Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Методическая разработка урока
«Древние образы в современных народных игрушках».
(5 класс)
Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,
учитель изобразительного искусства
г. Новокузнецк, 2025
План – конспект урока «Древние образы в современных народных игрушках»
В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.
Цели и задачи:
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения народной игрушки, уметь отличать разные виды игрушек, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности : индивидуальная
Предполагаемый результат:
- художественно-творческий:
(УУД)
- метапредметные:
познавательные действия – выявление особенностей народных игрушек, умение изображать определенный образ;
регулятивные действия - умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
- личностный:
чувство гордости за культуру и искусство своего народа;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Материалы для учащихся: альбом, краски, фломастеры.
Материалы и оборудование для учителя:
литература - учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс, книга «Дымковская игрушка», открытые электронные ресурсы, презентация «Древние образы в современных народных игрушках»
План урока.
I . Организационный этап.
II . Подведение к цели урока. Актуализация опорных знаний.
III. Освоение нового материала.
IV. Практическая работа.
V . Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
VI. Окончание урока.
Ход урока.
I . Организационный этап.
Приветствие. Подготовка рабочих мест.
II . Подведение к цели урока. Актуализация опорных знаний.
Повторение пройденного материала.
- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы в русской избе, которые были украшены древними образами.
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
III. Освоение нового материала.
- Ребята, откроем учебник стр. 66.
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы , но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
На уроке мы узнаем: характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.
Мы научимся: сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.
Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе. (Просмотр презентации).
В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.
Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.
Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов. ( Просмотр презентации).
Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни, знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый, синий, желтый, оранжевый, розовый, ярко — красный, малиновый, черный.
Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.
Птица считалась хорошим оберегом, символизировала весну, тепло, солнце. Образ птицы символизировал счастливую семейную жизнь, например, жениха и невесту величали «лебедем да лебёдушкой». Образ птиц можно увидеть и в сюжетных композициях. Например, древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и другие.
«Дерево жизни» - это древний собирательный образ матери-природы, дающий жизнь всему живому.
Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.
Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.
Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.
В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.
Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.
Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки.
Дымковские игрушки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятка (сегодня - Киров).
Чем знаменито Дымково,
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами – «свистоплясками», где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.
Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.
Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.
Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
Дымковская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.
Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.
IV. Практическая работа.
Физкультминутка: Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Сегодня на уроке выполняем игрушку из пластилина. Подумай, какой образ тебе наиболее интересен. Вспомни, какая форма у народной игрушки. Перед росписью покрой игрушку мукой, а затем белой водоимульсионной краской. Украшай игрушку главными элементами орнамента, ритмично выстраивая их в нарядную роспись. Смотрим стр. 68,69. На стр. 72-73 представлены фотографии глиняных дымковских игрушек. Откроем страницу 74. Обратите внимание на формы и особенности росписи глиняных игрушек. Анализ работ, подведение итогов урока.
V . Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Домашнее задание: сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.
VI. Окончание урока. Уборка рабочих мест.