СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыкального искусства в 3 классе "Изобразительность музыкальных интонаций"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыкального искусства в 3 классе "Изобразительность музыкальных интонаций"»

Музыкальное искусство

3 класс

Раздел 2: ИНТОНАЦИЯ

Тема: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТОНАЦИЙ.

Цель:

- формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры;

- продемонстрировать сущность, особенности изобразительности в музыке, в сочетании

изобразительных и выразительных интонаций.

Задачи:

образовательные: расширить представления о музыкальных интонациях;

развивающие: развивать слушательские и исполнительские умения;

развивать музыкальные способности;

воспитательные: воспитывать интерес к оперной, симфонической музыке.

Тип урока: комбинированный (урок-путешествие).

Оборудование: средства ТСО, портреты композиторов, иллюстрации, тексты сказки, тексты

песен, фортепиано, детские музыкальные инструменты.

Материал:

Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», «Океан-море синее», «Три чуда»,

А. Филиппенко «Весёлый музыкант»;

Г. Гладков «Песня о волшебниках»;

русская народная песня "Во саду ли, в огороде..."



ХОД УРОКА.


1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Музыкальное приветствие.

Попевки Д. Кабалевского «Мы – третьеклассники», «Мы – мальчики», «Мы – девочки».

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Беседа

--отличается ли музыка попевок по характеру.?

-- что по-вашему, выражала музыка этих попевок, а что изображала?

(ответы….выражала характер мальчиков и девочек, изображала- самих мальчиков и девочек).

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Тема и задания урока.

--Итак, тема урока «Изобразительность музыкальных интонаций».

Но сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие с музыкальной сказкой-оперой. Сказочные герои помогут нам найти ответы на такие вопросы:

- Что музыка изображает?

-Что музыка выражает.

- Могут ли существовать выразительные и изобразительные интонации отдельно?

--Так же в ходе урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос: «Может ли музыка изображать явления окружающего мира, движения, поведение человека или животного?»

Изучение нового материала.

Беседа.

--- Все дети очень любят сказки… посмотрите фрагмент мультфильма и скажите, из какой сказки эти персонажи.

(Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о Царе Салтане»)

(ответы….. «Сказка о царе Салтане».)

---Да! мы будем путешествовать по страницам сказки о царе Салтане.

-- отправляемся в путешествие с песней!

(исполнение песни Г. Гладкова «Песня о волшебниках» из к/ф «Приключения Вити и Маши»)

(Демонстрация портрета композитора Н.А.Римского-Корсакова)

---В наше сказочное музыкальное путешествие мы отправимся вместе с музыкой великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

--- А кто такой композитор?

(ответы…… человек, который сочиняет музыку)

-- Великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков в детстве очень любил сказки, которые рассказывала ему мама. Позже, став композитором, он сочинил музыку к этим сказкам, превратив их в оперы: «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка». Поэтому его начали называть «сказочником».

По образованию Римский –Корсаков был морским офицером, служил на корабле. Он очень любил море и использовал морскую тематику в опере «Сказка о царе Салтане». Вот послушайте, как композитор нарисовал звуками музыки море-океан.

--Наше путешествиеначинается! Мы поплывём по морям на старинном корабле…

(Звучит фрагмент «Океан –море-синее»).

--- Какое настроение у этой музыки?

---Что музыка изображает?

--Что выражает?

-- Созвучны ли мелодия и слова из сказки?

Море вздуется бурливо

Закипит поднимет вой

Хлынет на берег крутой

Разольётся в шумном беге


-- А кто это к нам пожаловал?

(звучит «Полёт шмеля»)

-- как думаете, кто это спешит с нами познакомиться?

(ответы……)

-- слышится ли в музыке движение?

--Какое именно?

(ответы … бег, полёт…)

-- Кто это мог бы быть?

(ответы … комар, муха, шмель…)

-- как музыка изображает жужжание насекомого?

(ответы … быстрый темп, короткие звуки, высокий регистр, подвижная мелодия…)

--- Послушайте, как великий Пушкин описал полёт шмеля в сказке:

Тут он очень уменьшился

Шмелем князь оборотился

Полетел и зажужжал

Судно на море догнал

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился…

-- Присутствуют ли в музыке изобразительные интонации?

(ответ …)

-- Для музыки так же, как и для разговорной речи характерны усиления и ослабления звучания, сильные и слабые доли, ударения, паузы,но музыкальные интонации, отличите от разговорной записывают точно по высоте и протяжённости нот.

-- Наконец-то мы переплыли океан-море и добрались до царства царя Гвидона.

Остров на море лежит

Град на острове стоит

Златоверхими церквами

С теремами и садами…

В свете вот какое чудо

Ель стоит перед дворцов

А под ней хрустальный дом

Белка там живёт ручная

Да затейница какая

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Кучки равные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе

«Во саду ли, в огороде…»


-- Послушайте,как музыка изображает белочку.

(слушание темы Белочки из«Три чуда»)

--какое настроение у музыки?

(…ответы ...нежная, трепетная, игривая, грациозная)

--На каких звуках (низких или высоких) построена тема белочки?

(ответы… на высоких)

-- Какой вид музыки использовал композитор для образа белочки?

(ответы … танец, танцевальная …)

-- какие инструменты передают песню и танец белочки?

(ответы …флейта, металлофон)

-- какую народную песню вы узнали в теме белочки?

(«Во саду ли в огороде…)

(Исполнение песни "Во саду ли, в огороде" под аккомпанемент металлофона).


(Звучит тема Богатырей из фрагмента «Три чуда»)

-- Как вы думаете, кто это?

(ответы … богатыри)

-- как звучит музыка? какими их рисует музыка?

(ответы … сильно, громко, маршеобразно, тяжело, уверенно, сдержанно…)

В мире есть второе диво

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег крутой,

Разольётся в шумном бреге

И очутятся на бреге

В чешуе,как жар горя

33 богатыря

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор

С ними дядька Черномор!

-- Как музыка передаёт силу морских воинов?

(ответы …чёткий ритм, темп шага, энергичный характер)

-- Какой вид музыки – песня, марш или танец – слышится в этом фрагменте?

(ответы …марш)

--Давайте попробуем помаршировать вместе с богатырями.

(дети шагают под музыку темы богатырей).

--- А вот и третье чудо!

(Звучит тема Царевны-Лебедь)

-- Кого из сказочных персонажей изображает эта музыка?

(ответы… царевна-Лебедь)

-- Подберите как можно больше слов, которые характеризуют Царевну-Лебедь.

(ответы… медленная, плавная, нежная, певучая, парящая, плывущая…)

тут она, взмахнув крылами

Полетела над волнами….

встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит

--Какие музыкальные инструменты помогли композитору изобразить царевну?

(ответы …скрипка, арфа)

--какие интонации – изобразительные или выразительные – преобладают в теме Лебеди?

(ответы …выразительные,)

-- Вот и закончились чудеса, а вместе с ними и наше путешествие по сказке Пушкина «О царе Салтане», благодаря музыке Н.А.Римского-Корсакова.

4. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

-певческая посадка;

- упражнение на дыхание;

- выстраивание примарного тона в унисон (ре1);

Песня А.Филиппенко «Весёлый музыкант»

-исполнение с имитацией игры на скрипке, балалайке, барабане.

-работа над дикцией, дыханием, характером звуковедения (плавно, отрывисто, чётко).

-- в этой песне выразительные интонации или изобразительные?

(ответы….выразительные)

5.РЕФЛЕКСИЯ - ИТОГ – заполнение таблицы


Тема героя

темп

характер

мелодия

динамика

тип музыки

исполнитель

Белка

подвижный

Весёлый, озорной

Игривая

Негромко

Танец

Симфонический оркестр,

Флейта, металлофон

Богатыри

Умеренный

Мужественный

Чёткая

Громко

Марш

Симфонический оркестр,

Трубы

Лебедь

медленный

Нежный, женственный

плавная

тихо

песня

Симфонический оркестр, арфа, скрипки

Весёлый музыкант

подвижный

Нежный,

Игривый,

бодрый

Плавная,

Ритмично,

чётко

Тихо,

Негромко

громко

Песня

Танец

марш

Хор, ф-но


6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Вербальная оценка наиболее активных учащихся.