Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Степно-Дворецкая основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
«Воспитание толерантности подростков
в условиях многонационального окружения»
Разработала: Амараева Анна Владимировна,
Учитель географии
2019 г
Оглавление
Толерантность в современном мире………………………………………
Толерантность – залог успешной социализации личности ученика……
Формирование основ толерантности у учащихся на уроке географии и английского языка в школе………………………………………………..
Воспитание толерантности во внеклассной работе с учащимися………..
Организация и проведение классного часа «Все мы разные – все мы равные»………………………………………………………………………
Рекомендуемая литература…………………………………………………
Приложение №1…………………………………………………………….
Толерантность в современном мире
Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении или не придерживаются общепринятых мнений. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" — тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.
В отличие от «терпимости» (терпеть: «не противодействуя, не жалуясь; безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), - «толерантность», это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
"Толерантность" — один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.
Согласно Декларации ЮНЕСКО (1995), "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…"
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты». 16 ноября отмечается Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995году Декларации терпимости. Ее цель – снизить распространяющиеся на планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Толерантность – залог успешной социализации личности ученика.
“В сфере образования, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, терпимости должно стать нравственно – философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей”, - подчёркивается в Общероссийской федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе”.
Когда же и с чего начинать воспитание толерантности? Как научить детей быть толерантными? Считаю, чем раньше учитель (воспитатель, родитель) поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности его сверстников, тем проще будет ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к окружающему его миру.
Как сформировать у детей навыки толерантных отношений? Ответ, думаю, однозначный: только через воспитательную деятельность. Воспитательная деятельность может быть различной, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей.
Объект исследования – процесс воспитания толерантности классного коллектива в условиях многонационального окружения.
Предмет исследования – средства, методы и формы работы.
Задача – воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
Цель – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Ведущие идеи:
Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказать помощь и быть готовым ее принимать;
Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
Формирование традиций классного коллектива.
Что же такое толерантность?
Словарь иностранных слов трактует его как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Воспитание культуры толерантности нужно осуществлять по формуле: «родители + дети + учитель», т. к. семья имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий как воздух, которым мы живы», - так писал Острогорский А.Н. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание толерантного поведения.
Система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за её пределами.
Мероприятия:
классные часы «Культура мира», «Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы - команда одного корабля»,
беседа «Знакомство с русской национальной культурой», «Знакомство с бурятской культурой», ребята устраивали фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица», а также «Сагаалган»
экскурсии в краеведческий музей на тему «История национального костюма»,
осенние игры и состязания совместно с родителями класса,
читательскую конференцию по сказкам народов мира.
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от учителя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи формирования личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, брифинги, брейн -ринги, деловые игры, круглые столы, тренинги, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями иностранных языков в режиме on-line, и поездки за границу.
В разработках концепций по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у педагогов и детей ставятся следующие актуальные проблемы:
Научить жить в многоликом мире,
Научить конструктивно разрешать конфликты,
Воспитывать ответственность.
Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению и выражается в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Именно такое общение оказывается наполненным для школьников живым содержанием, становится для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.
Формирование основ толерантности у учащихся
на уроке географии в школе
Толерантность на уроках географии
Какие возможности для обучения толерантности предоставляет предмет «География»?
Учебный предмет «География» представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности/ обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиций. Носители культуры - это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведения.
Через систему географических знаний, используя различные способы деятельности, средства, которые имеются в арсенале географии можно и нужно знакомить учащихся с особенностями культуры, религии, традициями народов мира. География – интересный и очень ёмкий предмет, в условиях ФГОС изучается с пятого класса. Усложнение происходит по траектории с 5 по 11 класс.
7 класс: (Приложение №1)
«Земля – планета людей»
«Народы и страны»
- Создание непринужденной доброжелательной атмосферы в классе, воспитание уважения и терпимости к людям независимо от расовой и конфессиональной принадлежности
- Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов.
8 класс: (Приложение №1)
- Учить проявлять уважение к религиозным традициям, обычаям разных народов.
- На примере дружбы между молодёжью разных национальных культур регионов России.
9 класс: (Приложение № 1)
. Население и хозяйственное освоение Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока.
Предмет затрагивает проблемы проявления расизма и национализма в разных странах мира (и как следствие - сепаратизма). Это делает возможным гармонично, в рамках программы по предмету прививать ребятам толерантность. Те акценты, которые делаются при подаче материала, во многом формируют отношение ребят к жизни, от них во многом зависит оценка ребятами происходящих событий в стране и мире. Уроки позволяют органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение ребят толерантность. Работа проводится по нескольким направлениям:
1) Оформление кабинета с целью знакомства ребят с часто новыми для них понятиями и их сутью (определения толерантности на официальных языках ООН; цитаты из священных книг различных религий, чтобы показать универсальность, схожесть ценностей разных народов; определение ксенофобии). Это необходимо сделать, т.к. занимаясь развитием толерантности приходиться постоянно пользоваться этими терминами, и ребята должны четко знать их значение.
3) Организация тематических экскурсий в музеи, библиотеки. При заказе и, особенно перед началом экскурсии преподаватель должен провести предварительную работу с экскурсоводом для того, чтобы тема толерантности на материалах музея и библиотеки была раскрыта максимально хорошо. В результате посещения музеев и библиотек ребята понимают, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями.
4) Исследовательская работа (рефераты).
Учащиеся в течение учебного года получает задание написать реферат. Учащимся предлагается список тем рефератов, способствующих развитию толерантности.
Данные рекомендации частично или полностью могут быть применены на уроках предмета « География России» и «Социальная и экономическая география мира», а также при организации внеурочной деятельности.
Воспитание толерантности во внеклассной работе с учащимися
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как: В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонского, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, П.Ф. Лесгафта, В.М. Меньшикова, А.Н. Острогорского, В.П. Острогорского, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и др.
Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
Воспитание толерантности рационально начинать уже с 5-6 классов, когда дети уже изучают иностранный язык и географию. В ноябре месяце в связи с Международным днём толерантности во всех классах можно провести уроки толерантности, используя при этом активные формы уроков, чтобы вовлечь всех учащихся в практическую деятельность.
Формы внеклассной работы:
Классный час по теме толерантности
Экскурсия в краеведческий музей
Выставка рисунков, плакатов или фотовыставка
Конкурс социальных проектов по теме толерантности
Изготовление стенной газеты
Организация и проведение классного часа
«Все мы разные – все мы равные»
В целях воспитания у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к людям, самой актуальной формой внеклассной работы является классный час.
Для внеклассной работы с учащимися 7 класса мною разработан и проводится классный час «Все мы разные – все мы равные».
Учитывая возрастные особенности учащихся этого возраста, для проведения занятия используются такие формы, как беседа, диалог, дискуссия, игра, работа в малых группах, выполнение творческого задания.
Педагогические задачи при проведении данного классного часа:
1) развитие умений видеть индивидуальные различия; осознавать свою индивидуальность.
2) Знакомство учащихся с понятием «толерантность»; воспитание нравственных принципов собственного развития умения критически осмысливать свои поступки, потребности быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
3) Воспитание чувства коллективизма, сплоченности; формирование традиции уважительного отношения между учащимися.
В конце урока необходимо провести рефлексию и предложить детям подумать и ответить на вопрос «Что я хочу изменить в себе, чтобы стать лучше?» Можно предложить ребятам сесть в круг и, передавая по кругу «Карту идеального мира», по очереди продолжить фразу: «Я хочу стать лучше и хочу изменить в себе…».
Для проведения занятия мною подготовлены: слайд-подборка по теме классного часа, изображение карты мира на ватмане; плакаты с интересными мыслями и цитатами по теме занятия для оформления класса, игры и творческие задания, раздаточный материал - «Правила толерантного общения».
Для проведения занятия понадобиться следующее оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, экран, слайд-подборка по теме занятия, карта мира, белая бумага А4 для игр и выполнения творческих заданий, фломастеры, стикеры.
При подготовке к уроку важно подумать и об оформлении учебного кабинета. Например, на доске можно написать следующую информацию: «16 ноября – Международный День толерантности. Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различия социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей» или Правила толерантного общения:
1.Уважай собеседника
2.Старайся понять то, о чем говорят другие
3.Отстаивай свое мнение тактично
4.Ищи лучшие аргументы
5.Будь справедливым, готовым признать правоту другого человека
6.Стремись учитывать интересы других.
Перед проведением классного часа можно предложить учащимся подготовить творческие работы по теме урока – плакаты, рисунки, сочинения или эссе. Творческие работы на классном часе можно оформить в виде выставки.
Для оформления класса на стенах можно разместить плакаты с иллюстрациями следующего содержания:
1. Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
2. Я, ты, он, она – вместе дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
3. 16 ноября – Международный День толерантности
4. Все мы разные и все мы равные.
5. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
6. Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
7. Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различия социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.
8. Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как история планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Приложение № 1
7 класс «География материков и океанов»
8 класс «Население России»
9 класс «Население и хозяйство России»