Методическая рекомендация для педагогов
«Развивающая среда по патриотическому воспитанию»
В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится важная роль.
Информационная база для патриотического уголка подготавливается по таким направлениям:
– Знания о государстве.
– Информация о родном городе.
– Изучение народных традиций и культуры.
– Страна, в которой мы живем.
– Семья.
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:
– Фото или портрет президента России, главы республики
– Гимн. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
– Герб.
– Флаг.
Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».
Также в уголке располагают: предметы старины, русские народные игрушки, художественную литературу для малышей.
В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, транспорта, архитектуры, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; формируются знания о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематическими папками с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке должны присутствовать все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портрет президента и Главы республики). Вводится материал о православии.
Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым. Знакомят с достопримечательностями города, его историей. Рассказывают о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д.
При создании развивающей среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.