СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка профориентационного занятия "Я выбираю профессию"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка профориентационного занятия "Я выбираю профессию"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»









Я выбираю профессию

методическая разработка профориентационного занятия









Автор-составитель:

Степанова Елена Юрьевна,

педагог-психолог высший

квалификационной категории МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №16 имени Романа Георгиевича

Цецульникова» г. Кемерово









Кемерово

2020


Содержание



Введение…………………………………………………………………5

Основная часть………………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………. …11

Список литературы……………………………………………………12

Приложение……………………………………………………………13


































ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

«Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ»



Цель занятия: мотивировать учащихся на осознанный выбор будущей профессии


Задачи:

1. Развить познавательный интерес к миру профессий у школьников.

2. Формировать навыки ответственного отношения к выбору профессии.

3. Дать возможность позитивного осознания своего профессионального пути.


Форма проведения: беседа, работа в группах, индивидуальная работа


Категория участников: обучающиеся 9-11 классов общеобразовательной школы


Время занятия: 60 минут


Условия осуществления: обучающихся не более 20 человек


Оборудование:

- учебный класс

- проектор

- экран,

- видеофильм,

- тестовые

- бланки,

- шариковые ручки

- мяч

- листы бумаги


План проведения профориентационного занятия:


1. Введение – 12 минут.

Организационный момент, сообщение темы занятия ведущим – 2 мин.

    1. Разминка (простое упражнение на знакомство). Процедура «Приветствие на сегодняшний день» - 5 мин.

    2. Разминка (короткое упражнение для позитивного настроя на рабочий лад) «Профессия на букву…» - 5 мин.


2. Основная часть – 36 мин.

2.1 Выступление ведущего краткая история, традиции образовательных учреждений, куда могут поступить будущие школьники – 4 мин.

2.2 Индивидуальные выступления учащихся или школьной агитбригады, информирующие школьников о специальностях– 5 мин.

2.3 Профориентационная игра «Формула профессии» (проводит ведущий) – 10 мин.

2.4 Социометрический тест (проводит ведущий) – 3 мин.

2.5 Просмотр фильма о профессиях -14 мин.


3. Заключение – 12 мин.

Подведение итогов, раздача буклетов с профориентационным материалом.





































ВВЕДЕНИЕ


Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

На протяжении истории многие профессии - одни постепенно, а другие довольно быстро и непредсказуемо - становились ненужными. Параллельно возникала нужда в новых специальностях. Попытки предугадать будущее рынка труда ныне предпринимаются постоянно.

На данном профориентационном занятии попытаемся заинтересовать и сориентировать школьников в выборе своей будущей профессии.

Цель занятия: мотивировать учащихся на осознанный выбор будущей профессии.


Задачи:

1. Развить познавательный интерес к миру профессий у школьников.

2. Формировать навыки ответственного отношения к выбору профессии.

3. Дать возможность позитивного осознания своего профессионального пути.


Первым этапом занятия проводится разминка (простое упражнение на знакомство). Процедура «Приветствие на сегодняшний день». По времени разминка занимает не более 5 минут.

Разминочные упражнения направлены на то, чтобы дети настроились на рабочий лад и получили массу положительных эмоций. По времени разминка занимает не более 5 минут.


Ведущий предлагает начать нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.


Затем ведущий предлагает провести короткое упражнение «Профессия на букву…».


Разминочные упражнения направлены на то, чтобы дети настроились на рабочий лад и получили массу положительных эмоций. По времени разминка занимает не более 5 минут.


Смысл данного упражнения - расширение у школьников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10-15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15 минут) и носит скорее разминочный характер.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

1. Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.

2. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.

Желательно больше 5-7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о... ), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я... ).


При работе с целым классом можно разбиться на 2-3 команды (например, по рядам парт) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.


Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже, несмотря на всю простоту (и кажущуюся примитивность, “детсадовскость”) данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно. Как нам однажды рассказал один учитель, попробовавший провести данное упражнение со своими 10-классниками, даже возвращаясь из школы, в автобусе дети продолжали играть и спорить, существуют ли называемые профессии или нет. Поэтому практический психолог и профконсультант должны быть готовы к тому, что даже очень простые, очень даже “неэкзотические” процедуры могут обладать мощным активизирующим зарядом. Наконец, опыт проведения данного упражнения с профконсультантами (в ходе их подготовки и переподготовки) неоднократно показывал, что даже у специалистов могут возникать определенные затруднения в назывании профессий.































ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


После разминки ведущий предлагает познакомиться с историей и традициями образовательных учреждений, куда пойдут учиться школьники.

Далее идут индивидуальные выступления учащихся или агитбригады техникума, информирующие школьников о специальностях, на которые могут обучаться ребята. Они рассказывают об учебном процессе, об общественной жизни, мероприятиях, проводимых в разных Образовательных организациях. Отвечают на вопросы, которые интересуют школьников.


Следующим этапом нашего занятия будет профориентационная игра «Формула профессии».


Профессия = предметы труда + цели труда


- Предметы труда – это предметы, с которыми работает человек данной профессии.

- Цели труда – это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:

Например, маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми


Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о профессиях и специальностях.

2. Развивать профессионально важные качества посредством практической деятельности.

3. Воспитывать ответственность за профессиональный выбор.


Банкир = офис, дресс-код, купюры, клиенты + кредит

Электрик = лампочка, провода + свет

Коммерсант = деньги, бизнес, соц.связи + прибыль

Электромеханик = приборы, диаграммы, давление, температура + контроль

Технолог = пробирки, колбы, халаты, реактивы + технология


А затем школьникам предлагается самим составить формулу профессий.


Далее ведущий предлагает провести социометрический тест, который поможет разобраться в себе. Общая инструкция:

Перед Вами геометрические фигуры



 



Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: “Вот это точно я”.

Выбранная фигура и олицетворяет Вас. А теперь прочитайте, о чем говорит Ваш выбор.


В конце теста каждый участник получит на руки интерпретацию.


Затем предлагается просмотреть фильм о профессиях.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий.
Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.
Как утверждают психологи, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение.
Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – это задача не из простых и не из легких.


Затем раздача буклетов с профориентационным материалом.


Ведущий завершает занятие следующими словами: «Мы надеемся, что на основе данной информации Вы сможете сами выбрать собственный путь в профессию. Если мы смогли вам в этом помочь, желаем Вам верного профессионального выбора».


Нашу встречу хочется закончить словами Апшерони А.: «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. [Tекст] – М., 1992.

  2. Исмагилова Ф.С. Профессиональный специалист в организации на рынке труда. [Tекст] – Екатеринбург, 1999.

  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. [Tекст] – М.,1998.

  4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Tекст]: Учеб. пособие. – М., 1995.

  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Tекст] – Ростов н/Д, 1996.


































ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Геометрический тест, который поможет разобраться в себе

Квадраты

Если вашей основной фигурой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если вы выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к “левополушарным” мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г…

Квадраты скорее “вычисляют результат”, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно “упорядочивает”, организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но - редко - бывают хорошими менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

 

Треугольники

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто

Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются “левополушарными” мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.

Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других людей - делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают, категоричны, не признают возражений.

К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка). Правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели. Треугольники честолюбивы.

Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, - сделать карьеру.

Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество “треугольной” личности: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя. Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

 

Прямоугольники

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут “носить” остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Причины “прямоугольного” состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с “человеком без стержня”. Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать.

Прямоугольность” - всего лишь стадия. Она пройдет!

 

Круги

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди.

Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем “клеем”, который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать.

Круги великолепно “читают” людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги “болеют” за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать “твердую” позицию и принимать непопулярные решения.

Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть.

В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.

Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает “левополушарных” навыков своих “линейных братьев” - Треугольника и Квадрата.

 

Зигзаги

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего истинный “правополушарный” мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени, свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность.

Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от “а” к “я”, поэтому многим “левополушарным” трудно понять Зигзагов.

”Правополушарное” мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а, наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, “снимается”. Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, “открывая глаза” другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг “оживает” и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.





















16