Урок литературного чтения . Тема урока:"В.В. Бианки "Первая охота".
Цель урока: побуждение к защите природы через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи урока:
1) образовательные: познакомить с творчеством для детей В.В.Бианки, формировать интерес к чтению книг;
2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.
Оборудование:
1. Портрет В.В. Бианки.
2. Выставка книг для детей: В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.
3. Компьютерная презентация.
4.Жетоны красного, зеленого и синего цвета.
5. Надписи к произведениям.
Структура урока:
Включение в учебную деятельность.
Актуализация знаний.
Определение учащимися темы и цели урока.
Работа над новым материалом.(Первичное чтение).
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока. (Чтение «цепочкой». Индивидуальная разноуровневая работа).
Физкультминутка.
Повторное чтение. Работа над языком текста. Работа по картинкам (с.99).
Ход урока:
1. Организационный момент .Проверка готовности.
Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь,
Пожелайте всем удачи
И тихонечко садитесь.
Настрой на рабочий лад:
-Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные и старательные.
В первом классе учимся, все у нас получится!
II. Включение в учебную деятельность.
Дыхательную гимнастика: «Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи (2 р.)
«Колесо спустило» - плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [щ] (2 р.)
Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?
Работа в парах: чтение диалога «Телефон».
III. Актуализация знаний. Назовите произведение :
1. «Ладно,ладно-побегу,вашим детям помогу.
Только где же Вы живете на горе или в болоте?» («Айболит»)
2.«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!» («Путаница»)
3.Муха по полю пошла, муха денежку нашла,
Пошла муха на базар и купола самовар».(«Муха-цокотуха»)
4.От кого сбежала вся посуда? Как называется произведение? («Федорино горе»)
IV. Определение учащимися темы и цели урока.
- Составьте из выделенных букв фамилию автора с творчеством которого мы познакомимся сегодня. Назовите его фамилию, прочитав выделенные буквы.(Открывается запись на доске: В.В.Бианки).
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого рассмотрите книги на выставке.(Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)
- Как сказать 1 словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).
-Откройте учебники на стр.99-Как называется это произведение? (Первая охота).
-Какова же тема урока?(В.В. Бианки " Первая охота")
- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись(На доске)
1. Познакомиться с творчеством: __________________
2.Читать правильно, выразительно:_________________
3. Отвечать на:___________________________________
V. Работа над новым материалом.
1) Подготовительная работа к чтению:
- Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.
- С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)
2)Рассказ учителя о творчестве В.Бианки (под музыку).Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота".
2) Словарная работа: ухватился, увернулась, отращивает.
Отгадайте загадку: В траве мелькнет,хвостом вильнет. ( Ящерица).
- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).
- Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
- Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
3) Работа над текстом.
- Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. (Чтение учителем)
4) Проверка первичного восприятия.
- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?
- Назовите ещё одного героя рассказа " Первая охота".(Это маленький щенок).
- Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
- А как бы вы назвали этот рассказ?
VI. Физкультминутка.
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат,пингвинов,птиц).
VII. Продолжение работы по теме урока.
1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.
Развитие речевого аппарата(упр.«Попугай»)
- Прочитайте текст ещё раз. (Дети читают вслух произведение «по цепочке»).
- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
- Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).
2)Индивидуальная поисковая деятельность .Работа организуется по уровням.
1 гр. -учащиеся с высоким уровнем обучаемости. Расскажите эту историю словами ящерки(щенка).
Проверка работы.
2 гр.- учащиеся со средним уровнем обучаемости. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.
Проверка работы.
3 гр.-учащиеся с низким уровнем обучаемости. Работа по иллюстрации к тексту. Опишите,что здесь изображено(щенок бежит за ящеркой).
Отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз.Голова приподнята,уши-торчат в разные стороны,хвост приподнят. Рот приоткрыт. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах желание поскорей догнать ящерку.) Он удивлён, растерян, а ящерица сердится.
Проверка работы.
VIII. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем-руки выше поднимаем(Ходьба с подниманием рук).
Вдруг мы видим:у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки)
3)Повторное чтение рассказа и его анализ.
Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно)
- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).
ВЫВОД:- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
4) Работа над языком текста:
-Поясните предложение «Да куда там!» (когда так говорят?)
- Найти и прочитать слова, относящиеся к действиям ящерицы: сидела на камне, закрыла, грелась, ящерка извернулась, оставила хвост в зубах, сидит под камнем, отращивает новый хвост.
- Найти и прочитать слова, относящиеся к действиям щенка: подкрался, ухватился за хвост, прыг, щенок фыркнул, бросил хвост.
5) Работа по картинкам (с.99).Работа в паре: загадать друг другу животное.
- Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? (Наверное, о них писал Бианки)
- Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире? Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать?
IX. Выставка книг.
Библиотекарь школы приготовила для вас выставку книг Бианки. Прочтите рассказ "Чей нос лучше" и подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу - нос, как у клеста.
"Кто чем поет?" говорится о том, "чем и как поют безголосые". Ведь "петь всем хочется. Только не у каждого голос есть". Чем поет лягушка-квакушка, чем трещит аист, чем жужжит шмель? И как это "на воде" играет птица выпь?
Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете. Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны.
X. РЕФЛЕКСИЯ .
1) - Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило:
- Оказывается, что:
2)- Оцените свою работу на уроке .
XI. Итог урока: -С творчеством какого писателя познакомились?
- Над каким произведением работали?
- Чему учились, работая над этим произведением?
XII. Рекомендации для занятий дома. Прочитать рассказ «Первая охота» полностью и найти другие произведения В. В. Бианки.
Организационный момент. (проверка готовности; психолог.настрой)
Включение в учебную деятельность.(дыхат.гим-ка;чт.в паре-Телефон)
Актуализация знаний(отрывки К.Чуковского).
Определение учащимися темы и цели урока(Фамилия автора; учебник; запись на доске)
Работа над новым материалом
(вступление-98,биография,словар.работа,загадка) Первичное восприятие.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока. «ПОПУГАЙ»,чт. «по цепочке»).Индивидуальная разноуровневая работа.
Физкультминутка.
Повторное чтение. Работа над языком.
Выборочное чтение.
Работа по картинкам (с.99)
Выставка книг.
Рефлексия.
Итог урока. Рекомендации для занятий дома.
1. Познакомиться с творчеством: __________________и его произведением: _________.
2. Учиться правильно, выразительно:
3. Отвечать на:
ухватился
увернулась
отращивает
Как? Зачем? Почему? Кто?
Рекомендации для занятий дома. Прочитать рассказ «Первая охота» полностью и найти другие произведения В. В. Бианки.