Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
Методическая разработка по теме:
«Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях
средствами музыкального искусства»
Сергеева Н.В.
Учитель музыки
г. Выкса
2022г.
«Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях
средствами музыкального искусства»
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие виды деятельности: музыкально - ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал для работы с детьми с нарушением в развитии отличается:
простотой и выразительностью;
доступностью восприятия и исполнения;
небольшим объёмом;
частым повторением заданий;
коррекционно-развивающей направленностью.
Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Содержание текстов русских народных песен доступно детскому восприятию, напевы легко исполняются.
Привлечение ритмики в процесс восприятия музыкального произведения помогает детям с проблемами в развитии научиться художественно оформлять свои движения. Выполнение музыкально-ритмических движений при слушании музыки или пении способствует:
-активизации развития общей музыкальности;
-активизации творческих способностей;
-помогает сделать урок более красочным, запоминающимся,
-создает нужную эмоциональную реакцию на уроке.
Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными, соответствовать настроению музыки.
Примеры введения элементов ритмики на произведениях русского фольклора, рекомендованных для изучения по коррекционной программе :
Русская народная песня "Во поле береза стояла" – игра "Передай ленту"; Русская народная песня "Ах вы, сени мои, сени" – приставной шаг; Русская народная песня "На горе-то калина" – притопы; Русская народная песня "Андрей-воробей" – прыжки, приседания.
Игры с пением помогают решать ряд задач музыкального воспитания:
- формирование интереса к музыке и пению,
- развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;
а также коррекционные задачи:
- нормализация психических процессов и свойств,
- тренировка двигательного аппарата,
- упорядочивание темпа движения и пения.
К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.
«Большая роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического текста (образцов народной и современной детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и выразительность языка» (К.Ряховская).
Музыкальные игры с предметами: мячами, лентами, шарами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, дает возможность проявить творческие способности. (Музыкально-ритмические диктанты, сказки, загадки и др.)
Музыкально-дидактические игры являются прекрасным средством в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Яркие, красочные пособия и раздаточный материал помогают не только лучше понимать и воспринимать музыкальные произведения, их средства выразительности, но и дают возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, что особенно важно в работе с учащимися ОВЗ. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
Для достижения оптимальных результатов в музыкальном развитии детей педагогам разработан алгоритм построения музыкально-коррекционных занятий.
Вводная. Помогает сконцентрировать внимание, настроить, подготовить детей к восприятию музыки. (Это могут быть: загадка, музыкальная загадка, пальчиковая игра, логоритмическое упражнение и др.). /2-3 мин./
Слушание. Способствует расширению кругозора, словарного запаса, развитию музыкального слуха, развитию умения различать разнохарактерные музыкальные произведения, части произведений. (В этом разделе используются: музыкально-дидактические игры (З. Роот), элементы моделирования, ритмопластика, упражнения с предметами и др.). /7-10 мин./
Подготовка к пению. Помогает подготовить речевой аппарат к пению. (В этом разделе используются: элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики, скороговорки, логоритмические упражнения (Е.Железновой), короткие попевки и упражнения для развития голоса (Анисимовой), пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е.и С.Железновых) и др.). /3-5 мин./
Пение. Коррегирует темп речи, нормализует дыхание, формирует тембр и силу голоса. (В этом разделе используются: музыкально-дидактические игры («Эхо», «Сломанный магнитофон», «Музыкальная цепочка», «Дирижер» и др.), элементы моделирования, наглядные пособия, жестовые и мимические упражнения). /10-15 мин./
Игры и танцы
Помогают снять напряжение, закрепить пройденный материал, развивать двигательные навыки, укреплять здоровье и др. (В этом разделе используются: сюжетные инструментальные игры, игры с пением (по типу хороводных), несюжетные инструментальные игры, игры с предметами, игра на музыкальных инструментах). /5-7мин./
Таким образом музыкально-коррекционные занятия дали определенные результаты, которые проявились:
- в развитии музыкальных способностей: чувства ритма, слуха;
-в формировании певческих навыков;
- в развитии звукопроизносительной стороны речи;
- в совершенствовании общей и мелкой моторики, слухо-двигательной координации;
- в преобладании положительных эмоций;
- в творческой самореализации дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.
В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом.
НОД по музыке, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимают у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала. Для ребёнка с ОВЗ музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.
Музыкальные игры, как важнейшее средство формирования и развития творческих способностей детей.
Занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья должны проводиться в игровой форме, или с элементами игры. Дети их очень любят.
-«Музыкальный платочек» - под музыку передают платочек.
-«Музыкальный кот и мыши» - об этой игре я говорила выше. Она полезна и в связи с музыкально – ритмическими движениями, а также направлена на внимание.
-«Угадай, кто я?» - для определения тембра голоса.
-«Найди звук» - отыскивают звук на металлофоне.
-«Птичка на ветках» - для развития звуковысотности. Сначала дети повторяют за учителем высоту звука (если уже интонируют), затем показывают высоту звука рукой. Позже показывает один из обучающихся, а остальные повторяют.
-«Догони – ка» - для определения скачкообразной мелодии.
-«Волшебная шкатулка» Когда основные игры дети уже знают, то они записываются на карточки (дети помогают оформлять и рисовать нужные картинки для тех, кто ещё не умеет читать). И используются на занятиях.
Мастер – класс «Весенние игры для детей начальной школы с ОВЗ»
Игра с бубном
1.Вот наш Вовочка идёт, 2. Бубен, Вова, попляши,
Бубен Вовочка берёт, И на место поспеши.
Будет Вовочка играть, А ребятки отдохнут,
А ребята все плясать. Тихо хлопать все начнут.
Игра «Заря – заряница»
Дети водят хоровод, в центре круга ребёнок – ведущий с цветными лентами.
Дети поют: Заря – заряница, красная девица, по полю ходила,
Ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
Раз, два, три – беги! /ребенок машет лентами между двумя детьми, кто быстрее возьмет ленты становится ведущим/
Игра «Жуки и бабочки» /средняя группа/
Мальчики изображают жуков: Мы- рогатые жуки, мы летаем у реки,
Ищем для себя цветок, подаём свой голосок.
После этих слов по кругу летают жуки, в конце садятся около цветов (разложенных на полу)
Девочки говорят: Мы – девочки шалуньи, весёлые летуньи,
По лугу мы летаем, цветочки собираем.
Жуки с бабочками встают в пары, и исполняют весёлый танец.
Игра «Колокольцы»
Играющие встают в круг, внутри – двое водящих, у одного из них завязаны глаза,
у другого – колокольчик в руках.
Играющие поют: Колокольцы – бубенцы! Раззвонились, удальцы!
Диги-дон! Диги – дон! Угадай, откуда звон?
Игра проводится 2-3 раза.
Игра «Займи домик»
Дети поют: Тили-тели, птички пели,
Взвились – к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьёт, тому водить.
По команде птицы летают под музыку, с окончанием музыки птички занимают место в домике (обруче), кого ведущий засалит, тот выходит из игры.
Игра «Сидит Ваня на лугу»
Дети поют: 1. Сидит Ваня на лугу,
Он играет во дуду,
Хорошо дуда играет, выговаривает.
2. Выходите-ка на луг,
На зелёный луг гулять,
На зелёный луг играть,
Да под дудку плясать! /по окончании музыки ведущая говорит: «Ваня больше не играет, Ваня деток догоняет!»/
Ваня старается догнать детей, выбирается другой «музыкант».
Игра «Ай, гу-гу!»
Все дети идут по кругу, а водящий, двигаясь поскоками
внутри круга, приговаривает: Ай, гу-гу, ай, гу-гу, не кружится на лугу! На лугу-то лужица,
Голова закружится!
/дети разбегаются, водящий салит детей, и водящим становится тот,
кого первым засалили.
Хоровод «В сыром бору тропина»
1.В сыром бору тропина, /идём по кругу/
В сыром бору тропина,
Тропина, тропина, тропина, тропина.
2. По той тропе галка шла, /в центре идет галка/
По той тропе галка шла,
Галка шла, галка шла,
По той тропе галка шла.
3. А за галкой соколик, /выходит соколик/
Соколик да, соколик да,
Соколик да, соколик.
4. Поймал галку за крыло, /сокол и галка берутся за руку/
Поймал галку за крыло,
За крыло, за крыло, да,
За крыло, за крыло.
5. Постой, галка, не скачи, /движение «свечка»/
Список литературы:
1.С.Ф.Грдличка "Очерки по истории музыкальной жизни России" Краснодар 2004, 2005, 2007.
2.В.Сургаутайте «О начальном этапе развития чувства ритма» вып.6 «Музыкальное воспитание в школе».
3.Д.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» Москва «Просвещение» 1989г.
4.Т.Шмагина «Музыка в московских школах» Москва 1993г.
5.Н.Колосова "Здравствуй, музыка!" "Молодая гвардия" 1969г.
6.Г.П.Стулова "Хоровой класс" Москва "Просвещение" 1988г.