СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию народной песни как средство раскрепощения и развития ребёнка на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные песнив музыкальном воспитании детей просто бесценны и безграничны.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию народной песни как средство раскрепощения и развития ребёнка на уроках музыки»

Минеева И.В. Татарстан, Высокая Гора

Методические рекомендации по использованию народной песни как средство раскрепощения и развития ребёнка

на уроках музыки


Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем народам.

Моя задача как учителя музыки состоит в том, чтобы современный урок соответствовал всем нормам федерального государственного образовательного стандарта. Он должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Уроки музыки должны помочь детям понять своё отношение к миру, к людям, к самому себе. А так как ребёнок ещё только учиться правильно воспринимать искусство, то самый верный помощник в лёгкости понимания музыки - это народная песня. Именно ей в музыкальном воспитании и образовании отводится важная роль, так как она учит любить Родину, народ, природу, воспитывает чувство товарищества, развивает музыкальный слух, духовную культуру, творческие способности.

Первый класс – это всегда период становления и адаптации ребёнка. Для кого то он проходит быстро, а кому то сложнее. Поэтому первоклассник часто скован и боязлив на уроках, особенно в первую четверть. А уж занятия музыкой у первоклассников начинаются не сразу, да и при этом один раз в неделю. Ещё один стресс! И вот тут спасает положение народная песня, которая и раскрепощает психологически ребёнка, и освобождает голосовой зажим, и успокаивает.

«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания, - писал известный русский педагог С. Миропольский. – При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчётливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа».

Методические рекомендации

Русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Фольклорная арттерапия – это здоровьесберегающая образовательная технология обучения, обеспечивающая школьнику возможность сохранения здоровья за период учёбы в школе

В фольклоре действительно есть врачующее начало. В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

С самых первых уроков музыки в начальных классах звучат самые простые народные песни, небольшие припевки. Это прекрасный вокально-хоровой материал для развития ещё очень неокрепших детских голосов. Учащиеся, исполняя такие песни, чувствуют себя свободно и раскрепощённо, свободно двигаются, передавая образ, заложенный в попевках. Народные песни содержат в себе определённое развитие действия. Каждый куплет – это как отдельная сценка, которую дети с удовольствием играют. Благодаря своей непосредственности и открытости, исполняя фольклорные песни, у учащихся появляется интерес и потребность к пению и вообще к творчеству, они становятся более общительными, эмоциональными по отношению ко всему в жизни. Но самое главное, что очень, порой, кропотливая и сложная работа по развитию певческих данных в младшем школьном возрасте, заменяется игровыми, яркими, интересными моментами на уроках музыки.

Например, песня «Как на тоненький ледок», она учит взаимопомощи: «Две подружки увидали, скоро к Ване подбежали», затем «На коня его сажали, в путь дорожку провожали». Это и забота, отзывчивость, человеческая доброта. При этом мы с детьми, разыгрываем песню, а на припеве разучиваем несложные народные движения.

А на попевке «Андрей-воробей» дети учатся удерживать звук в одной позиции и отрабатывают подвижный ритм. Песенка «Василёк» учить нежному и ласковому отношению к маленькому цветочку, поэтому и голосок должен быть тоненький и светлый. Скачок на квинту, мы отрабатываем, например, на песне «Кудахчат куры во дворах», а на септиму – «Есть качели на лугу». Нравиться детям исполнять песенку про эхо, где они учатся петь разные динамические оттенки. Здесь ребята особенно внимательны, потому что здесь надо петь с осторожностью.

Любят дети песню «Чижик-пыжик», поём куплет в разных тональностях, по полутонам. «Два весёлых гуся» - это обязательный показ песни и каждый куплет по полутонам верх или вниз.

Обязательным условием должно быть – это свободные, но при этом задействованные, вдумчивые руки. Они рассказывают и показывают. Они также дают раскрепощённость и свободу движения. Часто ребята не могут приспособить свои руки, от этого скованность. А ведь руки-кисти – это продолжение нашей души. Они должны уметь говорить, как бы дополняя речь и помогая раскрыть образность темы.

Также очень сосредотачивает и развивает интонацию - рисование мелодии в воздухе. Ребята повторяют за учителем рисунок песни, и конечно, фиксирует длительности. За тем, что они показывают нужно внимательно следить, чтобы обязательно поправлять, если кто-то просто так дёргает руками. Результат не заставляет долго ждать, уже под конец первой четверти, дети слушают внимательно звуки и стараются их правильно воспроизвести.

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

С народными песнями учащиеся сталкиваются на протяжении всей школьной программы, благодаря чему они духовно обогащаются и воспитываются нравственно.

Кроме уроков внеклассная работа даёт огромный импульс для изучения целого пласта не только народных песен, но и обычаев, традиций. Здесь дети обретают свободу в исполнении, напитываются историческим прошлым своего народа, они начинают лучше понимать само состояние, когда песня – это твоя жизнь, твоя душа. Начинают ощущать себя частичкой чего-то светлого и доброго, очень серьёзного и большого, без чего уже не сможешь жить – это твоя Родина.

История народа – это история всё возрастающего творческого поиска по воспитанию молодого поколения. Ведущим звеном народной идеологии всегда выступала любовь к родной земле, верность памяти предков. Изучение живой народной музыки даёт возможность проникнуть в подлинный, жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие её силы.

Народные песни в музыкальном воспитании детей просто бесценны и безграничны. Мы помогаем учащимся чтить традиции и своего народа, и народов других национальностей. Приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни. Фольклор обладает великой очищающей силой, в нём есть строгая, гармоничная система жизненных традиций. Это огромный кладезь народной мудрости и опыта, который нас связывает с прошлым, а дальше и с будущим.


Список литературы:

  1. Бахтин В.С. Один из неучтенных песенных жанров: К вопросу об индивидуальном творчестве в фольклоре // русский фольклор. – Л.: Наука, 2008 – т XVI: историческая жизнь народной поэзии. – с.227-235.

  2. Буслаев Б.А. Процесс образования и видоизменения сказки // Покровский В.С. Сокращенная историческая хрестоматия – М. 2009 – Вып. 1: Народная словесность. Обрядовые и бытовые песни. – с. 156- 158.

  3. Бениаминова М.В. Воспитание детей: [Учебник]. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2008. – 286с.

  4. Бутримова И.В., Бережнова О.В., Сальникова Э.В. Масленица в Орловском крае // материалы научной конференции: Юдинские чтения – 2002. 30.01.2002г. – Курск, 2002. – с.120-124.

  5. Варенцов В.В. Сборник песен Самарского края. – СПб., 2009. – 33с.