Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (теоретическое) № 10
Тема занятия: Медицинская психология как отрасль психологии
Специальность 34.02.01: Сестринское дело
Курс: 2-й
Дисциплина: ОП.09. Психология
Цели занятия:
Образовательные: выяснить, что является предметом изучения медицинской психологии, задачи дисциплины, ее отрасли, понять важность знаний по медицинской психологии в работе медицинского работника.
Развивающие: способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные: обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии.
Междисциплинарные связи: Основы философии, культура речи в профессиональном общении, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, основы профилактики, общественное здоровье и здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, здоровый человек и его окружение.
Внутридисциплинарные связи: Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения.
Место проведения: Лекционная аудитория
Тип занятия: теоретическое
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения) – методическая разработка
Литература:
Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
Студент должен знать:
- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
- задачи и методы психологии;
- основы психосоматики;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
- особенности делового общения.
Студент должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент должен обладать:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Структура занятия:
Организационный момент - 2 мин.
Цели занятия (мотивация) - 3 мин.
Введение нового материала - 70 мин.
Закрепление материала - 10 мин.
Задание на дом - 2 мин.
Подведение итогов - 3 мин.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к лекции.
Цели (мотивация) занятия. Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимание полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения их в повседневной жизни.
Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):
а) введение:
Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях, - незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациентов, их родственников. Каждый медик должен быть не только профессионалом в своем деле, но и хорошим психологом, чутким, внимательным, добрым, наблюдательным человеком, а также иметь определенные знания и навыки в области медицинской психологии.
б) основная часть:
1. Медицинская психология: предмет, понятие, задачи, виды.
2. Основоположники медицинской психологии.
3. Методы исследования медицинской психологии (психодиагностика).
4. Особенности психологии пациента.
5. Значение знания психологии пациента в работе медицинской сестры.
в) выводы:
Работа медицинской сестры с пациентом заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях психической деятельности, которые появляются как первичные заболевания (психические болезни), возникают под влиянием болезней тела (соматогенные психические расстройства) или наоборот, провоцируют последние (психосоматические болезни). Медицина представляет собой профессию, в которой отношения строятся на уровне «человек-человек». Понимание психологических основ этих отношений и дает медицинская психология.
4. Закрепление материала.
Устный опрос:
Что изучает медицинская психология?
Что изучает общая медицинская психология?
Что изучает частная медицинская психология?
Кто является основоположниками медицинской психологии?
Каковы основные закономерности психологии больного человека?
Какие особенности психологии конкретных пациентов?
Назовите основные методы исследования медицинской психологии?
Какие значение имеет знание психологии пациента для медицинского работника?
5. Домашнее задание: Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.
1. Читать стр. 147 – 153 учебника, конспект.
2. Устно ответить на вопросы (1-4) и решить тест на стр. 154.
6. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов.
Преподаватель: Бударина О.П.
1. Медицинская психология: предмет, понятие, задачи, виды.
Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях, - незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациентов, их родственников.
Каждый медик должен быть не только профессионалом в своем деле, но и хорошим психологом, чутким, внимательным, добрым, наблюдательным человеком, а также иметь определенные знания и навыки в области медицинской психологии.
Одно из основных положений современной медицины гласит, что «лечить надо не только болезнь, но и больного». Древние врачи учили: «Вначале вылечи душу, а потом приступай к лечению тела».
Но такое лечение возможно только тогда, когда учитываются особенности не только физической, но и психической личности пациента (особенности его способностей, потребностей, интересов, темперамента, характера, памяти, мышления и т.д.). Однако, разобраться в психологических особенностях пациента нельзя без знания вопросов общей психологии.
Общая психология изучает нормальные психологические процессы и психические свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности взрослого нормального человека.
Предметом изучения медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента, личность медицинского работника и система взаимоотношений в медицинском учреждении. Медицинская психология также изучает изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний.
Медицинская психология - это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе.
Условно медицинскую психологию подразделяют на общую и частную.
Общая медицинская психология изучает:
1) основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной, болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы профилактических и лечебных учреждений;
2) психосоматические и соматопсихологические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни;
3) индивидуальные особенности человека (темперамент, характер, личность) и их изменения в процессу жизни;
4) медицинскую деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;
5) психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.
Частная медицинская психология изучает:
1) перечисленные вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.
2) психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операций;
3) медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы.
Структура медицинской психологии:
- клиническая психология, включает в себя патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию;
- психокоррекционная работа, включает в себя психогигиену, психофармакологию, психотерапию, психическую реабилитацию.
Основные задачи медицинской психологии: поддержание здоровой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегчение страданий пациента.
2. Основоположники медицинской психологии.
Основоположник психологии – древнегреческий ученый Аристотель, большой вклад в развитие психологии внесли Авиценна, Гиппократ.
Вильгельм Вунд основал в 1879 г. в Лейпциге первую экспериментально-психологическую лабораторию.
Один из родоначальников медицинской психологии - Э. Кречмер, который опубликовал в 20-х гг. ХХ века книгу Медицинская психология», где были рассмотрены аномалии психологической деятельности.
Таким образом, медицинская психология сформировалась как самостоятельная наука в 20-х годах ХХ века.
На развитие медицинской психологии большое влияние оказали:
- в зарубежной психологии и медицине З. Фрейд и его учение о психоанализе;
- в отечественной медицине и психологии:
физиолог второй половины 19 века И.М. Сеченов - учение о рефлексах головного мозга; его учение экспериментально обосновал И.П. Павлов, основоположники клинической медицины: М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.М. Боткин, С.С. Корсаков, В.М.Бехтерев.
3. Методы исследования медицинской психологии (психодиагностика).
1.Беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения).
2. Метод наблюдения за поведением пациента.
3. Эксперимент: лабораторный и в естественных условиях.
4. Анкетирование – анкетный опрос.
5. Тестирование (психологические тесты дополняют данные клинического обследования пациента).
6. Интервью.
7. Исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, чертежи, поделки и т.д.)
4. Особенности психологии пациента.
Пациент в связи со своей болезнью испытывает физические и психологические трудности, имеет проблемы, может быть подавленным, растерянным, испуганным или даже агрессивным.
Пациент ждет от медработника совета, утешения, психологической поддержки, консультации или просто испытывает необходимость поделиться с кем-нибудь своими переживаниями и страхами.
Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, вероисповедания, профессии, социального статуса, состояния здоровья, однако все они имеют право на то, чтобы медработник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания, сострадания, милосердия.
5. Значение знания психологии пациента в работе медицинской сестры.
Работа медицинской сестры с пациентом заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях психической деятельности, которые появляются как первичные заболевания (психические болезни), возникают под влиянием болезней тела (соматогенные психические расстройства) или наоборот, провоцируют последние (психосоматические болезни).
Медицина представляет собой профессию, в которой отношения строятся на уровне «человек-человек». Понимание психологических основ этих отношений и дает медицинская психология.
От любой болезни человек страдает физически и душевно. Потерять здоровье – значит утратить одну из величайших ценностей жизни.
Деятельность медицинского психолога имеет два основных аспекта:
- во-первых, способствовать общему выздоровлению пациента;
-во-вторых, помочь ему обрести утраченную душевную ясность, адекватное отношение к своей болезни и изменениям, связанным с ней, восстановить эмоциональное состояние.
Медицинская психология – прикладная область знания, целью которой является решение конкретных задач медицинской практики, в том числе:
- оценка эффективности лечения, качество ремиссии;
- определение характера действующих на больного лекарственных средств;
- решение вопросов судебной экспертизы;
- определение степени утраты трудоспособности (КЭК) и компенсации возникающих дефектов;
- консультации «Семья и брак»;
- наркологические кабинеты и др.
Таким образом, медработник должен иметь определенные знания и навыки в области медицинской психологии:
- знать и учитывать, что различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, что проявляется при общении с пациентом;
- учитывать личностные особенности пациентов и возможные невротические реакции, привнесенные болезнью;
- видеть человека с его болью и тревогой за его здоровье;
- учитывать и считаться с изменениями психического состояния в зависимости от возраста, пола, характера болезни, от применяемого лечения и коллектива, в котором находился и находится пациент.
Что изучает медицинская психология- это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе. Общая медицинская психология изучает:1) основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной, болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы профилактических и лечебных учреждений;2) учения о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;3) учения об индивидуальности (темперамент, характер, личность), эволюции и этапах ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевых процессах;4) медицинскую деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны. Частная медицинская психология изучает перечисленные вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т. д. Частная медицинская психология раскрывает врачебную этику, особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями, медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз. Методы исследования медицинской психологии (психодиагностика):1.беседа с пациентом 2.метод наблюдения за поведением пациента 3.эксперимент:лабораторный и в естественных условиях 4.анкетирование 5.тестирование 6.интервью 7.исследование продуктов деятельности пациента. Социопсихосоматика– это направление медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний.Психогени́и — психические состояния от психических реакций до заболеваний: психические заболевания или расстройства психической деятельности, вызванные эмоциональным потрясением.Соматогении - это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями (особенно инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и т.д.). Например: 1) при заболеваниях сердца может наблюдаться состояние страха, тревоги, беспокойства; 2) при тиреотоксикозе — страх, вспыльчивость.