Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
на тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине»
ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02. Основы профилактики
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сатка 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………….….… | 4 |
1 Цели учебного занятия……………………………………………... | 6 |
2 Требования, предъявляемые к студентам……………………….. | 6 |
3 Формируемые компетенции……………………………………….. | 7 |
4 Тип занятия, место проведения продолжительность занятия….. | 8 |
5.Оснащение занятия: методические и материально-технические.. | 9 |
6 Методы обучения и методические приемы……………………… | 9 |
7 Междисциплинарные и межмодульные связи…………………… | 10 |
8 Хронологическая карта……………………………………………. | 10 |
9 Этапы планирования занятия……………………………………... | 11 |
10 Методы контроля………………………………………………….. | 13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….. | 14 |
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК……………………………...…….. | 16 |
Приложение 1 Фронтальный опрос и эталон ответа………..……… | 16 |
Приложение 2 Тестовые задания и эталон ответа…………………. | 20 |
Приложение 3 Ситуационные задачи эталон ответа……………….. | 25 |
Приложение 4 Протокол учебного занятия………………………… | 28 |
Приложение 5 Критерии оценки учебного занятия…………………. | 29 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Гигиеническое обучение и воспитание, санитарное просвещение и профилактическое консультирование ставит своей целью профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание – обучающая, воспитательная, консультативная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения ЗОЖ, как отдельных людей, так и общества в целом (индивидуальное и групповое консультирование).
Основная цель такого обучения формирование умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения здоровья. Основные принципы: научность, доступность, целенаправленность, оптимистичность, актуальность.
Основные задачи: улучшение качества питания, увеличение физической активности, снижения распространённости вредных привычек, соблюдение мер личной профилактики.
Медицинская сестра наряду с врачом общей практики – равноправный участник профилактической работы. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни в лечебных учреждениях, школах, в семьях в рамках своих педагогических компетенций.
Планируя обучения медсестра должна учитывать следующие факторы: желание пациента и готовность к обучению. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, сонливость – всё это мешает процессу обучения.
Способность к обучению
Уровень развития познавательных способностей человека (ребёнок, взрослый, престарелый). После оценки уровня развития выбирается соответствующий ему способ обучения.
Критерии оценки: возраст человека, физическое состояние (слабость, истощение), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, степень подвижности. Окружающая обстановка является одним из важных условий успешного обучения.
1 Цель учебного занятия
1Учебные дидактические цели:
– организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний;
– закрепить знания изученной темы;
– систематизировать знания по данной теме.
2. Развивающие цели:
– способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы;
– самостоятельной работы; – творческих способностей личности; – умение обучать пациента медицинским знаниям; – коммуникативность и умение работать в сотрудничестве.
3. Воспитательные цели:
– стремиться воспитать у студентов чувства ответственности к индивидуальному здоровью и здоровью окружающих людей.
2 Требования, предъявляемые к студентам
Знать:
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
– возможные факторы, влияющие на здоровье;
– направления сестринской деятельности по сохранению здоровья.
Уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни;
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия.
3 Формируемые компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
4 Тип занятия, место проведения, продолжительность занятия
Тип занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №9.
Количество часов: 180 минут.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
1. Организационный момент – 10 минут.
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут
3. Контроль исходного уровня знаний – 10 минут.
4. Эвристическая беседа – 45 минут.
5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 90 минут.
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.
7.Задание на дом – 5 минут.
5 Оснащение занятия: методическое и материально-техническое
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка учебного занятия «Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия» (для преподавателя).
2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия» (для студентов).
3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел.
4. Контроль исходного уровня знаний.
5. Тестовые задания.
6. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи).
6 Методы обучения и методические приемы
Метод | Основное назначение | Уровни усвоения | Приемы |
Объяснительно-иллюстративный; | Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала | Воспроизведение Умения и навыки | Рассказ, беседа, презентаций |
Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования полученных знаний | Воспроизведение Умения и навыки | Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму |
Частично-поисковый | Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов | Воспроизведение Умения и навыки | Эвристическая беседа, обобщение |
Проблемный метод | С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания | Воспроизведение Умения и навыки | Решение ситуационных задач |
7 Междисциплинарные и межмодульные связи
1 Предшествующие:
– информационные технологии в профессиональной деятельности; – гигиена;
– основы патологии.
2 Сопутствующие:
– ПМСП.
– здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды.
3 Последующие:
– государственная итоговая аттестация;
– первичная аккредитация;
– первичная специализированная аккредитация.
8 Хронологическая карта занятия
1. Организационный момент – 10 минут.
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут
3. Контроль исходного уровня знаний –10 минут.
4. Эвристическая беседа – 45 минут.
5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 90 минут.
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.
7.Задание на дом – 5 минут.
Итог: 180 минут
9 Этапы планирования занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Мотивация | Время |
1.Организационный момент | Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность группы к занятию. | Отвечает староста подгруппы. Слушают преподавателя, готовятся к занятию. | Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль. | 10 мин. |
2. Изложение темы, цели и плана занятия. | Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов | Слушают, записывают тему в тетрадь | Данный этап организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план занятия | 10 мин. |
3.Контроль исходного уровня знаний (Приложение 1). | Проводит контроль за индивидуальным выполнением задания (Приложение 1). | Делают задание. Проводят оценку своих ответов (%). | Закрепить знания: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию. | 10 мин. |
4. Обсуждение темы семинара (эвристическая беседа) | Преподаватель совместно со студентами разбирают тему. Задает вопросы, предлагает студентам отвечать. | Участвуют в обсуждения материала. | Показать, на что ориентироваться в работе. Закрепить теоретические знание по теме. | 45 мин. |
5. Контроль и коррекция знаний и умений. Тестированный контроль с последующим разбором ошибок. (Приложение2) Контроль в виде решения ситуационных задач (Приложение 3). | Инструктирует студентов, задает вопросы, корректирует ответы студентов. | Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки. Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%). | Систематизировать знания по теме. Научиться быстро и правильно принимать решения в условиях, близких к реальным. Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций | 90 мин. |
6. Подведение итогов занятия | Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля. | Стимуляция практической деятельности, поощрение активных учащихся. | Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы. | 10 мин. |
7.Сообщение домашнего задания | Предлагает записать домашнее задание. Сообщает тему (в соответствии с календарно-тематическим планом). Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Задание для самостоятельной работы. | Слушают, записывают. | Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания. | 5 мин. |
10 Методы контроля
Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование, фронтальный опрос).
Устный.
Контроль исходного уровня знаний.
Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.
Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК
1.Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
2. Фельдблюм, И. Ф. Вакцинопрофилактика у детей и взрослых : руководство для врачей / под ред. И. В. Фельдблюм, Л. П. Зуевой, Б. И. Асланова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 288 с. - ISBN 978-5-9704-7368-9, DOI: 10.33029/9704-7368-9-FZA-2023-1-288. - Электронная версия доступна на сайте ЭБС "Консультант студента": [сайт]. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970473689.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке. - Текст: электронный
3.Иванова, Н. В. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст): учебное пособие / Н. В. Иванова [и др. ]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 240 с.: ил. - 240 с. - ISBN 978-5-9704-5743-6. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - UR: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457436.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
4. Игнатова, Л. Ф. Первичная медико-санитарная помощь детям. Дошкольный и школьный возраст : учебное пособие / Л. Ф. Игнатова, В. В. Стан, Н. В. Иванова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, . – 312 с. - ISBN 978-5-9704-5590-6. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455906.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
5. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 606 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35341-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222353417.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
6. Кучма, В. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. - 5-е изд. , испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 560 с.: ил. - DOI : – 560 с. - ISBN 978-5-9704-5684-2.
7. Овсянников, Д. Ю. Основы вакцинопрофилактики у детей: руководство для врачей / Д. Ю. Овсянников, О. В. Шамшева, Л. Г. Кузьменко, Т. Ю. Илларионова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 120 с. - ISBN 978-5-9704-6356-7. - Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970463567.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
8. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медикосанитарной помощи: учеб. пособие / Э. Д. Рубан. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2021. - 335 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35223-6. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222352236.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
Приложение 1
Контроль исходного уровня знаний
Задание
Ответьте на вопросы
1. Назовите примеры факторов риска, которые входят Образ жизни (2-3 примера)
2. Назовите примеры факторов риска, которые относятся к Внешней среде(2-3 примера).
3. Назовите примеры факторов риска, которые относятся Генетические факторы (2-3 примера).
4. Назовите примеры факторов риска, которые входят в Здравоохранение(1-2 примера).
5. Что относится не модифицируемым фактором риска.
Эталон ответов: Контроль исходного уровня знаний
Задание
1. Курение; Употребление алкоголя; Несбалансированное питание; Стрессовые ситуации (дистрессы); Вредные условия труда; Гиподинамия; Низкая физическая активность; Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами; Напряженные семейные отношения; Напряженные психоэмоциональные отношения на работе; Низкий культурный и образовательный уровень.
2. Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами; Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами; Загрязнение почвы; Резкие смены состояния атмосферы; Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения.
3. Предрасположенность к наследственным болезням; Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
4. Неэффективность профилактических мероприятий; Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи.
5. – пол; – возраст; – генетическая предрасположенность к заболеваниям. Точные сведения о распространенности факторов риска практически недоступны, вследствие отсутствия мониторинга.
Приложения 2
Тестовые задания
1. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека:
а) наследственностью;
б) условиями внешней среды;
в) образом жизни
г) системой здравоохранения.
2. Здоровый образ жизни – это:
а) поведение и мышление человека, обеспечивающее ему укрепление здоровья;
б) систематические занятия спортом;
в) способность человека управлять своими эмоциями;
г) способность человека управлять своими двигательными действиями.
3. Назовите наиболее эффективный по охвату метод пропаганды ЗОЖ:
а) лекции;
б) санитарные бюллетни;
в) памятки;
г) СМИ.
4. Неизменяемые факторы риска:
а) низкая физическая активность;
б) чрезмерное потребление алкоголя;
в) неправильное чередование труда и отдыха;
г) пол и возраст, наследственность.
5. Основные способы введение пропаганды:
а) устный, печатный;
б) изобразительный и печатный;
в) изобразительный, печатный, устный;
г) только устный.
6. От чего здоровье зависит на 10%:
а) от наследственности;
б) от органов здравоохранения;
в) от образа жизни;
г) от окружающей среды.
7. Наибольшее влияние на общественное здоровье (пл Ю.П. Лисицину) оказывает:
а) образ жизни;
б) миграция населения;
в) внешняя среда;
г) наследственность.
8. Ко второй группе здоровья относятся дети:
а) часто болеющие;
б) практически здоровые с функциональными нарушениями;
в) редко болеющие;
г) длительно болеющие.
9. Перечислите основные поведенческие факторы риска:
а) авитаминоз;
б) отягощенная наследственность;
в) гиподинамия;
г) загрязненная окружающая среда.
10. Какое действие является основой профилактической деятельности:
а) проведение скрининга;
б) измерение артериального давления;
в) лечение социально-значимых заболеваний;
г) изменение образа жизни.
11. Санитарное просвещение – это:
а) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью увеличение «индекса здоровья»;
б) специальная область науки и здравоохранения, изучающая поведение людей в состоянии предболезни;
в) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью формирование поведения, направленного на обеспечение здоровья коллектива индивидуума и общества в целом;
г) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью формирование поведения, направленного на обеспечение готовности платить за медицинскую помощь коллектива индивидуума и общества в целом.
12. К факторам риска, входящим в понятие «образ жизни», относятся:
а) стаж работы на вредном производстве;
б) образование;
в) курение;
г) наследственность.
13. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля наследственных факторов составляет (по Ю.П. Лисицину):
а) 10%;
б) 30%;
в) 20%;
г) 50%.
14. Самый эффективный и бесплатный метод пропаганды:
а) устный;
б) печатный;
в) изобразительный;
г) комбинированный.
15. Виды профилактических медицинских осмотров:
а) первичный, повторный, целевой;
б) при приеме на работу, поступлении в учебное заведение, для раннего выявления заболеваний, осмотры профессиональных групп работников;
в) для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов;
г) нет правильного ответа.
16. Группа риска – это:
а) группа лиц, объединенная страстью к приключениям;
б) группа лиц с наличием различных факторов риска;
в) водители автомобилей;
г) лица получившие инвалидность.
17. Процесс формирования здорового образа жизни включает:
а) информирование населения о экологических рисках;
б) формирование убежденности в необходимости сохранения здоровья;
в) повышение материального благосостояния;
г) снижение показателей летальности.
18. Основной приказ в профилактике от 31.07.2020 г «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации»).
а) 1122н;
б) 404 н;
в) 323;
г)113.
19. Вредные для здоровья факторы выявляют для:
а) отказа в приеме на работу; перевода на другую работу;
б) принятия мер по их устранению с целью снижения уровня действия факторов риска;
в) проведения иммунопрофилактики различных групп населения;
г) все выше перечисленное.
20. Популяционная профилактика – это:
а) профилактические мероприятия охватывают популяцию и население в целом;
б) местные программы профилактики, направленные на укрепление здоровья;
в) все выше перечисленное;
г) нет верного ответа.
21. Выберите фактор, оказывающий наибольшее влияние на здоровье населения:
а) социально-экономические условия и экологическая обстановка;
б) социально-экономические условия и организация медицинской помощи;
в) социально-экономические условия и образ жизни населения;
г) экологическая обстановка и наследственность.
22. Метод изобразительной пропаганды включает в себя:
а) объёмные средства, плоскостные средства, устный метод;
б) объёмные средства, плоскостные средства, комбинированные средства, печатный метод;
в) объёмные средства, плоскостные средства, комбинированные средства, технические средства, натуральные объекты;
г) комбинированные средства, технические средства, натуральные объекты.
23. Пассивный курильщик – это человек:
а) желающий бросить курить;
б) выкуривающий одну сигарету натощак;
в) выкуривающий две сигареты в день;
г) находящийся в одном помещении с курящим.
24. К социальным фактора, определяющим уровень здоровья относятся:
а) производственная среда;
б) наследственность;
в) курение;
г) загрязнение воды и воздуха.
25. Наименее дорогостоящим и самым практичным является следующий способ профилактики заболеваний:
а) здоровый образ жизни;
б) приобретение лекарств;
в) изменение места жительства;
г) услуги народных целителей.
26. Общественное здоровье – это:
а) здоровье группы людей;
б) личное здоровье;
в) здоровье населения страны;
г) здоровье людей определенной этнической группы.
27. Состояние, при котором резервы организма человека близки к истощению, называется:
а) предболезнью;
б) болезнью;
в) резистентностью;
г) патологией.
28. Не относятся к признакам здоровья:
а) устойчивость к действиям повреждающих факторов;
б) функционирование в пределах нормы;
в) наличие резервных возможностей организма;
г) регулярная заболеваемость.
29. Выберите признак нездорового образа жизни:
а) активная жизненная позиция;
б) несбалансированное питание;
в) полноценный отдых;
г) регулярная двигательная активность.
30. Из перечисленных пунктов: 1) вес; 2) рост; 3) ЧСС; 4) артериальное давление – к антропометрическим измерениям относят:
а) 2,3;
б) 1,2;
в) 1,4;
г) 3,4.
Выполните следующие задание:
Задание 1
Рассчитайте ИК:
1.Мужчина выкуривает 15 тонких сигарет в день.
2. Мужчине 48 лет, начал курить с 23, по 18 сигарет в день.
3. Женщина курит по 23 сигареты в день.
4. Женщине 54 года, выкуривает в день по 15 сигарет. Начала курить с 40 лет.
5. Женщина курит 10 сигарет в день.
Задание 2
Факторы, формирующие здоровье (разделите по колонкам)
Первичные большие факторы риска | Вторичные большие факторы риска |
| |
Курение
Диабет
Артериальная гипертензия
Злоупотребление алкоголем
Гиподинамия
Нерациональное питание
Холестеринемия
Аллергия
Психический стресс
Иммунодефициты
Задание 3
Заполните пропуски по группам здоровья у взрослого и детского населения
………………население
…………………………………. | Практически здоровые |
2 группа | …………………………. |
…………………………………. | ………………………….. |
……………….население
…………………………………. | здоровые |
2 группа | …………………………… |
3 группа | …………………………… |
4 группа | …………………………… |
………………………………… | инвалиды |
Задание 4
Заполните пропуски в таблице
Уровень общего холестерина
………………………………... | норма |
5,0 - 6,5 ммолль/л | ……………………………. |
………………………………… | ……………………………. |
……………………………………………………… | ………………………………………………. |
Задание 5
Необходимо рассчитать индекс Кетле
1. При массе тела 120 кг, рост 155 см | ИМТ ………………………. |
2. При массе тела 57 кг, рост 165 см | ИМТ ………………………. |
3. При массе тела 61 кг, рост 189 см | ИМТ ………………………. |
4. При массе тела 96 кг, рост 159 см | ИМТ ………………………. |
5. При массе тела 111 кг, рост 187 см | ИМТ ………………………. |
6. При массе тела 89 кг, рост 205 см | ИМТ ………………………. |
7.При массе тела 61 кг, рост 161 см | ИМТ ………………………. |
8. При массе тела 99 кг, рост 176 см | ИМТ ………………………. |
9. При массе тела 106 кг, рост 191 см | ИМТ ………………………. |
10. При массе тела 77 кг, рост 177 см | ИМТ ………………………. |
Эталоны ответов на тест
1 | В | 21 | В |
2 | А | 22 | В |
3 | Г | 23 | Г |
4 | Г | 24 | А |
5 | В | 25 | А |
6 | Б | 26 | В |
7 | А | 27 | А |
8 | Б | 28 | Г |
9 | В | 29 | Б |
10 | Г | 30 | Б |
11 | В | | |
12 | В | | |
13 | В | | |
14 | А | | |
15 | Б | | |
16 | Б | | |
17 | Б | | |
18 | В | | |
19 | Б | | |
20 | А | | |
Задание 1
Рассчитайте ИК:
1) 15*12=180
2) 25*18/20=22,5
3) 23*12=276
4) 14*15/20=10,5
5) 10*12=120
Задание 2
Первичные большие факторы риска | Вторичные большие факторы риска |
1; 4; 5; 6; 9 | 2; 3; 7; 8; 10 |
Задание 3
Взрослое население
1 группа | Практически здоровые |
2 группа | Имеющие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете профилактике |
3группа | Имеющие заболевания, подлежат диспансерному наблюдению |
Детское население
1 группа | здоровые |
2 группа | практически здоровые |
3 группа | больные в состояние компенсации |
4 группа | больные в состояние декомпенсации |
5 группа | инвалиды |
Задание 4
| норма |
5,0 - 6,4 ммолль/л | лёгкая гиперхолестеринемия |
6,5 -7,8 ммолль/л | умеренная гиперхолестеринемия |
7,8 ммолль/л и выше | выраженная гиперхолестеринемия |
Задание 5
Эталон ответа |
1. При массе тела 120 кг, рост 155 см | ИМТ = 50 |
2. При массе тела 57 кг, рост 165 см | ИМТ = 21,1 |
3. При массе тела 61 кг, рост 189 см | ИМТ = 17,4 |
4. При массе тела 96 кг, рост 159 см | ИМТ = 38,4 |
5. При массе тела 111 кг, рост 187 см | ИМТ = 32,6 |
6. При массе тела 89 кг, рост 205 см | ИМТ = 21,1 |
7.При массе тела 61 кг, рост 161 см | ИМТ = 24,4 |
8. При массе тела 99 кг, рост 176 см | ИМТ = 33 |
9. При массе тела 106 кг, рост 191 см | ИМТ = 29,4 |
10. При массе тела 77 кг, рост 177 см | ИМТ = 24,8 |
Приложение 3
Ситуационные задачи
Задача №1
Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.
Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см.Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор - это вся её жизнь. Больной себя не считает.
Задания:
1.Выявите факторы риска, имеющиеся у Марии Ивановны.
2.Определите ИМТ и объясните его значение.
Задача №2
Мать Петра Ивановича и его сестра страдают бронхиальной астмой, дед умер от туберкулеза легких.
П.И, мужчина, 35 лет, женат, детей нет, работает на хлебозаводе пекарем, до этого работал лесником. Курит с двадцати лет по 20 сигарет в день. Рост 182 см, вес 99 кг. В выходные дни любит смотреть все телепередачи подряд, при этом, охотно кушает и выпивает крепкую наливку, которую делает его любимая жена. Последние дни стал замечать, что при работе с мукой, у него стало “закладывать” в груди.
Задание:
Рассчитать: ИМТ, ИК, найти факторы риска.
Составьте индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича
Эталоны ответов к решению ситуационных задач
Задача 1
Ответы к проблемно - ситуационной задаче
1.Факторы риска у Марии Ивановны:
- систематическое переедание;
- гиподинамия;
- ожирение.
2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.
Индекс массы тела рассчитывают по формуле:
I=m:h2
где:
m-масса тела в килограммах
h-рост в метрах
и измеряется в кг/м2
I=120:1652=120:2,7=44,4
Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении.
Задача 2
ИМТ= 99/1,82*1,82=99/3,3=30;
ИК=15*20/20=15
Ответы к проблемно - ситуационной задаче
Индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича:
Уважаемый Петр Иванович, подумайте о том, чтобы вернуться к прежней работе, если это возможно.
Лесник много времени проводит на свежем воздухе, на природе, много двигается. Все это для Вас очень полезно, особенно, если одеваться по погоде и не переохлаждаться.
Рекомендую Вам обратиться за консультацией к врачу аллергологу, вероятно у Вас аллергия на муку.
Симптомы, появляющиеся у Вас при работе с мукой, могут быть связаны с началом развития бронхиальной астмы, а у Вас есть вероятность наследственной предрасположенности к этому заболеванию.
Вас срочно необходимо бросить курить, курение очень часто приводит к развитию заболеваний органов дыханию, в том числе к раку легких, гортани и других органов.
Необходимо резко ограничить прием спиртных напитков.
Резкое охлаждение вызывает спазм бронхов. Старайтесь реже выходить на улицу во время сильных морозов.
Дыхание носом очищает и согревает воздух.
Занятия спортом на свежем воздухе укрепляет ваш организм. Только не надо злоупотреблять нагрузками.
Постарайтесь успокаивать дыхание при различных стрессах.
Витамин. А активизирует защитные силы бронхов. Много этого витамина содержится в растительной пище.
Не старайтесь заглушить кашель. Он помогает очиститься бронхам от слизи и является естественной реакцией организма на инфекции.
При заболеваниях бронхитом делайте дыхательные упражнения. Дышите с задержкой глубоко и медленно. Учитесь управлять своим дыханием.
Прислушайтесь к этим советам. Здоровья Вам.
Приложение 4
Протокол учебного занятия
ФИО | Контроль исходного уровня знаний | Тест контроль | Обсуждение темы занятия | Решение задач | Итог |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
Приложение 5
Критерии оценки учебного занятия
Контроль исходного уровня знаний
За каждый правильный ответ 1 балл
100 % - 91 % | Оценка «Отлично» |
90 % – 81 % | Оценка «Хорошо» |
80 % – 70 % | Оценка «Удовлетворительно» |
69 % | Оценка « Неудовлетворительно» |
Критерии оценки за тестовые задания
За каждый правильный ответ 1 балл
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Критерии оценки за устный ответ и за задачу
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:
– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент
– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);
– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;
– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;
– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).
Оценка «отлично»:
Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи.
Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.
Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:
– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
– владеют понятийным аппаратом;
– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
Оценка «хорошо»:
Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.
Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей.
Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:
– обнаруживают твёрдое знание программного материала;
– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно»: Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.
Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:
– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;
– в целом усвоили основную литературу;
– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.
Оценка «неудовлетворительно»:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.
Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:
– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;
– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.