Методические рекомендации по курсу
«Общая психология»
(психология человека)
Пояснительная записка
Общая психология представляет собой интегрированную учебную дисциплину, предназначенную для общетеоретической подготовки профессионалов работающих в различных областях человеческой деятельности. Это не отрасль какой-то отдельной психологической науки, а синтез психологических знаний о человеке. Педагог – специалист широкого плана. Он работает не только с детьми, но и с взрослыми, не только с образовательными учреждениями, но и со всеми другими специальными организациями, так как ни школа, ни дети не изолированы от общества. Более того, хорошо известно, что все проблемы детей – это наши проблемы, которые мы на них проецируем. Именно с этими проблемами имеет дело преподаватель. Но чтобы разбираться в них профессионально, ему необходимы фундаментальные знания о психической организации человека. Целью данного курса является создание условий для обеспечения осознания студентами сущности и закономерности развития психики и психических явлений и формирование на этой основе педагогической рефлексии как одного из базовых, профессионально значимых качеств педагога.
Курс рассчитан на 68 учебных часов, из них 34 лекционные, 34 практические. Результат деятельности студентов по изучению курса оценивается в виде зачета в конце первого семестра и экзамена в конце второго семестра.
Краткое содержание курса
Тема 1
Предмет и задачи психологии человека (4 часа)
Предмет и задачи психологии человека. Структура и отрасли психологии. Педагогическая, социальная, возрастная психология. Междисциплинарные связи психологии. Предмет современной отечественной психологии. Ее цели и задачи. Соотношение житейской и научной психологии. Система принципов научной психологии. Место психологии в системе наук.
Тема 2
История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии
Становление и развитие психологии как науки. Анимизм. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Психоанализ. Развитие отечественной психологии. И. П. Павлов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Развитие предмета психологии в истории науки
Тема 3
Сознание (4 часа)
Сознание. Психика и мозг. Психофизиологическая проблема. Проблема структуры психики. Функции психики. Эволюция психики в филогенезе. Происхождение психических явлений. Качественные признаки психического. Строение и функции нервной системы. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами в теории А. Р. Лурии. Функциональная ассиметрия головного мозга. Отличие психики человека и животных. Сознание как высшая интегрирующая форма психики. Структура сознания. Развитие сознания (Рубинштейн С. Л.). Бессознательное. Исследования З. Фрейда. Основные подходы к определению психического. Менталитет общества и активность жизненной позиции человека.
Тема 4
Личность
Различные подходы к пониманию личности. Личность в психоанализе, гуманистической психологии, современной отечественной психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Факторы, влияющие на развитие личности (врожденность, наследственность, природная среда, социальная среда). Различные модели структуры личности (З. Фрейда, К. К. Платонова). Психологические характеристики личности. Активность, направленность, самосознание.
Тема 5
Деятельность
Деятельность. А. Н. Леонтьев – основатель психологической теории деятельности. Виды деятельности. Игровая, учебная, трудовая деятельность. Структура деятельности. Потребности, мотивы, цели. Средства осуществления деятельности. Движения, действия, операции. Взаимосвязь внешних и внутренних действий. Интериоризация, Экстериоризация. Продукты освоения деятельности. Знания, умения, привычки, навыки. Взаимодействия навыков. Перенос навыка. Интерференция. Этапы формирования навыка.
Тема 6
Темперамент
Темперамент как комплекс индивидуальных особенностей человека. Теории темперамента. Учение Гиппократа о соотношении жидкостей в теле человека. Конституционная теория темперамента Эрнста Кречмера. Учение И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности. Типы темперамента. Сангвиник. Флегматик. Холерик. Меланхолик. Свойства темперамента. Сензитивность. Реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, эмоциональная возбудимость. Характеристика представителей типов темперамента.
Тема 7
Характер
Характер как индивидуальное сочетание устойчивых свойств личности. Структура характера. Черты, выражающие отношение к себе, к людям, к деятельности и вещам.
Тема 8
Способности
Способности как психологические свойства, обеспечивающие успещность выполнения деятельности. Задатки как природные предпосылки развития способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Виды способностей. Общие и специальные способности. Уровни способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.
Тема 9
Познавательные процессы
Ощущение. Ощущение как основа чувственного познания окружающего мира. Виды ощущений. Зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные ощущения. Интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные ощущения. Закономерности ощущений. Пороги чувствительности. Адаптация, компенсация, сенсибилизация, синестезия.
Восприятие. Взаимосвязь с ощущением. Отражение предметов. Рефлекторная основа. Основные свойства и виды. Индивидуальные особенности. Развитие восприятия. Предмет и фон. Взаимоотношение целого и части.
Память. Физиологический механизм памяти. Ассоциации. Виды ассоциаций. Процессы памяти. Виды памяти. Индивидуальные особенности. Типы памяти. Качества.
Внимание. Физиологический механизм. Виды внимания. Свойства внимания. Приемы активизации внимания. Условия успешного воспитания внимания.
Мышление. Основной познавательный процесс. Виды мышления. Формы мышления. Мыслительные операции. Этапы решения мыслительных задач. Качества мышления. Проблема интеллекта в современной психологии.
Речь. Общая характеристика. Развитие в филогенезе. Физиологические основы. Взаимоотношение мышления и речи. Основные виды и функции речи. Этапы формирования речи.
Воображение. Общая характеристика, роль в психической деятельности. Физиологические основы. Виды воображения. Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Воображение и творчество.
Тема 10
Эмоциональные процессы
Чувства как психические состояния человека. Внешнее выражение чувств. Виды чувств. Классификация чувств. Формы чувств.
Тема 11
Психические состояния и их регуляция
Понятие об адаптации человека. Уровни адаптации. Понятие психического состояния. Функциональное состояние. Сон. Стресс. Пограничные состояния. Психологическая защита. Потребности и стресс. Интегрированное поведение.
Темы рефератов
Бихевиоризм. Вчера, сегодня, завтра.
Гештальтпсихология. Прогноз на будущее.
Психоанализ. Значение психоанализа для развития науки.
Вклад И. П. Павлова в отечественную психологию.
Анализ творчества Л. С. Выготского и его вклада в психологию.
А. Н. Леонтьев – основатель психологической теории деятельности.
Исследование бессознательного З. Фрейдом.
Взгляд в историю. Учение Гиппократа о соотношении жидкостей в теле.
Оценка конституционной теории темперамента Эрнста Кречмера.
Значение учения И. П. Павлова для научного мира.
Межличностное понимание как компонент межличностного восприятия.
Психологические механизмы межличностного понимания.
Факторы, затрудняющие межличностное понимание.
Возрастно-психологические закономерности межличностного понимания.
Особенности понимания других людей школьниками разных возрастов.
Развитие интеллекта как условие межличностного понимания.
Темы, предложенные студентами, так же могут быть приняты и включены в список.
Для конспектирования
1 семестр
Введение в психологию/ Под редакцией А. В. Петровского. М.: Академия, 1997:
Часть 1, глава 1 – Исторический путь развития психологии.
Для конспектирования можно использовать исторические очерки, взятыми из других источников.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Л.: Питер. 1998:
Часть 2, глава 6 – Сознание человека;
Часть 5 – Введение.
Мозг и психика.
Источник по выбору студента.
2 семестр
1.Ощущение. Его характеристика.
2.Восприятие. Его характеристика.
3.Память. Его характеристика.
Внимание.
Мышление.
Речь.
Воображение.
Источник по выбору студента.
Библиографический список
Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии. М.: Просвещение, 1991.
Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М.: институт практической психологии, 1996.
Гиппенрейнер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, Юрайт, 2002.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: высшая школа 2002.
Контрольные задания по психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Е. Л. Бокуть, Л. А. Першина, А. А. Родина и др.; Сост. Л. А. Першина. – М.: Академия,1998.
Лихи Томас. История современной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2003.
Лабораторный практикум по психологии/ Екатеринб. Педучилище № 1.; Сост. В. Г. Меньшиков: - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993.
Маклаков А. Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2003
Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002.
Панферов В. Н. Психология человека./ Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000.
Практические занятия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия,2002.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.
Столяренко Л. Д. Основы психологии для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.
Черемошкина Л. В. Психология памяти. М.: Академия. 2002.
Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины 20 века. М.: Академия, 1997.