Калина Г.А
Денисова О.Н
«МБОУ Городская гимназия города
Димитровграда Ульяновской области»
Реализация технологий развивающего обучения на уроках истории.
На уроках истории исследовательская деятельность учащихся может быть организована при исследовании исторических источников и решении познавательных заданий. В результате учебного исследования дети сами определяют проблему урока ,выдвигают гипотезы и подтверждают их при помощи исторических источников и познавательных заданий На уроке организуются следующие этапы.
Проблематизация и постановка учебной задачи детьми.
В начале урока учитель создает ситуацию разрыва между знанием и незнанием. Например, все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками… .
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Междуречье было особое письмо - …. .
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы .. не смыло… на полях.
В Древнем Вавилоне с .. по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал впервые … .
Дети выполняют задания, но приходят к выводу о том, что известные сведения им недостаточны для заполнения пропусков в последнем предложении. Однако следует отметить, что учителю необходимо задать вопрос учащимся: « Почему они не смогли выполнить данное задание?». Примеры ответов детей могут быть: «Мы не знает кто такой Хаммурапи, когда он правил, что создал».
После этого ученики формулируют теоретический вопрос, ответив на который они смогут преодолеть трудность.
Или на уроке «Соборное уложение» учащиеся вспоминают проблемы существовавшие в обществе и предполагают, что решить данную проблему мог только новый свод законов, так как законодательство не реформировалось со времен Ивана Грозного. Соответственно выдвигается проблема «Как новый свод законов решал проблемы в обществе?»
2.Выдвижение и анализ гипотез.
На этой стадии детям задается вопрос, где и как можно обнаружить недостающую им информацию. Как правило, дети называют учебники, фильмы, видеофрагменты. Например, детям предлагается изучение текста учебника. Работая с текстом учащиеся выделяют основные черты характера царя Хаммурапи, рамки правления, принятые им законы.Во время поиска информации учитель добивается обоснования следующих вопросов: «что такое законы», «был ли порядок или произвол в Вавилонском царстве».Ученики высказывают предположения, записывают новые понятия в тетрадь. Как правило, бывает несколько точек зрения, поэтому возникает необходимость проверки
На уроке «Соборное уложение» учитель предлагает выдвинуть гипотезы по поставленной проблеме через вопросы: «Какие основные положения будут зафиксированы в новом своде законов? Есть версии, предположения решения проблемы?» Учащиеся выдвигают разные версии: «Закреплены права и обязанности сословий, укрепление власти правителя , систематизировано законодательство» Учителем принимается любая версия
3.Проверка гипотез.
На следующем этапе учитель предлагает разделиться классу на группы и проверить выдвинутые гипотезы. Каждая группа получает рабочий материал. В данном случае – фрагменты «Свода законов Хаммурапи». Обучающиеся могут прийти к нескольким различным вариантам решения ситуации. Помогут им сделать выводы (сформулировать варианты решения) следующие вопросы: «Кого и что защищали законы Хаммурапи?Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?
На уроке «Соборное Уложение» учащиеся знакомятся с содержанием статей документа и заполняют в группах права и обязанности сословий. В процессе анализа фиксируют основные данные в таблицу. Первая группа исследует статьи «Суд о крестьянах» и отвечает на вопросы: « Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству? Какова степень зависимости крестьян по документу? Что такое крепостное право? Вспомните какие вы знаете исторические факты закрепощения крестьян? Вторая группа «Суд о горожанах» и вопросы «Как изменилось положение посадских людей? (подтвердите выдержками из текста) Третья группа знакомится со статьями «Суд о поместьях и вотчинах» и вопросы «. Вспомните чем отличались поместье и вотчина? Какие изменения происходят в земельных владениях бояр и дворян? И четвертая группа «Суд о царской власти» отвечая на вопросы «Какие преступления попадают в ранг государственных? Каковы наказания за государственные преступления? Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.»
4.Конкретизация открытого способа
После проделанной работы учитель предлагает проверить насколько хорошо и правильно дети понимают суть данных законов. Для этого просит представить, что они присутствуют на заседании суда в Вавилоне. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые. Идет разбор жалоб. Учитель называет различные сцены из вавилонян, дети указывают наказание за совершенные преступления в данных ситуациях. Например, идет заседание суда. Земледелец: «Этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял свое поле, потом привязал вола и ушел отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я побежал, но было поздно.Вопросы к классу: Как разрешиться эта ситуация» (сосед должен полностью возместить пострадавшему его потерю) «Справедлив ли закон, наказывающий за убийство чужого вола?» (Да, справедлив: если ты не сберег то, что тебе дали на время, за это надо отвечать)
Или на уроке «Соборное Уложение» для проверки и закрепления полученных из источников знаний учитель использует познавательные задания через вопросы : «Каким направлениям в законодательстве вы можете дать положительную оценку а каким отрицательную и почему? Есть ли общие черты в Соборном Уложении и в современном законодательстве и судопроизводстве? Какие?»
5.Рефлексия учебной деятельности
Итог всей работы на уроке – рефлексия. Примерные вопросы учителя:
«Что я делал?», «С какой целью?», «Какой результат я получил?» или методика «Поезд». На доске изображен поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное» - в тот вагончик, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно вернуться к поставленной проблеме и выдвинутым версиям ,проверить их и сделать общий вывод по проблеме.