СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Развитие исследовательской деятельности учащихся на пришкольном участке»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Развитие исследовательской деятельности учащихся на пришкольном участке»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развитие исследовательской деятельности учащихся на пришкольном участке»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Горностаева Валентина Васильевна,

учитель биологии


Методическая разработка «Развитие исследовательской деятельности учащихся на пришкольном участке»


Пришкольный участок является эффективным продолжением учебно-воспитательного процесса, который способствует осуществлению творческой, проектной и исследовательской деятельности, а, следовательно,  способствует развитию личности учащихся через систему постоянных наблюдений, экспериментов и творческих проектов.  Современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе, занимаясь экспериментальной и проектной деятельностью, учащиеся получают представления о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий, учатся себя воспринимать в качестве субъекта деятельности, направленной на самопознание и самообразование. Иными словами, пришкольный участок на современном этапе должен преобразоваться в учебно-исследовательскую площадку, которая будет предоставлять возможность школьникам максимально полно раскрыть свои творческие способности.

Цель педагогической деятельности: формирование у школьников опыта проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности через использование учебно-опытнического участка в образовательном процессе

Выполнение этой целия  реализую через два направления:

   —  исследовательская работа на учебно-опытническом участке;

   — благоустройство и озеленение пришкольной территории.

В организации и осуществлении исследовательской работы на пришкольном участке мне помогает деятельностный подход в обучении. (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Ф. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. исследователи.)

При выполнении учащимися различных исследований применяем следующие методы работы:

Метод исследований

Применение

1

Метод наблюдения

изучение фенологических фаз развития культурных растений.

2

Визуальный метод

оценка состояния посевов, земельных участков

3

Метод сравнения

статистическая обработка: анализ показателей с контрольных и экспериментальных площадок.

4

Метод описания

описание морфологии растения

5

Систематизация и классификация

распределение признаков, растений и т.д.

6

Дегустационный метод

определение вкусовых качеств

7

Метод натурной фотосъёмки

получение снимков изучаемого растения

8

Изучение литературных источников

знакомство с растением, описанием его характеристики и агротехнологии.

9

Использование Интернет-ресурсов

-поиск более трудно находимого литературного материала;

-составление таблиц и диаграмм для графического отображения численных данных.

10

Метод учета урожая

 

 Перед современной школой стоят серьезные и ответственные задачи – обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии. Применительно к сельской школе это означает – воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям и сформировать стремление овладеть этими профессиями. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено исследовательской работе на пришкольном учебно-опытническом участке, которую я рассматриваю как первое звено в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. В связи с этим исследовательская или опытническая работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью.

Опытно-исследовательская работа – это не только поиск нового, но и физический труд, причем довольно кропотливый. Здесь от учащихся требуются пунктуальность, терпение, настойчивость и многое другое, что вырабатывается лишь при наличии большого интереса и увлеченности работой.

Я считаю, что при организации работы на пришкольном участке наиболее важными являются два условия:

   — труд детей должен быть разнообразным, интересным, творческим, посильным;

   — школьники должны решать конкретные производственные задачи.

Это позволяет увлечь ребят и дать им возможность на практике убедиться в значимости своей  деятельности, направить знания на планирование и организацию своего труда, на его качественное выполнение и расширение биологического кругозора.

Педагогическая эффективность исследовательской работы на УОУ я считаю зависит от следующих условий:

1. Правильный выбор темы исследования. Тема исследования должна простой, в которой выражалась сама суть опыта, четко ограниченной, характерной (типичной) для сущности исследования. Например,  такие темы как: «Влияние прищипки стебля на урожай огурцов», «Различные способы размножения картофеля» и т.д. Также тема должна строго соответствовать материальной базе.

В настоящее время  в связи с низкой накопляемостью классов при распределении тематики опытов между классами я использую такой принцип работы. Каждый класс (звено) я закрепляю за определенной экспериментальной работой. При этом за каждым участником звена закрепляется один небольшой опыт, а все опыты звена объединяю единой целью (темой).

Например, при проведении исследований на тему «Определение недостающих питательных веществ в почве» один испытывает дозы, другой сроки внесения, третий – способы применения и д.т.

2. Возрастные особенности школьников нужно учитывать, так как тема опыта может оказаться непонятной из-за отсутствия у них необходимых знаний и жизненного опыта.

3. Правильная постановка и проведение опыта или эксперимента зависит от разработки программы исследования, в которой указывают схему, методику опыта, основные элементы техники закладки и проведения опытов.

Под методикой опыта подразумевается совокупность слагающих ее элементов:

   — число вариантов;

   — площадь делянок и их форма;

   — повторность и система размещения вариантов на территории;

   — метод учета урожая;

   — организацию опыта во времени.

Правильное сочетание всех элементов методики обеспечивает точность и типичность опыта.

4. Правильное оформление результатов. Все наблюдения и исследования оформляем в виде «Дневника юного исследователя». Основные разделы дневника:

   — тема эксперимента;

   —  цель и задачи эксперимента;

   — проблемный вопрос или гипотеза;

   — методика проведения опыта;

   — краткая характеристика биологии той или иной культуры;

   — приемы агротехнологии;

   — результаты и выводы.

Результаты опытов могут быть оформлены в виде гербария, фотографий, схем или таблиц.

4. Объективная оценка полученных результатов.

За годы работы на учебно-опытническом участке учащимися были проведены различные опыты: «Проведение искусственного отбора на пшенице», «Влияние длины дня на развитие растений короткого дня», «Определение недостающих питательных веществ в почве», «Влияние прищипки стебля на урожай огурцов», «Влияние мульчи на урожайность фасоли» и многие другие.

Формирование у школьников опыта творческой деятельности и воспитание социально-активной личности осуществляю при реализации проекта «Благоустройство и озеленение территории школы».

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях (художники, дизайнеры, цветоводы, исследователи), что содействует их успешной социализации в обществе, так как ими приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются информационные, коммуникативные, организационные и проектировочные умения.