Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа с. Русский Мелекесс муниципального образования «Мелекесский район Ульяновской области»
Яшина Мария Александровна,
учитель биологии и химии
Методическая разработка «Развитие исследовательской деятельности учащихся на пришкольном участке»
Пришкольный участок является эффективным продолжением учебно-воспитательного процесса, который способствует осуществлению творческой, проектной и исследовательской деятельности, а, следовательно, способствует развитию личности учащихся через систему постоянных наблюдений, экспериментов и творческих проектов. Современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе, занимаясь экспериментальной и проектной деятельностью, учащиеся получают представления о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий, учатся себя воспринимать в качестве субъекта деятельности, направленной на самопознание и самообразование. Иными словами, пришкольный участок на современном этапе должен преобразоваться в учебно-исследовательскую площадку, которая будет предоставлять возможность школьникам максимально полно раскрыть свои творческие способности.
Цель педагогической деятельности: формирование у школьников опыта проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности через использование учебно-опытнического участка в образовательном процессе
Выполнение этой целия реализую через два направления:
— исследовательская работа на учебно-опытническом участке;
— благоустройство и озеленение пришкольной территории.
В организации и осуществлении исследовательской работы на пришкольном участке мне помогает деятельностный подход в обучении. (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Ф. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. исследователи.)
При выполнении учащимися различных исследований применяем следующие методы работы:
№ | Метод исследований | Применение |
1 | Метод наблюдения | изучение фенологических фаз развития культурных растений. |
2 | Визуальный метод | оценка состояния посевов, земельных участков |
3 | Метод сравнения | статистическая обработка: анализ показателей с контрольных и экспериментальных площадок. |
4 | Метод описания | описание морфологии растения |
5 | Систематизация и классификация | распределение признаков, растений и т.д. |
6 | Дегустационный метод | определение вкусовых качеств |
7 | Метод натурной фотосъёмки | получение снимков изучаемого растения |
8 | Изучение литературных источников | знакомство с растением, описанием его характеристики и агротехнологии. |
9 | Использование Интернет-ресурсов | -поиск более трудно находимого литературного материала; -составление таблиц и диаграмм для графического отображения численных данных. |
10 | Метод учета урожая | |
Перед современной школой стоят серьезные и ответственные задачи – обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии. Применительно к сельской школе это означает – воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям и сформировать стремление овладеть этими профессиями. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено исследовательской работе на пришкольном учебно-опытническом участке, которую я рассматриваю как первое звено в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. В связи с этим исследовательская или опытническая работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью.
Опытно-исследовательская работа – это не только поиск нового, но и физический труд, причем довольно кропотливый. Здесь от учащихся требуются пунктуальность, терпение, настойчивость и многое другое, что вырабатывается лишь при наличии большого интереса и увлеченности работой.
Я считаю, что при организации работы на пришкольном участке наиболее важными являются два условия:
— труд детей должен быть разнообразным, интересным, творческим, посильным;
— школьники должны решать конкретные производственные задачи.
Это позволяет увлечь ребят и дать им возможность на практике убедиться в значимости своей деятельности, направить знания на планирование и организацию своего труда, на его качественное выполнение и расширение биологического кругозора.
Педагогическая эффективность исследовательской работы на УОУ я считаю зависит от следующих условий:
1. Правильный выбор темы исследования. Тема исследования должна простой, в которой выражалась сама суть опыта, четко ограниченной, характерной (типичной) для сущности исследования. Например, такие темы как: «Влияние прищипки стебля на урожай огурцов», «Различные способы размножения картофеля» и т.д. Также тема должна строго соответствовать материальной базе.
В настоящее время в связи с низкой накопляемостью классов при распределении тематики опытов между классами я использую такой принцип работы. Каждый класс (звено) я закрепляю за определенной экспериментальной работой. При этом за каждым участником звена закрепляется один небольшой опыт, а все опыты звена объединяю единой целью (темой).
Например, при проведении исследований на тему «Определение недостающих питательных веществ в почве» один испытывает дозы, другой сроки внесения, третий – способы применения и д.т.
2. Возрастные особенности школьников нужно учитывать, так как тема опыта может оказаться непонятной из-за отсутствия у них необходимых знаний и жизненного опыта.
3. Правильная постановка и проведение опыта или эксперимента зависит от разработки программы исследования, в которой указывают схему, методику опыта, основные элементы техники закладки и проведения опытов.
Под методикой опыта подразумевается совокупность слагающих ее элементов:
— число вариантов;
— площадь делянок и их форма;
— повторность и система размещения вариантов на территории;
— метод учета урожая;
— организацию опыта во времени.
Правильное сочетание всех элементов методики обеспечивает точность и типичность опыта.
4. Правильное оформление результатов. Все наблюдения и исследования оформляем в виде «Дневника юного исследователя». Основные разделы дневника:
— тема эксперимента;
— цель и задачи эксперимента;
— проблемный вопрос или гипотеза;
— методика проведения опыта;
— краткая характеристика биологии той или иной культуры;
— приемы агротехнологии;
— результаты и выводы.
Результаты опытов могут быть оформлены в виде гербария, фотографий, схем или таблиц.
4. Объективная оценка полученных результатов.
За годы работы на учебно-опытническом участке учащимися были проведены различные опыты: «Проведение искусственного отбора на пшенице», «Влияние длины дня на развитие растений короткого дня», «Определение недостающих питательных веществ в почве», «Влияние прищипки стебля на урожай огурцов», «Влияние мульчи на урожайность фасоли» и многие другие.
Формирование у школьников опыта творческой деятельности и воспитание социально-активной личности осуществляю при реализации проекта «Благоустройство и озеленение территории школы».
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях (художники, дизайнеры, цветоводы, исследователи), что содействует их успешной социализации в обществе, так как ими приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются информационные, коммуникативные, организационные и проектировочные умения.