«Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках технологии»
(Слайд 1)Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности
Цель и задачи
(Слайд 2)Цель: обобщение педагогического опыта, использования приём развития мышления на уроках технологии для формирования познавательной деятельности обучающихся;
создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Задачи: (Слайд 3)
Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся.
Показать результативность использования приёмов технологии проблемного обучения для формирования познавательной деятельности обучающихся
Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.
Актуальными являются уроки, которые учитель проводит в соответствии с современными стандартами образования. В настоящее время перед педагогами школ и мной лично стоит важнейшая проблема, как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Какие выбрать формы и методы обучения, чтобы педагог из центральной роли, стал организатором образовательного процесса, чтобы дети на таких занятиях взаимодействовали друг с другом, а педагог способствовал тому, чтобы усилия их были направлены на положительный результат. В практику педагогического процесса такие методы обучения вошли под названием «проблемные методы обучения», под которыми обычно понимается система методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы.
Актуальность темы (Слайд 4)
Спад интереса обучающихся к изучаемому предмету;
осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся;
поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом, повышению качества образования;
рассмотрение возможности использования проблемного обучения, как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования;
формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
(Слайд 5)Для того чтобы применить проблемное обучение на уроках, необходимо разобраться что это такое и как его применять. Для начала разберемся, что же такое проблемное обучение.
И.Я.Лернер, стоявший у истоков популяризации проблемного обучения в России, под проблемным обучением понимал решение учащимся (под руководством учителя) новых для него познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы, то в современной практике проблемное обучение могут определять и как «особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция».По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я. Лернера, которая включает: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
В теории М.И. Махмутова проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский и программированный).
Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности.
Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на многообразие видов проблемных методов обучения, их неоспоримую теоретическую и практическую значимость, проблема их использования в учебном процессе остается открытой для научно-практических изучений. Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с использованием проблемных методов для повышения активности учащихся в процессе обучения
Цель проведенного нами исследования состоит в изучении использования проблемных методов обучения для повышения активности учащихся в учебном процессе.
Необходимым представилось решение следующих задач:
изучили и проанализировали научную литературу по данной теме;
определили роль проблемных методов обучения в процессе обучения предмета технологии;
проанализировать взаимосвязь между использованием проблемных методов обучения и повышением активности учащихся в учебном процессе.
Гипотезой в данной исследовательской работе выступает утверждение, что использование проблемных методов обучения повышает активность учащихся в учебном процессе.
Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга.
Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем
Условия успешности обучения считается: (Слайд 6)
Проблематизацию учебного материала (знания обучающихся лучше усваиваются от удивления и опыта),
Активность учеников
Связь обучения с жизнью
Проблемное обучение предполагает: (Слайд 7)
Создание проблемной ситуации.
Выход из нее, то есть решение проблемы.
Основная цель учителя – заинтересовать, увлечения, обучающихся работой.
Действия обучающихся: (Слайд 8)
Выявлять проблему;
Формулировать;
Поиск решений;
Непосредственное решение:
В основу проблемной ситуации помещают противоречия между знаниями и незнаниями. Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.
Проблемное обучение может быть разного уровня в зависимости от деятельности педагога и учащихся: (Слайд 9)
Уровень | Что делает учитель | Что делает ученик |
0 | ставит проблему, формулирует ее, решает проблему | запоминает решение проблемы |
1 | ставит проблему, формулирует ее | решает проблему |
2 | ставит проблему | формулирует проблему и решает ее |
3 | проводит общую организацию, контроль и умелое руководство | осознает проблему, формулирует ее и решает проблему |
(Слайд 10)Поэтому под проблемным обучением, составной частью которого являются проблемные методы обучения, мы понимаем такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Сущность проблемного метода заключается в том, что он вызывает интерес учащихся при рассмотрении какой-либо проблемной ситуации, заставляет их анализировать ее, выделяя в ней известные и неизвестные факты, выдвигать предположения по решению проблемы и проверке правильности этих предположений. Нельзя выдвигать задачи и задания, которые непосильны обучаемым, так как они требуют специальных знаний и подготовки. Ученик, опираясь на знания и умения, которыми он владел раньше, сам должен найти способ решения задач. Нам хотелось бы добавить, что этот метод создан на основе проблемных ситуаций, в которых должен действовать объект. Ситуация содержит в себе незаполненные места (пробелы), которые заполняются для того, чтобы цель была достигнута. Следовательно, проблемная ситуация выступает не иначе, как задача.
Учителю следует помнить, что нельзя в простейшем вопросе видеть проблему. Например, если школьника попросить рассказать, как он провел выходной день или какие планы у него на сегодняшний вечер, то подобную постановку вопроса никак нельзя отнести к проблемной, так как она не отвечает условиям проблемной задачи.
Использование проблемного метода на уроках технологии позволяет развивать наряду с творческой активностью и творческие умения обучаемых, такие как: (Слайд 11)
вести дискуссию по заданной теме;
слышать и слушать собеседника;
отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
находить компромисс с собеседником;
лаконично излагать свою мысль;
находить варианты решения проблемы.
Методы проблемного обучения, основанные на поиске решения конкретной проблемы, вынуждают учеников интенсивно мыслить, что, в результате, повышает их активность на уроке.
Во время уроков с целью выявить взаимосвязь между использованием проблемных методов и повышением активности учащихся в процессе обучения. Для этого нами была разработана методика определения уровня активности. Каждый уровень активности имел свой показатель: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл, при этом говоря "высокий" уровень активности мы подразумеваем, что ученик часто поднимает руку, всегда выполняет домашнее задание, принимает активное участие в работе на уроке, проявляет заинтересованность к творческим заданиям; при "среднем" уровне активности учащийся иногда поднимает руку, почти всегда выполняет домашнее задание, отвечает на вопросы учителя, выполняет упражнения на уроке, не проявляет заинтересованности к творческим заданиям; ученик с "низким" уровнем активности не поднимает руку, почти не принимает участия в работе на уроке, отвечает только в том случае, если спросит учитель, редко выполняет домашнее задание. До применения проблемных методов каждому учащихся класса мы определили уровень активности, основываясь на беседе с учителе и наблюдениях за учениками.
После применения проблемных методов мы снова определили уровень активности учащихся, который поменялся у некоторых учеников. Результаты можно наблюдать в приведенной ниже таблице.
Итак, уровень активности на уроке при применении проблемных методов повысился у 3 из 10 учащихся. Из них 2 повысили уровень активности со 2-го на 3-ий и один - с 1-го на 2-ой, т.е. около 30% учеников увеличили свою активность на уроке после использования проблемных методов. (Слайд 12)
Не использовался проблемный метод обучения | Использовался проблемный метод обучения |
3 балла | 3 | 3 балла | 5 |
2 балла | 4 | 2 балла | 3 |
1 балл | 3 | 1 балл | 2 |
| | | 30% |
Исходя из этих данных, можно сказать, что проблемные методы обеспечивают большую эффективность усвоения учебного материала и повышают уровень активности не только "сильных", но и "слабых" учащихся.
Конечно, при любых методах обучения менее способные учащиеся достигнут менее высоких результатов в усвоении знаний. Но можно предполагать, что именно для этой группы учащихся особенно необходимо проблемное обучение, позволяющее выполнять посильные творческие задания и тем самым способствующее развитию их мышления.
Одна из причин, обусловивших большую эффективность процесса усвоения при проблемном обучении, заключается в большей интеллектуальной активности учащихся.
Проблемное обучение на уроках технологии "учит учиться". Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания технологии.
Учитель принимает участие в работе с проблемными заданиями, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на уроках технологии эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта. Также нужно отметить, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это несомненно возбуждает интерес к ним.
Уроки, на которых используются проблемные методы, способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению технологии, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главная ценность сегодня - обладать и умение добывать информацию, которая является самым дорогим и важным продуктом.
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А учитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов - ответов.
Таким образом, проблемное обучение на уроках технологии дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы. Проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.
Обратимся к примерам: Наиболее благоприятная ситуация для создания проблемной ситуации появляется тогда, когда учащийся не знает как выполнять проблемное задание, ответить на вопрос. Проблемная ситуация возникает и потому, что на разных этапах освоения программного материала, получает знания разного уровня.
Например
5 класс: тема: Введение домашнего хозяйства; Какие цвета лучше использовать для оформления интерьера кухни?
(Слайд 13-14)- 5 класс, раздел «Кулинария», тема «Физиология питания», Предлагает ответить на вопросы:
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня завтракал? – А кто считает, что ваш завтрак был полноценным? Если да, то почему?
Вопрос: принесут ли пользу вашему организму съеденные продукты? Какие полезные вещества содержатся в этих продуктах? Самостоятельная работа учащихся. Поделите тетрадный лист на две колонки. В 1 колонке запишите свой обычный дневной рацион, а во 2 колонке – что бы вы изменили в своем питании после знакомства с правилами рационального питания.
Тема «Блюда из яиц» Эксперимент по определению доброкачественности яиц (погружение в воду), обучающиеся формулируют вывод – яйцо свежее тонет. Выявляются причинно-следственные связи между явлениями.
Тема: Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Каким может быть завтрак в разное время года? Составить меню и технологическую карту блюда.
(Слайд 15)Тема: Классификация одежды. Практическая работа «Снятие мерок». Вопрос Какие требования можно предъявить к рабочей одежде? Скажите, что такое «мерка? Как вы думаете мерки нам с вами необходимо снять для пошива фартука?
Тема : Моделирование фартука. Вопрос: Как можно создать новую модель фартука при помощи измененных деталей выкройки? (на цветной бумаге моделируют выкройку).
6 класс
Физиология питания. Практическая работа «Определение суточной потребности» (Расчет суточной потребности человека в килокалориях)
Тема Приготовление обеда в походных условиях. Практическая работа « Расчет количества и состава продуктов для похода » (Посчитайте, сколько продуктов необходимо взять с собой на 1 день, чтобы не нести лишнего, и чтобы никто не остался голодным.)
(Слайд 16)Тема: Регуляторы швейной машины. Причины дефектов строчки (Какую строчку можно назвать качественной. Разработать критерии строчки. Выполнить строчки и охарактеризовать свою строчку по разработанным критериям. Показать учащимся образец плохой строчки: слабая строчка, тугая строчка, петляет снизу, петляем сверху. Определите причины возникновения дефектов строчки и объясните пути устранения этих дефектов. Что можно сделать с помощью регулятора длины стежка? Как сочетается длина стежка с тканью? (чем толще ткань, тем больше длина стежка)
(Слайд 17)7 класс
Так при изучении машинных швов в 5 классе выполняя, машинные швы мы главной задачей ставим освоение приёмов работы на машине, но не заостряем внимание на конструкции образования машинного шва, схемах его выполнения. Зато к 7 классу уже ставим вопрос, а как образуется машинный шов, и предлагаем разобрать схему изготовления. Для более сильных учащихся даже можно предложить составить инструкционную карту поэтапного выполнения шва. Решение этой проблемы делают занятия более эффективными. Осваивая приёмы работы на машине, учащиеся в первую очередь сталкиваются с такой проблемой как качество строчки, от чего она зависит. Конечно, можно учащимся предложить и готовую таблицу дефектов и неполадок в работе машины. Но это уже становиться скучно и не интересно, а значить и не эффективно в порядке усвоения материала. А можно построить занятие и по-другому. Чётко закрепив то, какой должна быть качественная машинная строчка, перед ребятами ставиться проблема. Например, что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить, сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу, или использовать др. варианты. Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки. По окончании работы проходит обсуждение и вместе составляется итоговая таблица. Такое задание можно построить и используя бригадный метод работы, когда каждой бригаде даётся отдельная проблема, а потом при обсуждении находится истина. Очень хорошо методику проблемного обучения применять на уроках конструирования моделирования одежды. При изучении конструкций изделий, стилей.
Например, ставить перед учащимися проблемную задачу. Почему платье определённого фасона нельзя изготавливать из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в одежде поставить задачу подобрать фасон юбки, платья, брюк для нестандартной фигуры с целью скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Каждый из нас обладает определёнными пропорциями в фигуре. Уметь правильно подобрать одежду для того или иного типа фигуры очень важно. На таких занятиях всегда будет интереснее. Решать подобные проблемы ведь приходиться всем в повседневной жизни. При раскладке и раскрое изделий перед учащимися также можно поставить много проблемных ситуаций. Например, что может произойти, если платье раскроить не по долевой, а по поперечной или косой нити и почему некоторые модели кроят именно по косому направлению нитей?
7 класс раздел «Культура дома», тема «Уход за одеждой»
определение состава ткани по условным обозначениям на ярлыках одежды.
(Слайд 18-19)8класс
раздел «Кулинария», тема «Блюда из птицы»
составление меню для здорового человека и для человека с заболеванием ЖКТ. Сопоставляются факты
(Слайд 20-21)Тема: Как правильно делать покупки (составить список продуктов, а затем как можно уменьшить расходы продуктов)
Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.).
можно переформулировать вопрос. (Что бы вы сделали по-другому, если бы начали работу заново?)
СЛАБЫЕ СТОРНЫ (Слайд 22)
По сравнению с традиционными методами обучения проблемное обучение имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения в школе. К слабым сторонам проблемных методов следует отнести
- большие расходы времени на изучение учебного материала;
- недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение;
- слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт;
- при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников;
- проблемное обучение предъявляет к учителю совершенно новые требования, и не все педагоги способны с ними справиться:
(Слайд 23) Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении технологии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда.
Поэтому я считаю, что использование именно проблемно-поисковой технологии в обучении технологии поможет достичь роста познавательной активности школьников.
Литература
1.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. С. 208.
Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т: Калининград, 1996. С. 62-64.
.Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2006. С. 187.
.Ильина Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание // Вестник высшей школы. 1976. № 2. С. 17-19.
.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. С. 234.
.Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании технологии. - М.: МНПИ, 1999. С. 118.
.Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. - М.: МНПИ, 2000. С. 247.
.Конышева А.В. Современные методы обучения . - Минск: Тетра система, 2004. С. 175.
.Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. С. 80.
.Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - понятие и содержание: итоги дискуссии и пути дальнейшей работы // Вестник высшей школы. - 1984. №4. С. 27-33.
.Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика. - 1967. № 8. С. 61-72.
.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. С. 186.
.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. С. 208.
.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. - М.: Педагогика, 1977. С. 240.
.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. С. 367.
.Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985. С. 184.
.Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. С. 208.
.Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. С. 480.
.Педагогика школы. /Под ред.Г.И. Щукиной. - М., 1977. С. 379.
.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 1999. С. 534.
.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993. С. 256.
.Скалкин В.Л. Ситуативные упражнения. - М.: Знание, 2004. С. 100.
.Смолкин А.М. Активные методы обучения: методич. пособие для препод. - М.: Высш. шк., 1991. С.176.
.Штейнмец А.Э. Принцип или способ? // Вестник высшей школы. - М., 1977. №1. С. 7-12.