Мотивация, формулировка темы урока, целеполагание Цель: установление контакта, настрой на сотрудничество, учить планированию деятельности | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -уметь организовать выполнение заданий учителя Познавательные УУД: - работать с картой : Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию | 1.Проверяет готовность учащихся к уроку. Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас в этот солнечный весенний день. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть весеннего утра и хорошее настроение. Выдохните обиду, злость и беспокойство, забудьте о них. Я желаю вам плодотворной работы и успехов на уроке, доброго отношения друг к другу. 2. Организует вступительную беседу. Посмотрите на доску. Что вы здесь видите? Что обозначено на карте синим цветом? разными цветами? Назовите материки. И везде есть ЖИЗНЬ! А что такое жизнь? Какой смысл вы вкладываете в это понятие? Как доказать, что наша планета живая? 3. Демонстрируется видеофильм про разнообразных животных Земли. Предлагаю вам небольшой видеофильм. Удивительные животные Земли. А вот теперь представьте ситуацию, что эти животные заблудились и не могут найти свой дом (показывает на карту). 4. Предлагает учащимся поработать с настенной картой, на которой неверно размещены рисунки растений и животных – провокация со стороны учителя. Они просят нас о помощи, просят вернуть их домой. Вы можете это сделать? Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? 5.Подводит учащихся к формированию темы урока и предлагает её сформулировать. Надо ли изучать жизнь организмов на разных материках? Сформулируйте тему урока. 6. Знакомит с опорным конспектом урока и просит каждого ученика поставить себе оценку за урок. Сегодня весь материал урока вы будете заносить в опорный конспект. Возьмите свой конспект урока и подпишите его. Оценивать свою работу на уроке вы будете самостоятельно. Ту оценку, которую вы хотите сегодня получить, прямо сейчас поставьте в опорном конспекте урока. А в конце урока посмотрим, достигли вы своей цели или нет. 7.Предлагает определить задачи урока и записать их. Итак, начинаем работать. Запишите в конспект тему урока. Какие учебные задачи будем решать на уроке? (выборочно проверяет цели урока у некоторых учащихся). Какими способами мы можем достичь поставленных целей? Что нам для этого потребуется? | 1.Ученики настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку. 2. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. 4. Пытаются выполнить задание учителя, делают много ошибок. Соглашаются с учителем, что для выполнения данного задания у них недостаточно знаний. 5. Формулируют тему урока «Жизнь организмов на разных материках». 6. Начинают заполнять опорный конспект, ставят оценку за урок. 7.Формулируют задачи урока (с помощью подсказок на доске) и заносят их в опорный конспект. Изучить материал с помощью учебника, дополнительной литературы, атласов, таблиц. |
Актуализация знаний Цель: подготовить к осознанному восприятию нового материала, осуществить связь с ранее изученным | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - находить отличия - работа с информационными таблицами - сравнивать и выделять признаки - составление логической цепочки Коммуникативные УУД: -слушать товарища и обосновывать свое мнение Предметные результаты: - знать условия жизни организмов в разных природных зонах | 1.Организует работу на повторение ранее изученного материала по таблицам. Какие природные сообщества и природные зоны изображены? Где разнообразие живых организмов будет больше? Почему в тундре и в пустыне так мало растений? А почему мало животных? 2.Дает задание составить логическую цепочку из понятий: животные, растения, условия жизни. Я утверждаю, что животные в этой цепочке должны стоять на первом месте? Вы согласны со мной? От чего зависит жизнь животных? А разнообразие растений? | 1.Отвечают на вопросы, доказывают своё мнение. На таблицах изображены природные сообщества хвойного и лиственного леса, природные зоны тундры, степи, пустыни. Разнообразие живых организмов больше в лиственном лесу, так как там благоприятные условия жизни – много света, тепла, воды. В тундре и в пустыне мало животных, потому что мало растений. А растений немного, потому что неблагоприятные условия жизни. 2.Предлагают вариант логической цепочки и проверяют её правильность по слайду 3 Жизнь животных зависит от растений, которые служат им пищей и местом жительства. Разнообразие растений зависит от условий жизни. |
Формирование новых знаний Цель: изучить условия жизни на разных материках, их растительный и животный мир Рефлексивно-оценочный этап Цель: прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации -умение ориентироваться в учебнике Коммуникативные УУД: -работать в группе по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение -выражать своё мнение и идеи Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - выработка критериев оценивания работы в группах ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы Познавательные УУД: -выделять существенную информацию Коммуникативные УУД: -обосновывать своё мнение -понимать на слух ответы групп учащихся -отвечать на вопросы | 1.Обобщает ответы учащихся, что данные природные сообщества расположены на материке Евразия. Посмотрите на карту. На каком материке располагаются данные природные зоны и природные сообщества? Это самый большой материк. Для нас он самый известный. 2. Предлагает рассмотреть жизнь организмов на других материках: Африке, Австралии, Антарктиде. Для этого организует работу в группах, назначает руководителей групп. Давайте рассмотрим жизнь организмов на других материках, то есть составим «визитную карточку материков» (распределяет материки группам по загадкам): 1.Где лишь лето и весна? Где кругом стоит жара? Что за звери там живут? Что за птицы там поют? Всё узнать о нем пора Это -… АФРИКА. 2. Этот южный материк И не мал и не велик. Круглый год там холодно Пингвины там живут. Материк тот как зову? АНТАРКТИДА 3. Это чудо материк. Он красив и невелик И на нем всего одна живописная страна. Но это не Италия, и не Португалия Этот материк - …. АВСТРАЛИЯ. 3. Даёт задания группам: - составить «визитную карточку материков» с помощью учебника, дополнит. литературы, атласов. Вернемся к нашей логической цепочке ). Что вы должны указать, составляя «визитную карточку материков»? Это ваш план работы. Он указан в опорном конспекте в виде таблицы. (на слайде 4 указаны задания группам - № страниц в учебнике, в атласах и т.д.) -заполнить таблицу в тетради, -по данным таблицы изготовить макет материка с помощью рисунков растений и животных. 1.Организует выступления групп. 2. Проводит первичное закрепление материала. Теперь вы сможете отправить животных и растения в родные места? На обороте опорного конспекта выполните задание «Верни на Родину»: соедините стрелками организмы и материк, на котором они проживают. Выполните самопроверку (карандашом). 3.Предлагает проверить уровень усвоения материала урока с помощью рефлексивного приёма «Чемодан или корзина?». Сегодня мы совершили виртуальное путешествие по материкам Земли. Я предлагаю вам проверить свой «багаж знаний». Что вы выбираете «Чемодан или Корзина?» 3.Ученикам, уверенным в своих знаниях, предлагает исправить ошибки на карте материков, представленной в начале урока (поменять местами рисунки организмов). Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? 4.Рекомендует оценить деятельность учащихся на уроке: свою и одноклассников. Оцените свою работу на уроке. В левой стороне опорного конспекта выставьте себе отметку за каждый этап урока и итоговую оценку за урок. (слайд 5). У кого итоговая оценка совпала с оценкой в начале урока? За что вы могли бы себя похвалить? Кто хочет поделиться впечатлениями от урока? | 1.Организуют работу по обсуждению информации На материке Евразия. 2.Распределяются на группы. 3. Распределяют роли в группе для выполнения и защиты своего задания. Условия жизни, растения, животные. 4.Изучают информацию в учебнике и других источниках, используют рисунки. 5.Заполняют таблицу по своему материку. 6. Отображают информацию в виде макета материка. 1.Отчитываются о проделанной работе в группах, представляют отчет в виде макета материка с населяющими его живыми организмами. 2. Индивидуальная работа по выполнению задания с последующей самопроверкой. 3.Участвуют в рефлексии – проводят самоанализ того, что удалось на уроке. 3. Желающие выходят к доске, переставляют рисунки организмов, комментируют свои действия. Дают ответы. 4.Оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке. |