будешь? -Нет! Иди в свою комнату и делай уроки. | Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. |