СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Кислоты, состав, классификация"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Кислоты, состав, классификация"»

Данная методическая разработка может использоваться для подготовки обучающихся к ОГЭ по химии.



Тема: Кислоты, состав, классификация

Цели и задачи: познакомить учащихся с составом, названиями,

классификацией и представителями класса кислот;

продолжить знакомство со сложными ионами на примере

ионов кислотных остатков кислородных кислот; продолжить

формирование знаний о различиях между зарядами ионов и

степенями окисления элементов, об индикаторах.

Оборудование и реактивы: кристаллическая или в таблетках аскорбиновая или кристаллическая лимонная кислота; растворы НCl, HNO3 , H2SO4, H3PO4, индикаторы, пробирки, стаканчик, спиртовой градусник.





Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Состав, названия и классификация кислот.



Учитель. Сегодня мы ознакомимся с темой «Кислоты».

(Раздает ребятам по таблетке, драже или несколько кристалликов аскорбиновой либо лимонной кислоты и просит учеников попробовать их на вкус). Он кислый, отсюда и название класса. Но ни один химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознавать таким образом кислоты. Это может быть смертельно опасно, ведь к кислотам относят и знаменитую цианистоводородную, и страшную серную кислоты. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознавать кислоты, как и щелочи, с помощью индикаторов.

Попробуйте отгадать загадку.

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться – цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы

Эти жгучие…( кислоты).

Учитель демонстрирует изменение окраски индикаторов в кислотной среде:

  1. Оранжевого метилового – на красный.

  2. Фиолетового лакмуса – на красный.

Учащиеся записывают тему урока, формулируют цели (по аналогии с изученными темами).

Учитель переходит к записи формул и названий кислот на доске, а ученики - в тетради:



Формула кислоты

Название

кислоты

Кислотный остаток

Название

кислотного остатка

валентность

HNO3

Азотная кислота

NO3

нитрат

I

НCl

Хлороводородная (соляная) кислота

Cl

хлорид

I

HNO2

азотистая кислота

NO2

нитрит

I

H2SO4

серная кислота

SO4

сульфат

II

H2SO3

сернистая кислота

SO3

сульфит

II

H2S

сероводородная

S

сульфид

II

H2СO3

угольная кислота

СO3

карбонат

II

H2SiO3

кремниевая кислота

SiO3

силикат

II

H3PO4

ортофосфорная кислота

PO4

ортофосфат

III



Учитель: Перечисленные кислоты образованы только неметаллами, а значит, за счет ковалентных или атомных связей.

Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Обратите внимание на формулы кислот.

Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит, различно содержание атомов водорода



Можем также поделить их на группы – классифицировать по двум признакам:

Кислоты



одноосновные двухосновные трехосновные

НCl, HNO3 H2SO4, H2S, H2СO3 H3PO4





Кислоты


бескислородные кислородные

НCl, H2S H2SO3, H2SiO3, HNO2



Кислоты можно, как и основания, также классифицировать и по признаку растворимости, а лучше запомнить: нерастворима только кремниевая кислота H2SiO3, все остальные кислоты растворимы.

Угольная и сернистая кислоты в свободном виде не существуют, так как они легко распадаются на воду и, соответственно, углекислый и сернистый газы:

H2СO3 = СO2 ↑ + H2О



H2SO3 = SO2↑ + H2О



  1. СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ И ЗАРЯДЫ ИОНОВ КИСЛОТ

Учитель: Кислоты являются своеобразным мостиком, который связывает ковалентную полярную связь с ионной. Оказывается, в растворах между водородом и кислотным остатком ковалентная связь переходит в ионную, и кислоты образуют ионы двух видов: простые – ионы водорода Н+ и сложные – ионы кислотного остатка: SO4 2-, NO3-.

Вот еще одно отличие между степенями окисления элементов и зарядом иона: число видов степеней окисления элементов в соединении равно числу элементов в составе вещества, число видов ионов равно числу частей вещества. Так, для H2SO4 :

  1. Заряды ионов H2+ SO42- .

  2. Степени окисления элементов H+2 S+6O4 -2.

Простое правило определения заряда кислотного остатка по числу атомов водорода в молекуле кислоты:

  1. Водород в кислотах всегда заряжен +1.

  2. Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле, т.е. основности данной кислоты.

Например, HNO3, НCl содержат по одному атому Н, значит, заряд всего кислотного остатка равен 1(со знаком минус, конечно).



Вопросы для закрепления

  1. Определите для фосфорной кислоты:

а) заряды ионов;

б) степени окисления элементов;

в) соответствующий оксид.

  1. Определите количество вещества азотной кислоты для 75 мг этой кислоты. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество?

  2. Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы одноосновных кислот.

НCl

H2SiO3

H2СO3

НF

HNO3

H3PO4

H2SO4

H2S

HNO2



  1. Распределите все приведенные выше кислоты по группам. Запишите их названия.

Кислородсодержащие

Бескислородные






Нестабильные









  1. Определите заряды ионов и степени окисления элементов в кислотах.

Соединения

Заряды ионов

Степени окисления элементов

HNO3



H2SO3



H3PO4





  1. Напишите формулы кислот и соответствующих им оксидов, образованных неметаллами в следующих степенях окисления:

  1. S+6 ___________ → _________________

  2. N+5___________ → _________________

  3. P+5 __________________ → _________________



  1. Кислоты изменяют окраску индикаторов. Дополните таблицу «Изменение окраски индикаторов в кислой среде».

Индикатор

Окраска в нейтральной среде

Окраска в кислой среде



Красная


Оранжевая


Фенолфталеин







  1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ КИСЛОТ

  1. Серная кислота H2SO4

Учитель. Безводная серная кислота – жидкость, плотность которой в два раза превышает плотность воды. Серная кислота поглощает влагу из воздуха и других газов. Это свойство серной кислоты используют для осушения некоторых газов. Она смешивается с водой в любых отношениях. Процесс растворения сопровождается большим выделением теплоты, что свидетельствует об образовании с водой химических соединений. Следует прибавлять растворяемое вещество в воду, а не наоборот. В химический стакан наливаете дистиллированную воду, затем тонкой струйкой добавляете концентрированную серную кислоту и аккуратно перемешиваете её спиртовым градусником.

(Демонстрация опыта.

Учащиеся наблюдают, как быстро вверх поднимается окрашенный столбик градусника.)



  1. Соляная кислота НCl.

Эта кислота содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 
1. Выучить формулы и названия кислот
2. Дать характеристику кремниевой кислоте по плану

1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид