Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
с. Верхний Любаж, 2023
ФИО учителя | Рябых Наталья Ивановна |
Должность | учитель начальных классов |
Дата | 12.02.2023г |
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 4а |
Тема урока | Во времена Древней Руси |
Тип урока | урок «открытия» нового знания |
Цель | создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания. |
Задачи | |
-образовательные | Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом. |
-развивающие | Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся. |
-воспитательные | воспитывать любовь и уважение к истории своей страны, к её традициям и обычаям. |
Планируемые результаты | |
-личностные | принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. |
-предметные | знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; уметь применять полученные знания в практической деятельности; воспитывать любовь и уважение к истории. |
-метапредметные | Регулятивные: учить организовывать своё рабочее место под руководством учителя Познавательные: учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: учить точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами |
Формы контроля | Устный опрос,тест, |
Современные педагогические технологии | |
Программно-техническое дидактическое обеспечение | УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл., 2 ч., стр.40-45; учебная презентация, иллюстрации. |
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Этап самоопределения к деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Тестирование | 9 мин | - Приветствие. Организация проверки домашнего задания - Сейчас мне нужны два добровольца для проверки домашнего задания. 1. Индивидуальные карточки. А) Расскажи о жизни восточных славян. Б) Опиши род деятельности мужчин и женщин. - Пока наши докладчики готовятся, мы выполним проверочную работу в виде теста. 2. Тест по теме «Жизнь Древних славян». 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: А) восточных славян Б) западных славян В) южных славян 2.Древние славяне жили: А) семьями Б) в одиночку В) племенами 3.Посуду делали Древние славяне из: А) глины Б) металла В) дерева 4.Богом грома и молнии у Древних славян был: А) Зевс Б) Перун В) Марс 5.Свои дома славяне строили: А) каменными Б) из кирпича В) жили в землянках 6.Славяне занимались сообща: А) земледелием Б) бортничеством В) рыболовством -Проверим. 3. Проверка теста (ключ ответов) 1 А 4 Б 2 В 5В 3 А 6А 4. Заслушивание индивидуальных ответов. -Молодцы, вы хорошо подготовились и поэтому успешно справились со всеми заданиями | Приветствовать учителя. Настраиваться на урок. Проверять готовность домашнего задания. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2. Актуальность знаний и мотивация Приём: стихотворное введение в тему, | 5 мин. | Подведение к определению темы урока – Что нас ждет сегодня, Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. (Приложение1) – Куда мы сегодня отправимся? (Древняя Русь) | Выполнять задание, направленное на выявление темы. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. |
3. постановка учебной задачи. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | 2 мин. | Подведение к формулированию темы и цели урока. Русь Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь, Русь. Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, В дорожных снеговых столбах… …Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины… – Определите тему и цель сегодняшнего урока. – Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. | Прослушать стихотворение, понять тему , сформулировать цель урока. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают |
4. Открытие нового знания Рассказ учителя. Работа с новым понятием. Работа с исторической картой «Древняя Русь». Работа с учебником. Рассказ учителя. Работа с учебником | 10 мин. | Объяснение нового материала - В те далёкие времена правления у славян не было, такого как у нас. Государей не было, а в каждой семье делами заправлял старший. Для решения важных дел собирались на вече (собрании) и решали дела сообща. Если не получалось миром, то начиналась драка и прав был тот, кто побеждал. Только в последствии стали править князья. Как они начали править, кто были такие, и как началось Русское государство, достоверно неизвестно Работа по карте Древней Руси. - Рассмотрите карту Древней Руси (учебник стр. 25) - Покажите территорию Древней Руси в конце 9 века, а в начале 11 века. Какие изменения произошли? - Почему территория увеличилась? - Назовите, в какие города можно попасть по реке Днепр? Организация работы в тетрадях. А сейчас давайте выполним первое задание на странице 15 в рабочей тетради Чтение материала в учебнике (с. 24-26) - Назовите главные дороги, которые являлись связующими для жителей Древней Руси -Кто был главой Руси? - Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? Итак, мы назвали, что главой Руси был великий князь киевский. - Объясните, как вы понимаете значение слова – князь? - Слово «князь» происходит от славянского «князь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками. Чтение текста в учебнике с.27-28 - О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» в учебнике - Какие изменения произошли на Руси с принятием христианства? | Слушать рассказ учителя, работать по карте в учебнике. Выполнять работу в печатной тетради. Читать материал в учебнике. Разъяснять значение нового слова. Работать с текстом учебника. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Фронтальный опрос. | 3 мин. | Организация устного опроса – Что являлось главными дорогами в Древней Руси? – С какими морями древних славян связывали водные пути? – На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? – Чем занимались князья? – Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами? – Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? – С какой целью князь Владимир крестил Русь? – Как происходило крещение Руси? – Как народ принял новую веру? – Чем христианство отличается от язычества? Просмотр фильма на образовательной платформе «Электронная российская школа» | Отвечать на вопросы по теме. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя); осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы; следуют ранее оговоренному плану. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Самостоятельная работа, проверка знаний | 3 мин. | Организация самостоятельной работы на образовательной платформе «РЭШ». Урок 20 - Выполните самостоятельно задания 2, 3 и 5 в тетради. - Давайте проверим. Выполнение тренировочных заданий на образовательной платформе «РЭШ». Урок 20 -Самостоятельное выполнение задания № 1-5 Урок 20 | Самостоятельно выполнять задание в печатной тетради | Познавательные: осуществляют поиск необходимой; осуществляют логические действия. Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы; |
7. Включение в систему знаний. Решать задание нестандартным способом. | 1 мин. | - Посмотрите внимательно на слайд, здесь представлен набор букв. Но тут зашифровано название города, ваша задача отгадать- что это за город? (Новгород) -Верно, именно в это город мы отправимся с вами на следующем уроке | Расшифровывать название города | Познавательные: осуществляют поиск необходимой; осуществляют логические действия. |
8. Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок Комментарий учителя | 3 мин. | – Могли ли мы изучить историю Русского государства за один урок? – Надо ли знать историю своего государства и для чего? – О ком должен заботиться правитель государства в первую очередь? – Как вы считаете, заботится ли о нас наше правительство во главе с президентом? Учебник, с. 40–45. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–2 | Подводить итоги урока. Получать и понимать домашнее задание. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
1. Река, по среднему течению которой находились земли полян. (Днепр.)
2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел? (Бортник.)
3. Как называются объединения славян? (Племена.)
4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках. (Водяной.)
5. Бог грома и молнии. (Перун.)
6. Злое существо, которое поселялось в доме. (Кикимора.)
7. Фантастическое существо, которое водится в лесу. (Леший.)
8. В конце декабря древние славяне проводили праздник… (Коляда).
9. Материал, из которого делали посуду наши предки. (Глина.)
10. Праздник проводов зимы и встречи весны. (Масленица.)
11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. (Домовой.)
Ключевые слова: Древний Киев.
Подчеркни правильный вариант ответа.