СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине "Правовые основы профессиональной деятельности" помогут студентам выполнить качественно практические работы
З. С. Сойко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Правовые основы профессиональной деятельности»
Для студентов
программ подготовки специалистов среднего звена специальности
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Муравленко 2018
Сойко З. С. Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» для студентов специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование. – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2018. – 31 с.
Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин. Протокол № 1 от 31.08.2018 г.
Автор-составитель:
Сойко Зугура Саяховна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внутренние эксперты:
Войтюлевич Лариса Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Ларисова Ирина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внешний эксперт: Боровик Вероника Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многопрофильный лицей»
Методические рекомендации к практическим занятиям являются частью Учебно-методического комплекса основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Методические рекомендации к практическим занятиям адресованы студентам очной формы обучения и включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, обеспеченность занятия, задания и порядок выполнения практического задания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемый студент!
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» для студентов специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование , созданы для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений.
Целью практических занятий является формирование профессиональных и учебных умений, а также подготовка к дифференцированному зачёту по дисциплине.
Практические занятия рассчитаны на 24 часа.
Приступая к выполнению практического задания, ознакомьтесь с теоретическими материалами по теме практического занятия, заданиями и инструкцией по выполнению.
Для успешной сдачи отчёта по практическому занятию Вам предложены контрольные вопросы. Самостоятельно дайте ответ в целях закрепления полученных практических знаний и умений.
Желаем Вам успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
Практическое занятие № 1. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в Российской Федерации, их источники | 5 |
Практическое занятие № 2. Претензия и исковое заявление в арбитражный суд как способ защиты права собственности | 7 |
Практическое занятие № 3. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 9 |
Практическое занятие № 4. Содержание и виды трудового договора (4 часа) | 11 |
Практическое занятие № 5.Оформление деловых бумаг (резюме, приём на работу, перевод, увольнение). | 14 |
Практическое занятие № 6. Режим рабочего времени | 16 |
Практическое занятие № 7. Отпуска: виды отпусков и порядок их предоставления | 18 |
Практическое занятие № 8. Виды материальной ответственности работника. Материальная ответственность работодателя | 20 |
Практическое занятие № 9. Оформление искового заявления в КТС, суд в связи с нарушением трудового законодательства. | 22 |
Практическое занятие № 10. Виды пенсий | 24 |
Практическое занятие № 11. Классификация административных правонарушений и административных наказаний. | 26 |
Практическое занятие № 12. Решение ситуационных задач с использованием статей КоАП РФ, закрепляющих виды административных правонарушений и административной ответственности | 28 |
Список рекомендованных источников | 31 |
Практическое занятие № 1
ОТРАСЛИ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ ИСТОЧНИКИ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие хозяйственную деятельность;
знать: отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения и их источники;
иметь сформированные компетенции: осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.
Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли.
Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, регулируются также нормами гражданского права. Ряд функций правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы административного права. Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности налоговое право. Трудовое право регулирует трудовые отношения, складывающиеся между работниками и работодателями - субъектами предпринимательства.
Итак, различные отрасли права взаимодействуют друг с другом и, выполняя свои собственные задачи, преследуют единую общую цель – создание необходимых условий для нормального экономического развития страны.
Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормы международного права и международные договоры РФ.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Дать объяснение понятию «предпринимательское право».
2. Охарактеризовать понятие «субъекты предпринимательской деятельности».
3. Перечислить виды общественных отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью.
4. Перечислить источники права, регулирующие хозяйственные отношения в Российской Федерации.
Задания к практическому занятию
1. Перечислить и охарактеризовать отрасли права, регулирующие отношения, возникающие в сфере предпринимательства. Выписать из федеральных законов и кодексов РФ не менее 4-х правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность,
2. Изобразить в виде схемы (в порядке убывания юридической силы) иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.
3. Определить, какие локальные нормативно-правовые акты регулируют хозяйственную деятельность юридических лиц, дать им характеристику.
Порядок выполнения практического занятия
Задание №1
1. Внимательно изучить материал на тему «Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 8 – 10).
2. Выделить основные отрасли права, регулирующие предпринимательскую деятельность.
3. Определить основной источник каждой отрасли права. Из данных источников выписать статьи, регулирующие предпринимательские отношения между субъектами предпринимательского права.
Задание №2
1. Внимательно изучить материал на тему «Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 10 – 12).
2. Провести сравнение источников права, регулирующих хозяйственные отношения в Российской Федерации, по юридической силе и расположить их в порядке убывания юридической силы в форме схемы.
Задание №3
1. Внимательно изучить схему 1 «Федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 11).
2. Зафиксировать в тетради не менее двух примеров федеральных законов каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Раскрыть понятие «правовое регулирование в сфере профессиональной деятельности».
2. Объяснить, какова роль государственного регулирования в предпринимательской деятельности.
3. Перечислить основные положения Конституции РФ, действующих законодательных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной и предпринимательской деятельности.
Практическое занятие № 2
ПРЕТЕНЗИЯ И ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Цель занятия:
- формирование практических умений, необходимых в профессиональной деятельности;
- формирование умения составлять и анализировать нормативно-правовые акты;
- развитие познавательной самостоятельности;
- развитие элементов творческой деятельности
Студент должен:
уметь: составить претензию и исковое заявление в арбитражный суд;
знать: способы защиты права собственности;
иметь сформированные компетенции: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Претензия (от лат.praetensio – притязание, требование) – это требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем либо гражданином-предпринимателем. В претензии указываются:
- требования заявителя;
- сумма претензии и обоснованный её расчёт, если претензия подлежит денежной оценке;
- обстоятельства, на которых основываются требования;
- доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, со ссылкой на соответствующее законодательство;
- перечень прилагаемых к претензии документов;
- иные сведения, необходимые для урегулирования споров.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается под расписку. Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения. Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом.
Возбуждение дела в арбитражном суде первой инстанции происходит путём предъявления иска. Лицо, право которого нарушено или оспаривается, подаёт в суд исковое заявление в письменном виде с соблюдением требований, указанных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (принят в 1995 г.).
Вместе с исковым заявлением истец должен представить доказательства направления претензии, доказательства направления копии иска ответчику. При подаче заявления истец должен представить документ, подтверждающий оплату государственной пошлины. Порядок оплаты пошлины и её размер установлены Законом РФ «О государственной пошлине».
После принятия искового заявления судья арбитражного суда производит действия по подготовке дела к судебному разбирательству и назначает дело к слушанию. Непосредственное разбирательство дела проходит в форме судебного заседания. В судебном заседании истец должен представить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а ответчик - признать или опровергнуть заявленные требования.
Общий срок рассмотрения арбитражных дел – два месяца со дня поступления искового заявления в суд.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Дать объяснение понятию «претензия».
2. Охарактеризовать понятие «исковое заявление».
3. Определить правовой статус истца и ответчика.
4. Дать характеристику арбитражному судопроизводству.
5. Объяснить, каким образом приходят к мировому соглашению предприниматели.
6. Дать характеристику кассационной и апелляционной инстанциям арбитражного судопроизводства.
Задания к практическому занятию
1. Составить претензию с целью разрешения экономического спора между предпринимателями.
2. Составить исковое заявление в арбитражный суд для разрешения экономического спора.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
3. Изучить образцы претензии (Приложение А) и искового заявления (Приложение Б).
4. Оформить претензию как внесудебный способ разрешения экономического спора и исковое заявление в арбитражный суд, используя определённую ситуацию, которая могла возникнуть между юридическими лицами.
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить материал на тему «Возбуждение и рассмотрение экономического спора» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 70 – 72, 78 -79; Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник для студ. сред. проф. заведений / Д. М. Сорк, Е. Н. Белоусов, Е. А. Лисовская, Е. Н. Заморенова. – стр. 195 – 197).
2. Изучить образец претензии и составить претензию юридическому или индивидуальному предпринимателю в связи с ненадлежащим исполнением принятых обязательств по образцу.
3. Изучить образец искового заявления и составить исковое заявление в арбитражный суд для разрешения экономического спора.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Раскрыть понятие «претензия»; объяснить, какова структура претензии к ответчику.
2. Раскрыть понятие «исковое заявление»; объяснить, какова структура искового заявления в арбитражный суд.
3. Описать процедуру рассмотрения дела в арбитражном суде.
4. Объяснить, из чего складывается цена претензии и искового заявления.
5. Объяснить, каким образом происходит расчёт пени за неустойку.
6. Дать характеристику экономическим спорам, возникающим между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с невыполнением принятых ими обязательств.
Практическое занятие № 3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие трудовую деятельность;
знать: законодательство, регулирующее вопросы занятости и трудоустройства в Российской Федерации;
иметь сформированные компетенции: принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Он закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Виды занятости:
- работа по найму;
- предпринимательство;
- выборная работа на оплачиваемых должностях;
- военная служба;
- учёба в любых очных учебных заведениях;
- работа по гражданско-правовым договорам.
Безработный – это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- осуждённые к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, учёбы (при этом не имеет значения, является ли такая работа временной или постоянной);
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы.
Цель занятия:
- сформировать общее представление о правах и свободах человека и гражданина в сфере занятости и трудоустройства, механизмы их реализации;
- провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с занятостью и трудоустройством населения;
- сформировать общее представление о роли государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Дать объяснение понятию «занятость».
2. Охарактеризовать понятие «безработный».
3. Определить виды занятости, дать им характеристику.
4. Перечислить, какие гарантии предоставляет государство безработным.
Задания к практическому занятию
1. Дать характеристику правовому статусу безработного согласно Закону РФ «О за-нятости населения в Российской Федерации».
2. Решить ситуационные задачи №1, 2, 3 на тему «Права и свободы человека и гражданина в сфере профессиональной деятельности, механизмы их реализации».
Задача 1.Гараев, уволенный по сокращению штатов, просил выплатить ему в день увольнения, кроме выходного пособия, среднюю заработную плату за второй и третий месяцы со дня увольнения. Бухгалтерия ему в этом отказала. В ответ Гараев отказался получать трудовую книжку. Должен ли работодатель оплатить Гараеву время вынужденного прогула в связи с задержкой выдачи трудовой книжки и сохранить за ним зарплату на период трудоустройства?
Задача 2.Прокошкин был уволен в связи с ликвидацией организации по пункту 1 статьи 81 ТК РФ. При увольнении администрация выплатила только выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а за второй и третий месяцы отказалась сохранить среднюю зарплату, мотивируя тем, что Прокошкин является пенсионером и получает пенсию по возрасту. Законны ли действия администрации? Каков порядок выплаты выходного пособия и сохранения среднего заработка при увольнении пенсионера.
Задача 3. Совет директоров принял решение о досрочном прекращении полномочий и увольнении Кузнецова - генерального директора ОАО «Газавтоматика». Кузнецов не согласился с таким решением и обратился в суд, считая, что уволен неполномочным органом, без законных оснований, без предварительного уведомления, выплаты выходного пособия. Как должен быть решен этот спор?
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
3.Изучить нормы Трудового кодекса РФ, закрепляющие условия прекращения трудового договора между работником и работодателем.
Порядок выполнения практического занятия
1. Изучить материал на тему «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор. Румынина В. В., стр. 88 – 94.)
2. Выписать основные права и обязанности безработного гражданина согласно Закону РФ «О занятости населения в РФ».
3. Изучить материал на тему «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 108 - 110.) и нормы Трудового кодекса. Решить ситуационные задачи №1, 2, 3.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Раскрыть понятия «занятость», «безработный»; перечислить виды занятости.
2. Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занятости.
3. Объясните, кто и в каком порядке может быть признан безработным.
4. Объяснить, что такое пособие по безработице и в каком порядке оно выплачивается.
5. Дать характеристику понятиям «подходящая работа», «неподходящая работа».
Практическое занятие № 4
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие права и обязанности работника и работодателя;
знать: законодательство, регулирующее трудовые правоотношения между работником и работодателем;
иметь сформированные компетенции: принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, образец трудового договора, методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Работодателем может быть юридическое лицо или физическое лицо (как правило - индивидуальный предприниматель). Работником может быть гражданин не моложе 16 лет (допускается приём на работу для выполнения лёгкого труда в свободное от учёбы время по достижении 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей, попечителя).
Под содержанием договора понимаются его условия, определяющие права, обязанности и ответственность сторон.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовые договоры заключаются:
- на неопределённый срок,
- на определённый срок не более пяти лет (срочные).
Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме в двух экземплярах. Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации, которое объявляется работнику под расписку. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, даже если он не был надлежащим образом оформлен.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практического занятия
1. Дать объяснение понятию «трудовой договор».
2. Объяснить, что входит в содержание трудового договора.
3. Объяснить, каков порядок заключения трудового договора.
4. Перечислить, какие виды трудового договора существуют и дать им характеристику.
Задания к практическому занятию
1. Выписать обязательные условия трудового договора.
2. Решить шесть ситуационные задачи (по выбору).
Ситуационная задача № 1
Золотов был приглашён на работу в службу маркетинга по обслуживанию вычислительной техники на должность системного администратора в письменной форме в порядке перевода от другого работодателя. Он уволился 8 января 2008 года по переводу к другому работодателю. 16 января 2008 года ему было отказано в приёме на работу. Золотов решил обжаловать отказ в заключении трудового договора в судебном порядке.
Имеет ли право работодатель отказать в приёме на работу Золотова?
Какие действия имеет право совершать работник в подобных случаях?
Ситуационная задача № 2
Карпов уволился по собственному желанию 10 января 2008 года, 15 января 2008 года, не оформив надлежащим образом документы, начал работать в серверной службе техником по ремонту компьютеров. Работодатель пообещал оформить документы в течение нескольких дней, так как в данный момент очень много работы и все заняты.
Считается ли принятым на работу Карпов?
Какими должны быть действия работодателя в данном случае?
Какова процедура заключения трудового договора?
Ситуационная задача № 3
Работник крупной кампании, оказывающей услуги населению по сбору и комплектации видео- и оргтехники, Алексеев отсутствовал на работе без уважительной причины более трёх часов. Руководитель компании наложил на него дисциплинарные взыскания: объявил выговор и уволил с работы за прогул. Выговор был занесён в трудовую книжку.
Назовите нарушения трудового законодательства, допущенные руководителем компании.
Ситуационная задача № 4
С Мукашевым Данияром заключен трудовой договор сроком на 1 год. В приказе о приеме на работу указан испытательный срок – 3 месяца. По истечении 2-х месяцев работодатель расторгает с Данияром договор на основании пп.5 п.1 ст. 54 ТК РК (отрицательный результат в период испытательного срока).
Правомерны ли действия работодателя?
Ситуационная задача № 5
Трудовой договор (ТД) между Калиевым Архатом и работодателем оформлен в двух экземплярах, заключен на неопределенный срок с 1 февраля 2008 года. Архат приступил к работе 1 февраля согласно дате, указанной в ТД. Приказ о приеме Калиева на работу был издан в организации 5 февраля 2008 года, что не было доведено до сведения работника. По результатам работы за месяц оплата была произведена за период с 5 по 28 февраля. Требование Калиева произвести оплату за период с 1 по 5 февраля бухгалтерией не было удовлетворено.
Подлежит ли оплате период с 1 по 5 февраля 2008 года?
Ситуационная задача № 6
С работником заключен трудовой договор с условием испытательного срока на 3 месяца. По истечении двух месяцев работодатель увольняет работника, при этом не выплачивает заработную плату и компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск.
Правомерны ли действия работодателя?
Ситуационная задача № 7
Работник подал заявление о расторжении трудового договора. Срок увольнения наступил, однако работодатель не отпускает работника, так как не нашел ему замену.
Имеет ли право работодатель задерживать увольнение?
Ситуационная задача № 8
В период дежурства Талгатова А.С. на охраняемой им территории произошла попытка хищения не установленными лицами материальных ценностей, переданных ему под охрану. На следующий день администрация организации, узнав о случившемся, решила уволить его с работы.
Правомерно ли решение администрации организации?
Есть ли основания для увольнения сотрудника службы охраны?
Ситуационная задача № 9
16-летний Максатов подал заявление в ресторан «Ульба» о приеме его на работу в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него представления трудовой книжки, удостоверения личности, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилплощади и семейном положении. Установив, что Максатов не имеет трудовой книжки и характеристики, так как после окончания 9 классов долго болел и нигде не работал, и что он проживает вместе с матерью, администрация отказала ему в приеме на работу.
Какие документы предъявляются работником при поступлении на работу?
Права ли администрация ресторана?
Ситуационная задача № 10
Слесарь Садыков был призван на воинскую службу 20 июня 2008 г. На его место был принят Ильясов. В связи с демобилизацией по состоянию здоровья Садыков 10 августа 2008 г. возвратился на завод и потребовал предоставления ему прежней работы. Администрация отказала ему в этом, сославшись на то, что принятый на его место Ильясов справляется с возложенными на него трудовыми обязанностями. Садыков обратился в суд с иском о восстановлении его на прежнюю работу. Как решить данный спор?
Ситуационная задача № 11
При приеме на работу от Мусиной и Жумагуловой соответственно на должности экономиста и кассира администрация АО «Барс» потребовала следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании ВУЗа, справку о состоянии здоровья, характеристику с прежнего места работы, справку о составе семьи.
Правомерно ли требование администрации о предоставлении Мусиной и Жумагуловой всех перечисленных документов? При ответе сошлитесь на нормативные акты.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить материал на тему «Трудовой договор» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 95-102.) В тетради зафиксировать обязательные условия трудового договора.
2. Выбрать из 11 предложенных ситуационных задач шесть и решить, используя материалы учебника и нормы Трудового кодекса РФ. Ответы записать в тетрадь.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Перечислить виды трудового договора, дать им характеристику.
2. Объяснить, каковы права и обязанности работника и работодателя.
4. Объяснить, что такое испытательный срок и каким образом он устанавливается.
5. Перечислить документы, необходимые при оформлении на работу.
Практическое занятие № 5
ОФОРМЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ БУМАГ (РЕЗЮМЕ, ПРИЁМ НА РАБОТУ, ПЕРЕВОД, УВОЛЬНЕНИЕ)
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие приём, перевод на другую работу, увольнение работника;
знать: законодательство, регулирующее права и обязанности работника и работодателя по вопросам приёма на работу, перевода на другую работу, увольнения с работы по различным основаниям;
иметь сформированные компетенции: способность адаптации к новым ситуациям, способности к обучению; принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, образцы деловых бумаг (резюме, заявления о приёме на работу, переводе на другую работу, заявления об увольнении), методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
- паспорт;
- трудовую книжку;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учёта;
- документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний.
Перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции
работника и структурного подразделения, в котором работает работник.
Руководитель структурного подразделения, в котором трудится работник, подготавливает представление на перевод или составляет докладную записку на имя директора организации с просьбой о переводе и обоснованием этой просьбы. Этот документ должен включать фамилию, имя, отчество работника, наименование профессии (должности), разряд, класс (категорию) квалификации, наименование структурного подразделения, в котором сотрудник работает в настоящее время. Кроме того, представление включает оценку производственной деятельности, сведения о повышении профессионального уровня. Указывается также основание для перевода, новая должность, новое структурное подразделение (если работник переводится в другое структурное подразделение) и дата перевода.
Трудовой договор может быть прекращён в случаях:
- из-за желания одной из сторон либо их обоюдного желания;
- из-за невозможности сохранить трудовые отношения по определённым обстоятельствам;
- по основаниям, не зависящим от воли сторон.
Работник имеет право в любой момент без объяснения мотива расторгнуть трудовой договор с работодателем, предупредив его об этом в письменной форме за две недели.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем лишь в случаях, прямо указанных Трудовым кодексом Российской Федерации. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя:
- ликвидация организации;
- сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
- несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации и т.д.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Объяснить, как происходит оформление работника на работу.
Объяснить, чем отличается перевод т перемещения.
Назвать основания прекращения трудового договора.
Задания к практическому занятию
1. Составить резюме.
2. Составить заявление о приёме на работу.
3. Составить заявление о переводе на другую работу в другое предприятие или на другую должность в данном предприятии.
4. Составить заявление об увольнении с работы (основание увольнения записать согласно статьям 77-81, 83 Трудового кодекса РФ).
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
3.Изучить нормы Трудового кодекса РФ, закрепляющие трудовые отношения, касающиеся приёма, перевода и увольнения работника.
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить материал на тему «Трудовой договор» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 102-115.
2. Внимательно изучить статьи 77-81, 83 Трудового кодекса РФ.
3. Составить деловые бумаги согласно образцам (Приложение 4-8).
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Для чего необходимо уметь составлять резюме?
2. Какие данные о себе необходимо записывать при оформлении заявления о приёме на работу?
3. Какие виды переводов закреплены в ТК РФ?
4. Перечислить общие основания прекращения трудового договора согласно ст. 77 ТК РФ.
5. Объяснить, каким образом происходит расторжение трудового договора по собственному желанию согласно ст. 80 ТК РФ.
6. Перечислить основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя согласно ст. 81 ТК РФ.
7. Перечислить основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Практическое занятие № 6
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие режим рабочего времени;
знать: законодательство, регулирующее права и обязанности работника и работодателя по вопросам режима рабочего времени;
иметь сформированные компетенции: принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, методические рекомендации по выполнению практических занятий.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Под режимом рабочего времени понимается порядок распределения рабочего времени в течение рабочего дня или смены. Режим рабочего времени должен предусматривать:
продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику);
- работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
- продолжительность ежедневной работы (смены);
- время начала и окончания работы;
- время перерывов в работе;
- число смен в сутки;
- чередование рабочих и нерабочих дней.
Эти показатели устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовое законодательство определяет следующие виды режима рабочего времени:
- ненормированный рабочий день;
- режим гибкого рабочего времени;
- сменный режим;
- вахтовый режим;
- разделенный режим.
Различают два вида учета рабочего времени:
- нормальный (ежедневный, недельный) учет рабочего времени;
- суммированный (месячный, квартальный, годовой) учет рабочего времени.
При равной продолжительности ежедневной работы осуществляется ежедневный (поденный) учет. В этом случае учетный период равен одному рабочему дню и его продолжительность, установленная в соответствующем порядке, полностью отрабатывается в тот же рабочий день.
Если продолжительность работы определяется графиком в пределах установленной нормальной продолжительности рабочего времени, то применяется еженедельный учет рабочего времени. В этом случае учетный период равен неделе.
Суммированный учет рабочего времени может быть введен только в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не должна превышать нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени учитывается фактически отработанное время, а если работник переработал в какую-нибудь смену, то в рамках учетного периода он может недоработать до установленной продолжительности рабочего дня. Учетный период не может превышать одного года.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени работодатель устанавливает в правилах внутреннего трудового распорядка организации.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе
1. Раскрыть понятие «режим рабочего времени».
2. Объяснить, какие виды режима рабочего времени закреплены в Трудовом кодексе РФ.
3. Перечислить виды учёта рабочего времени.
4. Объяснить, каков порядок введения суммированного учёта времени.
5.Определить, при каких случаях устанавливается недельный учёт рабочего времени.
Задания к практическому занятию
1. Составить таблицу «Режим рабочего времени, его виды»
2. Составить Положение о режиме рабочего времени в одном из цехов ОАО «Газпромнефть – Муравленко».
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить материал на тему «Режим рабочего времени, его виды» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 121-123).
2. Выделить из текста виды режима рабочего времени (пятидневная рабочая неделя, сменная работа, вахтовый метод), дать им характеристику и данную информацию представить в форме таблицы.
3.Определить из текста учебника, что должен предусматривать режим рабочего времени.
4. Составить Положение о режиме рабочего времени для данного предприятия.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Какие показатели рассматривают трудовой коллектив и работодатель при установлении режима рабочего времени?
2. Дать характеристику ненормированному рабочему дню.
3. Назвать признаки режима гибкого рабочего времени.
4. Объяснить, чем отличается нормальный учёт рабочего времени от суммированного.
5. Какой режим рабочего времени устанавливается на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера?
Практическое занятие № 7
ОТПУСКА: ВИДЫ ОТПУСКОВ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие институт времени отдыха и отпусков;
знать: законодательство, регулирующее права и обязанности работника и работодателя по вопросам предоставления отпуска;
иметь сформированные компетенции: принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, методические рекомендации по выполнению практических занятий.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
работникам в возрасте до восемнадцати лет;
работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя ежегодный оплачиваемый отпускПраво на отпуск имеет каждое лицо, работающее по трудовому договору (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 ТК РФ). Отпуск относится к времени отдыха работника, т. е. в этот период он освобожден от исполнения своих трудовых обязанностей и вправе использовать это время так, как считает нужным (ст. 106, 107 ТК РФ).
Оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно (ст. 122 ТК РФ). На период очередного отпуска по Трудовому кодексу 2019 за работником сохраняется его место работы (должность), а также средний заработок (ст. 114 ТК РФ). То есть оплачивается отпуск за счет работодателя.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику независимо от места его работы, сменности, формы оплаты труда, занимаемой должности, срока трудового договора, организационно-правовой формы работодателя и т.д. Поэтому отпуска предоставляются в том числе тем, кто работает:
по совместительству (ст. 287 ТК РФ);
на условиях неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ);
на дому (ст. 310 ТК РФ);
дистанционно (ст. 312.4 ТК РФ).
Вместе с тем отпуск не предоставляется лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры (ст. 11 ТК РФ).
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в общем случае должна составлять не менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Раскрыть понятие «время отдыха».
2. Дать характеристику различным видам отдыха.
3. Дать характеристику ежегодному основному оплачиваемому отпуску.
4. Объяснить, каковы обязанности работодателя по вопросам составления графика отпусков работникам
5. Объяснить, каким образом происходит начисление дней отпуска за отработанный год
6. Определить, какие компенсации и гарантии государство предоставляет работникам, выполняющим работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Задания к практическому занятию
1 Решите ситуационные задачи.
1.1 В связи с неудовлетворительным ходом производства работодатель издал приказ о внесении изменений в график предоставления ежегодных отпусков. Многим работникам, в том числе и несовершеннолетним, которым отпуск по графику приходился на летнее время, директор перенес его на зимние месяцы следующего года (без согласия с профкомом). Профком обратился к директору с требованием об отмене приказа. Законно ли требование профкома?
1.2 Вавилонова С.И. хотел взять 1 или 2 дня в счет очередного отпуска, но администрация ей отказала, сославшись на то, что дробить ежегодный отдых нельзя. Вавилонова обратилась в юридическую консультацию с вопросом можно ли делить очередной отпуск и на какие части. Что должен ответить юрист?
1.3 Маисеева М.П. получает высшее образование на заочной форме обучения на юридическом факультете КГУ и работает менеджером в магазине. Она обратилась к администрации с просьбой предоставить ей оплачиваемый отпуск как студентке - заочнице на время сессии, однако администрация ей в этом отказала, сославшись на то , что сессия оплачивается только в том случае , если она учится по профилю предприятия, а если нет, то ей может быть предоставлен только неоплачиваемый отпуск. Прокомментируйте ответ администрации.
1.4 Петрова М.И. работает в туристической фирме. Имеет ли право руководитель фирмы, деля отпуск на две части, одну из них предоставлять во время, нужное работнику (в соответствии с графиком отпусков), а другую во время, удобное руководителю ( например, с 15 по 30 января)?
1.5 Во время отпуска Маслова П.Е. заболела на 11 дней, четыре из которых – выходные. 25 мая она должна выйти на работу. На сколько дней ей продлят отпуск?
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практического занятия
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и нормами Трудового кодекса РФ, закрепляющими вопросы по предоставлению отпуска
3 Используя нормы Трудового кодекса, решите ситуационные задачи
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1.Назовите виды времени отдыха, дайте им характеристику
2.Перечислите виды отпусков, дайте им характеристику
3 Определите порядок составления графика отпусков на предприятии
4 Объясните, что произойдет с работником, если он заболел во время отпуска
5 Объясните, какие права имеет работник по вопросам использования отпуска
Практическое занятие № 8
ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКА. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие вопросы материальной ответственности работника и работодателя;
знать: законодательство, регулирующее материальную ответственность работника и работодателя;
иметь сформированные компетенции: применение навыков принятия решений в соответствии с ситуацией, ответственность за принятое решение; принятие решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Материальная ответственность сторон трудового договора представляет собой вид юридической обязанности одной из сторон (работника или работодателя) возместить реальный имущественный ущерб, причиненный ею другой стороне в результате виновного противоправного неисполнения трудовых обязанностей.
Различают следующие виды материальной ответственности:
материальная ответственность работодателя;
материальная ответственность работника (индивидуальная или коллективная, полная или ограниченная).
Материальная ответственность может быть закреплена в письменном договоре о полной материальной ответственности, т. е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества (подробнее об этом см. ниже).
Условия наступления материальной ответственности:
наличие ущерба;
наличие вины;
противоправность действия или бездействия;
причинно-следственная связь между противоправным поведением одной из сторон и ущербом, нанесенным другой стороне.
Работодатель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный работнику в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
Виды материальной ответственности работника:
ограниченная, т.е. ответственность, возмещаемая в определенных (заранее установленных) пределах;
полная, т. е. такая ответственность, когда ущерб возмещается без каких-либо ограничений в полном объеме.
Работник также имеет право возместить причиненный работодателю ущерб в добровольном порядке.
Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практического занятия
1. Дать определение понятия «материальная ответственность». Какие виды материальной ответственности вам известны?
2. При каких условиях возможно наступление материальной ответственности?
3. Перечислить основания наступления материальной ответственности работника и работодателя.
4. Охарактеризовать основные случаи материальной ответственности работодателя.
5. Чем ограниченная материальная ответственность работника отличается от полной материальной ответственности?
6. В каких случаях работник может быть привлечен к полной материальной ответственности?
7. Описать порядок возмещения работником причиненного ущерба.
Задания к практическому занятию
Составить таблицу «Основания привлечения работника и работодателя к материальной ответственности».
Составить приказ о привлечении к ограниченной или полной материальной ответственности работника за причинённый ущерб работодателю независимо от форм собственности (ООО, ОАО, ЗАО, унитарное предприятие.)
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно прочитать и изучить основные понятия по теме «Материальная ответственность» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 146-152).
2. Выделить из текста основания привлечения к материальной ответственности работника и работодателя. Зафиксировать в тетради в форме таблицы.
3. Внимательно изучить материал на тему «Приказ о привлечении к материальной ответственности работодателя»
. Составить приказ по образцу (название предприятия, квалификацию указывать (по возможности) согласно Вашему месту работы и Вашей будущей профессии или специальности).
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Раскрыть понятия «материальная ответственность», «ущерб», «незаконное лишение возможности трудиться», «ограниченная материальная ответственность», «полная материальная ответственность».
2. Объяснить, при каких случаях работодатель привлекается к материальной ответственности.
3. Определить порядок возмещения причинённого ущерба работником работодателю.
4. Раскрыть понятие «ограниченная материальная ответственность».
5. Определить, при каких случаях работодатель несёт материальную ответственность.
Практическое занятие № 9
ОФОРМЛЕНИЕ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ В КОМИССИЮ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ, СУД В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие трудовые споры между работником и работодателем;
знать: законодательство, регулирующее деятельность КТС и суда по вопросам разрешения индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем;
иметь сформированные компетенции: принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, Положение «О комиссии по рудовым спорам», методические рекомендации по выполнению практических работ
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
КТС является постоянно действующим самостоятельным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее решения не нуждаются в чьем-либо утверждении. Обладая государственно-властными полномочиями наравне с судами общей юрисдикции, она является по своей сути общественным органом.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе
1. Дать объяснение понятию «индивидуальный трудовой спор».
2. Определить роль КТС и судов по вопросам разрешения индивидуальных трудовых споров, дать им характеристику.
3. Перечислить, какие гарантии предоставляет государство работнику по защите его трудовых прав?
Задания к практическому занятию
Составить исковое заявление в суд в связи с незаконным увольнением работника.
Решить три ситуационные задачи.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
Порядок выполнения практического занятия
Задание №1
1. Внимательно изучить материал на тему «Трудовые споры» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 155- 160.)
2.Составить исковое заявление в суд в связи с разрешением индивидуального трудового спора по образцу (Приложение 9).
Задание №2
1. Внимательно изучить материал на тему «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 108 - 110.)
2. Решить ситуационные задачи №1, 2, 3.
Задача 1. Инженеру научно-исследовательского института Громову два месяца не выплачивали заработную плату. Громов приостановил работу до выплаты задержанной суммы, известив об этом директора института. На следующий день после того, как Громов подал заявление о приостановлении выполнения своих трудовых обязанностей, директор издал приказ об увольнении Громова по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК (прогул). Громов пытался объяснить, что имел право не выходить на работу до выплаты ему причитающейся заработной платы, однако его просто-напросто ознакомили с приказом об увольнении. Правомерны ли действия директора института?
В какой орган может обратиться Громов с требованием о защите своих трудовых прав?
Задача 2. Старший прораб строительного участка Никитин и старший мастер того же участка Обухов нарушил правила по технике безопасности, следствием чего явился несчастный случай. За допущенные нарушения они были уволены с работы. Не согласившись с увольнением, Никитин и Обухов обратились в КТС с заявлениями о восстановлении их на работе. В заявлениях указывалось, что за всю предшествующую деятельность старшего прораба и старшего мастера они не имели ни одного дисциплинарного взыскания, поэтому применённые к ним меры слишком строги. Кроме того, увольнение произведено без согласия выборного профсоюзного органа.
Правомерны ли действия администрации?
Входит ли рассмотрение данного спора в компетенцию КТС?
Задача 3. Константинов, считая увольнение незаконным, обратился в суд с исковым заявлением к работодателю о восстановлении на работе, потребовал выплатить заработную плату за время вынужденного прогула, а также возместить моральный вред. В последнем требовании Каштанову было отказано. Суд своё решение обосновал тем, что законодательством не предусмотрено возмещение морального вреда, а нормы гражданского законодательства при рассмотрении трудовых споров не применяются.
Возможно ли использование норм гражданского права при регулировании трудовых отношений?
Контрольные вопросы для защиты практической работы
1. Каким образом формируются комиссии по трудовым спорам?
3. Какова компетенция комиссии по трудовым спорам?
4. Каков порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам?
6. Как происходит рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах?
Практическое занятие №10
ВИДЫ ПЕНСИЙ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную защиту работника;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие логического мышления, способности чётко формулировать свои мысли;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие вопросы материального обеспечения граждан;
знать: законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение;
иметь сформированные компетенции: способности к организации и планированию; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О трудовых пенсиях», методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Пенсия - это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принятый 28.12.2013 г., и которая предоставляется гражданам:
в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.
Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
1) страховой части;
2) накопительной части.
Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет.
Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни
Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет.
Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:
особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);
особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);
физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);
географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Дать определение понятию «государственная социальная помощь».
4. При каких условиях назначается пенсия за выслугу лет?
5. При каких условиях назначается пенсия по инвалидности?
6. При каких условиях назначается пенсия по случаю потери кормильца?
7. При каких условиях назначается пенсия по старости?
Задания к практическому занятию
1. Начертить схему «Государственная социальная помощь в Российской Федерации».
2. Выписать из Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия назначения пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и дополнительной литературы.
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить основные понятия по теме «Социальное обеспечение граждан» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 170-175).
2. Выделить из текста различные виды социальной помощи, оказываемые лицам при определённых условиях. Начертить в тетради схему «Государственная социальная помощь в Российской Федерации».
3. Выделить из текста учебника и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и записать в тетрадь условия назначения пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Раскрыть понятие «пенсия» и перечислить различные виды пенсий в РФ.
2. Объяснить, при каких случаях гражданам оказывается государственная социальная помощь.
Практическое занятие №11
КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную защиту работника;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие логического мышления, способности чётко формулировать свои мысли;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие административные правоотношения;
знать: законодательство, регулирующее административные правонарушения;
иметь сформированные компетенции: способность применять знания на практике, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Кодекс РФ «Об административных правонарушениях в РФ», методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
Административное право - это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Административное правонарушение состоит из четырех элементов: субъекта, объекта, объективной стороны и субъективной стороны.
Субъектом административного правонарушения может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо подлежит административной ответственности, если к моменту совершения административного правонарушения оно достигло возраста 16 лет.
Объектом административных правонарушений могут быть общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: общественный порядок, здоровье населения и общественная нравственность, порядок управления, дорожное движение, воинская служба и т.д.
Объективная сторона административного правонарушения в свою очередь состоит из трех элементов: противоправности деяния (действия или бездействия), вредных последствий, которые влечет за собой совершение этого правонарушения, и причинно-следственной связи между противоправным деянием и вредными последствиями. Субъективная сторона представляет собой психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.
За совершение административного правонарушения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Дать определение понятию «административное право».
2. Кто может быть субъектом административного права?
3. Дать определение понятия «административное правонарушение». Перечислите признаки административного правонарушения.
4. Перечислить виды административных наказаний.
Задания к практическому занятию
1. Начертить схему «Виды административных правонарушений и административных наказаний».
2. Решить ситуационные задачи.
Задача 1. Учащиеся техникума Тимохин и Филатов, встретив около магазина двух симпатичных девушек, предложили распить с ними бутылку водки. Девушки, возмутившись, поспешили удалиться. Филатов и Тимохин последовали за ними, продолжая настаивать на своем предложении. Испуганные девушки попросили проходивший мимо патруль милиции избавить их от назойливого приставания. Тимохин и Филатов были доставлены в отделение милиции, где на них был составлен протокол о совершении мелкого хулиганства. Затем они были доставлены в суд, где судья, изучив протокол и выслушав объяснения нарушителей, вынес постановление об аресте учащихся на 5 суток.
Законно ми рассмотрено дело?
Задача 2. Петров, торопясь на занятия в техникум и желая сэкономить хоть несколько минут, переходил улицу в неположенном месте. Он был задержан работником полиции, который объяснил ему всю пагубность совершенного деяния и предупредил о том, что в следующий раз Петров будет наказан по всей строгости закона, записав на всякий случай себе в блокнот фамилию и учебное заведение нарушившего ПДД. Через несколько дней в учебном заведении, где учился Петров, был вывешен приказ о наложении на него за нарушение ПДД выговора, основанием которого стало сообщение из полиции.
Оцените законность действий работника полиции и директора учебного заведения.
Задача 3. Сухарев, учащийся колледжа, за безбилетный проезд в троллейбусе был оштрафован на 100 руб. Он честно объяснил контролерам, что штраф заплатить не может, потому что он учащийся и за его учебу платят его родители. Контролеры указали на объявление, вывешенное в троллейбусе, и сказали, что другой санкции за безбилетный проезд не предусмотрено. Они забрали Сухарева и закрыли его в комнате диспетчерской, находящейся на конечной остановке троллейбуса, до приезда родителей и уплаты ими за нерадивого сына штрафа.
Должен ли быть уплачен штраф? Кто его обязан выплачивать? Оцените законность действий контролеров.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника и нормами Кодекса РФ «Об административных правонарушениях в РФ», регулирующими данные административные правонарушения.
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить основные понятия по теме «Административные правонарушения и административные наказания» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 176-180).
2. Начертить в тетради схему «Виды административных правонарушений и административных наказаний».
3. Решить ситуационные задачи, используя учебник и Кодекс РФ «Об административных правонарушениях в РФ».
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
За какие административные проступки применяется предупреждение?
Что такое штраф? Каковы пределы штрафа, налагаемого на граждан?
3. Каких специальных прав могут лишить за административный проступок и на какой срок?
4. Почему органам полиции не предоставлено право налагать арест, и это может делать только судья? К кому нельзя применять арест как меру административного наказания?
5. Перечислить элементы административного правонарушения.
Практическое занятие №12
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТЕЙ
КоАП РФ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИХ ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Цель занятия:
- формирование умений использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную защиту работника;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие логического мышления, способности чётко формулировать свои мысли;
- формирование уважения к закону и нормативно-правовым актам.
Студент должен:
уметь: использовать нормы права, регулирующие административные правоотношения;
знать: законодательство, регулирующее административные правонарушения;
иметь сформированные компетенции: способность извлекать и анализировать информацию из различных источников, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: Кодекс РФ «Об административных правонарушениях в РФ», методические рекомендации по выполнению практических работ.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия
За совершение административного правонарушения Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях в РФ», а также нормативными актами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях в РФ» предусматривает следующие виды административных наказаний.
Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Оно выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме.
Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы.
Возмездное изъятие заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения, и последующей его реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.
Конфискация представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.
Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов: лишение права управления транспортным средством, лишение права охоты, лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II групп.
Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, -- в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.
Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим.
Дело о назначении наказания рассматривает тот орган или должностное лицо, которые имеют на это право (всего таких органов и должностных лиц около 60).
Административное наказание может быть назначено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Дата отсчета срока по длящимся правонарушениям наступает не с момента первоначального правонарушения, а с установления факта правонарушения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Раскрыть понятие «административная ответственность».
2. Перечислить виды административных наказаний.
Задания к практическому занятию
Составить таблицу «Виды административных правонарушений».
Решить ситуационные задачи.
Задача 1
Глава районной администрации своим постановлением установил административную ответственность филиалов и представительств юридических лиц, находящихся на территории района, за нарушение трудового законодательства в виде штрафа в размере пятисот рублей.
Допустил ли глава районной администрации нарушения? Если вы считаете постановление незаконным, укажите основания и порядок его обжалования (оспаривания).
Задача 2
Районная административная комиссия рассмотрела дело о мелком хулиганстве, совершенном военнослужащим Костровым, и вынесла постановление об его аресте на 15 суток с использованием на физических работах по благоустройству села.
Законно ли постановление административной комиссии?
Задача 3
Комендант одного из корпусов университета взыскивал штраф в размере ста рублей со студентов за курение в не отведенных для этого местах. На возражения студентов он отвечал, что это мера установлена в краевом законе, и, согласно приказу ректора, комендант уполномочен «применять все необходимые меры».
Прокомментируйте ситуацию. Можно ли обжаловать (оспорить) приказ ректора и действия коменданта?
Задача 4
Директор педагогического колледжа своим приказом установил штрафы за нарушение студентами правил внутреннего распорядка. Студентов стали штрафовать за опоздание на занятия, за отсутствие «сменной» обуви, т.п. По жалобе нескольких учащихся прокурор принёс протест на упомянутый приказ и предложил отменить его. Какое нарушение закона усмотрел прокурор в приказе директора? Составьте проект прокурорского протеста в отношении приказа директора.
Задача 5
Гражданка Злобина 28 июня 2002 г. совершила хулиганские действия. Учитывая то, что у нее имеется сын 13 лет, которого она воспитывала одна, ее решили не привлекать к уголовной ответственности. Ее действия квалифицировали по ст. 20.1 КоАП РФ как мелкое хулиганство. Постановлением судьи от 30 июня 2002 г. Злобина была подвергнута аресту на 15 суток.
Законно ли была привлечена к ответственности гр. Злобина?
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Ознакомиться с заданиями практической работы.
2. Ознакомиться с содержанием Кодекса РФ «Об административных правонарушениях в РФ».
Порядок выполнения практического занятия
1. Внимательно изучить материал на тему «Административные правонарушения и административные наказания» (Учебник «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», автор Румынина В. В., стр. 176-180) и содержание КоАП РФ. На основании полученных знаний составить таблицу.
2. Решить 5 ситуационные задачи, используя учебник и Кодекс РФ «Об административных правонарушениях в РФ».
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
1. Зачем в КоАП РФ предусмотрено так много административных санкций?
2. Почему нам недостаточно одного Уголовного кодекса? В чем отличие КОАП от УК? Какова структура КОАП РФ?
3. Привести пример проступка - действия. Приведите пример проступка - бездействия.
4. Привести пример административного проступка, совершенного умышленно. Приведите пример административного проступка, совершенного по неосторожности.
5. С какого возраста налагается административная ответственность? На что посягает административное правонарушение?
6. Назвать виды административных правонарушений и привести примеры.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Румынина В. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В. В. Румынина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с.
Яковлев А. И. Основы правоведения: Учебник для учащихся нач.проф.учеб. заведений/ А. И. Яковлев. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 г. – 312 с.
Румынина В. В., Румынина Л. А. Трудовые правоотношения: от приёма …до увольнения (практическое руководство директора магазина). – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -368 с.
4 Конституция РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 102 с.
5 Гражданский кодекс РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 326 с.
6 Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2017. – 208 с.
7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2017. – 288 с.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.:Издательство «Омега-Л», 2016. – 153 с. – (Кодексы Российской Федерации).
9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». – О-13 Москва: Проспект, 20146 – 213 с.
10 ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». - О-13 Москва: Проспект, 2016. – 213 с.
11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - О-13 Москва: Проспект, 2017. – 160 с.
12 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». – О-13 Москва: Проспект, 2017. – 56 с