СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности " Интеллектуальные витаминки"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия внеурочной деятельности.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №1 городского округа Кинешма








Методическая разработка

занятия внеурочной деятельности

«Интеллектуальные витаминки»


Номинация: общеинтеллектуальное направление

Тема занятия «Школа Смешариков»

1- 2 класс










Учитель начальных классов

Моторыгина Светлана Александровна








г. Кинешма 2017

Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности входит в курс ««Интеллектуальные витаминки» (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбург) Цель курса: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников.

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет. Сопровождается дидактическим пособием для учащихся: «Интеллектуальные витаминки» рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1 класса. В данной разработке я использую некоторые задания из рабочей тетради для 1 класса ( задания №2, №4, №5).


Тема занятия: « Школа Смешариков»


Возраст: 1-2 класс


Задачи: совершенствовать мыслительные операции;

формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

развивать у детей уверенность в своих силах, в возможностях

своего интеллекта;

развивать навыки самоконтроля;

формировать и развивать умение общаться в коллективе.


Форма проведения: индивидуально – групповая


Технологии, применяемые на занятии: технология деятельностного метода, уровневой дифференциации, игровая.


Занятие способствует достижению следующих личностных и метапредметных результатов:

Личностные - развитие познавательных навыков, интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные:

Регулятивные - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные – ориентироваться в системе знаний; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; применять и перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные - умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рисунок солнышка для рефлексии, музыкальное оформление. Для обучающихся: цветные карандаши и клей.


Методические советы на подготовительный период.

Во время подготовки к занятию необходимо хорошо продумать состав групп. Подбор групп делает учитель.

С алгоритмом выполнения задания №5(системный анализ) дети уже знакомы. Такие задания выполняли с первых занятий от простых к более сложным. Поэтому задание дети выполняют самостоятельно, выбирая уровень сложности. Лучше на парту положить все уровни этого задания, чтобы дети могли выбрать, а если захотят выполнить два уровня сложности. Когда задание будет выполнено, учитель выдает готовые квадраты для самопроверки.

































Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию.


2. Мотивация к деятельности.

Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написана «жизнь», а на другом « смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу.

- Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша ?

Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша!

Он сказал: « Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист… - и съел! Тогда все закричали: « Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?» А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели – а на ней написано « смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве – и юноша был спасён!

- Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?

- Да ум и сообразительность спасли юношу от гибели.

- Вы хотели бы быть умными и сообразительными, чтобы найти правильный выход из разных ситуаций?

- А можно этому научиться? Будем пробовать!

Дети слушают сказку и отвечают на вопрос.



3. Постановка цели занятия.

- Какие цели поставим на сегодняшнее занятие?

А чтобы достичь цели, нужно тренировать и развивать ….

Память Внимание Мышление Речь

(На доске карточки )

Ответы детей


Дополняют предложение.


4. Применение знаний и умений в разных ситуациях












































































5. Физкультминутка


-У каждого из вас на стуле прикреплен конверт. Загляните в него.

-Что вы там увидели? Это части картинок. Теперь объединитесь в группы по цвету картинок. Каждая группа подходит к столу, где лежит конверт такого же цвета, части картинок держите в руках. Ваша задача собрать вместе целую картинку. Внимание начали.

- Один человек, которого вы сейчас выберите, из каждой группы подходит ко мне и вывешивает на доску то, что у вас получилось.

- Кто это? А как их называют вместе?

Смешарики объединили вас в группы для дальнейшей работы и приготовили интересные задания.

Вспомним правила работы в группе.

1. Ёжик приготовил упражнения на развитие внимания и памяти. Готовы к работе?

Очень внимательно прочитайте три раза слова, записанные на доске. Попытайтесь их запомнить: ТРАВА, СЕНО, ЦВЕТОК, КАША, РЫБА, БУКЕТ, СЕЛО, СТОЛ.

Слова закрываем. А теперь ответьте на мои вопросы.

  • Сколько букв в последнем слове?

  • Сколько слов состояло только из одного слога?

  • Назовите два слова, которые отличаются лишь одной буквой?

  • Назовите третье слово слева.

  • Встречалась ли в названных словах буква «У»?

  • Назовите два слова, в которых была буква «Р».

У вас на столе у каждого лежит солнышко с белыми лучами. Закрасьте первый лучик зелёным цветом – если с заданием справился;

жёлтым – испытывал затруднения, но справился с помощью ребят;

красным – не справился с заданием, не понял.

2.Весёлый и энергичный Крош решил немного вас развлечь и приготовил вот такое задание.

Впиши буквы на место чёрточек, чтобы получились слова.

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

Всегда содержат в себе «ква»:

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд…

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

Этот КВА научит читать

Легко с КВА сваи забивать.

В жару КВА жажду утоляет.

По пустыне КВА шагает.

Без КВА конь хромает.

В КВА сомик сидел.

КВА молоком угощает.

Не раз ты КВА чертил в тетрадке.

А эти КВА ищи на грядке.


Закрасьте второй лучик зелёным цветом – если с заданием справился; жёлтым – испытывал затруднения, но справился с помощью ребят;

красным – не справился с заданием, не понял.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал.

(Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал.

(Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопаем в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают


3. Лосяш бывает рассеянным и забывчивым. Записал слова в квадрате и забыл где они. Давайте поможем найти слова – названия фруктов и ягод. Слова могут быть написаны слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх

Теперь с помощью рисунков проверьте слова.

( картинки фруктов и ягод )

Третий лучик ждёт, чтобы его раскрасили.

4. Модница Нюша сшила для кукол наряды. Ваша задача определить как оделись куклы. У кукол Тани и Кати оказались одинакового цвета юбки, у Лены и Вари- одинакового цвета блузки, а у Кати и Вари – одинакового цвета фартучек. Раскрась кукол так, как нужно, и подпиши их имена.

Проверяю индивидуально у каждой группы.


5. Пин изобрёл для вас вот такие квадратики разные по сложности

Первый уровень

Расставь в пустые клетки числа 0, 2,3 так, чтобы в столбцах и строках сумма чисел была равна пяти.



0


3



3





2


Второй уровень

Расставь цифры от 1 до 4 так, чтобы каждая цифра встречалась только один раз в столбце, строке и в цветном блоке.



2


3

4


2



1


4

3


1



Третий уровень

Заполни пустые клетки сетки буквами, из которых состоит слово КВАРТИРА. В любой строке, любом столбце, а также в цветных прямоугольниках не должно быть одинаковых букв.


К

В

А

Р










Т


И

Р

А

И





В





В

И




Т


Р

Закрасьте пятый лучик зелёным цветом – если с заданием справился; жёлтым – испытывал затруднения, но справился с помощью ребят;

красным – не справился с заданием, не понял.



Ответы детей.





На доске появляются мультипликационные герои: Ёжик, Крош, Лосяш, Пин, Совунья.

- Смешарики.















Дети читают слова и отвечают на вопросы.

- четыре


- одно


- сено и село


- цветок

- букет


- трава, рыба



Каждый ребёнок раскрашивает первый лучик.












У каждого ученика карточка с пропущенными буквами. Дети вписывают буквы

__ __ КВА __ __

К__ ВА __ __ __

КВА__

К__ __ __ВА __

__ __ __К__ВА

_ КВА __ __ __ __

К__ __ __ ВА

КВА__ __ __ __

__ __ КВА

__ __ __КВА




































В каждой группе квадрат с буквами, дети находят и вычёркивают слова:

мандарин, апельсин, черешня, абрикос, слива, вишня, груша, яблоко.






В каждой группе 4 рисунка одинаковых кукол. Дети выполняют задание.





Дети раскрашивают четвёртый лучик.


Дети совещаются, выбирают задание и выполняют.

Через 5-7 минут самопроверка.

Можно выполнить 2 уровня.




























5. Итог занятия.

Рефлексия.

Все задания Смешариков мы выполнили.

Подведём итоги совместной работы.

Слова помощники написаны на доске.

Сегодня мы …..

Вместе обсуждали…..

Вместе решали…..

Помогли …..

Узнали…..

Повторили…..

Научились……

Не справились…..

Было интересным…..

Было трудным……..


Спасибо всем за работу.


Дети выбирают нужные слова и подводят итоги работы в группе.

В подведении итогов помогают солнышки с раскрашенными лучами.


Список литературы:

1. Программа по внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбург)

2. Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» 1 класса О.Н. Шпагина, С.В. Пинженина

3. Интернет – ресурсы для презентации

Приложение

1.Презентация

2. Карточки для выполнения заданий: к заданию №2 с пропущенными буквами, к заданию №3 квадрат со словами, картинки с куклами к заданию №4, карточки с числовыми квадратами к заданию №5, карточки - ключи к заданию №5.

3. Рисунки с изображением солнышка для рефлексии.

4. Музыкальные записи для начала занятия и физкультминутки (поставлены на соответствующий слайд презентации и включаются по щелчку)





































Приложение

__ __ КВА __ __

К__ ВА __ __ __

КВА__

К__ __ __ВА __

__ __ __К__ВА

_ КВА __ __ __ __

К__ __ __ ВА

КВА__ __ __ __

__ __ КВА

__ __ __КВА



0

2

3

2

3

0

3


0

2

К

В

А

Р

И

Т

Т

Р

И

В

А

К

В

Т

К

И

Р

А

И

А

Р

К

Т

В

Р

К

Т


В

И

А

И

В

Т


Р



1

2

4

3

4

3

2

1

2

1

3

4

3

4

1

2






0


3



3





2


2


3

4


2



1


4

3


1


К

В

А

Р










Т


И

Р

А

И





В





В

И




Т


Р



8