СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ русского языка 4 класс школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ русского языка 4 класс школа России»

Поурочное планирование уроков к учебнику

«Школа России»

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (4 КЛАСС)

Часть 11

1-я четверть

Повторение (11 ч)

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч)


УРОК 1 (1)0

Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; познакомить с информацией в учебнике (обращение ав­торов к четвероклассникам, информация на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в сло­варях); осознавать различие языка и речи; анализировать высказыва­ния о русском языке; находить пословицы о языке и речи; составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице; высказываться о значении волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи; различать монолог и диалог; составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога; оценивать результа­ты своей деятельности.

Ход урока

1. Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс) авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, состоящим из двух частей. Чтение названия учебника, фамилий авто­ров учебника. Рассматривание обложки, форзацев учеб­ника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др.

2. Чтение и обсуждение обращения авторов к учени­кам 4 класса (учебник, с. 3).

3. Ознакомление с пособием для учащихся «Русский язык. Рабочая тетрадь» (4 класс), состоящим из двух ча­стей. Чтение названия пособия, фамилии автора.

4. Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 5), назва­нием раздела учебника — «Повторение», определение це­левой установки изучения раздела.

5. Чтение темы «Наша речь и наш язык». Обсужде­ние задач урока: «Понимать значимость русского языка (язык как средство общения) для каждого человека, для общения людей (речь — само общение с помощью язы­ковых средств)».

6. Воспроизведение знаний о языке и речи. Ответы на вопросы: «Для чего мы изучаем русский язык? Что мы уже знаем о речи? Какой должна быть наша речь?»

7. Выразительное чтение высказывания писателя К. Г. Паустовского (учебник, упр. 10). Ответы на вопросы: «Что в языке вызывает восхищение К. Г. Паустовского? Какова роль языка в речи?»

Чтение высказывания выдающегося учёного, академи­ка Д. С. Лихачёва (учебник, упр. 1). Определение темы и главной мысли высказывания. Обобщение: «Чтобы наша речь стала понятной для окружающих, выразительной, надо учиться правильно говорить». Выполнение письмен­ного задания (учебник, упр. 1). Создание мотива к запи­си мудрых высказываний о русском языке («Рабочая те­традь», упр. 1).

8. Чтение пословиц (учебник, упр. 2), объяснение их смысла и соотнесение их с определёнными жизненными ситуациями. Запись по памяти любой из данных пословиц (последнее задание «Проба пера» предполагает внеуроч­ную деятельность, где желающие могут попробовать со­ставить по пословице сочинение и представить его на кон­курс). Работа со словарным словом человек (учебник, с. 6).

9. Изучение различных форм вежливости (учебник, упр. 3). Выполнение заданий упражнения. Ответы на вопросы: «Чем отличаются разные речевые формы при­ветствия, прощания, извинения, благодарности? Зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла (Здравствуйте! Здравствуй! Доброе утро! Приветствую вас! Привет! Здорово!)?» Работа над сло­варным словом пожалуйста (учебник, с. 7). Последнее задание упр. 3 «Волшебные слова нашей речи» может быть вынесено на внеурочную деятельность; языковым материалом по данному вопросу могут стать задания в «Рабочей тетради» (упр. 3—7).

10. Коллективная работа по составлению диалога по рисунку упр. 4 (учебник, с. 7).

11. Итог урока. Обсуждение: «Какой должна быть речь человека? Какую роль в общении выполняет язык? С ка­кой целью мы употребляем в речи вежливые слова?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 3, письменное за­дание) и «Рабочей тетради» (упр. 1, 2).


ТЕКСТ (3 ч)

При изучении данного раздела уточняется общее представление о тексте и его признаках, типах текста (повествовательном, описательном, тексте-рассуждении); совершенствуются умения определять тему, глав­ную мысль, подбирать заголовок, составлять план, воспроизводить содер­жание художественного текста-образца, редактировать текст, составлять свой текст, работать с лингвистическим текстом научно-познавательно­го характера. Совершенствование указанных и других речевых умений проводится в течение всего учебного года на уроках русского языка.


УРОК 1 (2)

Текст и его план. Признаки текста: смысловое един­ство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основ­ная мысль

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осмысливать содержание читаемого текста, различать текст по его признакам; определять тему и главную мысль текста; подбирать за­головок к тексту; соотносить заголовок и текст; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; составлять план текста; рабо­тать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с проис­хождением слова каникулы; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чтение темы «Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие тек­ста, тема, основная мысль», определение познавательной задачи и целей урока.

3. Воспроизведение знаний о тексте: признаки тек­ста, тема, главная мысль, заголовок.

4. Чтение текста (учебник, упр. 5, с. 8). Обсуждение: «Составляют ли данные предложения текст?» Определе­ние темы и главной мысли текста. Подбор заголовка к тексту. Учитель обращает внимание на слова, которые употребляет автор в тексте: берёза, она, весёлая берёзка, зелёная красавица; на то, как связаны между собой вто­рое и третье предложения (местоимением она). Объясне­ние написания орфограмм в выделенных словах. Выпол­нение письменного задания по выбору учителя: списыва­ние текста или запись под диктовку 2—3 предложений.

5. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 6). Определение его общей тональности, темы, глав­ной мысли. (Содержание текста позволяет формировать чувство гражданственности, ответственности за сохра­нение богатств своей малой родины, за мир и покой на земле.) Письменное задание может быть выполнено дома.

6. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных» (учебник, с. 9): чтение текста о слове каникулы, определе­ние темы текста и его познавательной направленности. Запись слова каникулы, подбор к нему однокоренного слова из текста, выделение непроверяемой орфограммы, составление предложения с данным словом и его запись.

7. Воспроизведение знаний о композиции текста, его плане. Выполнение заданий (учебник, упр. 7). Определе­ние темы и главной мысли всего текста: чтение предло­жений, в которых выражена главная мысль. Соотнесение текста и заголовка. Обсуждение: «Что отражено в заго­ловке — тема или основная мысль? Как выделить в тек­сте части? Почему части текста называют так: вводная или вступительная, основная, заключительная? Что надо выразить в формулировках пунктов плана — тему или главную мысль части текста?» Составление плана.

Возможный вариант плана: 1) Отцовский приказ. 2) Испытание. 3) Наказ отца.

Устная передача содержания текста по плану.

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя и выпол­нение задания: «Что такое текст? Что такое план текста? Как составить план текста? Проверьте себя: определите по данному плану тему сочинения («Рабочая тетрадь», упр. 11)».

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 6, письменное за­дание) и «Рабочей тетради» (упр. 8—9).


УРОК 2 (3)

Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать с памяткой «Как подготовиться к изложению»; опре­деление алгоритма подготовительной работы к написанию изложения; подготовка к написанию изложения (либо по памятке, либо под руко­водством учителя); подробное изложение содержания повествователь­ного текста, соблюдение при письме норм построения текста (логич­ность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), провер­ка написанного изложения; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чтение темы «Подробное изложение повествова­тельного текста по коллективно составленному плану» и определение задач урока.

3. Воспроизведение алгоритма работы по подготовке к изложению или работа с памяткой «Как подготовить­ся к изложению» (учебник, с. 145).

4. Работа по заданному алгоритму памятки:

5. Работа с текстом (учебник, упр. 8). Чтение текста, определение его темы и главной мысли. Обсуждение заголовка к тексту: что он отражает — тему или глав­ную мысль? (Содержание текста позволяет формиро­вать чувство ответственности за порученное дело.)

6. Определение смысловых частей текста, главной мыс­ли каждой части, подбор заголовка — пункта плана.

  • Работа над содержанием 1-й части. Уточняются зна­чения слов и сочетаний слов: крейсер, сирота, усыновил, Нахимовское училище, определил в училище. Варианты заголовков: «Каникулы на корабле»; «Нахимовец Саша на каникулах».

  • Работа над содержанием 2-й части. Вопросы к тек­сту: «Как относились моряки к Саше? Что значит души в нём не чаяли? В чём заключалась служба Саши на ко­рабле?» Уточняется значение слова сигнальщик. Вариант заголовка: «Служба маленького моряка».

  • Работа над содержанием 3-й части. Уточняются зна­чения слова и словосочетания: вахта, усердная служба. Вариант заголовка: «Награда за службу».

  • Работа над содержанием 4-й и 5-й частей. Вопросы к тексту: «Как поняли первое предложение? Что значит замер на вахте? В каком предложении говорится о чув­стве, которое испытывал Саша, стоя на вахте? Почему ра­довался Саша?» (Ответить словами текста.) Варианты за­головков: «На вахте»; «Важное дело».

7. Лексико-орфографическая подготовка: 1) опорные слова: корабль, крейсер, Саша, нахимовец, маленький моряк, он; 2) выписывание трудных слов или орфогра­фический анализ слов, данных учителем с пропуском из­ученных орфограмм и с выделенными неизученными орфограммамиомандовал) к каждой части; 3) обращение внимания на предложения со знаком тире (—).

8. Письмо изложения и его проверка: раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, выделе­ны ли части текста, правильно ли выбраны слова, про­верка орфографической правильности написанного.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Как го­товились к письму изложения? Чему учились при рабо­те с текстом?»

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 10).


УРОК 3 (4) Типы текстов

Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учеб­ную задачу урока; осмысленно читать текст; сравнивать разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение; сопоставлять тексты разного стиля; работать с памяткой «Как подготовиться к составле­нию повествовательного текста»; сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой, типом речи и стилем; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1 . Проверка домашнего задания.

2. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

3. Чтение темы урока «Типы текстов», постановка познавательной задачи и целей урока. Воспроизведение представлений о типах текстов: повествовательном, описательном, тексте-рассуждении.

4. Чтение и анализ текстов (учебник, упр. 9). Опреде­ление типа текста по содержанию. (В повествовательном тексте повествуется о чём-либо, рассказывается, что происходило с Лебедем и Соболько; к такому тексту можно поставить вопрос: «Что произошло?» В описа­тельном тексте автор описывает внешний вид Соболь- ко, причём описывает те детали во внешнем облике, ко­торые больше всего привлекли его внимание; к такому тексту можно поставить вопрос: «Какой Соболько?» В тексте-рассуждении даётся объяснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем; к такому тексту можно поставить вопрос: «Почему?») Выполне­ние письменного задания к упражнению.

5. Воспроизведение сведений о типах текстов (учеб­ник, рубрика «Вспомните!», с. 11).

6. Чтение предложений (учебник, упр. 10). Обсужде­ние, в каких текстах можно встретить эти предложения (художественном или научном); какие слова соответству­ют научному тексту (точные, специальные термины), ху­дожественному (образные, эмоциональные). Письмо по памяти предложения из поэтического текста.

7. Выбор темы для сочинения (учебник, упр. 11). Обсуждение тем. (Например, тема «Как красива осен­няя берёзка!» предполагает создание описательного текста; в формулировке темы заключена и тема, и главная мысль. Это следует учитывать при создании текста: нужно не только описать осенний наряд бе­рёзки, но описать его так, чтобы все поняли, что она действительно красива и автор любуется её красотой.) Обсуждение содержания выбранного сочинения.

8. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение зада­ния учителя: «Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов? Проверьте себя: выполните задания в «Рабочей тетради» (упр. 12, 13)».

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 11, устное зада­ние) и задания на выбор из «Рабочей тетради» (упр. 14—16).


УРОК 3 (14)

Однородные члены предложения. Запятая между одно­родными членами предложения, соединёнными союзами

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; наблюдать за постановкой запятой в предложениях с одно­родными членами, соединёнными перечислительной интонацией и со­юзами и, а, но; находить в предложении однородные члены, соединён­ные союзами; обосновывать постановку запятых в предложениях с од­нородными членами; составлять предложения с однородными членами из нескольких простых предложений; объяснять выбор нужного сою­за в предложении с однородными членами; оценивать результаты сво­ей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чтение темы урока «Однородные члены предло­жения. Запятая между однородными членами предложе­ния, соединёнными союзами», определение познаватель­ной задачи урока: «Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?», определение це­лей урока.

3. Наблюдение за типом связи между однородными членами в предложениях с союзами и без союзов и при помощи союзов (учебник, упр. 39): чтение пар предложе­ний, определение их сходства и различий, наблюдение за тем, как связаны однородные члены (интонацией пере­числения или интонацией перечисления и союзами), на­блюдение за постановкой запятой в данных предложени­ях. Выполнение письменного задания.

4. Работа с правилом (учебник, с. 31), ответ на во­прос: «Когда между однородными членами в предложе­нии ставится запятая, а когда нет?»

5. Упражнение в определении, где нужно поставить запятую в предложении (учебник, упр. 40). Чтение пред­ложения и выяснение значений некоторых слов и их пра­вописания: багаж (упакованные для отправки поездом, самолётом... вещи), саквояж (дорожная сумка с запором, обычно кожаная). Нахождение в предложении граммати­ческой основы, определение однородных второстепенных членов (отвечают на вопрос что? — диван, чемодан, …; относятся к сказуемому сдавала). Ответ на вопрос: «Как связаны между собой однородные члены?» (С помощью только интонации перечисления связаны однородные чле­ны диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картон­ку, а с помощью интонации перечисления и союза и свя­заны однородные члены картонку и собачонку.) Выпол­нение письменного задания с обоснованием правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

6. Упражнение в редактировании предложений с по втором одних и тех же слов (учебник, упр. 41). Один из приёмов избежания повторов — объединение этих пред­ложений в одно, но с однородными членами: Птицы жи­вут в лесах, на озёрах, на болотах. Птицы живут в лесах, на озёрах и на болотах. Выполнение письменно­го задания.

7. Ознакомление с постановкой знаков препинания между однородными членами, когда они соединяются союзами а и но (учебник, упр. 42). Чтение пословиц с интонацией перечисления, нахождение в них сходства (все предложения с однородными сказуемыми, однород­ные члены объединяются интонацией перечисления и союзами) и различий (содержание предложений разное и союзы неодинаковы). Наблюдение за постановкой за­пятой перед союзами а, но. Ответы на вопрос: «В каких предложениях союз а можно заменить союзом но, а союз но можно заменить союзом а?» Комментированная запись любого предложения с союзом а или но (обращается вни­мание на значение противопоставления действий в пред­ложениях).

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Каки­ми союзами могут быть связаны между собой однород­ные члены предложения? Когда между однородными чле­нами ставится запятая, а когда не ставится?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 42, письменное задание, упр. 43, подготовиться к письму по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 44, 45).


УРОК 5 (16)

Сочинение по репродукции картины И. И. Левита­на «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания»0

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; составлять небольшой текст по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» под руководством учителя и записы­вать его; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

  • «Орфографическая минутка»: комментированная запись словосочетаний с обоснованием орфографии слов (календарь природы, приветливый человек, осенние ка­никулы, картина художника, водитель комбайна, ба­гажный вагон, стороны горизонта, однородные подле­жащие). Определение, из каких частей речи образовано каждое словосочетание.

  • Воспроизведение знаний об однородных членах предложения. Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: «Что такое однородные члены предложения? Какие члены предложения могут быть однородными? Со­ставьте предложения с однородными подлежащими (ска­зуемыми, второстепенными членами). Как связаны меж­ду собой однородные члены? Приведите пример (из до­машнего упражнения) предложения, в котором однород­ные члены объединены интонацией перечисления (инто­нацией перечисления и союзами)». Заслушивание состав­ленных сообщений на тему «Что я знаю о предложениях с однородными членами».

  • Чтение темы «Сочинение по репродукции карти­ны И. И. Левитана «Золотая осень». Постановка позна­вательной задачи и определение целей урока.

  • Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и плану (учебник, упр. 48). Возможная организация работы:

  • Определение задачи работы.

  • Беседа учителя о художнике Исааке Ильиче Левитане.

  • Рассматривание репродукции картины.

  • Анализ содержания картины по вопросам учебника.

  • Обсуждение структуры текста: вступление (1-й пункт плана), основная часть (2—4-й пункты плана), заклю­чение (5-й пункт плана).

  • Обсуждение содержания каждой части.

  • Обсуждение предложений, которыми можно начать вво­дную и другие части. («Передо мной картина И. И. Ле­витана «Золотая осень». В ней художник изобразил (описал)...» Или: «И. И. Левитан написал замечатель­ную картину о поре золотой осени. Он её так и на­звал — «Золотая осень»...». И др.) Учитель напомина­ет, что каждая часть текста записывается с красной строки.

5. Написание сочинения (может быть проведено на уроке или предложено ученикам в качестве домашнего задания) и проверка написанного.

6. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Чему учи­лись на уроке? Как готовились к написанию сочинения?»

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 48, 49, по выбору учителя). Работа над проектом «Похвальное слово знакам препинания» (учебник, с. 35) может быть перенесена во внеурочную деятельность.


УРОК 3 (19)

Изложение повествовательного текста по самостоя­тельно составленному плану

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; письменно передавать содержание повествовательного тек­ста по самостоятельно составленному плану; оценивать результаты сво­ей деятельности.

Ход урока

  1. Чтение темы урока «Изложение повествователь­ного текста по самостоятельно составленному плану» и определение задачи и целей урока.

  2. Подготовка к изложению (учебник, упр. 56). Чте­ние текста, определение типа текста (повествование), темы и главной мысли. Вопросы и задания: «О ком говорится в тексте? Что вас особенно заинтересовало в повествовании? Чему удивился старый рыбак? Как ловил рыбу кот? О чём самом главном рассказал нам автор? Озаглавьте текст».

  3. Проверка домашнего задания: обсуждение плана текста, содержания каждой части.

Чтение первой части и определение её темы и главной мысли. Учитель обращает внимание на употребление раз­ных видов предложения: первое предложение включает однородные подлежащие (кот Епифан и старик); второе предложение сложное, в нём повествуется о распределе­нии «ролей» на рыбалке (каждый занимается своим де­лом); третье предложение простое распространённое. Во­просы: «Какие синонимы глагола рыбачить вы знаете? Почему в тексте используется глагол удил?» Обсуждение 1-го пункта плана.

Чтение второй части и определение её темы и глав­ной мысли. Подбор заголовка. Беседа по вопросам: «Ка­ким словом начинается первое предложение этой части? Почему? Какие были действия старика?» Обращается внимание на предложение с однородными сказуемыми (определяется их роль в этом предложении), на значение вопросительного предложения.

Чтение третьей части и определение её темы, главной мысли. Ответы на вопросы: «Чему удивился рыбак? Как кот ловил рыбу? Чем интересны предложения, в которых говорится об этом?» (Второе предложение содержит од­нородные сказуемые, которые означают одновременность действий; третье предложение сложное, в котором одно простое предложение также имеет однородные сказуемые.)

Чтение четвёртой части и определение её темы и глав­ной мысли. Обсуждение заголовков пункта плана. Со­поставление первого предложения этой части и первого предложения первой части. Ответы на вопрос: «Как те­перь ловят рыбу кот и старик?»

4. Словарно-орфографическая работа (проводится од­новременно с анализом частей). Учитель обращает внима­ние на лексическую замену слов старик (рыбак, он), кот Епифан (кот, он). «Орфографическая минутка»: перечис­ление, на какие правила встретились слова в тексте.

5. Запись текста изложения и его проверка.

6. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Чему учи­лись на уроке?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (рубрика «Проверь себя», с. 40, задания 1—3) и «Рабочей тетради» (упр. 54, 55).


УРОК 4 (20)

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; писать и оценивать записанный текст с точки зрения пункту­ационной грамотности; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (рубрика «Проверь себя»). Самооценка правильности выполненных заданий.

2. Работа над ошибками, допущенными в изложении (оценка содержания работы, ошибки в выборе слов, в постро­ении предложений, их оформлении на письме, последова­тельности изложения материала, орфографии написанного).

3. Проверочные диктанты (на выбор учителя).

Заботливая мама

У крыльца Алёша увидел ёжика. Мальчик взял его в ру­ки, погладил по мягким иголкам. Бабушка угостила зверь­ка молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и ежат. Ежи­ха принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторо­нам. Мать искала малыша. Алёша принёс ежонка, береж­но опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устреми­лась в кусты. За ежихой покатились ежата. (54 слова)

Слова для справок: устремилась, увидел, принюхи­валась, ежонок (учитель проговаривает слова по слогам).

Задания: найти предложения с однородными второсте­пенными членами; подчеркнуть главные члены, обвести в кружок второстепенные члены.

Конец августа

Лето кончалось. В зелёной листве берёз появились жёлтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жуч­ков и червячков. Ласточки носились над лугом и над речкой, охотились за мошками и комарами.

В воскресенье денёк выдался тёплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. (67 слов)

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок: кончалось, опавшие.

Задания: найти предложения с однородными подлежа­щими. подчеркнуть в каждом из них основу предложения.

4. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Чему учились на уроке? Какими достижениями остались до­вольны?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (рубрика «Проверь себя», с. 40, задание 4) и в «Рабочей тетради» (упр. 56, 57).


ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч)

Задача повторения данной темы состоит в том, чтобы совершен­ствовать у младших школьников умения определять части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи.

Известно, что все слова русского языка распределяются по лексико-грамматическим разрядам. Отнесение слова к той или иной части речи происходит на основе таких характерных черт, как семантика (обобщён­ное лексическое значение предмета, признака, действия и др.), морфо­логические (грамматические) признаки (род, число, время, лицо и др.), синтаксическая функция (роль в предложении). В школьной практике обычно сопоставление частей речи проводится по такому плану: 1) Что означает часть речи? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Какие имеет по­стоянные свойства? 4) Как изменяется? 5) Каким членом предложения чаще всего бывает?

Трудности определения частей речи заключаются в том, что грам­матические понятия абстрактны по своей природе, сложны, ибо их при­знаками являются тоже грамматические понятия; ряду частей речи при­сущи одинаковые признаки. Так, категория числа присуща имени суще­ствительному, имени прилагательному, глаголу и эти части речи изменя­ются по числам. Категория рода является постоянным признаком имени существительного: имена существительные относятся к мужскому роду, или женскому роду, или среднему роду. В форме единственного числа изменяются по родам имена прилагательные, глаголы прошедшего времени, местоимения 3-го лица. Категория времени присуща глаголу, гла­голы изменяются по временам. Категория падежа является характерным признаком для имени существительного, имени прилагательного, име­ни числительного, местоимения. Эти части речи изменяются по паде­жам (склоняются) и т. д.

При определении частей речи необходимо ориентировать учащихся на совокупность существительных признаков (смысловых, морфологиче­ских, синтаксических). Приведём пример одного из возможных вариан­тов рассуждений учеников при распознавании частей речи и определе­нии их признаков в предложении Светит яркое солнце.

Светит — слово обозначает действие предмета (солнца), отвечает на вопрос что делает? — это глагол. У глагола светит можно опре­делить время (наст. вр.), число (ед. ч.). Этот глагол изменяется по вре­менам (светит, светил, будет светить), по числам (светит светят). В предложении является сказуемым.

Яркое — слово обозначает признак предмета (солнца), связано по смыслу со словом солнце (солнце (какое?) яркое), отвечает на вопрос какое? — это имя прилагательное. У имени прилагательного яркое мож­но определить род (ср. р.), число (ед. ч.), падеж (И. п.). Это имя прилага­тельное изменяется по родам (яркое солнце, яркий свет, яркая краска), по числам (яркое — яркие), по падежам. В предложении слово яркое поясня­ет подлежащее (солнце), является второстепенным членом предложения.

Солнце — слово обозначает предмет, отвечает на вопрос что? — это имя существительное. Имя существительное солнце относится к средне­му роду. Можно определить число (ед. ч.), падеж (И. п.). Это слово упо­требляется только в одном числе, но изменяется по падежам. В пред­ложении является подлежащим.

Упражнения учебника способствуют совершенствованию навыка определения частей речи по их существенным признакам, учат сравни­вать, сопоставлять части речи, осознавать роль и значение частей речи в нашем языке.

Новым в данной теме для учащихся будет ознакомление с наречием как частью речи. Наречие отличается от других частей речи. Это нескло­няемые, неспрягаемые и несогласуемые слова, примыкающие к глаголу, к категории состояния, к именам существительным и производным от них (например, к тем же наречиям)0.

Ученики получают первое представление о некоторых специфиче­ских признаках наречия: 1) обозначает признак действия; 2) отвечает на вопросы как? (хорошо), где? (вдали), куда? (вправо), откуда? (снизу), когда? (сейчас); 3) не изменяется, т. е. не склоняется (сле­дует учитывать данный признак при разборе слова-наречия по составу, так как у наречий нет окончания); 4) относится к глаголу, поясняет его; 5) в предложении является второстепенным членом. Упражнения учеб­ника направлены на ознакомление с признаками наречия, на развитие умений определять наречия, осознавать роль наречий в предложении, на овладение умением употреблять наречия в предложении. Ученики в процессе работы с упражнениями усваивают правописание наиболее рас­пространённой группы наречий. Упражнения, представленные в данной теме, могут быть использованы при повторении частей речи (частично), в процессе изучения частей речи, а также на этапе обобщения и систе­матизации языкового материала в конце учебного года.


УРОК 1 (34)

Работа над ошибками, допущенными учащимися в из­ложении. Повторение и уточнение представлений о ча­стях речи

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов; анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщение; подбирать примеры изученных частей речи; изучать грам­матические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи; различать части речи на основе изученных при­знаков; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

  1. Работа над ошибками, допущенными учащимся при написании изложения.

  2. Чтение раздела «Части речи», задачи урока: «Что такое части речи?», определение целей урока.

  3. Воспроизведение знаний о частях речи (самостоятель­ных и служебных): рубрика «Вспомните!» (учебник, с. 67).

  4. Упражнение в распознавании изученных частей речи, определении роли самостоятельных и служебных частей речи в предложении (учебник, упр. 111): чтение предложений, определение, к каким частям речи отно­сятся выделенные слова: к самостоятельным или служеб­ным. Чтение предложений без служебных слов. Опреде­ление роли служебных слов в предложениях. Запись под диктовку любого предложения из упражнения.

  5. Упражнение в подборе пропущенных предлогов и союза (учебник, упр. 112). Определение в предложениях имён числительных и их роли в предложениях. Объясне­ние написания слов двенадцать, четырнадцать.

  6. Обобщение знаний по таблице «Самостоятельные части речи» (учебник, с. 68), выполнение устных и пись­менных заданий (учебник, упр. 113).

  7. Воспроизведение знаний о морфологических при­знаках частей речи по таблице «Грамматические призна­ки частей речи» (учебник, с. 69) и выполнение заданий учебника (упр. 115).

  8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие части речи вы знаете? По каким признакам их можно различить?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 114, 116, пись­менное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 104, 105).


УРОК 2 (35)

Части речи: имя существительное, имя прилагатель­ное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение)

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; различать части речи на основе изученных признаков; классифицировать слова по частям речи на основе изученных призна­ков; определять изученные признаки частей речи; подбирать примеры изученных частей речи; составлять рассказ о достопримечательностях своего города; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Грамматическая раз­минка: «Какие морфологические признаки можно опреде­лить у выделенных слов (учебник, упр. 116)?» Возмож­ный вариант ответа: гуляют — это глагол, обозначает действие предметов (солнца, звёзд, луны), отвечает на вопрос что делают?; можно определить число глагола (мн. ч.), время (наст. вр.). Глагол гуляют изменяется по числам и временам, в предложении является сказуемым. Чудную — это имя прилагательное, обозначает признак предмета (картины), отвечает на вопрос какую?, мож­но определить число имени прилагательного (ед. ч.), род (ж. р.), это имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе по родам, в предложении является второстепенным членом. Я — это личное местоимение, 1-го лица, единственного числа, в предложении является подлежащим. Картину — это имя существительное, обо­значает предмет, отвечает на вопрос ч т о?; это имя су­ществительное нарицательное, неодушевлённое, женско­го рода, стоит в единственном числе, в винительном па­деже; изменяется по числам и падежам. И др.

  2. Постановка познавательной задачи урока: «По ка­ким грамматическим признакам можно различить части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)?», определение це­лей урока.

  3. Упражнение в распознавании частей речи и опреде­лении их грамматических признаков (учебник, упр. 117). Составление из слов предложений-пословиц, определе­ние их смысла. Запись любой составленной пословицы. Проверка: каждый ученик выбирает своё слово из запи­санного предложения и определяет его грамматические признаки как части речи. Нахождение в тексте одной из пословиц фразеологизма (бить баклуши), подбор к нему синонима (бездельничать).

  4. Упражнение в определении частей речи среди омо­нимичных форм слов (учебник, упр. 118). Запись перво­го предложения из предложений 3-й группы, разбор его по членам предложения и определение, какими частями речи выражен каждый член предложения.

  5. Создание словесного рисунка к предложению (учеб­ник, упр. 119), определение в предложении слов, исполь­зуемых автором в переносном значении, определение роли имён прилагательных в поэтических строках. Письмо по памяти предложения и самопроверка написанного, опре­деление рода имён существительных и имён прилагатель­ных в предложении.

  6. Упражнение в определении собственных имён су­ществительных и воспроизведении правила их написа­ния. Работа с упр. 120, выполнение устных заданий. (Данный текст формирует представление о национальных ценностях нашей страны и бережном к ним отношении.) Обсуждение: «Есть ли в вашем городе древние памятни­ки? Что вы о них знаете?»

  7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какова роль частей речи в нашем языке? По каким признакам вы их различали?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 120, письменное за­дание; по желанию составить текст о любом древнем памят­нике города (посёлка) и «Рабочей тетради» (упр. 106—109).


УРОК 3 (36)

Части речи: глагол, имя числительное

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; определять изученные признаки частей речи (глагола, имени числительного), образовывать формы глагола; правильно произносить имена числительные; наблюдать за правописанием некоторых числи­тельных; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Словарно-орфографический диктант с обоснова­нием правильности написания имён существительных и окончаний имён прилагательных: лесная мышь, ранняя осень, верный товарищ, скорая помощь, горячее молоко.

3. Постановка познавательной задачи урока: «По каким грамматическим признакам можно различить части речи (глагол, имя числительное)?», определение целей урока.

4. Упражнение в распознавании глаголов в тексте, определении значений глаголов и их грамматических признаков (учебник, упр. 121). Выполнение заданий. Вос­произведение знаний о глаголе как части речи: «Что обо­значает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?»

5. Выполнение устных заданий (учебник, упр. 122). Ответы на вопрос и выполнение задания: «Что дано в скобках — приставки, предлоги, частица? Объясните их написание со словами». Выполнение других заданий: определение глаголов в неопределённой форме; опреде­ление, какие формы времени можно образовать от вы­деленных глаголов (ползать, плавать); воспроизведение правила правописания частицы не с глаголами.

6. Упражнение в правильном произношении имён чи­слительных (учебник, рубрика «Произносите слова пра­вильно», с. 72). Ответы на вопрос: «Как образовались имена числительные: одиннадцать, двенадцать, шест­надцать, двадцать?» (Числительное одиннадцать воз­никло в результате сращения и последующего фонети­ческого изменения словосочетания один на десяте, т. е. «один сверх (свыше) десяти». Этим объясняется написание двойного н. Также образовались и названия чисел от двенадцати до девятнадцати.)

7. Определение правила правописания числительных (учебник, упр. 123). (Числительные от пяти до один­надцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце, числи­тельное одиннадцать имеет двойное н.)

8. Комментированная запись имён числительных с опорой на запись словарных слов в учебнике (с. 72): две­надцать, шестнадцать, восемь, четыре, двадцать, один­надцать.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие морфологические признаки можно определить у глагола? Как пишется не с глаголами? Что узнали об образовании и написании имён числительных?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 122, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 110—112).


УРОК 4 (37)

Наречие как часть речи (общее представление). При­знаки наречия

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока. Наблюдать за признаками наречия как части речи; наблю­дать за ролью наречия в речи; осмысливать определение наречия; оце­нивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Чтение темы урока «Наречие как часть речи (об­щее представление). Признаки наречия», познавательной задачи урока: «Что такое наречие?», определение целей урока.

3. Ознакомление с наречием как частью речи.

Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 124). Опре­деление: «Какое это предложение?» (Сложное, в нём две грамматические основы.) Объяснение знаков препинания в предложении.

Выполнение устных заданий (учебник, упр. 124) и за­пись выделенных словосочетаний с указанием связи слов в словосочетании.

Выделение признаков наречия как части речи: 1) обо­значает признак действия; 2) отвечает на вопрос как?; 3) связано с глаголом, является второстепенным членом. Введение термина наречие. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 73).

Чтение и выполнение заданий (учебник, упр. 125). Сопоставление слов звонкий и звонко. Подведение уча­щихся (с помощью вопросов учебника) к выводу: одним из существенных признаков наречия является его неиз­меняемость. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обра­тите внимание!» (учебник, с. 73). Разбор наречия звонко по составу (звонко образовано от слова звонкий при по­мощи суффикса -о, а слово звонкий образовано от слова звонить при помощи суффикса -к-).

Упражнение в определении роли наречий в речи (учебник, упр. 126). Выполнение заданий. Определение значения наречий в предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обо­значение времени действия (вечером); 3) образ действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно). Обобще­ние: «Какую роль выполняют наречия в предложениях?» Выполнение письменного задания по образцу.

Чтение определения наречия (учебник, с. 74), его анализ и синтез по вопросам: «Что такое наречие? Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Наре­чие — это изменяемая или неизменяемая часть речи?»

4. Работа над значением, произношением и написа­нием слов: впереди (значение «на некотором расстоянии перед кем-л., чем-л.»), медленно (значение «неторопливо, с небольшой скоростью»). Подбор к данным словам ан­тонимов (впереди сзади, впереди позади, медлен­но быстро). Запись первого предложения из упр. 126: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

5. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Что узна­ли о наречии как части речи?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 128, подготовка к письму по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 113, 114).


УРОК 8 (41)

Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; контролировать правильность записи текста, находить не­правильно написанные слова и исправлять ошибки; оценивать резуль­таты своей деятельности.

Ход урока

1. Определение темы и задач урока.

2. Проведение диктанта.

Диктант

Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золоти­стые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались мо­лодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, по­досиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали да­лёкий нелёгкий0 путь на юг. Старик помахал птицам рукой. До свидания, журавли! (85 слов)

3 . Грамматические задания (на выбор учителя): 1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены; 2) разобрать вось­мое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания; 3) найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение; 4) найти и выписать слово, соответствующее любой схеме: ¬∩^ и , ¬∩^, ∩^ ые ; 5) разобрать любое из выделенных слов по составу; 6) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы; 7) сделать звуковое обозначение слова путь или ружьё (на выбор ученика).

4. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Какие знания и умения вы применяли при написании диктанта и выполнении грамматических заданий?»

Домашнее задание

Подготовиться к словарному диктанту.


УРОК 8 (54)

Работа над ошибками, допущенными в сочинении (из­ложении). Обобщение знаний об именах существитель­ных трёх склонений

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; адекватно оценивать результаты написанного сочинения или изложения, определять границы своих достижений; сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия; работать с таблицей (упр. 176) и памяткой «Как определить склонение имён существительных»; классифицировать имена существительные по склонениям; обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонения; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Определение темы, постановка целей урока (обсуж­дение результатов написанных работ по развитию речи).

2. Обсуждение результатов написанного сочинения (изложения). Работа над речевыми и орфографическими ошибками (работа может быть проведена индивидуально). Определение своих достижений.

3. Определение познавательных задач второй части урока: «По каким признакам можно различить склоне­ние имён существительных? Для чего надо знать типы склонения имён существительных? Где нам пригодятся эти знания?», определение целей урока.

4. Воспроизведение знаний об изученных типах скло­нения (учебник, упр. 176), работа с памяткой «Как опреде­лить склонение имён существительных» (учебник, с. 100). Определение склонения имён существительных в данных словосочетаниях (учебник, упр. 177).

5. Работа над значением и написанием словарно­го слова пейзаж. (1. Вид какой-либо местности. 2. Ри­сунок, картина, изображающая природу, а также описа­ние природы в литературном произведении.) Составление и запись любого из составленных предложений со сло­вом пейзаж. (Мы любовались осенним пейзажем. Пре­красные пейзажи были созданы русскими художника­ми. Зимний пейзаж великолепен. И др.)

6. Выразительное чтение стихотворения, определе­ние главной мысли, нахождение имён существительных в единственном числе, определение их начальной формы и типа склонения (учебник, упр. 178).

7. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение зада­ния учителя: «На какие вопросы вы можете ответить по теме «Три склонения имён существительных»? Задайте эти вопросы».

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 133).


4-я четверть

I и II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (2 ч)

При изучении данной темы учащиеся узнают, что по личным оконча­ниям глаголы распределяются на две группы: глаголы I спряжения и гла­голы II спряжения. Ученики наблюдают за системой личных окончаний гла­голов настоящего и будущего времени каждого спряжения, постепенно за­поминают их, устанавливают соотношение между личными окончаниями каждого спряжения:

  • в глаголах I спряжения в 3-м лице множественного числа оконча­ния -ут, -ют, а в других формах глаголов этого спряжения в личных окончаниях перед согласным стоит е;

  • в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа оконча­ния -ат, -ят, а в других формах этого спряжения в личных оконча­ниях перед согласным стоит буква и.

е и

-ут -ют -ат ят

Проводятся упражнения в определении времени, спряжения, лица и числа глаголов по личным окончаниям (читает — наст. вр., I спр., 3-е л., ед. ч.), в изменении формы лица глагола. (При этом обращается внима­ние на правильную постановку вопроса к личным формам глагола: что делает? спешит — что делаешь? спешишь.)

В упражнениях учебника, в основном для анализа, предлагаются гла­голы с ударными личными окончаниями. Наблюдая за написанием лич­ных окончаний глаголов, учащиеся подводятся к выводу, что ударные окончания проверке не подлежат, личные окончания глаголов под уда­рением пишутся так, как слышатся: летят, говорит, шумишь, молчим, жужжат, звоните.


УРОК 1 (131)

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в на­стоящем и будущем времени

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени, наблюдать за различием в на­писании личных окончаний в глаголах I и II спряжения; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Презентация выпол­ненного проекта (учебник, с. 92).

2. Чтение темы урока «I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени», постановка задачи и определение целей урока.

3. Работа с таблицей «Спряжение глаголов в насто­ящем времени» (учебник, с. 88) и выполнение заданий (учебник, упр. 180). Чтение вывода под рубрикой «Об­ратите внимание!» (учебник, с. 88). Учитель обращает внимание на то, что у глаголов I спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ут, -ют, а в других глагольных формах в личных окончаниях перед соглас­ным есть буква е (ё), в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ат, -ят, а в других личных окончаниях перед согласным — буква и.

4. Работа в парах: грамматическая зарядка (выполне­ние заданий упр. 181).

5. Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 182). Выполнение заданий учебника. Обсуждение: «Почему у глаголов настоящего времени в 3-м лице единственного числа (идёт, проходит, ходит, хлещет) разные оконча­ния?» (Они относятся к разным спряжениям.) Выпол­нение задания (на выбор): 1) выписать глаголы сначала I спряжения, затем II спряжения; 2) записать под диктов­ку первые два предложения; 3) выполнить письменное за­дание упражнения. Разбор глагола проходит по составу.

6. Работа с таблицами и заданиями к упражнени­ям: «Спряжение глаголов в будущем времени» (учебник, упр. 183, с. 89), «Спряжение глаголов в сложном буду­щем времени» (учебник, упр. 184, рубрика «Обратите внимание!», с. 90). Наблюдение за спряжением глаголов в будущем времени и сопоставление личных окончаний глаголов I и II спряжения в будущем времени с личны­ми окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени.

7. Запись пословицы под диктовку: Поспешишь — людей насмешишь. Определение в словах орфограмм. Выделение личных окончаний глаголов, определение их лица, числа, времени. Ответы на вопрос: «Почему у гла­голов одинаковые окончания?»

8. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение зада­ния учителя: «Как различить глаголы I и II спряжения? В чём отличие личных окончаний глаголов I и II спряже­ния? Проверьте себя: определите по окончанию спряже­ние, лицо и число глагола: говор\ят\, молч\ит\, жив\ёшь\».

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 185, подготовиться к письму загадки по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 112—114).


УРОК 2 (132)

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаго­лов I и II спряжения

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; определять спряжение глаголов по личным окончаниям; находить в тексте глаголы по заданным признакам; записывать гла­голы с ударными личными окончаниями в заданной форме, обосновы­вать правильность написания личных окончаний; оценивать результа­ты своей деятельности.

Ход урока

1. Чтение темы урока «I и II спряжение глагола. Лич­ные окончания глаголов I и II спряжения», постановка задачи урока: «Как различить глаголы I и II спряжения? Что надо знать об ударных окончаниях глаголов I и II спря­жения?», определение целей урока.

2. Воспроизведение знаний об окончаниях глаголов

I и II спряжения. Грамматическая разминка: называние личных окончаний глаголов сначала I спряжения, затем II спряжения.

Е д. ч. Мн. ч.

1 -е л. -у (-ю)- 1-е л. …

2 -е л. … I (II) спр. 2-е л. …

3-е л. … 3-е л. …

3. Проверка домашнего задания. Чтение загадки (учебник, упр. 185). Выполнение устных заданий. (Со­поставляя формы глаголов, ученики определяют, что все глаголы в единственном числе относятся ко II спряже­нию; глаголы ходит и бродит употреблены в форме на­стоящего времени, в 3-м лице единственного числа; гла­голы остановишь, продырявит — в форме будущего времени, но форма лица у них разная: глагол остано­вишь — 2-е л., ед. ч., продырявит — 3-е л., ед. ч.) Опре­деление орфограмм. Письмо загадки по памяти.

4. Работа над значением и написанием наречий назад и вперёд. Назад — в обратном направлении (возвращать­ся назад); вперёд — в направлении перед собой (идти вперёд). Слово назад образовано от имени существитель­ного зад при помощи приставки на-; слово вперёд образо­вано от имени существительного перёд при помощи при­ставки в-. Орфограммы: назад, вперёд.

5. Упражнение в образовании от глаголов неопреде­лённой формы глаголов настоящего и будущего времени в заданном лице и числе (учебник, упр. 186). Выполне­ние заданий упражнения. Учитель следит за правильной постановкой вопросов к личным формам глаголов: (что делать?) стучать — (что делаешь?) стучишь, (что делает?) стучит; (что делать?) шепнуть — (что сделаешь?) шепнёшь, (что сделает?) шепнёт.

6. Обсуждение: «Легко или трудно было записывать лич­ные окончания глаголов?» Ознакомление с правилом напи­сания ударных личных окончаний глагола (учебник, с. 91). Выполнение заданий упр. 187. Составление предложения с глаголом жужжать в 3-м лице множественного числа.

7. Упражнение в определении пропущенных в тексте глаголов и записи этих глаголов в нужной глагольной форме (учебник, упр. 188). Чтение текста с пропущенны­ми глаголами. Чтение глаголов, определение их формы (неопределённая форма). Объяснение, как образовать от неопределённой формы глагола глагол 3-го лица един­ственного числа. Восстановление текста (чтение со встав­кой глаголов), выяснение значений первого и последнего предложений, выделение сравнений. Выполнение пись­менного задания упражнения.

8. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение за­дания учителя: «Почему не нужно проверять написание ударных личных окончаний глагола? Проверьте себя: определите по окончанию время, спряжение, лицо и чис­ло каждого глагола: льёт, пойдут, сидишь, помолчим».

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради (упр. 115, 116).


УРОК 3 (149)

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Проверочная работа

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; обосновывать правильность написания глаголов с изученными орфограммами; оценивать результаты выполненного задания рубрики «Проверь себя» по учебнику; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Чтение темы урока, постановка учебной задачи и определение целей урока.

2. Проверка домашнего задания:

  • Проверка выполнения задания 1 рубрики «Проверь себя». Обсуждение речевых высказываний детей: «Ка­кую роль выполняют глаголы в нашей речи?»

  • Проверка выполнения задания 3 рубрики «Проверь себя»: воспроизведение знаний о начальной форме; пра­вильное орфоэпическое произношение выписанных гла­голов в неопределённой форме из орфоэпического сло­варя; проверка правильности образованных форм глаго­лов (настоящего, прошедшего или будущего времени).

  • Объяснительный диктант: учитель называет глаголы из тетради-словарика любого ученика, учащиеся запи­сывают эти глаголы и объясняют написание безудар­ных личных окончаний.

  • Проверка выполнения задания 2 рубрики «Проверь себя»: расположение глаголов по степени усиления действия (греть, пылать, пламенеть; бояться, стра­шиться, трусить).

3. Работа в парах: нахождение сходства и различия в грамматических признаках глаголов в загадке (задание 4 рубрики «Проверь себя» и обсуждение выполненных за­даний (сходство: глаголы в будущем времени, во 2-м лице, в единственном числе; различие: в спряжении глаголов).

4. Упражнение в правописании слов с пропущенными орфограммами (учебник, упр. 250). Выполнение устных текстовых заданий (определение темы, главной мысли, подбор заголовка), орфографический анализ слов в тек­сте с обоснованием написания пропущенных орфограмм, выполнение письменного задания.

5. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение зада­ния учителя: «Что вспомнили о глаголе? Чему учились? Что можете сказать о грамматических признаках глаго­ла, имеющего окончание -ете? (Глагол в настоящем или будущем времени, I спряжения, 2-го лица, множествен­ного числа.) Приведите пример такого глагола».

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (рубрика «Проверь себя», задания 5, 6) и «Рабочей тетради» (упр. 153, 154).



1 На данном этапе обучения используется учебник «Русский язык» (4 класс), часть 1 авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и пособие «Русский язык. Рабочая тетрадь» (4 класс), часть 1 ав­тора В. П. Канакиной. Исключение составляет урок 1, где исполь­зуются части 1 и 2 учебника и пособия.

0 В скобках указан номер урока, соответствующий «Календарно-тематическому планированию».

0 Поскольку в учебнике «Русский язык» (4 класс) и в учеб­ном пособии «Русский язык. Рабочая тетрадь» (4 класс) представ­лена сквозная нумерация упражнений, указание страниц учебника и «Рабочей тетради» к номерам упражнений отсутствует.

0 Подготовка к проведению проекта «Похвальное слово знакам препинания», определение заданий для учащихся может быть осу­ществлено во внеурочной деятельности.

0 См.: Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. — М., 1972. — С. 273.

0 Для учителя: следует указать, что в слове нелёгкий не- — это приставка.