СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. Литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Одна у человека мать - одна и родина. К. Ушинский.   «Наше Отечество »

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. Литературное чтение.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛОБАНОВСКАЯ ШКОЛА»

Джанкойского района Республики Крым



Методическая разработка урока

Литературное чтение

1 класс




ТЕМА: Одна у человека мать - одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество »








Разработала:

Учитель начальных классов

Копаенко Оксана Михайловна








2017г



Разработала: Копаенко О.М.

Дата проведения: 09.02.2017г

ТЕМА: Одна у человека мать - одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество».

 Цель: - Познакомить учащихся с творчеством К. Ушинского, с рассказом "Наше отечество»;

- Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине, бережное отношение к ней;

- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Задачи: - развивать навык чтения, культуру речи;

 - формировать умение работать парами, самостоятельно, умение передать главную мысль текста, умение комментировать и анализировать содержание теста, умение найти способ для решения поставленных задач урока;

- воспитывать осознанию себя гражданином своей страны.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • высказывать своё предположение.

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.

  • Участвовать в диалоге на уроке.

  • Участвовать в работе в паре.

Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение.

Тип урокаизучение нового материала.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа.

Необходимое оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку;

  • учебник «Азбука», часть 2, В.Г. Горецкий;

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

- Приветствие.

- Организация рабочего места.

- Запись в тетради числа.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

(Слайд 1,2)

Прочтём стихотворение

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Это стихотворение с ключом. Кто разгадает его?

Из первых букв каждой строчки составьте слово. (РОССИЯ) 

- А как по-другому мы можем назвать Россию, какие ещё слова, близкие по значению, вы знаете?(Родина, страна, дом, Отечество)

- Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве).

- Откройте учебник стр. 86 и определите точнее тему нашего урока.

(Слайд 3) «Наше Отечество»

- Запись в тетрадь темы урока.

- Какие задачи перед собой поставим? (Прочитать текст, выяснить есть ли разница между словами Родина и Отечество)

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1)Введение в тему.  

 Работа по учебнику: с. 86-87.

- Как называется рассказ, который мы будем читать? («Наше Отечество»)

- Кто автор этого рассказа? (К.Д. Ушинский)

- Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? (Не читали и не говорили о нём)

2) Рассказ об Ушинском. (Слайд 4)

Константин Дмитриевич Ушинский - известный русский писатель.

Основоположник русской научной педагогики. Родился в 1824 г. в Туле. Когда Косте исполнилось 11 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию. В 1840 г. поступил в Московский университет, который окончил в 1846 году. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей.

3) Работа по иллюстрации. С.87

- Какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее? (и прошлое и настоящее)

- Докажите.

- Что относится к прошлому? (Богатыри, летописец, старинные книги)

- Что относится к настоящему? (Самолёт. Мальчик.)

- Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? (Свитер раскрашен в цвета российского флага.)

Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).

4)Первичное восприятие рассказа. (чтение рассказа учителем)

- Верным ли оказалось наше предположение? (Да, этот рассказ о России).

- Что узнали из рассказа? КАК автор называет нашу Россию?

(Отечество, Родина, матушка, мать.)

-Запись в тетрадь слов синонимов.

5)Словарная работа. ( слайд 5)

Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения.

О-те-чест-во

ис-по-кон веку (Что это выражение означает?) (с давних времён)

ле-то-пи-сец

6) Чтение рассказа учащимися «по цепочке» по смысловым частям.

7)Физминутка для глаз

Текст рассказа, ребята, очень трудный, потому что в нём есть очень длинные предложения, поэтому будем читать по смысловым частям.

Читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами.

Молодцы! А теперь поработаем с текстом.

8)Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

Ответьте словами текста.

- Почему Россию называют Отечеством?

(Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)

- КАК вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

- Почему называют Родиной?

(Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

- А почему матерью?

(А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.)

IV.Закрепление материала

Посмотрите какие хорошие слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

Вы бы хотели поменять маму? Нет. Каждому дорога своя мама. Так же и Родина у каждого одна, в русском языке это слово употребляется только в единственном числе.

- Попробуйте определить главную мысль рассказа

(Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

- Запись главной мысли в тетрадь.

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

9)Физминутка.

10) Работа по иллюстрации, с. 86.

На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. (слайд 6)

Давным давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Он сразился с жестоким драконом и одержал победу.

Георгия стали называть Победоносцем.

Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ. (Дети рассматривают герб).

Работа по рисункам уч-ся. По вашим рисункам видно, что вы тоже любите свою Родину. Чем вам так дорого наше Отечество?(ответы уч-ся)

V.Рефлексия. (Слайд 7)

- Я читал рассказ …

- Его написал Константин …

- У нас одна мать и одна …

IV . Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось и понравилось?












Слайд №2 Слайд №3

Слайд №4 Слайд №5

Слайд №6 Слайд №7









САМОАНАЛИЗ УРОКА



Учитель:  Копаенко Оксана Михайловна

Дата: 09.02.2017

Класс: 1-А, МОУ «Лобановская школа» Джанкойского р-на Республики Крым

Предмет: литературное чтение

Тема:  Одна у человека мать - одна и родина. К. Ушинский. «Наше Отечество».

Тип урока: Решение учебной задачи

Это 3-ий урок послебукварного периода.

Дети уже познакомились со всеми буквами русского алфавита, но полноценная работа над текстом только начинается.

Уроки литературного чтения, обучения грамоте на данном этапе, ведутся по учебнику «Азбука», авторы В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

УМК «Школа России».

Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  1. образовательная: познакомить обучающихся с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»

  2. развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, внимательности, наблюдательности;

  3. коррекционная: расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

  4. воспитательная: воспитывать уважительное отношение к Родине, бережное отношение к ней.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию.

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение.

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.

  • Участвовать в диалоге на уроке.

  • Участвовать в работе в паре.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является изучение нового материала. При работе использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с текстом)

  1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента, цель которого – подготовить учащихся к работе на уроке.   

На данном этапе формируются регулятивные действия – умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Проходит приветствие.

Следующим этапом урока было определение темы и задач урока.

 Цель данного этапа – определить объект дальнейшей работы. Для достижения поставленной цели я использовала игровой метод – «Ключевое слово из начальных букв стихотворения». Обучающиеся в игровой форме определили тему урока.

На следующем этапе «Работа по теме» было использовано несколько видов деятельности, направленных на активизацию познавательной деятельности. Вначале я использовала поиск подтверждения темы урока в учебнике, ознакомила с информацией об авторе произведения, с целью активизации внимания, памяти, речи.

На данном этапе урока я использовала технологию продуктивного чтения.

Этапы работы над произведением:

1.Введение в тему: Беседа по вопросам; рассказ об Ушинском. (3-4 предложения); работа по иллюстрации учебника.

Исходя из названия рассказа и иллюстраций, дети должны предположить, о чём пойдёт речь в тексте (формируются регулятивные действия).

2.Первичное восприятие рассказа.

Текст в данном случае читает обязательно учитель.

3. Словарная работа.

Дети читают слова на слайде сначала орфографически, затем орфоэпически, объясняют значение слов и выражений.

4. Чтение рассказа учащимися «по цепочке» по смысловым частям.

5. Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

На данном этапе идёт формирование познавательных УУД - формируем умение извлекать информацию из текста.

Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Рассмотрев иллюстрации, закрепили понятие «прошлое», «настоящее». У детей пополнился словарный запас словами: Отечество, летописец, испокон веку.

Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, положительная оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Здесь использовался метод наглядности и метод словесного представления учебного материала, т.е. учащиеся отвечали на вопросы слайдов, работали с текстами, обобщали и систематизировали полученные сведения.

На данном этапе основная форма работы – фронтальная. Так же на этом этапе была проведена самая сложная и объемная работа, выполнение которой требовало от учащихся владения определенными знаниями и умениями. Данная работа включала: выборочное чтение, определение главной мысли текста.

Для ориентира выразительного чтения была дана словесная установка. Текст был предварительно прочтен учителем.Так как в тексте автор использовал слова, незнакомые первоклассникам, я сочла целесообразным провести словарную работу перед самостоятельным чтением.

Сквозь весь урок красной линией проходила тема: Одна у человека мать-одна и Родина.

4 этап урока – «Закрепление знаний». Проведя большую предварительную работу в ходе подготовки к основному виду деятельности – выборочному чтению, я сочла нужным закрепить полученные знания в виде беседы по содержанию произведения, в ходе которой учащимся не составило большого труда ответить на вопросы.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие установлению благожелательной продуктивной обстановки в классе. Было организовано чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности. Проведены две физические минутки, а использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

Трудоспособность учащихся на уроке оценена мной как средняя. Активность обучающихся я оцениваю на высоком уровне: наблюдались заинтересованность и стремление поучаствовать в ходе обсуждений. Данный урок можно характеризовать как интерактивный, т.к. на уроке не было детей, не охваченных деятельностью, к каждому был применен дифференцированный подход.

Была проведена большая предварительная подготовка к уроку: составлен сценарий урока в соответствии с поставленными целями, разработаны универсальные учебные действия, составлены мультимедийная презентация, которая содержит 7 слайдов.

В целом урок был направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. План урока был выполнен полностью.

Считаю поставленные цели реализованными, задачи решенными и достигнутыми, доказательством чего служит активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.







Учитель: _________________ Копаенко О.М.