СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Знаки и символы управляют миром..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Данное мероприятие разработано в рамках гражданско - патриотического воспитания в школе. Подготовка и проведение мероприятия позволяет приобщить учащихся к творческому переосмыслению истории родного края и родной страны, привлечь учащихся к исследовательской работе.              Гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.    

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Знаки и символы управляют миром..."»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « АЛЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КАМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

















Методическая разработка общешкольного мероприятия








Автор - составитель: Шабанова Людмила Геннадьевна учитель истории

Муниципального казенного образовательного учреждения

«Аллакская средняя общеобразовательная школа» с.Аллак

муниципального образования Каменский район Алтайского края












Пояснительная записка


Данное мероприятие разработано в рамках гражданско - патриотического воспитания в школе. Подготовка и проведение мероприятия позволяет приобщить учащихся к творческому переосмыслению истории родного края и родной страны, привлечь учащихся к исследовательской работе.

Гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.

Актуальность выбранной темы. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к реализации прав и обязанностей.

Методическая разработка предполагает не только конкурсы, но и теоретический материал. Между конкурсами совершается экскурсия в прошлое, которая знакомит участников и зрителей с историей Алтайского края, с историей создания символики России и Алтайского края.

Итог гражданско - патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Цель данной разработки - создание в помощь учителям материалов, которые было бы реально использовать в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся. Если учитель в своей повседневной работе начнет регулярно обращаться к подобным материалам, то их использование поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом - «патриот».

Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повышение интереса у учащихся к изучению истории Отечества и Алтайского края.

Методическая разработка может быть использована учителями предметниками, классными руководителями для проведения классных часов, внеклассных мероприятий. Материал разработки также может быть использован на уроках истории при изучении истории Алтайского края.

Цели мероприятия:

- визуальное знакомство с символикой России и Алтайского края;

- развитие образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и свой край.

Задачи мероприятия:

- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

- повышать уровень образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры;

- сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

Форма проведения: познавательная игра.

Оформление мероприятия: плакаты «Государственный герб России», «Государственный флаг России», «Герб Алтайского края», «Флаг Алтайского края», звукозапись «Государственный гимн Российской Федерации», текст гимна Российской Федерации.

Этапы подготовки:

1. Учащиеся 5-11 классов получают задания:

- сформировать команды по 6-7 человек;

- изучить справочную, научно-популярную литературу по теме;

- выделить и определить необходимые понятия по теме;

- подготовить домашнее задание – разработать проект герба своей малой Родины, дать его описание и выполнить рисунок.

2. Учителя-предметники ( история, география, библиотекарь) подготавливают выставку иллюстраций и справочной литературы по теме.

3. Проведение консультаций для участников игры.

4. Провести викторину для учащихся школы по теме «Символика России», итоги огласить во время игры.

Вопросы викторины:

1.Где изображается Государственный герб России? ( На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2. В каком веке появился первый герб нашего государства? ( В конце XIV века).

3. Во время царствования какого царя на гербе появился двуглавый орел?

( Ивана III).

4. Что такое герб? ( Символ государства, города, рода)

5. Что означают цвета Государственного флага России? ( Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм; синий – небо, верность; белый – благородство, совершенство).

6. Откуда пришел к нам двуглавый орел? ( Из Византии).

7. Назовите авторов гимна России. ( С.Михалков; А.Александров).

8. Когда в России появился трехцветный флаг? ( В 1668. г при Алексее Михайловиче, на флоте; в 1693 г. при Петре I трехцветный флаг официально становится государственным флагом).

9. Как выглядел Андреевский флаг? ( Белое полотнище с лазурным крестом с угла на угол).

10. Что изображено на гербе Российской Федерации? ( Золотой двуглавый орел, помещенный на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны; в лапах орла – скипедр и держава; на груди орла – древнейший герб Москвы).





















Эпиграфы: « Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту Создателя и достоинство своих граждан». М.Монтень.

«… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». А.С.Пушкин.


Ход познавательной игры.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались на познавательную игру, тема которой « Знаки и символы управляют миром…». Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Символы существуют с древних времен, и будут существовать вечно.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. И наш родной край имеет свои символы – герб и флаг. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо законом.

На сегодняшней игре мы с вами познакомимся с этими символами, узнаем их историю, значение. Участники команд подготовились дать ответы даже на очень сложные вопросы. С их помощью вы еще лучше узнаете историю своей страны и своего родного края. Для того, чтобы начать игру необходимо выбрать жюри в составе трех человек.


Ведущий 2. Начинаем первый конкурс «История родного края». Команды по очереди отвечают на заданные вопросы, получают 1 балл за правильный ответ. Если одна из команд затрудняется с ответом, то право ответа переходит к другой. В случае, если ни одна из команд не дает правильного ответа – отвечают зрители, зарабатывая балл для команды, за которую болеют.

Ведущий 1. (задает вопросы). Конкурс « История родного края».

1. В каком году русские пришли на Алтай? ( В 1719 г. учтены поселенцы, а заселение началось с конца XVI – начала XVII века).

2. Археологи обнаружили стоянки древних людей на территории современного Алтая. Укажите места этих находок. ( У с.Кытманово, около г.Камень – на Оби, в Нижней Суетке, у с. Чаузово).

3. Чем прославилось с.Одинцовка, расположенное около г. Бийска?

( Археологическими памятниками - городищами, поселениями и могильниками – 6-4 тыс.до н.э.).

4. Назовите основные занятия древних обитателей Алтая. (Рыболовство, животноводство, земледелие, охота, ремесло – обработка металла и кости).

5. Какой деятельностью на Алтае занимался ученый Петр Симон Паллас?

( Провел исследования Алтая – описал Змеиногорские рудники; пещеры по рекам Ине и Чарышу; описал фауну гор района Тегирека).

6. В каком году была составлена подробная карта территории края? ( В 1816г).

7. В каком году началось строительство Алтайской железной дороги, какие города она соединила? ( В 1913 г., соединила г.Новониколаевск – г. Семипалатинск с ответвлением на г.Бийск).

8. Назовите людей прославивших Алтайский край. ( Ю.В.Кондратюк, В.Шукшин, И.Пырьев, С.Чепиков и др.)


Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы с вами совершим путешествие в прошлое. Во время путешествия познакомимся с историей появления герба.

Наука, которая изучает гербы и объясняет, что они обозначают и какова их история, называется геральдикой. Герб – это символический опознавательно-правовой знак. Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем-знаком человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению.

Рождение гербов связано с рыцарскими традициями и относится к середине ХII века. Первые гербы были достаточно простыми. На них рисовали кресты или полосы различных цветов – вертикальные, горизонтальные, косые. Вскоре на гербах появляются фигуры, изображающие реальных или фантастических животных и птиц, а также растения. Герб становится родовым знаком и передается по наследству. Само слово «герб» происходит от немецкого «Erbe», что означает наследство.

Его владелец стремился символично зафиксировать на гербе свою индивидуальность. Использование знаковой формы родовой принадлежности было вызвано и тем, что большинство населения средневековой Европы, в том числе и благородные рыцари, было безграмотно.

Появление постоянных родовых гербов в Европе и регламентация их использования традиционно связывают с крестовыми походами, рыцарскими турнирами, когда герб помещался на оружие.

Священный родовой знак (герб) переходил по наследству от отца к сыновьям. Это самое дорогое наследство, которое дети получали от отца. Он был дороже золота и драгоценностей.


Ведущий 1. А теперь переходим ко второму конкурсу , он посвящен геральдике. Вы многое знаете об этой науке и предмете, который она изучает. Все вопросы конкурса о гербе. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Конкурс «Геральдика».

1. Что такое герб? ( Символ государства, города, рода).

2. Какие цвета использовали в гербах? ( Алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый,).

3.Что означает каждый цвет? (Белый – невинность, чистоту. Голубой – величие, красоту, ясность. Красный – храбрость, мужество, неустрашимость. Зеленый – надежду, изобилие, свободу. Черный – скромность, образованность, печаль).

4. Когда впервые на Руси упоминается слово «герб»? ( В указе 1692 г., в котором говорится об изготовлении серебряной печати с изображением герба Ярославского княжества).

5. Даны изображения гербов разных городов России и Алтайского края. Определите, каким городам они принадлежат. (Герб – Барнаула, Москвы, Бийска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тулы). ( см. приложение 1)

6. Каких животных и птиц изображали на гербах? ( Волка, льва, кошку, медведя, собаку, орла).

7. Какие растения встречаются в изображениях гербов? ( Дуб, оливковое дерево, пальма, розы, лилии, вереск и т.д.).

8. Какой формы могут быть гербы? ( Треугольный – норманнский, овальный -итальянский, квадратный с округлением внизу – испанский, четырехугольный с заострением внизу – французский, фигурный вырезной формы – немецкий, с удлинением верхнего края и небольшим выступом – английский).


Ведущий 2. Закончился второй конкурс и жюри подводит итоги. Ну, а, мы с вами вновь совершим путешествие в историю. Историю родного края. Познакомимся с его природными богатствами и узнаем о людях, которые открыли эти богатства.

На протяжении всего XVII века на территорию Алтая направлялись лишь небольшие русские отряды для сбора ясака с немногочисленных оставшихся в горных долинах алтайцев. В первой половине XVIII века опустевшие местности по верхнему течению Оби и ее притокам начинают заселяться русскими людьми. Для безопасности и закрепления на местности строятся крепости – Белоярская, Бийская.

Богат Алтай золотыми и серебряными рудами, поделочными камнями, лесами и озерами. Многие пытались разведать эти богатства, найти к ним дорогу. Необходимость в этом была и у государства, но в ту пору Россия воевала, и у государя не было возможности заниматься организацией исследований. И все же в 1716 году Петр I писал, что он приказал «в краях сибирских… сыскивать серебряные и медные, и золотые руды». Вскоре были получены сведения об открытии рудных месторождений в верховьях Оби.

Об этом узнал богатый уральский заводчик Акинфий Никитич Демидов. Он прислал своих специалистов. Около Колыванского озера они разыскали богатое месторождение, заложили рудник и в 1729 году на реке Белой построили завод, назвав его Колывано-Воскресенским.

Поиск руд продолжался. В 1736 году рудознатец Федор Емельянович Лелеснов открыл богатейшее месторождение серебряных руд. Вскоре началась его разработка. Плавка добытой в нем руды производилась на построенном в 1739-1744 годах Барнаульском заводе. По приказу Демидова на нем начали выплавлять серебро и золото, добыча, которых частным лицам была запрещена.

Когда об этом стало известно правительству, заводы были отобраны и переданы в собственность царской семьи.


Ведущий 1. Переходим к третьему конкурсу «Блиц – турнир». Все вопросы конкурса связанны с символикой Алтайского края. Команда, набравшая наибольшее число баллов начинает первой. Если она не дает правильный ответ, отвечает команда - соперников. Оценка за правильный ответ – 1 балл.

Конкурс «Блиц - турнир».

1. Какие цвета присутствуют на флаге Алтайского края? ( Синий и красный)

2. Значение цветов флага Алтайского края. (Синий – вера, постоянство; красный – энергия, сила, кровь пролитая за Отечество).

3. «Золото, серебро и земля», к какой символике относятся значения? (К гербу).

4. Когда и кем был принят флаг Алтайского края ? (Советом народных депутатов, закон Алтайского края «О флаге Алтайского края» от 06.07.2000 г.)

5. Назовите основные элементы герба Алтайского края (Колыванская «Царица ваз», дымящаяся доменная печь и венок из золотых колосьев пшеницы).

6. Опишите флаг Алтайского края. (Флаг Алтайского края представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с полосой синего цвета у древка на всю ширину флага и стилизованным изображением на этой полосе колоса желтого цвета как символа сельского хозяйства – ведущей отрасли экономики Алтайского края. В центре флага воспроизводится герб Алтайского края).

7.Когда и кем был принят герб Алтайского края? ( Алтайским краевым Советом народных депутатов, закон от 01.06.2000 г.).

8. Значение элементов герба Алтайского края. ( Герб представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита острием. Нижние углы щита закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части. В верхней половине щита на голубом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь XVIII века, как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червленом) фоне, символизирующем достоинство, храбрость, мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз» (ямша с преобладанием зеленого цвета), хранящейся в Государственном Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, олицетворяющих сельское хозяйство как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит голубой лентой.).( см. приложение 2)


Ведущий 2.Жюри подводит итоги конкурса «Блиц – турнир». А я объявляю итоги викторины «Символика России». Победители награждаются памятными призами.

Ведущий 1. И последний конкурс «Домашнее задание». Команды получили домашнее задание – составить проект герба своей малой Родины и выполнить его рисунок, а также дать подробное описание. Готовясь к познавательной игре, участники команд получили все необходимые знания по этой теме, учли особенности развития своей малой Родины и составили её герб. Жюри предлагается оценить творчество команд – максимум 5 баллов.

Конкурс «Домашнее задание».

Условия конкурса: соответствие предложенного проекта принятым правилам составления герба; умение объяснить выбор тех или иных геральдических символов (формы щита, цвета, животных или иных геральдических животных); знание корней, традиций, которые могут найти отражение в рассказе о гербе; качество выполнения рисунка герба и составленного его описания.

Ведущий 2. Наша игра подошла к концу. Слово предоставляется жюри (объявление итогов, поздравление победителей). Всем участникам большое спасибо. Все ребята, присутствующие на игре, в качестве зрителей, узнали много нового и интересного не только о символике России, но и многое об истории родного края и его символах.

Литература

  1. Бирюков С.А., Спирина А.И. Героика Российской державы // Преподавание истории в школе – 1999 - №5 – с.29

  2. Города России: энциклопедия – редактор Г.М.Лаппо – М., 1998

  3. История культуры Алтая – под редакцией доктора философских наук С.А.Ан и В.Е.Фомина. – Барнаул, 1999.

  4. История Алтая ( том 1) – Барнаул, 1996

  5. Иванова Л.Ф. Пятиклассники изучают символику современной России

// История и обществознание в школе – 2002 - №8 – с.40.

  1. Костина Л.М. Российская государственная символика. История и современность // История и обществознание в школе – 2005.- №1 – с.70.

  2. Крюкова Н.С.Государственная символика России и история её

развития // Досуг в школе – 2006 - №2 – с.12

  1. О гербе Алтайского края: Закон Алтайского края от 01.06.2000 N 27–3С // Алтайская правда. – 2000. – 15 июня.

  2. О флаге Алтайского края: Закон Алтайского края от 06.07.2000 N 37-3С //Алтайская правда. – 2000. – 11 июля.

  3. Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая. – Барнаул, 1996

  4. Сборник методических материалов. Российская Федерация. Россия. Государственная символика. – Барнаул, 2002

  5. Худяков А.А. История Алтайского края. – Барнаул, 1971.

  6. Шепелева Т.В. Государственные символы России. – Волгоград, 2007.

  7. Энциклопедия Алтайского края (в 2 томах) – Барнаул, 1995..












Приложение 1.





Приложение 2.

13