Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся.
В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Значительно возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Поэтому в настоящее время школа должна ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, сегодня важно не наличие накопленных знаний впрок, а наличие коммуникативных, регулятивных, информационных способностей школьника.
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
Для школьной образовательной практики выделяются следующие ключевые компетентности:
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Одним из наиболее эффективных для формирования метапредметных компетентностей учащихся является проектный метод, исследовательская работа школьников. Обучающиеся разрабатывают и реализуют исследовательские проекты
Методические приёмы формирования у учащихся навыков рациональной работы с текстом.
Приём 1. Составление таблиц к тексту по заданным учителем вопросам. Учитель должен формулировать чёткие, конкретные вопросы, являющиеся, по сути, планом для освоения самого главного в новом учебном материале. Наиболее типичными ошибками учащихся при этом являются:
а) переписывание из учебника целых абзацев;
б) чрезмерное увлечение цитированием, что затрудняет дать лаконичный ответ на конкретный вопрос.
Каждый шаг в работе по заполнению таблицы учитель с учащимися должны пройти вместе! Громоздкие «куски текста», выбранные детьми в качестве ответов, необходимо сокращать до выделения «самой сути», до «выжимки».
Например, составление таблицы «Сравнение плана и карты» в 6 классе. На вопрос, что называется планом местности, учащиеся часто находят в тексте следующий ответ: «Планом местности называют чертёж, который изображает часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде. На нём условными знаками показывают, чем занята местность, какие на ней расположены объекты».
Данное громоздкое определение учитель корректирует с учащимися с помощью карандаша, выделяя подчёркиванием опорные слова, показывая, как можно «отбросить» лишние слова, не потеряв при этом сути определения: «План местности – это чертёж земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков».
Приём 2. Самостоятельная работа учащихся по составлению вопросов к тексту, которые последовательно и логично послужат планом изложения нового материала. Главное, чтобы дети подобрали к вопросам чёткие, лаконичные ответы.
Например, вопрос к тексту «Движение Земли» в 5классе: «Как называется путь Земли вокруг Солнца?» Ответ – «Орбита».
Приём 3. Составление кроссвордов по изученной теме на уроках обобщения и систематизации знаний. При оценивании кроссвордов учитывается не столько количество слов, сколько качество вопросов.
Приём 4. Составление по тексту сравнительной характеристики способствует формированию у учащихся умений проводить сравнение объектов, явлений, событий по заданным критериям, классифицировать информацию по заданным признакам, самостоятельно определять критерии для сравнения.
Например, «Сравнительная характеристика планет Солнечной системы» в 5классе. Детям даётся задание с помощью текста учебника составить сравнительную характеристику планет Солнечной системы по следующим признакам:
-- Название планеты. В честь кого названа?
-- Удалённость от Солнца.
-- Размеры (диаметр).
-- Атмосфера.
-- Поверхность.
-- Спутники.
В результате выполнения данной работы ученики вместе с учителем составляют сравнительную характеристику планет и заполняют таблицу, после чего подразделяют планеты на две группы: планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Приём 5. Перевод информации из одного вида в другой: текста в таблицу, график, круговую диаграмму, в карту, несколько тематических карт - в текст. По итогам таких задании учащиеся формулируют вывод.
Например, при изучении в 8классе темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащимся даётся задание: с помощью карт атласа – физической, тектонической, геологической, карты минеральных ресурсов составить текстовую характеристику двух территорий России (Западно-Сибирская равнина и Уральские горы).
В итоге сравнения учащиеся формулируют вывод: «Западно-Сибирская равнина расположена на устойчивом участке земной коры – платформе палеозойского возраста. Сложена осадочными породами, залегающими горизонтальными слоями, с которыми связаны полезные ископаемые осадочного происхождения (нефть, газ, соли). Уральские горы лежат в области герцинской складчатости, сложены магматическими и метаморфическими породами, богаты рудными ископаемыми и камнями-самоцветами».
Приём 6.Проведение практических работ на контурной карте на основе использования материалов текста и плана-алгоритма.
Приём 7. Работа не только с текстом учебника, но и с разнообразной информацией, которую учащиеся готовят самостоятельно Надо научить их думать и анализировать излагаемый одноклассником материал. Слушая доклад, учащиеся в тетрадях составляют план или заполняют таблицу.
Обучаемым важно объяснить, что план или таблица – это не стенографический отчёт, что не надо стараться записывать всё из слова в слово, а надо выделить и зафиксировать главные факты и мысли. Для уточнения этих фактов учащиеся могут задавать отвечающему вопросы и дополнять его ответ.
Описанный приём развивает у учащихся аналитическое мышление. Навыки, полученные в результате этой несложной работы, универсальны. Учащиеся, умеющие в устной речи выделять основные мысли, быстро и цепко схватывают суть учебных и житейских задач, основные положения новой для них информации.
Вывод
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших обучающихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому «Планируемые результаты» федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные результаты.