СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Температура" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Температура" 5 класс»

План урока в 5 классе по естествознанию




Тема урока: Температура



Цели урока:


Ввести понятие температуры, как характеристики степени нагретости тел и различных явлений природы;


Познакомить с устройством и принципом действия термометра;

Ознакомить с правилами работы с термометром;

Прививать навыки измерения температуры при проведении практической работы.

Оборудование:

демонстрационный термометр, лабораторные термометры,

Ход урока


  1. подготовка к изучению нового материала;

  2. изучение нового материала;

3. выполнение практической работы;

  1. закрепление изученного на уроке.

  2. Домашнее задание


Подробный план хода урока

Загадать загадку (отгадка- тема урока)

1.Записать тему урока.

2.Познакомить учащихся с темой, целями и ходом урока (см. слайды 2-3).

3.Для изучения нового материала нам нужно вспомнить, что такое явления природы?

Явления природы – изменения, происходящие в природе.

Приведите примеры различных явлений природы.

Механические, световые, звуковые, тепловые, электромагнитные, звуковые.

Сегодня мы подробнее рассмотрим тепловые явления: кипение воды в чайнике, горение костра, образование сосулек, таяние льда (см. слайд 4).

4. Ввести понятие «Температура»

Ребята, я предлагаю вам одной рукой дотронуться до крышки стола, а другой рукой до металлической ножки. И что вы почувствовали? (ножка на ощупь холоднее, крышка стола - теплее). Для того чтобы выразить это отличие мы введем с вами понятие температуры.

Итак, температура – t0 – характеристика нагретости тела.

. Спишите со слайда (5) определение температуры себе в тетрадь.

Единицей измерения температуры является 1 градус Цельсия – 0С (записать это со слайда 5).

.

5.Температура является важным показателем состояния любого живого организма (см. слайд 6):

  • Растения – они хорошо развиваются и растут при нормальной температуре, но не переносят резкого понижения температуры и резкого увеличения температуры. Обратите внимание на картинки, что стало с растениями, когда наступил заморозок и сильная жара?

  • Животного – от изменения температуры меняется состояние животных. Что обнаружил Физикон, когда дотронулся до носа собаки? (если теплый и сухой – температур повышенная, если холодный и мокрый – температура нормальная и никаких проблем со здоровьем у животного нет).

  • Человека – температура влияет на состояние человека. Я предлагаю дома понаблюдать, как изменяется температура вашего тела утром, в обед и вечером и как при этом изменяется ваше самочувствие.

6.Как влияет температура на состояние вещества

Изменение температуры влияет и на состояние вещества: низкая температура – твердое состояние, высокая температура – газообразное состояние. А так же температура влияет на светимость различных веществ (см. слайд 7). Давайте посмотрим как изменение температуры влияет на состояние вещества и светимость различных веществ (показать твердое состояние воды – лед, кипение воды и образование пара, светимость свечи и лампы накаливания).

7. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр) слайд 8

8. На каком физическом явлении основано действие термометра? 9

При нагревании объем жидкости в термометре увеличивается, и длина столбика жидкости в тонкой трубке растет. При охлаждении объем жидкости уменьшается, и уровень жидкости понижается.

9.Виды термометров Для измерения температуры тела человека используют медицинский термометр - градусник. В градуснике вместо жидкости используют ртуть, и имеется сужение между резервуаром и трубкой. Поэтому после измерения температуры его надо встряхнуть, чтобы привести опять в первоначальное состояние.

10. Выполнение практической работы

С помощью демонстрационного термометра измерим температуру воздуха в классе и температуру воды в стакане. Но сначала нам нужно вспомнить, как определяется цена деления прибора. И я расскажу вам некоторые правила, которых надо придерживаться при определении температуры (см. слайд 11). Этими же правилами вы будете пользоваться при проведении практической работы.

Правила измерения температуры

  • При измерении температуры термометр следует поместить в ту среду, температура которой определяется;

  • Термометр следует подержать некоторое время в этой среде;

  • При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.

Приступаем к выполнению лабораторной работы № 7.

При выполнении лабораторной работы напоминаем технику безопасности при работе со стеклом и термометрами. Все результаты записываем в рабочие тетради.


После выполнения лабораторной работы следует закрепление пройденного материала. Физикон и Химила предлагают вам ответить на следующие вопросы (см. слайд 9):

  • С какой величиной нас сегодня познакомили Физикон и Химила? – с температурой

  • Что характеризует данная величина? – степень нагретости тел

  • В чем измеряется данная величина? – в градусах Цельсия

  • Каким прибором измеряется температура? – термометром


Домашнее задание:

Стр 20-21 . стр 21 дом зад письменно (для всех)

  • Составьте небольшой рассказ (можно с иллюстрациями) о том, что могло произойти с живым организмом (животным, растением, человеком) при резком изменении температуры. ( по желанию)


Урок окончен. Всем спасибо за внимание