Не спрашивай, что страна может сделать для вас,
а спрашивайте, что вы можете сделать для страны.
Дж. Кеннеди.
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Моя Родина».
2 класс
Цель: Познакомить учащихся с понятием слова «Родина».
Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою большую и малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Планируемые результаты:
1. Личностные: способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «большая» и «малая Родина»; способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки; обогащать и систематизировать знания детей о Родине-способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлению приумножать природное и культурно-историческое наследие.
2. Регулятивные: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.
3.Познавательные: развивать эмоционально-ценностное отношение к России и Крыму, творческое воображение и фантазию детей; развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения.
4. Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в парах и группах, коллективно.
Оборудование: глобус, интерактивная доска, проектор, карта Крыма, занимательные карточки «Наша Родина - Россия», песня М. Бернеса «С чего начинается Родина…», презентация, цветная бумага, конверты с заданием для индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя.
- Наш урок я хочу начать с легенды.
Давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту – путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли. Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по нашей Родине.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
- Дети, как называется наша страна? (Россия).
- Мы отправляемся в путешествие по станциям. Первая станция - «Россия – наша Родина».
«Видеоролик «С чего начинается Родина?»
3. Работа по теме урока.
- О чем будем сегодня говорить? (Ответы учащихся).
Презентация «Россия - наша Родина» (слайд 1)
- Что такое Родина для каждого из нас?
Игра «Микрофон»
«Родина - это …» (учащиеся по очереди передают микрофон друг - другу, объясняя понятие Родина).
Давайте послушаем одно стихотворение. (Слайд 2,3,4).
Ученик 1: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем
Ученик 2: Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 3: Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
(На доске записано два раза слово Родина). (слайд 5)
Родина родина
-Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) (Слайд 3)
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте, где мы родились и живём.)
Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.
- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.
(Дети рассказывают стихотворения о Родине).
-Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да) (слайд 6)
- С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае? (С заглавной).
Следующая станция «Национальная гордость».
- Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг). (слайд 7)
- Скажите, что вы знаете о гербе Российской Федерации? (Ответы детей) (слайд 8)
- Для того, чтобы понять, что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Из стихотворных отрывков определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает. (слайд 9)
- Объясните, что символизируют цвета российского флага (слайд 10)
• Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
• Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
• Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
- Что такое гимн? (Ответы учащихся) (слайд 11)
- Россия – это наша большая Родина. Столица- город…Москва. (слайд 12-13)
Что такое столица? (Ответы учащихся).
Станция «Города России».
В России очень много крупных городов.
Работа в парах «Узнаем города России» (Занимательные карточки. Работа в группах).
Игра «Собери пословицы» (на интерактивной доске) (слайд14)
Станция «Малая Родина».
- Сейчас вам предстоит прослушать песню «С чего начинается Родина…» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса.
(Прослушивание песни « С чего начинается Родина..», просматривание презентации)
Беседа после прослушивания песни.
- Слушая песню, какие ассоциации возникли у вас при слове Родина?
А) родной дом, семья, самый близкий и любимый человек на земле – это мама;
Б) родная школа, одноклассники, друзья;
В) родной край, маленький уголок, где мы родились.
Всё это- есть наша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая , великая Родина – Россия!
(На доске строится схема:)
Родина
малая родина
родной дом, родная школа, родной край,
семья одноклассники, где мы родились
друзья
Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
- Наша малая Родина – это Республика Крым. (слайд 15)
Индивидуальная работа.
Перед вами лежат конверты, с заданием. Вам нужно из кусочков собрать карту Крыма.
(Учащиеся выполняют задание).
Станция «Символика Крыма».
Республика Крым также имеет свои государственные символы:
- герб (слайд 16, 17);
- флаг (слайд 18);
-гимн (слайд 19).
Станция «Наша столица – Симферополь».
Столица Республики Крым- город Симферополь. (слайд 20)
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной. (Слайд 21)
Мы проживаем в России, Республике Крым, в Симферополе.
И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это и наш город Симферополь.
- Что вы знаете о своем городе?
- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать? (Ответы детей)
(один из учащихся рассказывает о Симферополе).
4. Подведение итогов. Станция «Процветающая Родина».
(На доске карта Крыма).
- Ребята, посмотрите на доску, что вы на ней видите? Сейчас каждый из вас выйдет к доске и прикрепит ладошку, вырезанную из цветной бумаги, вокруг нашей Родины и скажет: «Что бы вы сделали для своей Родины, когда станете взрослыми?»
5. Рефлексия.
-Наше путешествие закончилось. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?
- Что для вас было сложным? Что больше всего понравилось?
-Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где - бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Учащиеся хором читают стихотворение Владимира Орлова «Родное». (слайд 28)
- Какое у вас настроение после нашего урока?
(Учащиеся поднимают «смайлики» с настроением).
- Спасибо за работу, ребята! Наш урок окончен.
Используемые источники:
Программа внеурочной деятельности «Крымоведение» 2 класс.
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях http://krippo.edu.ua/
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/04/30/vkhozhdenie-kryma-v-sostav-rossii
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/03/06/klassnyy-chas-2-klass-ya-i-moya-malaya-rodina
http://www.kinoboom.com/o-persone/zinovij-vysokovskij