Методические рекомендации по этапам освоения процесса работы с глиной
Чтобы создать что- то из глины, необходимо приложить усилия, сосредоточиться на действии, направить усилия на достижение определенного результата. Так же глина помогает выразить опыт, который не
получается выразить словами. Глина помогает «захватить» чувство, переживание и придать им форму. Здесь не нужны слова, чтобы сформулировать, выразить то, что внутри. И именно эта особенность делает глину незаменимой в работе, когда выражать вербально свои чувства достаточно сложно. Некоторые дети сразу хотят поработать с глиной и готовы тут же приняться за дело. Другие не проявляют такого энтузиазма, особенно если глина холодная или просто боятся испачкаться.
Исходя из вышесказанного, на первом этапе мы знакомимся с глиной, с ее свойствами, с ее разными состояниями. Глина может быть твердой как камень (когда она высохла), может представлять из себя крупные «песчинки», может быть разной степени пластичности: как тесто, как пластилин, как жидка масса. Познакомившись со свойствами глины, мы привыкаем к взаимодействия с глиной в разных ее состояниях, привыкаем к ощущениям от глины разной степени пластичности. И наконец, выбираем ту структуру глины, которая наиболее комфортна для ребенка. На этом же этапе начинается работа по формированию осознанного поведения при работе с глиной, соблюдения техники безопасного взаимодействия (не брать в рот глину, не трогать лицо и волосы руками, испачканными в глине).
Определившись в приемлемой вязкостью и пластичностью глины мы начинаем экспериментировать с изменениями фактуры глины, добавляя в ее состав камушки, песчинки, меняя ее пластичность, вязкость — расширяем сенсорный опыт, формируем некую свободу в тактильном восприятии.
Прочувствовав всю прелесть взаимодействия с глиной мы начинаем осваивать приемы работы с ней. Вначале инструменты будут только мешать этой важной сенсорной связи. Поэтому начинаем с ручной лепки.
Этапы освоения ручной лепки:
Разминание глины;
Отщипывание кусочка глины;
Соединение (сминание) кусочков глины в целый кусок;
Расплющивание глиняного шара;
Скатывание шара из глины;
Раскатывание «колбаски» из глины;
Выдавливание большим пальцем на листе глины;
Отрезание кусочка глина стеком;
Раскатывание глины скалкой;
Рисование на глиняном листе деревянной палочкой;
Выдавливание фигур из глиняного листа при помощи формочек;
Вырезание из глиняного листа фигур при помощи трафаретов;
Соединение двух глиняных деталей;
Затирание влажной губкой места соединения деталей и неровных поверхностей изделия;
Протыкание глиняного изделия деревянной палочкой (для создания кулона, брелка).
Освоив базовые навыки ручной лепки из глины переходим к декору. На данном этапе мы учимся раскрашивать глиняное изделие акриловыми красками, наносить растительный орнамент.
Следующим этапом мы закрепляем знания о свойствах глины, о разных степенях ее пластичности и твердости. На этом же этапе дети знакомятся с понятиями сушки и обжига изделия. В целях соблюдения безопасности на занятиях дети не участвуют в процессе обжига глиняных изделий (этим занимается педагог или родители), ребенок наблюдает только за процессом сушки — как постепенно изделие начинает твердеть.
На последующих этапах, при выявлении возможностей у учащегося, происходит освоение более сложных техник взаимодействия с глиной: ленточно-жгутовая, пластовая, отминка в готовую форму, отливка в гипсовую форму. Наиболее сложный этап — работа на гончарном круге с точки зрения обеспечения безопасности не рекомендован детям с ТМНР. Допускается только работа на детском игровом гончарном круге.