СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия на тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. Гигиеническое обучение и воспитание, санитарное просвещение и профилактическое консультирование ставит своей целью профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

 Гигиеническое обучение и воспитание – обучающая, воспитательная, консультативная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения ЗОЖ, как отдельных людей, так и общества в целом (индивидуальное и групповое консультирование).

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия на тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


учебного занятия


на тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине»


ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02. Основы профилактики

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело







































Сатка 2023















СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………….….…

4

1 Цели учебного занятия……………………………………………...

6

2 Требования, предъявляемые к студентам………………………..

6

3 Формируемые компетенции………………………………………..

7

4 Тип занятия, место проведения продолжительность занятия…..

8

5.Оснащение занятия: методические и материально-технические..

9

6 Методы обучения и методические приемы………………………

9

7 Междисциплинарные и межмодульные связи……………………

10

8 Хронологическая карта…………………………………………….

10

9 Этапы планирования занятия……………………………………...

11

10 Методы контроля…………………………………………………..

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..

14

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК……………………………...……..

16

Приложение 1 Фронтальный опрос и эталон ответа………..………

16

Приложение 2 Тестовые задания и эталон ответа………………….

20

Приложение 3 Ситуационные задачи эталон ответа………………..

25

Приложение 4 Протокол учебного занятия…………………………

28

Приложение 5 Критерии оценки учебного занятия………………….

29











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Гигиеническое обучение и воспитание, санитарное просвещение и профилактическое консультирование ставит своей целью профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание – обучающая, воспитательная, консультативная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения ЗОЖ, как отдельных людей, так и общества в целом (индивидуальное и групповое консультирование).

Основная цель такого обучения формирование умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения здоровья. Основные принципы: научность, доступность, целенаправленность, оптимистичность, актуальность.

Основные задачи: улучшение качества питания, увеличение физической активности, снижения распространённости вредных привычек, соблюдение мер личной профилактики.

Медицинская сестра наряду с врачом общей практики – равноправный участник профилактической работы. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни в лечебных учреждениях, школах, в семьях в рамках своих педагогических компетенций.

Планируя обучения медсестра должна учитывать следующие факторы: желание пациента и готовность к обучению. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, сонливость – всё это мешает процессу обучения.

Способность к обучению

Уровень развития познавательных способностей человека (ребёнок, взрослый, престарелый). После оценки уровня развития выбирается соответствующий ему способ обучения.

Критерии оценки: возраст человека, физическое состояние (слабость, истощение), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, степень подвижности. Окружающая обстановка является одним из важных условий успешного обучения.





















1 Цель учебного занятия


1Учебные дидактические цели:

– организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний;

– закрепить знания изученной темы;

– систематизировать знания по данной теме.

2. Развивающие цели:

– способствовать  развитию умения правильно обобщать  данные и делать выводы;

– самостоятельной работы; – творческих способностей личности; – умение обучать пациента медицинским знаниям; – коммуникативность и умение работать в сотрудничестве.

3. Воспитательные цели:

– стремиться воспитать у студентов  чувства ответственности  к индивидуальному здоровью и  здоровью окружающих людей.


2 Требования, предъявляемые к студентам

Знать:

– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,

– возможные факторы, влияющие на здоровье;

– направления сестринской деятельности по сохранению здоровья.

Уметь:

– обучать население принципам здорового образа жизни;

– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия.


3 Формируемые компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной.

ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей


4 Тип занятия, место проведения, продолжительность занятия

Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №9.

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1. Организационный момент – 10 минут.

2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут

3. Контроль исходного уровня знаний – 10 минут.

4. Эвристическая беседа – 45 минут.

5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 90 минут.

6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.

7.Задание на дом – 5 минут.


5 Оснащение занятия: методическое и материально-техническое

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия» (для студентов).

3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел.

4. Контроль исходного уровня знаний.

5. Тестовые задания.

6. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи).


6 Методы обучения и методические приемы


Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, презентаций

Репродуктивный





Формирование умений и навыков

использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки




Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично-поисковый



Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки



Эвристическая беседа, обобщение



Проблемный метод



С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение ситуационных задач


7 Междисциплинарные и межмодульные связи

1 Предшествующие:

– информационные технологии в профессиональной деятельности; – гигиена;

– основы патологии.

2 Сопутствующие:

– ПМСП.

– здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.

8 Хронологическая карта занятия

1. Организационный момент – 10 минут.

2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут

3. Контроль исходного уровня знаний –10 минут.

4. Эвристическая беседа – 45 минут.

5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 90 минут.

6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.

7.Задание на дом – 5 минут.


Итог: 180 минут






9 Этапы планирования занятия


Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Мотивация

Время

1.Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность группы к занятию.

Отвечает староста подгруппы. Слушают преподавателя, готовятся к занятию.


Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.


10 мин.

2. Изложение темы, цели и плана занятия.

Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов

Слушают, записывают тему в тетрадь

Данный этап организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план занятия


10 мин.

3.Контроль исходного уровня знаний (Приложение 1).

Проводит контроль за индивидуальным выполнением задания (Приложение 1).


Делают задание.

Проводят оценку своих ответов (%).

Закрепить знания: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию.



10 мин.

4. Обсуждение темы семинара (эвристическая беседа)

Преподаватель совместно со студентами разбирают тему.

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать.



Участвуют в обсуждения материала.


Показать, на что ориентироваться в работе.

Закрепить теоретические знание по теме.


45 мин.

5. Контроль и коррекция знаний и умений.

Тестированный контроль с последующим разбором ошибок. (Приложение2)

Контроль в виде решения ситуационных задач (Приложение 3).



Инструктирует студентов, задает вопросы, корректирует ответы студентов.

Студенты решают клинические задачи, демонстрируют практические навыки.

Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении. Проводят оценку своих ответов (%).

Систематизировать знания по теме. Нау­читься быстро и пра­вильно принимать ре­шения в условиях, близких к реальным.

Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций

90 мин.



6. Подведение итогов занятия


Преподаватель обобщает резуль­таты работы, дости­жение целей заня­тия, комментирует работу на занятии отдельных студен­тов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учё­том вводного кон­троля, проделанной самостоятельной работы, заключи­тельного контроля.

Стимуляция практи­ческой деятельно­сти, поощрение ак­тивных учащихся.

Анализ и оценка ус­пешности достижения цели и задач отдель­ными студентами и всей группой в целом, определение перспек­тив последующей ра­боты.

10 мин.

7.Сообщение домаш­него задания

Предлагает записать домашнее задание. Сообщает тему (в соответствии с календарно-тематическим планом). Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Задание для самостоятельной работы.


Слушают, записы­вают.

Осознание студен­тами целей содержа­ния и способов выпол­нения домаш­него задания.


5 мин.


10 Методы контроля

  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование, фронтальный опрос).

  2. Устный.

  3. Контроль исходного уровня знаний.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК

1.Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.

2. Фельдблюм, И. Ф. Вакцинопрофилактика у детей и взрослых : руководство для врачей / под ред. И. В. Фельдблюм, Л. П. Зуевой, Б. И. Асланова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 288 с. - ISBN 978-5-9704-7368-9, DOI: 10.33029/9704-7368-9-FZA-2023-1-288. - Электронная версия доступна на сайте ЭБС "Консультант студента": [сайт]. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970473689.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке. - Текст: электронный

3.Иванова, Н. В. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст): учебное пособие / Н. В. Иванова [и др. ]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 240 с.: ил. - 240 с. - ISBN 978-5-9704-5743-6. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - UR: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457436.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.

4. Игнатова, Л. Ф. Первичная медико-санитарная помощь детям. Дошкольный и школьный возраст : учебное пособие / Л. Ф. Игнатова, В. В. Стан, Н. В. Иванова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, . – 312 с. - ISBN 978-5-9704-5590-6. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455906.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.

5. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 606 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35341-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222353417.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.

6. Кучма, В. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. - 5-е изд. , испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 560 с.: ил. - DOI : – 560 с. - ISBN 978-5-9704-5684-2.

7. Овсянников, Д. Ю. Основы вакцинопрофилактики у детей: руководство для врачей / Д. Ю. Овсянников, О. В. Шамшева, Л. Г. Кузьменко, Т. Ю. Илларионова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 120 с. - ISBN 978-5-9704-6356-7. - Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970463567.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.

8. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медикосанитарной помощи: учеб. пособие / Э. Д. Рубан. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2021. - 335 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35223-6. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222352236.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.















КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

Приложение 1

Контроль исходного уровня знаний

Задание

Ответьте на вопросы

1. Назовите примеры факторов риска, которые входят Образ жизни (2-3 примера)

2. Назовите примеры факторов риска, которые относятся к Внешней среде(2-3 примера).

3. Назовите примеры факторов риска, которые относятся Генетические факторы (2-3 примера).

4. Назовите примеры факторов риска, которые входят в Здравоохранение(1-2 примера).

5. Что относится не модифицируемым фактором риска.

























Эталон ответов: Контроль исходного уровня знаний

Задание

1. Курение; Употребление алкоголя; Несбалансированное питание; Стрессовые ситуации (дистрессы); Вредные условия труда; Гиподинамия; Низкая физическая активность; Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами; Напряженные семейные отношения; Напряженные психоэмоциональные отношения на работе; Низкий культурный и образовательный уровень.

2. Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами; Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами; Загрязнение почвы; Резкие смены состояния атмосферы; Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения.

3. Предрасположенность к наследственным болезням; Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

4. Неэффективность профилактических мероприятий; Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи.

5. – пол; – возраст; – генетическая предрасположенность к заболеваниям. Точные сведения о распространенности факторов риска практически недоступны, вследствие отсутствия мониторинга.














Приложения 2

Тестовые задания


1. Каким фактором в большей степени определяется здоровье человека:

а) наследственностью;

б) условиями внешней среды;

в) образом жизни

г) системой здравоохранения.

2. Здоровый образ жизни – это:

а) поведение и мышление человека, обеспечивающее ему укрепление здоровья;

б) систематические занятия спортом;

в) способность человека управлять своими эмоциями;

г) способность человека управлять своими двигательными действиями.

3. Назовите наиболее эффективный по охвату метод пропаганды ЗОЖ:

а) лекции;

б) санитарные бюллетни;

в) памятки;

г) СМИ.

4. Неизменяемые факторы риска:

а) низкая физическая активность;

б) чрезмерное потребление алкоголя;

в) неправильное чередование труда и отдыха;

г) пол и возраст, наследственность.

5. Основные способы введение пропаганды:

а) устный, печатный;

б) изобразительный и печатный;

в) изобразительный, печатный, устный;

г) только устный.

6. От чего здоровье зависит на 10%:

а) от наследственности;

б) от органов здравоохранения;

в) от образа жизни;

г) от окружающей среды.

7. Наибольшее влияние на общественное здоровье (пл Ю.П. Лисицину) оказывает:

а) образ жизни;

б) миграция населения;

в) внешняя среда;

г) наследственность.

8. Ко второй группе здоровья относятся дети:

а) часто болеющие;

б) практически здоровые с функциональными нарушениями;

в) редко болеющие;

г) длительно болеющие.

9. Перечислите основные поведенческие факторы риска:

а) авитаминоз;

б) отягощенная наследственность;

в) гиподинамия;

г) загрязненная окружающая среда.


10. Какое действие является основой профилактической деятельности:

а) проведение скрининга;

б) измерение артериального давления;

в) лечение социально-значимых заболеваний;

г) изменение образа жизни.

11. Санитарное просвещение – это:

а) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью увеличение «индекса здоровья»;

б) специальная область науки и здравоохранения, изучающая поведение людей в состоянии предболезни;

в) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью формирование поведения, направленного на обеспечение здоровья коллектива индивидуума и общества в целом;

г) специальная область науки и здравоохранения, имеющая целью формирование поведения, направленного на обеспечение готовности платить за медицинскую помощь коллектива индивидуума и общества в целом.

12. К факторам риска, входящим в понятие «образ жизни», относятся:

а) стаж работы на вредном производстве;

б) образование;

в) курение;

г) наследственность.

13. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля наследственных факторов составляет (по Ю.П. Лисицину):

а) 10%;

б) 30%;

в) 20%;

г) 50%.

14. Самый эффективный и бесплатный метод пропаганды:

а) устный;

б) печатный;

в) изобразительный;

г) комбинированный.

15. Виды профилактических медицинских осмотров:

а) первичный, повторный, целевой;

б) при приеме на работу, поступлении в учебное заведение, для раннего выявления заболеваний, осмотры профессиональных групп работников;

в) для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов;

г) нет правильного ответа.

16. Группа риска – это:

а) группа лиц, объединенная страстью к приключениям;

б) группа лиц с наличием различных факторов риска;

в) водители автомобилей;

г) лица получившие инвалидность.

17. Процесс формирования здорового образа жизни включает:

а) информирование населения о экологических рисках;

б) формирование убежденности в необходимости сохранения здоровья;

в) повышение материального благосостояния;

г) снижение показателей летальности.

18. Основной приказ в профилактике от 31.07.2020 г «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации»).

а) 1122н;

б) 404 н;

в) 323;

г)113.

19. Вредные для здоровья факторы выявляют для:

а) отказа в приеме на работу; перевода на другую работу;

б) принятия мер по их устранению с целью снижения уровня действия факторов риска;

в) проведения иммунопрофилактики различных групп населения;

г) все выше перечисленное.

20. Популяционная профилактика – это:

а) профилактические мероприятия охватывают популяцию и население в целом;

б) местные программы профилактики, направленные на укрепление здоровья;

в) все выше перечисленное;

г) нет верного ответа.

21. Выберите фактор, оказывающий наибольшее влияние на здоровье населения:

а) социально-экономические условия и экологическая обстановка;

б) социально-экономические условия и организация медицинской помощи;

в) социально-экономические условия и образ жизни населения;

г) экологическая обстановка и наследственность.

22. Метод изобразительной пропаганды включает в себя:

а) объёмные средства, плоскостные средства, устный метод;

б) объёмные средства, плоскостные средства, комбинированные средства, печатный метод;

в) объёмные средства, плоскостные средства, комбинированные средства, технические средства, натуральные объекты;

г) комбинированные средства, технические средства, натуральные объекты.

23. Пассивный курильщик – это человек:

а) желающий бросить курить;

б) выкуривающий одну сигарету натощак;

в) выкуривающий две сигареты в день;

г) находящийся в одном помещении с курящим.

24. К социальным фактора, определяющим уровень здоровья относятся:

а) производственная среда;

б) наследственность;

в) курение;

г) загрязнение воды и воздуха.

25. Наименее дорогостоящим и самым практичным является следующий способ профилактики заболеваний:

а) здоровый образ жизни;

б) приобретение лекарств;

в) изменение места жительства;

г) услуги народных целителей.

26. Общественное здоровье – это:

а) здоровье группы людей;

б) личное здоровье;

в) здоровье населения страны;

г) здоровье людей определенной этнической группы.

27. Состояние, при котором резервы организма человека близки к истощению, называется:

а) предболезнью;

б) болезнью;

в) резистентностью;

г) патологией.

28. Не относятся к признакам здоровья:

а) устойчивость к действиям повреждающих факторов;

б) функционирование в пределах нормы;

в) наличие резервных возможностей организма;

г) регулярная заболеваемость.

29. Выберите признак нездорового образа жизни:

а) активная жизненная позиция;

б) несбалансированное питание;

в) полноценный отдых;

г) регулярная двигательная активность.

30. Из перечисленных пунктов: 1) вес; 2) рост; 3) ЧСС; 4) артериальное давление – к антропометрическим измерениям относят:

а) 2,3;

б) 1,2;

в) 1,4;

г) 3,4.



Выполните следующие задание:

Задание 1

Рассчитайте ИК:

1.Мужчина выкуривает 15 тонких сигарет в день.

2. Мужчине 48 лет, начал курить с 23, по 18 сигарет в день.

3. Женщина курит по 23 сигареты в день.

4. Женщине 54 года, выкуривает в день по 15 сигарет. Начала курить с 40 лет.

5. Женщина курит 10 сигарет в день.


Задание 2

Факторы, формирующие здоровье (разделите по колонкам)


Первичные большие факторы риска

Вторичные большие факторы риска




  1. Курение

  2. Диабет

  3. Артериальная гипертензия

  4. Злоупотребление алкоголем

  5. Гиподинамия

  6. Нерациональное питание

  7. Холестеринемия

  8. Аллергия

  9. Психический стресс

  10. Иммунодефициты

Задание 3

Заполните пропуски по группам здоровья у взрослого и детского населения


………………население

………………………………….

Практически здоровые

2 группа

………………………….

………………………………….

…………………………..


……………….население

………………………………….

здоровые

2 группа

……………………………

3 группа

……………………………

4 группа

……………………………

…………………………………

инвалиды


Задание 4

Заполните пропуски в таблице


Уровень общего холестерина

………………………………...

норма

5,0 - 6,5 ммолль/л

…………………………….

…………………………………

…………………………….

………………………………………………………

……………………………………………….


Задание 5

Необходимо рассчитать индекс Кетле


1. При массе тела 120 кг, рост 155 см

ИМТ ……………………….

2. При массе тела 57 кг, рост 165 см

ИМТ ……………………….

3. При массе тела 61 кг, рост 189 см

ИМТ ……………………….

4. При массе тела 96 кг, рост 159 см

ИМТ ……………………….

5. При массе тела 111 кг, рост 187 см

ИМТ ……………………….

6. При массе тела 89 кг, рост 205 см

ИМТ ……………………….

7.При массе тела 61 кг, рост 161 см

ИМТ ……………………….

8. При массе тела 99 кг, рост 176 см

ИМТ ……………………….

9. При массе тела 106 кг, рост 191 см

ИМТ ……………………….

10. При массе тела 77 кг, рост 177 см

ИМТ ……………………….






Эталоны ответов на тест

1

В

21

В

2

А

22

В

3

Г

23

Г

4

Г

24

А

5

В

25

А

6

Б

26

В

7

А

27

А

8

Б

28

Г

9

В

29

Б

10

Г

30

Б

11

В



12

В



13

В



14

А



15

Б



16

Б



17

Б



18

В



19

Б



20

А



Задание 1

Рассчитайте ИК:

1) 15*12=180

2) 25*18/20=22,5

3) 23*12=276

4) 14*15/20=10,5

5) 10*12=120

Задание 2

Первичные большие факторы риска

Вторичные большие факторы риска

1; 4; 5; 6; 9

2; 3; 7; 8; 10








Задание 3

Взрослое население

1 группа

Практически здоровые

2 группа

Имеющие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете профилактике

3группа

Имеющие заболевания, подлежат диспансерному наблюдению

Детское население

1 группа

здоровые

2 группа

практически здоровые

3 группа

больные в состояние компенсации

4 группа

больные в состояние декомпенсации

5 группа

инвалиды


Задание 4

норма

5,0 - 6,4 ммолль/л

лёгкая гиперхолестеринемия

6,5 -7,8 ммолль/л

умеренная гиперхолестеринемия

7,8 ммолль/л и выше

выраженная гиперхолестеринемия


Задание 5

Эталон ответа

1. При массе тела 120 кг, рост 155 см

ИМТ = 50

2. При массе тела 57 кг, рост 165 см

ИМТ = 21,1

3. При массе тела 61 кг, рост 189 см

ИМТ = 17,4

4. При массе тела 96 кг, рост 159 см

ИМТ = 38,4

5. При массе тела 111 кг, рост 187 см

ИМТ = 32,6

6. При массе тела 89 кг, рост 205 см

ИМТ = 21,1

7.При массе тела 61 кг, рост 161 см

ИМТ = 24,4

8. При массе тела 99 кг, рост 176 см

ИМТ = 33

9. При массе тела 106 кг, рост 191 см

ИМТ = 29,4

10. При массе тела 77 кг, рост 177 см

ИМТ = 24,8












Приложение 3

Ситуационные задачи

Задача №1

Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см.Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор - это вся её жизнь. Больной себя не считает.

Задания:

1.Выявите факторы риска, имеющиеся у Марии Ивановны.

2.Определите ИМТ и объясните его значение.


Задача №2

Мать Петра Ивановича и его сестра страдают бронхиальной астмой, дед умер от туберкулеза легких.

П.И, мужчина, 35 лет, женат, детей нет, работает на хлебозаводе пекарем, до этого работал лесником. Курит с двадцати лет по 20 сигарет в день. Рост 182 см, вес 99 кг. В выходные дни любит смотреть все телепередачи подряд, при этом, охотно кушает и выпивает крепкую наливку, которую делает его любимая жена. Последние дни стал замечать, что при работе с мукой, у него стало “закладывать” в груди.

Задание:

Рассчитать: ИМТ, ИК, найти факторы риска.

Составьте индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича





















Эталоны ответов к решению ситуационных задач


Задача 1

Ответы к проблемно - ситуационной задаче

1.Факторы риска у Марии Ивановны:

- систематическое переедание;

- гиподинамия;

- ожирение.

2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.

Индекс массы тела рассчитывают по формуле:

I=m:h2

где:

m-масса тела в килограммах

h-рост в метрах

и измеряется в кг/м2

I=120:1652=120:2,7=44,4

Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении.


Задача 2

ИМТ= 99/1,82*1,82=99/3,3=30;

ИК=15*20/20=15

Ответы к проблемно - ситуационной задаче

Индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича:

  • Уважаемый Петр Иванович, подумайте о том, чтобы вернуться к прежней работе, если это возможно.

  • Лесник много времени проводит на свежем воздухе, на природе, много двигается. Все это для Вас очень полезно, особенно, если одеваться по погоде и не переохлаждаться.

  • Рекомендую Вам обратиться за консультацией к врачу аллергологу, вероятно у Вас аллергия на муку.

  • Симптомы, появляющиеся у Вас при работе с мукой, могут быть связаны с началом развития бронхиальной астмы, а у Вас есть вероятность наследственной предрасположенности к этому заболеванию.

  • Вас срочно необходимо бросить курить, курение очень часто приводит к развитию заболеваний органов дыханию, в том числе к раку легких, гортани и других органов.

  • Необходимо резко ограничить прием спиртных напитков.

  • Резкое охлаждение вызывает спазм бронхов. Старайтесь реже выходить на улицу во время сильных морозов.

  • Дыхание носом очищает и согревает воздух.

  • Занятия спортом на свежем воздухе укрепляет ваш организм. Только не надо злоупотреблять нагрузками.

  • Постарайтесь успокаивать дыхание при различных стрессах.

  • Витамин. А активизирует защитные силы бронхов. Много этого витамина содержится в растительной пище.

  • Не старайтесь заглушить кашель. Он помогает очиститься бронхам от слизи и является естественной реакцией организма на инфекции.

  • При заболеваниях бронхитом делайте дыхательные упражнения. Дышите с задержкой глубоко и медленно. Учитесь управлять своим дыханием.

  • Прислушайтесь к этим советам. Здоровья Вам.






























Приложение 4

Протокол учебного занятия

ФИО

Контроль исходного уровня знаний


Тест контроль

Обсуждение темы занятия


Решение

задач

Итог

1.






2.






3.






4.






5.






6.






7.






8.






9.






10.





















Приложение 5

Критерии оценки учебного занятия

Контроль исходного уровня знаний

За каждый правильный ответ 1 балл

100 % - 91 %

Оценка «Отлично»

90 % – 81 %

Оценка «Хорошо»

80 % – 70 %

Оценка «Удовлетворительно»

69 %

Оценка « Неудовлетворительно»


Критерии оценки за тестовые задания

За каждый правильный ответ 1 балл

Процент
результативности (правильных
ответов)

Качественная оценка
индивидуальных образовательных
достижений

балл
(отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно










Критерии оценки за устный ответ и за задачу


При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»:  Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.