Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
г. Хабаровска «Центр детского творчества «Радуга талантов»
ПРОЕКТ
«Тематическая неделя «Радуга здоровья»
Автор:
Шишкина М.А., методист, педагог дополнительного образования.
г. Хабаровск, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей, опираясь и развивая базовую подготовку обучающихся в школах, лицеях, гимназиях ориентируется на формирование социально-активной, мобильной, динамичной, востребованной, нравственно-воспитанной личности, которое невозможно без опоры на здоровьесбережение, на сохранение и укрепление здоровья. [8]
По результатам анализа деятельности МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов» на предмет формирования здоровьесберегающей среды, а также по результатам анкетирования участников образовательного процесса и родителей, сделан вывод, что сформированная здоровьесберегающая среда учреждения требует усовершенствования.
Анкетирование педагогов показало, что 75% опрошенных считают, что для организации физического воспитания и психоэмоционального здоровья в Центре необходимо организовывать тренинговую работу с педагогами по вопросам профессионального благополучия, 63% считают, что необходимо формировать психоэмоциональное здоровье, 58% считают, что нужно проводить психолого-педагогические тренинги, беседы с детьми, родителями, педагогами. 60% респондентов отметили уровень мотивации к здоровьесберегающей деятельности выше среднего.
Анкетирование обучающихся показало, что 65% опрошенных уверены в том, что здоровый образ жизни предотвращает от болезней, 42% хотели бы узнать о нем больше. 48% утверждают, что в их семье придерживаются здорового образа жизни.
Анкетирование родителей показало, что 58% респондентов высоко оценивают степень ответственности семьи за здоровье детей, 60% понимают здоровый образ жизни как необходимое условие для достижения целей в жизни. 55% родителей выбрали участие в лекциях, тренингах и совместных с детьми физкультурно-спортивных мероприятиях, как те формы работы с семьей, которые помогут в организации здорового жизненного стиля в семье.
В связи с полученными результатами, был предложен и разработан проект реализации ежегодной тематической недели «Радуга здоровья», который должен входить в годовой план учебных и воспитательных мероприятий в конкретный период - конец сентября - начало октября.
Оригинальность проекта заключается в использовании современных форм проведения мероприятий, которые были подобраны с учетом интересов детей, а также в соответствии с новизной и популярностью тех или иных видов мероприятий по всей стране.
Данный проект направлен на обогащение как теоретических, так и практических знаний о своем здоровье и путях его сохранения у детей, педагогов, родителей, а также применение их в дальнейшей жизни; формирование положительного отношения к вопросам здоровьесбережения, введение оздоровительных мероприятий, занятий с применением здоровьесберегающих технологий в привычку у всех участников образовательного процесса.
Цель тематической недели - повышение уровня валеологических знаний, формирование осознанного отношения к своему здоровью и выбора здорового образа жизни, оздоровление всех участников проекта, а также повышение квалификации педагогов в вопросах обеспечения здоровьесберегающей среды на занятиях в учреждении.
Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи:
- воспитывать у детей привычку и потребность в здоровом образе жизни;
- совершенствовать работу педагогов по формированию основ здорового образа жизни у обучающихся, созданию здоровьесберегающей среды, применению здоровьесберегающих технологий на занятиях;
- активизировать работу с семьей по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни.
Целевой аудиторией будут выступать обучающиеся Центра, их родители, педагоги.
Прежде всего, проект направлен на детей и вопросы их здоровьесбережения. Когда здоровый и духовно развитый ребенок счастлив, он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.[8]
Проект призван помочь родителям и педагогам в выборе стратегии развития детей в физическом, психологическом и интеллектуальном плане. Помимо этого, родители и педагоги актуализируют свои знания, научатся сохранять собственное здоровье, обращая внимание на три его элемента - физический, психический и социальный. Педагоги смогут повысить свою компетентность в вопросах использования здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тематическая неделя рассчитана на 6 дней. В программу будут входить:
- мероприятия по обмену опытом;
- образовательные мероприятия;
- занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
- воспитательные мероприятия;
- психолого-педагогические мероприятия;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия.
План мероприятий
Специфика учреждения, на базе которого планируется проведение данной тематической недели, заключается в наличии двух зданий, где будут проводиться мероприятия. Педагоги и количество обучаемых детей в них распределены практически равномерно, поэтому запланированные мероприятия будут проводиться в первом или втором здании в разные дни.
День | Название мероприятия | Место проведения, время | Ответственный |
1 здание | 2 здание |
1. | 1) Эстафета открытых занятий | | 10.00 | Зам. директора по УВР |
2) Беседы о здоровом образе жизни с обучающимися всех объединений | По утвержденному расписанию работы педагогов | По утвержденному расписанию работы педагогов | Методисты, педагоги Центра |
3) Интеллектуально-развлекательная игра «Квиз, плиз» | 10.00 (для 7-10 лет) 15.00 (для 11-15 лет) | 10.00 (для 7-10 лет) 15.00 (для 11-15 лет) | Педагоги-организаторы |
2. | 1) Эстафета открытых занятий | 10.00 | | Зам. директора по УВР |
2) Беседы о здоровом образе жизни с обучающимися всех объединений | По утвержденному расписанию работы педагогов | По утвержденному расписанию работы педагогов | Методисты, педагоги Центра |
3) Проблемно-игровой тренинг «Не держи в себе» | | 10.00 (для 7-10 лет) | Педагог-психолог |
4)Тренинг по телесно-ориентированной терапии «Почувствуй свое тело» | | 15.00 (для 11-15 лет) | Педагог-психолог |
3. | 1) Лекция профессора Дальневосточного государственного медицинского университета для педагогов Центра | | 10.00 | Зам. директора по УВР |
2) Тренинг с педагогом-психологом «Стрессоустойчивость как залог успеха» | | 11.00 | Педагог-психолог |
3) Беседы о здоровом образе жизни с обучающимися всех объединений | По утвержденному расписанию работы педагогов | По утвержденному расписанию работы педагогов | Методисты, педагоги Центра |
4. | 1) Эстафета открытых занятий | | 10.00 | Зам. директора по УВР |
2) Проблемно-игровой тренинг «Не держи в себе» | 10.00 (для 7-10 лет) | | Педагог-психолог |
2) Тренинг по телесно-ориентированной терапии «Почувствуй свое тело» | 15.00 (для 11-15 лет) | | Педагог-психолог |
3) Беседы о здоровом образе жизни с обучающимися всех объединений | По утвержденному расписанию работы педагогов | По утвержденному расписанию работы педагогов | Методисты, педагоги Центра |
5. | 1) Круглый стол с ведущими педагогами города «Здоровьесбережение как один из факторов успешности ребенка» | 10.00 | | Зам. директора по УВР |
2) Беседы о здоровом образе жизни с обучающимися всех объединений | По утвержденному расписанию работы педагогов | По утвержденному расписанию работы педагогов | Методисты, педагоги Центра |
3) Беседа с родителями врачей из клиники семейной медицины | 18.30 | 18.30 | Зам. директора по ВР |
6. | Энкаунтер для всех участников проекта | | 10.00 | Зам. директора по ВР |
Эстафета открытых занятий проводится под руководством заместителя директора по УВР с целью обмена опытом среди педагогов Центра по вопросам грамотного и эффективного использования здоровьесберегающих технологий на занятиях разных направлений. В течение недели педагоги Центра смогут побывать на занятиях педагогов по вокалу, музыкальному развитию. Финальным открытым занятием станет занятие педагога другого учреждения дополнительного образования, приглашенного продемонстрировать свой опыт, поделиться им с коллегами.
Образовательное мероприятие «Интеллектуально-развлекательная игра «Квиз, плиз» для детей разных возрастных категорий поможет отследить имеющиеся у детей теоретические и практические знания о строении человека, его здоровье, здоровом образе жизни. Игры будут организованы и проведены педагогами-организаторами для воспитанников разных объединений Центра. Подобные мероприятия направлены на проверку уровня знаний в области здоровьесбережения, приобретение новых, в том числе практических.
Помимо этого, запланировано проведение всеми педагогами Центра занятий в виде бесед, затрагивающих вопросы здорового образа жизни, его важности для жизнедеятельности человека, дающие рекомендации по его соблюдению, а также на следующие темы:
- особенности строения организма, а также влияние на него творческого вида деятельности, которым они занимаются;
- основы оказания первой медицинской помощи при небольших повреждениях кожных покровов, головокружении, солнечном ударе, обморожении;
- основы организации режима дня и отдыха;
- правильное питание;
- закаливание организма;
- отрицательное влияние вредных привычек и др.
В рамках недели возможна замена традиционных учебных занятий экскурсиями, спортивными соревнованиями, подвижными играми на свежем воздухе, дидактическими, настольными играми, конкурсами, походами на скаладром, в бассейн и др. нетрадиционными формами занятий.
Тренинги для детей двух возрастных категорий – 7-10 лет и 11-15 лет, - проводятся педагогом-психологом Центра. Для детей младшего школьного возраста будет организован проблемно-игровой тренинг «Не держи в себе», нацеленный на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику агрессивного поведения обучающихся. Для детей среднего школьного возраста будет организован тренингпо телесно-ориентированной терапии «Почувствуй свое тело», направленный на улучшение физического и психического самочувствия, формирование интереса к физическим упражнениям через телесно-ориентированные упражнения.
Лекция о здоровье, здоровом образе жизни и его влиянии на продолжительность жизни, эффективность жизнедеятельности взрослого человека профессора Дальневосточного государственного медицинского университета нацелена на обогащение валеологических знаний педагогов, повышение ответственности за свое здоровье и мотивации к сохранению всех его элементов для успешной жизнедеятельности.
После встречи-лекции планируется провести тренинг для педагогов «Стрессоустойчивость как залог успеха» с целью повышения уровня стрессоустойчивости и профилактики профессионального выгорания.
Заключительным мероприятием эстафеты открытых занятий должен стать круглый стол на тему: «Здоровьесбережение как один из факторов успешности ребенка», на который будут приглашены ведущие педагогические работники других учреждений дополнительного образования города, имеющие положительный опыт в области обеспечения здоровьесберегающей среды и инновационный опыт применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для обмена опытом с педагогическими работниками нашего Центра. Подобное сотрудничество в том и другом случае будет новым для Центра. Темы докладов могут быть следующие:
- «Инновационные подходы в вопросах здоровьсбережения детей в учреждениях дополнительного образования»;
- «Работа с детьми с ОВЗ в объединениях изобразительного искусства»;
- «Здоровьесберегающая среда учреждения дополнительного образования»;
- «Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе дополнительного образования»;
- «Работа с одаренными детьми».
Шестой и заключительный день тематической недели пройдет в виде совместного воспитательного мероприятия выездного типа для детей, родителей и педагогов «Спортивно-развлекательная игра «Энкаунтер». Особенностью игры является прохождение индивидуального маршрута командой и выполнение определенных заданий с целью получения кода и выхода в финал. В финале дается общее для всех задание, которое определит одну команду-победителя. Данное мероприятие поможет закрепить знания, приобретенные участниками проекта в течение недели, позволит принять участие в командной игре на сообразительность, сплоченность и смекалку. Местом проведения запланирована территория туристического комплекса «Заимка», находящаяся за городом, около р. Амур.
Все команды-участники соревнований получат в подарок по фруктовой корзине, а команда-победитель станет обладателем сертификатов на бесплатное посещение открытого бассейна «Наутилус» на стадионе им. Ленина. После завершения игры и подведения итогов будет организован совместный привал с импровизированным обедом и песнями.
Проведение завершающего массового мероприятия предполагается за счет финансовых средств родителей каждого ребенка, то есть будет произведен расчет суммы, в которую войдет обед, транспортные расходы. Часть итоговой суммы завершающего мероприятия Центр оплатит самостоятельно. Мероприятие рассчитывается на 35-45 детей, 9-11 педагогов, 3 других педагогических работника, 50-60 родителей.
Важно при организации такой недели грамотно спланировать мероприятия для всех предполагаемых участников. То есть, например, образовательных и психолого-педагогических мероприятия должны быть рассчитаны на детей примерно одного возраста и проводится отдельно для каждой возрастной категории (7-10 лет, 11-15 лет). Темы мероприятий должны соответствовать интересам и потребностям каждой возрастной группы. Необходимо учитывать занятость педагогов и родителей в течение рабочего дня и планировать мероприятия для них на более удобное, вечернее время.
Основные этапы проекта и кадровые ресурсы проекта. Механизм подготовки к проведению тематической недели предполагает наличие следующих этапов:
- подготовка нормативно-правовой базы (до 1 недели);
- составление плана мероприятий (до 1 недели);
- разработка сценариев мероприятий, методических материалов (до 2 недель);
- привлечение специалистов других организаций (до 4 дней);
- составление списков-участников массового выездного мероприятия (до 1 недели);
- заказ транспортных средств, подготовка документации (до 1 недели);
- подготовка раздаточного материала и распространение по объединениям (до 5 дней).
Планированием, организацией и контролем будут заниматься кадровые единицы Центра, такие как заместители директора по УВР и ВР, методисты, педагог-психолог, педагоги-организаторы, педагоги.
Успешность реализации проекта можно будет проследить через соответствие ожидаемых результатов реальным. Ожидаемые результаты направлены на создание максимально благоприятных условия для формирования здоровьесберегающей среды в учреждении, которые позволяют обеспечить:
Сознательный выбор здорового образа жизни всеми участниками проекта.
Повышение уровней валеологической грамотности всех участников проекта.
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников учреждения в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Осознанную потребность в здоровом образе жизни всеми участниками проекта.
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников проекта.
Критерии эффективности проекта выделяем следующие:
Доля обучающихся, вовлеченных в мероприятия тематической недели (не менее 55% обучающихся);
Повышение интереса обучающихся к заданной теме, их активности на занятиях, в жизни Центра;
Доля родителей, вовлеченных в мероприятия тематической недели (не менее 40 % родителей);
Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья по отношению к общему их числу (не менее 50%).
Для определения критериев эффективности проекта будут использоваться такие методы диагностики, как наблюдение, анкетирование детей и педагогов, последнее из которых будет проведено после тематической недели педагогом-психологом.
Тематическая неделя «Радуга здоровья, как проект соответствует всем нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Цели и задачи реальны и достижимы в заявленные сроки. Степень трудности и рисков проекта не велика. Изменение ситуации во время подготовки и реализации проекта не предполагается.
Практическая значимость проекта по проведению тематической недели «Радуга здоровья» очевиден, так как все мероприятия направлены на воспитание культуры здоровья у подрастающего поколения, формирование потребности в здоровом образе жизни не только в учреждениях образования, но и дома, в семье, что отвечает запросам общества, государства. Разнообразие мероприятий позволит охватить сохранение и укрепление всех видов здоровья человека, обогатить знания в этих областях как обучающихся, родителей,так и педагогов.
Хочется добавить, что сотрудники Центра «Радуга талантов» имеют опыт в подготовке и проведении подобных мероприятий, в частности тематической недели «Неделя психологии». Предполагается, что проект займет свое место в ежегодном плане мероприятий и будет актуален, благодаря значимости вопросов здоровьесбережения в современном обществе. Мероприятия, предложенные в проекте, могут меняться в соответствии с современными тенденциями, чтобы сохранять и поддерживать интерес целевой аудитории.
В заключении хотелось бы отметить, что общество, государство, семья с их запросами на воспитание здоровой личности формируют направления для работы образовательных учреждений. Важно прислушиваться к их мнению, выстраивая свою работу с их учетом. Обратив внимание на здоровье подрастающего поколения сейчас, есть возможность изменить их жизнь, оградить от непоправимых ошибок, сформировав у них потребность в здоровом поведении на всю дальнейшую жизнь, поспособствовав их личному успеху во всех сферах жизни, самореализации, становлению разносторонне развитой личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 32 с.
Об образовании в Российской Федерации : закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собр. законодательства. – 2012. - № 53. – 7598.
О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Собр. законодательства. – 2007. - № 50. – 6242.
О Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собр. законодательства. – 2012. - № 23. – 2994.
О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собр. законодательства. – 2014. - № 17. – 2058.
Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. - 2000. - № 2.
Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования / Э. Н. Вайнер// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
Говорушина, Т.К. Здоровьесберегающая деятельность учреждения дополнительного образования. Из опыта работы Дома детского творчества Московского района Санкт-Петербурга / Т.К. Говорушина, Т.С. Воробейкова, Л.Ю. Лебедева и др.СПб., 2005. – 377 с
Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002.-121с.