СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы работы с литературными произведениями в 3 классе с применением сказок русских народных и литературных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе по сказке «Сивка - бурка» проведен в форме анализа текста, в ходе которого учащиеся перечитывали несколько фрагментов произведения,  работали в парах, характеризовали героев, оценивали ответы одноклассников. обменивались друг с другом полученными знаниями в ходе публичных выступлений. В ходе урока были использованы следующие методические приемы: «Мягкая посадка», «День - ночь», «Работа в парах», творческая работа (характеристика героя по примерному плану.)

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы работы с литературными произведениями в 3 классе с применением сказок русских народных и литературных»





«Методическая разработка урока в условиях школы»

«Методические приемы работы с литературными произведениями в 3 классе с применением сказок русских народных и литературных».

Урок

Литературное чтение

С учащимися 3 класса

тема в соответствии с планом: «Русская народная сказка «Сивка - бурка».

Кремнёва Татьяна Олеговна, учитель начальных классов, МОУ Горкинская ОШ

Муниципальный городской округ город Переславль-Залесский.

2020 г.

















Пояснительная записка

Предмет «Литературное чтение» - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, при этом способствует общему развитию и воспитанию каждого ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения во всех классах обеспечивает результативность процесса обучения по другим учебным предметам.

Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путём наблюдения за языком произведения и в процессе смыслового анализа.

Урок литературного чтения в 3 классе по сказке «Сивка - бурка» проведен в форме анализа текста, в ходе которого учащиеся перечитывали несколько фрагментов произведения, работали в парах, характеризовали героев, оценивали ответы одноклассников. обменивались друг с другом полученными знаниями в ходе публичных выступлений. В ходе урока были использованы следующие методические приемы: «Мягкая посадка», «День - ночь», «Работа в парах», творческая работа (характеристика героя по примерному плану.)















Технологическая карта


Предмет: литературное чтение

Тема: «Русская народная сказка «Сивка - бурка».

Образовательная программа: «Школа России»

Тип урока: анализ произведения устного народного творчества.

Прогнозируемые результаты (формируемые УУД)

Предметные:

Закрепление навыка осознанного чтения текста; определять главную мысль произведения; участвовать в диалоге при обсуждении характеристик героев выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро», «взаимовыручка».

Метапредметные:

познавательные: работа с текстом сказки, анализ литературного текста , выявление основной мысли произведения, формулирование её на уровне обобщения;

регулятивные: формулировка цели и учебных задач урока, рефлексия своей работы на уроке.

коммуникативные: построение законченного устного высказывания, доказательство своей точки зрения.

Время – 45 минут

Методическое обеспечение:

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.,2011 г.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций. 3 класс. – М.,2018 г.

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Школа России» 3 класс. – М.,2019 г.

Оборудование – репродукция картины В. Васнецова «Сивка - бурка», классная доска, индивидуальные карточки для учащихся.









Этап

Время

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый

результат

Учебно – методическое обеспечение

Деятельность

педагога

Деятельность

детей




1. Организа-ционный


1

минута


Приветствие учителя. Проверка готовности детей к уроку.

Эпиграф:

Не имей 100 рублей , а имей 100 друзей.

Подготовка необходимых учебных принадлежностей.

Эмоциональный настрой.


2.Проверка

домашнего задания

5

минут

Приём «Мягкая посадка».

Тот, кто первым правильно ответит на вопрос, будет иметь право сесть. Если из стоящих никто ответить не сможет, то право ответа имеет уже севший на свое место ученик. По желанию он может посадить он посадить кого – то из одноклассников.

Ребята, я буду задавать вам вопросы по тексту сказки, которую вы прочитали дома.

1. Сколько сыновей было у старика ?

2. Куда забирались старший и средний сыновья ночью во время своих дежурств?

3. Какая шерсть была у коня?

4. Какие слова должен был прокричать Иванушка, чтобы Сивка – бурка прискакал к нему?

5. Какое условие поставил царь жениху Елены Прекрасной ?

6. Что должен был сделать Иванушка, чтобы превратиться в прекрасного молодца?

7. На сколько брёвен не допрыгнул Иванушка до царевны в первый раз ?

8. Каких грибов набрал Иванушка – дурачок после того как отпустил Сивку – бурку?

9. На сколько брёвен не допрыгнул Иванушка до царевны во второй раз ?

10. Почему многие молодцы лишь любовались на царевну, а скакать никто не думал ?

11. Где спрятал Иванушка перстень с пальца Елены Прекрасной?

12. Куда поднесла угощения Елена Прекрасная Иванушке?

Вы все на своих местах и мы можем начать урок.


Ответы на поставленные вопросы:



- Три сына.


- На сеновале.




- Серебряная и золотая.


- Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!



- Доскочить до царевны на коне и снять с её руки золотой перстень.

- Влезть в правое ухо Сивке – бурке и вылезть в левое.



- На три бревна.





- Мухоморов.





- На два бревна.





- Боялись шею себе сломать.




- В руке обмотанной тряпкой.




- За печку.

Умение слушать и слышать вопрос учителя. (п)

Умение грамотно, чётко и полно отвечать на вопрос (к)

Дружеская поддержка(л)


Заранее составленные вопросы по тексту сказки.

3.Актуализа-ция знаний

Создание проблемной ситуации


2

минуты

Проблемный вопрос

Обобщающее слово учителя, оценка ответов, обобщающий вопрос.

Мы с вами продолжаем изучать русские народные сказки.

Как вы думаете, что общего между сказками Иван Царевич и Серый волк и Сивка – бурка?


Заслушивание вопроса, ответы, обобщение ответов.




- Это волшебные сказки.

-Главными героями являются не только люди, но и животные.

- И в той в другой сказке животные помогают главным героям.

Развитие умения понять вопрос и сформулировать своё мнение, свою позицию. (п)



4.Определение темы и целеполагание

3 минуты

Словесный метод

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, какой будет цель нашего урока ?

Предлагает самостоятельно сформулировать цель и задачи урока. При необходимости помогает в формулировках.

На основе обобщающего слова учителя и вопроса формулируют цель и задачи урока:

- Охарактеризовать Иванушку и Сивку – бурку.

- Доказать, что Иванушка не смог бы добиться своей цели без помощи Сивки – бурки.

Задачи:

- найти фрагменты сказки о взаимоотношениях Иванушки и Сивки – бурки;

- назвать качества характеров главных героев, определить отношение русского народа к главным героям.

Развитие умений формулировать цель и задачи урока (р)

Развитие способностей планировать свою деятельность (к)

Умение грамотно говорить (к)

Формирование целостного взгляда на литературное произведение (л)

Запись на доске цели и задач:

Цель - доказать, что Иванушка не смог бы добиться своей цели без помощи Сивки – бурки.

Задачи:

- определить значение неясных слов;

- перечитать фрагменты сказки о взаимоотношениях Иванушки и Сивку – бурки;

- охарактеризовать этих героев.

5.Словарная работа

2 минуты

Словарная работа

Приступаем к выполнению поставленных задач.

- Ребята для глубокого понимания сказки нам необходимо обратиться к неясным по значению словам.

Кто из вас знает значение слов «вещий каурка»?

«худая одежонка»?

«кликать»?

«лаптишки»?

Давайте прочитаем значение этих слов на доске.

Определение значений слов, усвоение этих слов

Расширение кругозора (п), лексикона учащихся (л), развитие внимания (р)

Оформление доски с непонятными учащимся словами и их значениями:

Вещий каурка – вещий (предсказывает будущее) ; каурка (масть лошади – светло – каштанового, рыжеватого цвета).

Худая одежонка – старая одежда.

Кликать – звать

Лаптишки - низкая обувь из древесины.

6.Физ.минутка

2 минуты

«Передай сигнал»

(игра)

Учащиеся встают в круг, берутся за руки, которые спрятаны за спиной, учитель водящий он посылает сигнал рукопожатием в правую сторону ученику. Сжимает 3 раза его руку, не озвучивая, количества сжатий. Учителю в левую руку должен вернуться такой же сигнал, что он передавал учащемуся, стоящему по правую руку.

Выполнение упражнений по заданию учителя.

Развитие понимания между одноклассниками, овладение навыками адаптации к классному коллективу (л)

Учащиеся и учитель встают в круг в пространстве между доской и первыми партами учащихся.

7.Выборочное чтение фрагментов сказки


13 минут

Приём

«День — ночь»

Первый фрагмент – знакомство Иванушки с Сивкой – буркой (стр. 40 со слов «В самую полночь....» - стр. 41 до слов «Отпустил Иванушка коня»).

Второй фрагмент

- первая просьба Иванушки к Сивке – бурке. (стр. 42 со слов «Вышел Иванушка в чистое поле» - 44 до слов «Кричат все»).

Третий фрагмент вторая просьба (стр. 45 со слов «Вышел в чистое поле» - стр. 46 до слов «Сел на печь»).

Четвёртый фрагмент

(стр. 46 со слов «Иванушка вышел в чистое поле» – стр. 47 до слов «Тут все зашумели»).




Школьники читают фрагмент с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — один из названных учителем учеников приступает к чтению. Услышав команду «Ночь!»  все учащиеся закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!» и фамилия другого ученика. После этого он находит глазами место в тексте, на котором остановился предыдущий ученик, и продолжает чтение.


Осознание значимости чтения для личного развития, закрепления навыка чтения вслух (п)

Воспитание эстетического восприятия текста (л)

Учебник литературного чтения стр. 40 - 49

8.Анализ текста

5 минут

Характеристика героев в парах и выступления учащихся после самостоятельной работы.

Сейчас вы будете работать в парах по прочитанным фрагментам. Одни из вас будут характеризовать Иванушку, другие – Сивку – бурку.

Для выполнения данного задания мы проведем жеребьевку.

Напоминанию вам о соблюдении примерного плана характеристики, регламента работы – 5 минут.


Выбор карточки с заданием, самостоятельная работа в парах по анализу фрагментов текста, подготовка устной характеристики героев.


Глубокое понимание текста сказки (п),

Личное восприятие героев и их поступков (л),

Развитие умения общаться с одноклассниками (к),

Толерантное принятие чужого мнения (к)

Соблюдение регламента работы (р),

Отработка соблюдения плана примерной характеристики (п)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (л),

умение быстро ориентироваться в тексте сказки (л).

Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками (к).

Заранее заготовленные карточки:

«Характеристика Иванушки»,

«Характеристика Сивки - бурки».


9. Афиширование

творческих работ

6

минут

Устное выступление учащихся с последующим анализом ответов

Время работы закончилось. Заслушиваем ваши ответы.

Организация ответов учащихся, заслушивание и комментарий характеристик.

Словесная оценка ответов учащихся.

Заключительное слово учителя :

На основе ваших характеристик Иванушки и Сивки – бурки какой вывод можно сделать?

Устные выступления учащихся, дополнения, замечания по ответам одноклассников.










- Без помощи Сивки – бурки Иванушке не досталась бы Елена Прекрасная.

Вместе с его добротой смелостью и упорством обрести счастье помогает именно Сивка – бурка.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (к).

Формирование уважительного отношения к иному мнению (л).

Развитие этических чувств, доброжелательности (л)

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание, обосновывать нравственную оценку поступков героев (п)

Репродукция картины В. Васнецова «Сивка - бурка».

10. Рефлексия

2 минуты

Самооценка

Предложение оценить свою работоспособность, настроение на уроке и достигнутые результаты, выбрать один лапоть (правый – мне было интересно, у меня хорошее настроение;

левый – мне не всё понравилось на уроке, я не смог добиться хорошего результата).

Каждый ученик

выбирает лапоть, в который положит свою карточку.

Способность оценить свою работу на уроке, определить свою успешность (л).

Заранее заготовленные карточки для каждого ученика.

11. Подведение итогов урока

3 минуты

Итоговое слово учителя

Подсчёт карточек,

Вывод о необходимости взаимовыручки, взаимоподдержки, доброты.

Слушают итоговое слово учителя.



10.Домашнее задание

1 минута

Слово учителя

Запись на доске: подготовить иллюстрацию к понравившемуся фрагменту из сказки.

Запись в дневниках, уточняющие вопросы

Умение понимать или уточнять домашнее задание (р).

Дневники учащихся