Музыкальное искусство
3 класс
Раздел 2: ИНТОНАЦИЯ
Тема: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТОНАЦИЙ.
Цель:
- формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры;
- продемонстрировать сущность, особенности изобразительности в музыке, в сочетании
изобразительных и выразительных интонаций.
Задачи:
образовательные: расширить представления о музыкальных интонациях;
развивающие: развивать слушательские и исполнительские умения;
развивать музыкальные способности;
воспитательные: воспитывать интерес к оперной, симфонической музыке.
Тип урока: комбинированный (урок-путешествие).
Оборудование: средства ТСО, портреты композиторов, иллюстрации, тексты сказки, тексты
песен, фортепиано, детские музыкальные инструменты.
Материал:
Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», «Океан-море синее», «Три чуда»,
А. Филиппенко «Весёлый музыкант»;
Г. Гладков «Песня о волшебниках»;
русская народная песня "Во саду ли, в огороде..."
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Музыкальное приветствие.
Попевки Д. Кабалевского «Мы – третьеклассники», «Мы – мальчики», «Мы – девочки».
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Беседа
--отличается ли музыка попевок по характеру.?
-- что по-вашему, выражала музыка этих попевок, а что изображала?
(ответы….выражала характер мальчиков и девочек, изображала- самих мальчиков и девочек).
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Тема и задания урока.
--Итак, тема урока «Изобразительность музыкальных интонаций».
Но сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие с музыкальной сказкой-оперой. Сказочные герои помогут нам найти ответы на такие вопросы:
- Что музыка изображает?
-Что музыка выражает.
- Могут ли существовать выразительные и изобразительные интонации отдельно?
--Так же в ходе урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос: «Может ли музыка изображать явления окружающего мира, движения, поведение человека или животного?»
Изучение нового материала.
Беседа.
--- Все дети очень любят сказки… посмотрите фрагмент мультфильма и скажите, из какой сказки эти персонажи.
(Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о Царе Салтане»)
(ответы….. «Сказка о царе Салтане».)
---Да! мы будем путешествовать по страницам сказки о царе Салтане.
-- отправляемся в путешествие с песней!
(исполнение песни Г. Гладкова «Песня о волшебниках» из к/ф «Приключения Вити и Маши»)
(Демонстрация портрета композитора Н.А.Римского-Корсакова)
---В наше сказочное музыкальное путешествие мы отправимся вместе с музыкой великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
--- А кто такой композитор?
(ответы…… человек, который сочиняет музыку)
-- Великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков в детстве очень любил сказки, которые рассказывала ему мама. Позже, став композитором, он сочинил музыку к этим сказкам, превратив их в оперы: «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка». Поэтому его начали называть «сказочником».
По образованию Римский –Корсаков был морским офицером, служил на корабле. Он очень любил море и использовал морскую тематику в опере «Сказка о царе Салтане». Вот послушайте, как композитор нарисовал звуками музыки море-океан.
--Наше путешествиеначинается! Мы поплывём по морям на старинном корабле…
(Звучит фрагмент «Океан –море-синее»).
--- Какое настроение у этой музыки?
---Что музыка изображает?
--Что выражает?
-- Созвучны ли мелодия и слова из сказки?
Море вздуется бурливо
Закипит поднимет вой
Хлынет на берег крутой
Разольётся в шумном беге…
-- А кто это к нам пожаловал?
(звучит «Полёт шмеля»)
-- как думаете, кто это спешит с нами познакомиться?
(ответы……)
-- слышится ли в музыке движение?
--Какое именно?
(ответы … бег, полёт…)
-- Кто это мог бы быть?
(ответы … комар, муха, шмель…)
-- как музыка изображает жужжание насекомого?
(ответы … быстрый темп, короткие звуки, высокий регистр, подвижная мелодия…)
--- Послушайте, как великий Пушкин описал полёт шмеля в сказке:
Тут он очень уменьшился
Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал
Судно на море догнал
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился…
-- Присутствуют ли в музыке изобразительные интонации?
(ответ …)
-- Для музыки так же, как и для разговорной речи характерны усиления и ослабления звучания, сильные и слабые доли, ударения, паузы,но музыкальные интонации, отличите от разговорной записывают точно по высоте и протяжённости нот.
-- Наконец-то мы переплыли океан-море и добрались до царства царя Гвидона.
Остров на море лежит
Град на острове стоит
Златоверхими церквами
С теремами и садами…
В свете вот какое чудо
Ель стоит перед дворцов
А под ней хрустальный дом
Белка там живёт ручная
Да затейница какая
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе
«Во саду ли, в огороде…»
-- Послушайте,как музыка изображает белочку.
(слушание темы Белочки из«Три чуда»)
--какое настроение у музыки?
(…ответы ...нежная, трепетная, игривая, грациозная)
--На каких звуках (низких или высоких) построена тема белочки?
(ответы… на высоких)
-- Какой вид музыки использовал композитор для образа белочки?
(ответы … танец, танцевальная …)
-- какие инструменты передают песню и танец белочки?
(ответы …флейта, металлофон)
-- какую народную песню вы узнали в теме белочки?
(«Во саду ли в огороде…)
(Исполнение песни "Во саду ли, в огороде" под аккомпанемент металлофона).
(Звучит тема Богатырей из фрагмента «Три чуда»)
-- Как вы думаете, кто это?
(ответы … богатыри)
-- как звучит музыка? какими их рисует музыка?
(ответы … сильно, громко, маршеобразно, тяжело, уверенно, сдержанно…)
В мире есть второе диво
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег крутой,
Разольётся в шумном бреге
И очутятся на бреге
В чешуе,как жар горя
33 богатыря
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор
С ними дядька Черномор!
-- Как музыка передаёт силу морских воинов?
(ответы …чёткий ритм, темп шага, энергичный характер)
-- Какой вид музыки – песня, марш или танец – слышится в этом фрагменте?
(ответы …марш)
--Давайте попробуем помаршировать вместе с богатырями.
(дети шагают под музыку темы богатырей).
--- А вот и третье чудо!
(Звучит тема Царевны-Лебедь)
-- Кого из сказочных персонажей изображает эта музыка?
(ответы… царевна-Лебедь)
-- Подберите как можно больше слов, которые характеризуют Царевну-Лебедь.
(ответы… медленная, плавная, нежная, певучая, парящая, плывущая…)
…тут она, взмахнув крылами
Полетела над волнами….
…встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
--Какие музыкальные инструменты помогли композитору изобразить царевну?
(ответы …скрипка, арфа)
--какие интонации – изобразительные или выразительные – преобладают в теме Лебеди?
(ответы …выразительные,)
-- Вот и закончились чудеса, а вместе с ними и наше путешествие по сказке Пушкина «О царе Салтане», благодаря музыке Н.А.Римского-Корсакова.
4. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.
-певческая посадка;
- упражнение на дыхание;
- выстраивание примарного тона в унисон (ре1);
Песня А.Филиппенко «Весёлый музыкант»
-исполнение с имитацией игры на скрипке, балалайке, барабане.
-работа над дикцией, дыханием, характером звуковедения (плавно, отрывисто, чётко).
-- в этой песне выразительные интонации или изобразительные?
(ответы….выразительные)
5.РЕФЛЕКСИЯ - ИТОГ – заполнение таблицы
Тема героя | темп | характер | мелодия | динамика | тип музыки | исполнитель |
Белка | подвижный | Весёлый, озорной | Игривая | Негромко | Танец | Симфонический оркестр, Флейта, металлофон |
Богатыри | Умеренный | Мужественный | Чёткая | Громко | Марш | Симфонический оркестр, Трубы |
Лебедь | медленный | Нежный, женственный | плавная | тихо | песня | Симфонический оркестр, арфа, скрипки |
Весёлый музыкант | подвижный | Нежный, Игривый, бодрый | Плавная, Ритмично, чётко | Тихо, Негромко громко | Песня Танец марш | Хор, ф-но |
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Вербальная оценка наиболее активных учащихся.