СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела воспитательной программы "Семейное дело - как форма воспитательного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены: пояснительная записка, тема опыта, анализ противоречий, её актуальность, концепция, цель и задачи раздела; обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся; структурные элементы, система "семейных дел", требования, условия реализации и ожидаемые результаты, планирование работы по разделу, критерии эффективности данной формы работы; результаты, а также конспект внеклассного мероприятия (проектная работа - совместно с родителями, результат работы (презентация) - внеклассное мероприятие - праздник). В этом разделе можно посмотреть презентацию к данной методической разработке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела воспитательной программы "Семейное дело - как форма воспитательного процесса"»

МБОУ СОШ №9

Выполнила: классный руководитель 3 класса,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Набалова О.В.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО - как форма организации воспитательного процесса.









Содержание методической разработки


  1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 2

  2. Тема опыта, анализ противоречий, ее актуальность, концепция, цель и задачи раздела…………………………………………………… 3 - 4

3. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся..…………………………………………………………5

4. Структурные элементы «семейного дела» ………………………………….6

5. Система «семейных дел»…………………….……………………………….7

6. Требования к «семейному делу», условия реализации и ожидаемые результаты ………………………………………………………………..8 -10

7. Планирование работы по разделу………………………………………10-16 8. Критерии эффективности данной формы работы……………………..17-18

  1. Промежуточные результаты………………………………………..….18-20

10 Конспект внеклассного мероприятия …………………………………21-29

  1. Заключение…………………………………………………………………30

12 Методическая литература…………………………………………………31













Пояснительная записка

Программа воспитательной работы «Школьная семейка» разработана на период с 2011г. по 2015г. и направлена на реализацию требований ФГОС НОО. Данная программа является комплексной и реализует духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное и спортивно-оздоровительное направления. Работа по Программе способствует реализации общих целей начального образования. Направлена в первую очередь на развитие и воспитание функционально – грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности; человека, стремящегося к здоровому образу жизни. Построена с учётом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с учебной деятельностью и семейным воспитанием. Программа предполагает вовлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных коллективных дел. Построена с учётом системно-деятельного подхода и сотрудничества участников образовательного процесса: учитель – ученик – родители. В основу заложены принципы открытости, привлекательности будущего дела, деятельности, свободы участия, обратной связи, сотворчества, успешности.

В конечном итоге главная идея состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. (Начальная школа – это только первая ступенька в реализации данной идеи).


Тема: «СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО - как форма организации воспитательного процесса».


«Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и твёрже, примера родителей»

И.Н. Новиков.



Анализ противоречий


Воспитательная программа «Школьная семейка» получила своё название неслучайно. Семья и школа два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Тем более значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания. Социальный кризис 90-х годов в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитание детей за последние два десятилетия существенно изменились. Явно обострились социальные проблемы современной семьи.

Все эти проблемы пытается решать современная школа, но они не дают желаемых результатов. Педагоги и родители должны пытаться совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы.

Актуальность

Особенно важно организовать такое взаимодействие на начальном этапе обучения ребёнка в школе. Поэтому классный руководитель в младших классах должен не только сформировать позитивные отношения в детском коллективе своего класса, но и в коллективе родительском, а также заложить основу отношений между родителями, педагогами и администрацией школы для сотрудничества в основной школе.

- Как сделать родителей своими единомышленниками, активными участниками в организации воспитательного процесса в школе, а не пассивными наблюдателями его результатов?

- Как пробудить у них интерес к чтению специальной и психологической литературы?

- Как увлечь родителей и учащихся заботами класса?

Концепция

Одним из решений данной проблемы видим в проведении «семейных дел». На наш взгляд «семейные дела» – это праздники, экскурсии, классные часы, игры, исследовательские экспедиции, спортивные соревнования – всё это с участием родителей, а также создание творческих коллективов взрослых и детей, семейные мастер-классы. Не стоит смешивать «семейные дела» и просто открытые занятия для родителей. Последние в современной школе не редкость, и их основная цель – предоставить родителям возможность почувствовать царящую в классе атмосферу, понаблюдать за своими детьми в сравнении с другими учащимися, примериться к уровню требований учителя, присмотреться к нему. Между тем разовый характер таких занятий и достаточно пассивная роль присутствующих на них взрослых не позволяют учителю качественно налаживать с родителями отношения педагогического сотрудничества. (С.Г Макеева «Начальная школа» 2002 г.)
«Семейное дело» является формой сотрудничества в системе «учитель – семья – ученик». Следовательно, «семейные дела» можно считать такой формой образовательно-воспитательного процесса, которая обеспечивает комфортность учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, стимулирует познавательную активность. Одновременно они являются одной из важных форм педагогического образования родителей, которая способна внести изменения в традиционно сложившуюся систему родительских лекториев.

С чего же стоит начинать?


Цели и задачи раздела

Цель: Создание условий для проявления родителями инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях; развитие интереса к различным видам деятельности способствующим реализации активного взаимодействия участников воспитательного процесса.

Задачи:

  • Дифференциация семей (благополучные – поддержка и опора, проблемные и неблагополучные – творческий поиск)

  • Изучение родительских запросов в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции детско-родительских отношений

  • Создание единого коллектива «родители – дети – учитель»

  • Формирование активной позиции родителей

  • Привлечение работников психолого-педагогической службы образовательного учреждения, а именно школьного психолога и социального педагога





Обоснование используемых в воспитательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации сотрудничества классного руководителя с родителями.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • Конференции

  • Индивидуальные и тематические консультации

  • Родительские собрания

  • Тренинги

  • Семинары-практикумы по вопросам воспитания

  • Организация выставок методической литературы

  • Исследование родительско-детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга

  • Учебно-воспитательный процесс (вовлечение родителей предполагает следующие формы деятельности)

  • Дни творчества детей и родителей

  • Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий

  • Организация и проведение «семейных дел»

  • Укрепление материально-технической базы класса

  • Родительское общественное патрулирование

  • Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • Участие родителей класса в работе РК

  • Участие родителей класса в работе Совета школы

Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно–воспитательного процесса школы, поэтому «семейное дело» является одним из важнейших форм семейного воспитания.

Тему семейного воспитания рассматривали многие педагоги, отмечая, что дети учатся действиям и поступкам, понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь, и сами действуя. Следовательно, они подражают другим, сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому, общаясь с детьми, надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.

Основными методами семейного воспитания являются:
- поучения;

- воспитательные беседы;

- рассказывание сказок и чтение вслух;

- заучивание стихов наизусть;

- действенные методы (игры, совместный труд, обязанности по дому, гигиенические процедуры и т.д.)


В семье используются различные методы признания поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т.д. Дети утешаются в несчастии, в трудную минуту поддерживаются, находится мотив для защиты их справедливости, а при ошибках, ищутся способы для их исправления.

Именно эти методы педагог может успешно преподнести на «семейных делах», создавая условия для полноценного развития каждого участника воспитательного процесса, как детей, так и их родителей.

Структурные элементы «семейного дела».

1. Домашняя подготовка к «семейному делу», выполнение которого допускает и стимулирует участие родителей.

2. Групповая работа. Во время занятия (конкурса, игры и т.п.) формируются небольшие группы из учащихся и родителей – «семьи». Они совместными усилиями решают проблему, поставленную учителем. Это семьи переменного состава, т.е. в ходе занятия они могут меняться. Кроме того, они могут и называться по-разному: на мероприятии духовно-нравственной направленности – семьи, на занятии творческом – бригады, на спортивном празднике – команды, на экологическом мероприятии – сообщества и т.п. Каждую «семью» возглавляет родитель, в нее входят и те дети, у которых родителей на «семейном» занятии по каким-то причинам не оказалось. А количество учащихся в «семье» от 3 до 5.

3. Диалог между родителями и детьми. Он предполагает, что в ходе дискуссии родители с детьми на «равных» могут ставить вопросы друг перед другом, нащупывая точки соприкосновения. Такие диалоги особенно необходимы на занятиях духовно-нравственного развития, социальной направленности. Традиции семейного чтения утрачиваются, а восстановить их можно с помощью домашних заданий «семейного характера», выполнение которых проверяется на «семейных делах» (например, литературная конференция).

4. Принятие родителями роли учителя: например, во время экскурсий, творческих дел, спортивных эстафет.

5. Выступление родителей в роли консультанта, т. е оказание ими дополнительной помощи учащимся в проектной, исследовательской, творческой деятельности.

6. Объединение групп – «семей» на завершающем этапе занятия (игры, проекта и пр.) в одну большую «классную семью» для подведения итогов деятельности, когда каждый ученик, и каждый родитель чувствует сопричастность к успешности в достижении знаний, умений.

Система «семейных дел» (1-4 классы)

В 1 классе родители являются в основном пассивными слушателями. Они мало знают, как друг друга, так и одноклассников своего ребенка. Поэтому «семейные дела» в 1 классе способствуют сплочению родительского коллектива, знакомству с детьми своего класса. На этих занятиях родители изучают ту атмосферу, в которой оказался их ребенок, и решают проблему, в первую очередь, своего ребенка.


Во 2 классе начатая работа дополняется новой задачей – стремлением родителей привлечь внимание одноклассников к своему ребенку. Родители готовы работать в небольших группах, могут помочь учителю распределить роли для выполнения коллективных заданий в этих группах, направлять каждого на успешность в достижении общей цели, но при этом предпочтение отдают своему ребенку, поднимая его авторитет среди одноклассников. Это способствует самоутверждению ученика в классе.


В начале учебного года проводился «семейный» классный час на тему «Почитай отца и матерь свою», продолжающий начатую в первом классе тему по изучению творчества Л.Н.Толстого. Этот классный час способствовал не только углубленному знакомству с произведениями данного автора, но и был направлен на умение совместно с родителями, находить ответы на жизненные вопросы. Родители учили детей помогать друг другу, учиться сообща. Большим открытием для родителей стала связь читаемых детьми произведений с библейскими сюжетами, христианскими заповедями. Это занятие заставило как взрослых, так и детей задуматься над смыслом слова «родители», пересмотреть свое отношение к родителям, к своей родине, к своему народу.

Интерес родителей к изучаемому детьми материалу подтверждается и на одном из занятий по проектной деятельности «Парад головных уборов». Работа над проектом настолько заинтересовала и увлекла родителей, что вышла за рамки проекта и родители самостоятельно разработали и провели праздник – игру «Парад Шляп», а также сами активно в нем участвовали.

Система «семейных дел», проведенных во втором классе, подтвердила их актуальность.

В 3 – 4 классах начинают формироваться группы детей по интересам. Учитывая эти интересы, родители готовы принимать ту группу, в которой оказался его ребенок, прислушиваться к мнению одноклассников. На «семейном» занятии они могут выступать в роли организаторов работы групп для осуществления какой-то идеи. С удовольствием дети и родители обсуждают возникшие проблемы, находят выход из них. Это способствует сближению родителей и детей, дает возможность устанавливать взаимопонимание в семьях, расширять кругозор в первую очередь родителей, чаще сообща обращаться к книгам и вместе с детьми добывать нужную информацию. Отсюда возрастает детский интерес к изучаемым предметам на уроках подобного типа. Каждому хочется «удивить» своими знаниями. Эта активность способствует вовлечению в деятельность и других учащихся класса, что положительно сказывается на общей успеваемости, качестве знаний. Родители же нашего класса, уже сегодня, выступают в роли организаторов, исполнителей не только в классных мероприятиях, но и в общешкольных. (Например, на «Хлебных именинах», не только пекли вкусные пироги и каравай, но и показали всем детям начальных классов кукольный спектакль; предложили провести совместно общешкольную ёлку, обратившись к администрации школы – сами принимают активное участие в организации этого проекта).

Требования к «семейному делу», условия реализации и ожидаемые результаты

«Семейное дело» – это взаимодействие педагога и семьи, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания и обучения детей. Успешность «семейных дел» зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

1. Обеспечение субъективной позиции всех участников процесса
.

Реализация этого требования означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовать свои интересы, высказывать свои мнения, проявлять активность.

Главным условием для выполнения указанного требования является:


  • осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, мотивация на предстоящую работу;


  • включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования воспитательной деятельности;


  • овладение способами проектирования собственной деятельности;


  • предоставление возможности принимать самостоятельные решения;


  • ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;


  • привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.


2 Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей предполагает:


  • формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;


  • осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;


  • определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;


  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.


3 Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:


  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;


  • опору на положительные стороны родителей и детей;


  • раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;


  • доверие ребенку и родителям;


  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;


  • подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;


  • принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;


  • восприятие, оценку поступков ребенка как представителя, носителя интересов семьи;


  • содействие формированию доброжелательных, уважительных отношении между родителями и детьми;


  • создание ситуации проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.



Планирование работы по разделу

1 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

Режим дня первоклассника»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

Посвящение в первоклассники

«Я первоклассник!»


Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Оформление школьного пространства

Ноябрь

«Что мне нравится в школе»?

Адаптация первоклассников

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

«Мои любимые игрушки» - цикл мероприятий

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Новогодняя Ёлка в МДЦ

Январь

Как поддержать в школьниках желание учиться

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

День Защитников Отечества

Март

«Дружбы и ссоры в детском коллективе»


8 Марта – праздник бабушек и мам

Апрель

Заседание родительского комитета

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

Экскурсия в детскую библиотеку

Май

Перелистывая страницы учебного года

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Организация поездки в конно-спортивную школу



2 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

«О родных и близких с любовью»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

«Мы сами своими руками» - творческое дело

Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

«Ярмарочная карусель»

Ноябрь

«Первые школьные отметки»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом

«Посвящается матери»

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

Новогодний спектакль


Январь

«Почему ребёнок не любит читать»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

День Защитников Отечества


«Парад шляп»

Март

Воспитание самостоятельности

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом

«Девицы -красавицы» 8 марта – праздник мам


Апрель

Заседание родительского комитета


Экскурсия в детскую библиотеку

Май

Перелистывая страницы учебного года

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

Поездка в краеведческий музей г. Володарск

Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск)



3 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

«Домашние задания и их назначение»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

Выставка поделок из природного материала

«Праздник Хлеба»


Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Оформление школьного пространства;

Спортивный праздник

Ноябрь

«Особенности интеллектуального и личностного развития детей»


Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении, с родителями вновь пришедших детей (совместно с администрацией, педагогом – психологом)

«Посвящается матери» - цикл мероприятий

Поездка во Дворец спорта на ледовое представление

«Культура внешнего вида»

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Новогодняя Ёлка в школе

«Зимняя сказка» -новогоднее представление в лесу

Лыжная прогулка с фотоаппаратом


Январь

«Если ваш ребёнок часто болеет»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места

Спортивная спартакиада

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

День Защитников Отечества

«Рыцарский турнир»

Март

«Права детей»


8 Марта – праздник бабушек и мам

«Права ребёнка» - игра

Апрель

Заседание родительского комитета

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

«Ты + Я + Он + Она – словом одним называем - Семья»

Май

Перелистывая страницы учебного года

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе


Организация поездки в планетарий



4 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

«Поощрения и наказания»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

Выставка поделок из природного материала

«Праздник Хлеба»

«Мы сами своими руками» - творческое дело

Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Оформление школьного пространства;

Спортивный праздник

Ноябрь

«Роль самооценки в формировании личности»


Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении, с родителями вновь пришедших детей (совместно с администрацией, педагогом – психологом)

«Посвящается матери» - цикл мероприятий

«Культура внешнего вида»

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

«Рождественские святки»


Январь

«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места


Лыжная прогулка с фотоаппаратом

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

День Защитников Отечества

«Рыцарский турнир»

Март

«Друзья моего ребёнка»


«Поздравляем мам»

Апрель

Заседание родительского комитета

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом – психологом, логопедом)

«Проблемы, которые решают взрослые в семье (покупки, отдых, распределение денег»

Май

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

«До свидания, начальная школа!» (праздник)

Организация поездки в г. Городец

Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск)






Критерии эффективности данной формы работы

Анкета для учащихся

«Семейное дело глазами детей»

    1. Нравятся ли вам «семейные дела», которые мы проводим?

    2. Хотели бы вы видеть на них своих родителей?

    3. Важно ли для вас, чтобы родители участвовали в наших мероприятиях?

Анкеты для родителей

Знакомство с родителями (проводили перед 1 классом)

  1. Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться Ваш ребёнок?

  2. Каким бы Вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться Вашему ребёнку?

  3. Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

  4. Чем Вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

  5. Какие проблемы воспитания вызывают у Вас серьёзную тревогу и опасения?

Перспективы обучения и воспитания ребёнка (во 2 классе – середина учебного года)

  1. Создаёт ли школа, по Вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности Вашего ребёнка?

  2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

  3. Знаете ли Вы друзей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.

  4. Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

  5. Чем Вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

  6. Какую помощь необходимо оказать Вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?


Промежуточные результаты

Степень участия и активность родителей меняется от 1 класса к 4. Это подтверждается результатами проведенного анкетирования родителей, учащихся. Промежуточные результаты показывают следующее:




















Конспект внеклассного мероприятия иллюстрирующего методическую разработку раздела программы

«Семейное дело»

Содержание деятельности

Выполняемая роль

«Парад головных уборов» - проектная работа

Учитель

Учащиеся

Родители

Организатор и консультант

Участники

Помощники, участники

«Парад шляп» - развлекательно – познавательное мероприятие

Родители

Учащиеся

Учитель


Организаторы, участники

Участники

Участник


Общая информация

Проектная работа

«Парад головных уборов»

Учебный год

2012 – 2013 (2 класс)

Типология проекта

Междисциплинарный;

Смешанного типа: информационный и практико-ориентированный;

Средней продолжительности (выполняется в течение 2 недель)

Групповой

Режим работы

Внеурочный

Задачи

Обогащение знаний об истории, функциональном назначении головных уборов, их национальных особенностях и пр.

Закрепление умений работы с бумагой разного типа и фактуры в различных техниках, тканью

Совершенствование у учащихся навыков работы в группе и необходимых коммуникативных умений

Включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования

Необходимое оборудование

Бумага, клей, ножницы, ткань, степлер

Планируемый результат


Представление оригинальных головных уборов, изготовленных группами детей и взрослых

Анализ собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Форма контроля и результаты достижения результатов

Презентация изготовленных шляп на празднике

План проведения занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

Формы организа-ции, методы, приёмы

Погружение в проект

1. Проведение викторины «Что носим мы на голове?»

2. Работа с информаци-ей

1.Участие в викторине

2.Сбор информации о различных головных уборах, их истории, националь-ных особенностях, способах изготовления.

3. Оформление его в виде вопросов для одноклассни-ков

4. Выбор головных уборов для изготовления

1.Участие в викторине

2. Помощь в работе с информацией









3.Помощь, консультации в оформлении




4.Совместное обсуждение в выборе.

Мотивация к предмету деятельнос-ти.

Соревнова-ние в группах







Совместное обсуждение, выбор названия предстоящего проекта, формулируются его цель, задачи

Организация деятельности

Организация обсуждения принципи-альных организаци-онных и содержатель-ных моментов предстоящей деятельности




Планирова-ние работы (учитель – консультант в случае затруднения)

Высказывания мнений

1)выбор материала для изготовления

2)обсуждение критериев подведения итогов

3)обсуждение продолжительности работы над проектом


Участие в работе

1)выбор головного убора, материала, последовательность выполнения

2)Распределе-ние функций в группе

3) Продумывают способ презентации

Высказывания мнений













Участие в работе (помощник, координатор)

Фронталь-ная работа

(анализ предстоя-щей проектной деятельнос-ти)







Работа в группах

Осуществле-ние деятельности

Самостоя-тельная работа(учи-тель – консультант в случае затруднения)

Творческая работа (свой проект)

Участие в работе







Работа по своему проекту



Участие в работе







Помощники

Работа в группах






Индивиду-альная по желанию

Презентация:

2 части (конкурсная и развлекатель-ная) – см. ниже










Конкурсная

(учитель осуществля-ет контроль и диагностику)









Развлекательная (учитель выступает в роли участника)


Организатор, участник

(каждая группа проводит разработан-ный ими блиц-опрос, викторину или другие задания о головных уборах)


Участник

Организатор, помощник, участник












Организатор, участник

Фронталь-ная работа













Игра, пре-зентация своих поделок


Общая информация

Познавательно-развлекательное мероприятие

«Парад шляп»

Учебный год

2012 – 2013 (2 класс)

Тип занятия

Смешанного типа: информационный и практико-ориентированный;

Коллективный

Режим работы

Внеурочный

Задачи

Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения учащихся

Учить учащихся использовать в реальной жизни полученные теоретические знания из истории

Воспитывать у родителей и детей интерес к совместной деятельности

Воспитывать доброжелательность, инициативность, активность

Необходимое оборудование

Музыкальное сопровождение, шляпы

Планируемый результат


Представление оригинальных головных уборов, изготовленных группами детей и взрослых

Анализ собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Форма контроля и результаты достижения результатов

Презентация изготовленных шляп



Парад шляп (познавательно-развлекательная игра)

Действующие лица: Королева шляп

Незнайка

РОДИТЕЛИ

Кот в сапогах

Шапокляк

Мэри Поппинс

Два бандита-гангстера

Все дети в шляпах, изготовленных своими руками совместно с родителями.

Королева шляп: Фанфары, громче зазвучите!

Я всем гостям сегодня рада.

В нарядный зал скорее проходите,

Вас ждёт начало шляпного парада!

Королева шляп: Я приветствую вас, мои друзья! Я восхищена вашими нарядами, а особенно вашими потрясающими шляпами. Такого великолепия и разнообразия шляп нет даже в моём «Шляпном королевстве». Всё это чудесно! Но… Я вас собрала сюда сегодня не случайно. Как говорится: «Всё дело в шляпе». Моя волшебная шляпа извещает нас о том, что первый сказочный гость из шляпного королевства уже прибыл. Давайте встретим его громкими, дружными аплодисментами.

Незнайка: Привет, друзья! От лица всех коротышек Солнечного города вам большущий привет.

Королева шляп: Незнайка, среди всех шляп сказочного шляпного королевства – твоя самая большая и яркая.

Незнайка: Да! Я её просто обожаю и очень горжусь своей шляпой. Но я вижу, ребята тоже не прочь покрасоваться в шляпах. Вон как все нарядились! Раз вы так любите шляпы, предлагаю вам с ними поиграть. Я этой игре почти всех коротышек Солнечного города научил. Хотите и вас научу.

Королева шляп: Спасибо тебе, Незнайка, за интересную игру. Но наш праздник только начался. Не хочешь ли ты остаться с нами?

Незнайка: С удовольствием!

Королева шляп: Тогда занимай своё почётное место. Шляпа хлопать всем велит,

Кто-то к нам ещё спешит.

Шапокляк: Надеюсь, я не опоздала,

Надеюсь, публика меня узнала.

Королева шляп: Ребята, вы узнали нашу гостью? Кто это?

Шапокляк: Но непонятно мне совсем,

Вызвали меня зачем?

Королева шляп: Уважаемая Шапокляк, сегодня в этом зале состоится Парад шляп. Ты приглашена в качестве почётного гостя. Ведь твою замечательную шляпу знают во всем мире. Ребята, а кто знает, как называется шляпа, которую носит эта замечательная старушка?

Шапокляк: Как лестно! Что вы говорите! А поиграть со мной хотите?

Королева шляп: Спасибо, уважаемая Шапокляк. Кто-то к нам опять спешит,

Встретим гостя от души!

Кот: Мадам! Мадемуазель! Мсье!

Я приглашенье получил

И к вам на праздник поспешил.

Я вижу шляпный бал в разгаре.

Что ж, вы не зря меня позвали.

Королева шляп: Милый Кот, нам давно известно, что ты выдумщик и затейник. Не сомневаюсь, что ты и на этот раз приготовил для нас что-то забавное и интересное. Признавайся, что там у тебя в мешочке?

Кот: Вы правы, моя Королева. Что я мог принести на праздник шляп? Конечно же, шляпы. Полюбуйтесь, какие они! Маленькие, средненькие, большие. А теперь, детвора, у меня для вас игра.

Королева шляп: Спасибо, Кот в сапогах, за твою интересную игру. А вы, ребята, не зевайте, хлопайте, гостей встречайте!

Королева шляп: Ну и гости! Вот дела!

Как я вас позвать могла?!

Бандиты: Мы всегда приходим сами –

Со злодейскими делами.

Ну-ка, быстро, хулиганчики,

Выворачивай карманчики.

Королева шляп: Во-первых хулиганов у нас здесь нет. А во-вторых, на празднике положено играть и веселиться. У вас такие замечательные шляпы. И все наши гости играли с нами. А вы? Вы только угрожаете. Это нехорошо.

Бандиты: О, кей! Мы с вами поиграем. А из пистолетов метко стрелять вы умеете?

Королева шляп: Стоп! Стоп! О чём вы говорите? Какие пистолеты? У нас детский праздник и давайте обойдёмся без огнестрельного оружия.

Бандиты: О, кей! А чем же вы будете попадать в цель?

Королева шляп: Да хотя бы маленькими мячиками.

Бандиты: О, кей! Тогда мы объясним условия нашего состязания.

Бандиты: Молодцы, крошки! О, кей! Мы с вами поиграли. А вы должны разгадать загадку, над которой мы давно ломаем голову. Если мы не разгадаем эту чёртову головоломку, шеф нас сотрёт в порошок!

Королева шляп: В чём загадка, объясните,

Все ребятам расскажите.

Бандиты: О, йес! Мы спасены! Браво, крошки! Алло, Шеф?.. Да, Шеф!.. Понял, Шеф… Не беспокойтесь. Всё будет о, кей! Шеф просто над нами издевается! Он подкинул нам ещё одно задание. А вот и оно!

Бандиты: Спасибо! Вы настоящие друзья! Мы никогда не будем обижать таких умных, замечательных детей. Клянёмся!

Королева шляп: Хлопать вы не уставайте, гостя нового встречайте!

Мэри: За приглашение спасибо,

Его от вас я получила,

И, бросив все свои дела,

На праздник шляп я к вам пришла.

И вправду, сколько шляп здесь разных,

Таких забавных и прекрасных.

А девочки как в шляпах хороши!

Я говорю вам от души.

У вас узнать мне интересно,

Кто хочет стать сейчас принцессой?

В одной сказке жила-была принцесса, и вот что она думала о себе…

«Я принцесса из далёкой сказки, посмотрите, как я хороша!

У меня прекрасная осанка и улыбка радостью светла…

Я могу подняться на носочки, руки в стороны я разведу…

На мне шляпка, как она прекрасна, всем сейчас её вам покажу.

В этой шляпке скрыто волшебство. Очень помогает мне оно.

Поклониться я могу так низко…

А теперь немного покружусь.

А сейчас я, как цветочек аленький, за лучами солнышка тянусь.

Ловко, словно ласточка весенняя, на одной я ножке постою.

И тебя я, шляпка драгоценная, с головы не уроню.

Со своею шляпкой поиграю.

Приседаю, медленно встаю…

Словно через речку перепрыгну.

По канату смело похожу.

Снова, как принцесса, гордо, весело

Я с улыбкой в зеркало гляжу.

Все принцессы – просто загляденье.

Вам от зрителей – аплодисменты восхищенья!

Королева шляп: Очаровательная Мери, Вы тоже сегодня наша гостья. А последнее шляпное задание вам, ребята, от меня.

А сейчас я объявляю парад шляп

Пусть, блеснув своим нарядом,

Шляпы здесь пройдут парадом!

А пока наши сказочные герои подводят итоги – увлекательная игра


Дети под торжественную музыку входят в класс и рассаживаются на места












Под фонограмму «Гимн Незнайки и его друзей» появляется Незнайка.















Игра «Поймай шляпой мяч»





Под фонограмму песенки «Шапокляк» появляется Старуха Шапокляк














Называется она Шапокляк


Игра-аттракцион «Надень шляпу»


Звучит фонограмма «песенки Кота» Появляется Кот в сапогах.















Достаёт из мешка шляпы, раскладывает их по залу.

Аттракцион «Шляпы, стройся!»


Под фонограмму «Мы бандито-гангстерито…» входят 2 бандита


























Аттракцион «Сбей шляпу».







Игровое задание «Отыщи и надень головной убор» (сказочные герои)


Игровое задание «Отыщи и надень головной убор» (профессии)



Под фонограмму «Леди Совершенство» появляется Мэри Поппинс










Игра «Принцесса сказочной страны» (на каждую строчку, произносимую Мэри Поппинс, девочки под лирическую музыку выполняют определённое движение.)





























Аттракцион «Большой фломастер»





Конкурс «Весёлая шляпа»

В заключении праздника все дети получают небольшие сувенирчики в виде шляпки, дипломы в разных номинациях.



Заключение

«Семейные дела» способны не только приобщать родителей к учебно-воспитательному процессу, но и вносить изменения в традиционно сложившиеся системы родительских лекториев. Они дают возможность обучаться самим родителям непосредственно в процессе воспитательной деятельности. Это помогает создать ситуацию успеха для каждого участника процесса: ребята во время таких «семейных дел» испытывают гордость за своих родителей, стараются быть активнее, а родители имеют возможность совершенствовать методы воспитания детей.





ЛИТЕРАТУРА

  1. «А у нас сегодня праздник»,Ярославль Академия развития, 2002 г.

  2. «Воспитываем личность в начальной школе», Н.Ф. Дик Ростов-на Дону, 2005г.

  3. «Воспитание личности в коллективе», Я.Г. Плинер, Москва, Педагогический поиск, 2000г.

  4. «Воспитание младшего школьника», Л.В. Ковинько, Москва, Изд. «Академия», 1998 г.

  5. «Изучение универсальных учебных действий младших школьников» (методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, за. Директора по начальному образованию), Н.Новгород, 2012 г.

  6. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе», Н.В. Иванова, изд. АРКТИ, Москва, 2011 г.

  7. «Классный руководитель в современной школе», В.П. Сергеева, Москва, Педагогическое общество России, 1999 г.

  8. «Классный руководитель. Основные направления деятельности», Дереклеева Н.И. - М.,Вербум – М,2001г.

  9. «Организация внеурочной деятельности», Н.Новгород, НИРО, 2011 г.

  10. Организация воспитательной работы в классе (методическое пособие для классного руководителя)/В.И.Созонов,М.: Центр «Педагогический поиск»,2002г.

  11. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для пед.спец.выш.учеб.заведений/И.А.Зязюн и др.- м.,Просвещение,1989г.

  12. «Планируемые результаты начального общего образования», Москва, «Просвещение», 2011г.

  13. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания», Москва, «Просвещение», 2011г.

  14. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», Москва, «Просвещение», 2011г.

  15. «Родительские собрания», Москва, «ВАКО», 2008 г.

  16. «Справочник классного руководителя» (1 – 4 классы), Москва, «ВАКО», 2008 г.

  17. Сухомлинский В.А. «Методика воспитания коллектива» - М.,Просвещений,1981

  18. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» - М.,педагогика,1990 г.

  19. Электронные образовательные ресурсы