МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Правописание безударных гласных в корне слова».
Бекшаева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Чамзинская СОШ №2» Чамзинского муниципального района.
В проекте представлен урок русского языка в 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» выполненный в рамках ФГОС.
В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся имеют возможность научиться правописанию безударных гласных в корне слова. Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК «Школа России».
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов.
Тема «Правописание безударных гласных в корне слова» является одной из важных в обучении русскому языку. Очень часто учащиеся начальной школы знают правила правописания слов с безударными гласными в корне, но допускают ошибки на практике. Не у всех обучающихся идёт быстрое формирование навыка проверки безударного гласного звука. Поэтому эта тема актуальна. Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем безошибочно писать слова с безударными гласными в корне.
– изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;
– определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»;
– разработать дидактический материал к уроку русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
– провести урок с использованием материала по программе.
1. Целевая группа проекта: учащиеся 2 класса.
Объект исследования: методическое обеспечение урока русского языка во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Предмет исследования: технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1. Подготовительный 15.02.-20.02.
2. Основной 21.02.-25.02.
3. Заключительный 27.02.
связей, умозаключений, выводов, обобщений.
индивидуальная работа.
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».
Карточки с творческим заданием.
Этапы и задачи урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный этап II. Мотивация учебной деятельности | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Учитель + ученик | Учитель: Громко прозвенел звонок –Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в гости к «Безударным гласным». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь! Учитель с учениками читает стихотворение. Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо – под рукой!» -Запишем число и вид работы | Учащиеся слушают учителя, успокаиваются, становятся около парт и садятся на свои места. Открывают тетрадь. Правильно располагают её на парте. Самоконтроль правильности посадки при письме. Записывают число, вид работы. | Задача этапа: настроить учащихся на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой. Задача этапа: содействие в сохранении здоровья учащихся. | Личностные УУД - Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. Коммуникативные УУД - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД - Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
III. Чистописание | Выполняют письмо по образцу | - Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания. На доске записаны буквы. А, Е, О, И, Я -Что вы можете о них сказать? - Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. | Красиво и правильно пишут буквосочетания; соблюдают нормы правильного письма (наклон тетради, посадка.) | Задача этапа: Создать условия для подготовки руки к письму | Познавательные УУД: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - овладевать навыками установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
IV. Словарно-орфографическая работа | Читают и отгадывают загадку. -Гроза. Выполняют орфографическое упражнение. | -Прочитайте и отгадайте загадку. Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила. -Запишите отгадку. Подчеркните орфограмму. Как называется эта орфограмма? Подберите проверочное слово. | Эмоционально воспринимают текст загадки. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. | Задача этапа: способствовать развитию умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. |
V. Постановка учебной задачи | С помощью учителя: -Мы будем учиться писать безударные гласные в корне слов, подбирать к ним проверочные слова. | -Предположите, какая тема урока у нас сегодня, сформулируйте учебную задачу. | Формулируют тему и учебную задачу. | Задача этапа: организовать формулировку темы и постановку учебной задачи | Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД: -уметь формулировать учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; - овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств и их реализации. |
VI. Физкультминутка | Дети становятся около парт и выполняют движения в соответствии со словами текста под руководством учителя. 1.Поднимают руки вверх, делают наклоны вправо-влево. 2.Поворачивают голову в разные стороны.. 3.Три раза хлопают в ладоши.. 4. Разводят руки в стороны, делают взмахи, волнообразные движения руками с поворотами корпуса налево-направо. 5. Садятся за парту. | Поднимает руки класс-это раз, Завертелась голова- это два, Три - руками три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют упражнения для снятия статического напряжения | Задача этапа: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. | |
VII. Открытие нового знания. | Читают и пишут записанные на доске слова. Подбирают проверочные слова, выделяют корни. Высказывают свои предположения. Самостоятельно читают. Составляют алгоритм. Делят текст на части по смыслу, пересказывают содержание частей. Подбирают к выделенным словам проверочные слова. | - Прочитайте и запишите записанные на доске слова, подберите проверочные слова: В..лчишка - ...; пох..дил - ...; ул..тели - ...; др..зды - ...; стр..жи - ... . - В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова) - В какой позиции она стоит? (В слабой позиции, потому что безударная.) - В какой позиции она стоит в проверочном слове? (В сильной позиции, потому что ударная.) - Какой вывод можно сделать? -Давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике на странице 87 -Прочитайте самостоятельно. -Совпали ли наши выводы? -Смогли ли вы их уточнить? -А теперь давайте составим алгоритм действия нахождения способов проверки безударных гласных. Алгоритм 1.Читаю слово. 2.Определяю ударение. 3.Подбираю однокоренные слова(или изменяю слово). 4.Выделяю корень и безударную гласную в нём 5.Подбираю проверочное слово. 6.Пишу гласную. -Молодцы, ребята! Организует комментированное письмо (упр.69 с. 53) | Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение. | Задача этапа: Создать условия для развития умения выражать свои мысли, логично и последовательно их оформлять; способствовать развитию умения правильно подбирать проверочные слова. | Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; определять и формулировать учебные задачи с помощью учителя. Коммуникативные УУД: -Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач. |
VIII. Закрепление знаний и способов действий. | Работают в группах. Озвучивают результат работы группы. Самостоятельно выполняют упражнение. | Организует работу в группах. Карточка 1 1.Запишите 3 однокоренных слова с корнем - бел- 2.Найдите лишнее слово, подберите к словам с безударной гласной в корне проверочное. Мышь, дерево, трава, гнездо. Карточка 2 1.Запишите 3 однокоренных слова с корнем -крас- 2.Найдите лишнее слово, подберите к словам с безударной гласной в корне проверочное. Обновить, обелить, ободрить, обогатить. Карточка 3 1.Запишите 3 однокоренных слова с корнем -гриб- 2.Найдите лишнее слово, подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное. Морковочка, карточка, дочка, звёздочка. Карточка 4 1.Запишите 3 однокоренных слова с корнем -лес- 2.Найдите лишнее слово, подберите к словам с безударной гласной в корне проверочное. Морской, морить, моряк, приморье. Предлагает самостоятельно выполнить упражнение 176 с.88 с последующей взаимопроверкой. -Поднимите руки, кто сможет самостоятельно выполнить это задание? -Те ребята, которые будут делать упражнение самостоятельно, не должны забывать проговаривать «про себя» всю последовательность шагов, которую мы с вами обозначили. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие. Взаимопроверка | Задача этапа: формирование умения для развития навыка грамотного письма, формировать умение правильно писать безударную гласную в корне. | Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану. Коммуникативные УУД: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: строить рассуждения с помощью алгоритма Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
IX. Домашнее задание, комментирование | Учитель объясняет выполнение и оформление домашнего задания | Проводит инструктаж по выполнению и оформлению домашнего задания. Упражнение 70 с. 54 | | Задача этапа: организовать выполнение домашнего задания. | |
X. Подведение итогов урока. XI. Рефлексия | Желающие высказывают своё мнение. Дети поднимают карточку -«настроение» в виде личика. Ученики отвечают на вопросы, которые спроектированы на доску. | -Какая учебная задача стояла перед нами в начале урока? -Смогли ли мы её достичь? -Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? -С какими затруднениями вы столкнулись на уроке? -Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? (Выставление оценок) -С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. -Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался за … Я хочу поблагодарить … за … | Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. | Задача этапа: Создать условия для анализа учащимися собственной деятельности, результата работы, выявления причины неудач (если таковые есть.); проанализировать работу каждого ученика и дать оценку. | Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. Коммуникативные УУД: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |