СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по русскому языку по теме "Заглавная буква в именах собственных" и предназначена для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква"»



МБОУ гимназия № 53









Формирование УУД на уроке

русского языка в 1 классе

по теме «Заглавная буква

в именах собственных»







выполнила учитель

начальных классов

Климова И.В.









2016 г.

Русский язык

Тема: Заглавная буква в именах собственных. (1 класс)

Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  • расширение знаний об именах собственных

  • формирование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

  • развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи;

  • формирование орфографического навыка;

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

  • воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Урок комплексного применения знаний и умений.

Материал: Т.М. Андрианова. Русский язык 1 класс с.60-61

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация

раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

1. Организационный момент. (1 мин)

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять

Будем грамотно писать.

Регулятивные и личностные УУД

организация своего места, настрой на работу

2. Каллиграфическая минутка. (первый слайд)

На доске записаны буквы

И Н л О у П

-На какие группы можно разделить все эти буквы?

(на гласные и согласные, на заглавные и строчные)

-Верно! Давайте пропишем эти буквы, деля их по второму признаку.

(дети прописывают буквы в два столбика, проговаривая написание каждой буквы – письмо с секретом)

Познавательные УУД - анализ с целью выделения признаков, синтез, сравнение, обобщение, классификация

3. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)

- Для чего нужны заглавные буквы? (для записи имен, отчеств, фамилий и т.д.)

-Как вы думаете, с какими словами мы будем сегодня работать? (со словами, которые пишутся с заглавной буквы)

-Молодцы! Да, вы правы, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании таких слов, развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

-Послушайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках заключена основная мысль.( стихотворение читает наизусть ученик)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!



Регулятивные УУД -

целеполагание;

познавательные

УУД: логические рассуждения, выявление сущности, основной мысли, умение извлекать информацию из текста;

Коммуникативные УУД - осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения

людей, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами


4. Презентация (второй слайд)

-Посмотрите на доску. Кого вы видите на этой картинке? (животных)

-Согласны ли вы с заголовком? ( на слайде «Домашние животные», фото собаки, кошки, тигра, коровы)

-Почему? (не все животные относятся к домашним)

-Какое животное лишнее? (тигр, т.к. это дикое животное.

-Докажите свой ответ (живет в дикой природе)

-Верно! А поскольку домашние животные приручены человеком, то им даются…Что? (Клички)

-Попробуйте придумать клички к этим домашним животным.( Собака Тузик, котенок Пушок, корова Зорька)

-Молодцы! Что вы знаете о написании кличек животных? (Они пишутся с заглавной буквы)

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство как логические действия.

Коммуникативные УУД - осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

регулятивныеууд - понимать, принимать и сохранять учебную задачу

5. Презентация (третий и четвертый слайд), (даны фото животных, вставить пропущенные буквы)

-Кого вы видите на этом слайде? (Козочка)

-Вставьте пропущенные буквы и запишите словосочетание.

(Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетради)

Коза Зинка, корова Зорька, овечка Белоснежка)

Познавательные УУД, регулятивные ууд - понимать, принимать и сохранять учебную задачу

6. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

регулятивные ууд -

взаимоконтроль

7. Физминутка.

- Маша шла, шла, шла.

И грибок нашла.

Раз грибок в кузовок,

Два грибок в кузовок,

Три грибок в кузовок.

Маша шла, шла, шла

И домой пришла.

- Какое имя собственное вам встретилось? (Маша).

- С какой буквы напишем? (С заглавной)



7. Презентация (пятый слайд).

-Внимательно посмотрите на четвертый слайд.Что перед вами? (ребусы)

-Я даю вам небольшую подсказку: здесь зашифрованы имена. Давайте попробуем расшифровать спрятанные имена ( работа проходит фронтально, с объяснением у доски и записью, один ученик у доски, остальные в тетради)

(Вася, Витя, Вова, Наташа, Настя.Надя)

-Чем особенны эти слова? (Это имена)

-Что нужно помнить при записи этих слов? (Они пишутся с заглавной буквы).


Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство как логические действия;

коммуникативные УУД - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

8. Работа в парах.

Ученикам раздаются карточки с заданиями для работы в парах.

- образовать фамилии от слов: волк, мороз, нос, петух, сахар

-образовать фамилии от слов: жара, Петр, жук, лиса, шар

-образовать фамилии от слов: Иван, холод, бабочка, медведь, ложка

-Нужно записать полученные фамилии. Что следует помнить при записи этих слов? (Они пишутся с заглавной буквы)

Далее слушаются все варианты образованных фамилий, идет обсуждение и взаимопроверка.


регулятивные ууд – умение договариваться в парах, планирование своей деятельности,

взаимопроверка;

коммуникативные УУД – работа в парах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


9. Презентация( шестой слайд) (закрепление)

-Из данных слов нужно составить и записать предложение.

Давайте вспомним, что такое предложение. (Предложение – это законченная мысль.Оно состоит из связанных по смыслу слов.)

-Как оформляется предложение на письме? (Оно записывается с заглавной буквы, в конце ставится точка, знак вопроса или восклицания)

-Какой знак выберем в данном случае?

-Что у вас получилось? (Кот Матроскин и собака Шарик живут в деревне Простоквашино.)

(рассматриваются все возможные варианты, идет обсуждение)

(один ученик выходит к доске и нумерует порядок слов в предложении)

(записывается любой вариант по желанию ученика)


коммуникативные УУД – умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

познавательные УУД анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство как логические действия;

личностные УУД -

 осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства.


10. Работа по учебнику.

С.61 упр.4 (стихотворение-путаница, нужно найти и исправить ошибки, выписать клички животных верно). Проверка выполняется коллективно.


познавательные УУД анализ, синтез, сравнение;

регулятивные УУД – само- и взаимопроверка, коммуникативные УУД


11. Слайд № 7

-Внимательно посмотрите на картинки и распределите предложенные слова по ячейкам.

-Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?

(например, груша – фрукт, Груша – имя девочки)


Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство как логические действия

12. Слайд № 8. Кластер.

-Вы очень хорошо поработали на уроке и теперь мы должны подвести итоги.

На доске дана схема, которую мы с вами сейчас заполним. Итак, какие слова нужно писать с заглавной буквы? ( Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, стран и т.д.)


регулятивные УУД, познавательные УУД

фиксировать информацию разными спо

собами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельно

13. Рефлексия. Слайд №9

-Оцените свою работу. Выберите смайлик, который соответствует вашей самооценке. С помощью цветных карандашей нарисуйте в тетради выбранный смайлик.

-Молодцы. Спасибо за урок.


регулятивные УУД –

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.