МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для воспитателей
по организации игровой деятельности детей
дошкольного возраста
Подготовила:
старший воспитатель
Хорина Елена Викторовна
Воронеж
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:
1. УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УГОЛОК РЯЖЕНЬЯ
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. УГОЛОК СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»
6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ УГОЛОК
Яркие картинки, книжки.
8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УГОЛОК
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
Г р у п п а р а н н е г о в о з р а с т а ( о т 2 д о 3 л е т )
В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
- в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
- развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
- развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;
- развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны:
Спальня | Столовая | Кухня | Ванная | Магазин продуктов | Парикмахерская | Зона конструирования | Транспортные игрушки и двигатели | Игрушки-животные |
- кроватки разных размеров; - для кроватки – постельные при-надлежности; - коляски; - куклы-младенцы в конвертах; - шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол, наборы зимней и летней одежды для кукол | - стол (до 2 штук); - стулья (до 8 штук); - кресла и диванчик; - наборы чайной и столовой посуды; - телефон со звонком. | - плита; - кухонный стол; - шкаф для посуды; - наборы кухонной посуды; - гладильная доска; - утюги. | - ванночки для купания кукол; - тазик для стирки; -веревка для белья и прищепки. | - маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) – чисто промытые, из пластика (картона); - игровые наборы пластмассовых игрушек – овощей и фруктов; - таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд – супов, компотов, каш; - возможно, кассовый аппарат; -сумочки, корзиночки разные. | - зеркало; - расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластики или линолеума. Рядом с парикмахерской обычно располагается уголок ряжения. | - большой конструктор – строитель деревянный; - настольные строительные наборы из дерева; - крупные пластмассовые конструкторы; - небольшие игрушки для обыгрывания построек. | - автомобили грузовые (не менее 4 шт.); - автомобили легковые (не менее 4 штук); - автобусы; - паровозы (электровозы) с вагончиками; - лодочки; - самолеты; - крупные игрушки-двигатели. | - наборы диких и домашних животных. |
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
В т о р а я м л а д ш а я г р у п п а
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи воспитателя:
- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
- в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
- в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя и за игрушку;
- поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
- учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.
«Семья» | Магазин | Парикмахерская | Больница | Игровые строительные наборы | Транспортные игрушки и двигатели | Игрушки-животные | Предметы-заместители |
- куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов, кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых лотках. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение (на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинки и т.п.) Оборудование для игр с куклами: - постельные принадлежности; - коляски; санки и качели для кукол; - мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров); - стиральные наборы; - утюги; - телефон со звонком; - наборы кукольной, чайной и столовой посуды. | - прилавок или витрина; - несколько различных наборов продуктов, которые могут хранится на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары; - кассовый аппарат; - сумочки разные. | - зеркало; - расчески и щетки из пластика; - игрушечные фены; - различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней. | - игрушечные атрибуты из пластика - банки, стетоскоп, шпатели, градусники (не должно быть баночек или коробок от таблеток). | - напольный конструктор – строитель; - напольные строительные материалы; - крупные пластиковые легоподобные конструкторы; - мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек | - автомобили грузовые и легковые; - автобусы; - паровозы (электровозы) с вагончиками; - лодочки и катера разных размеров; - самолеты, вертолеты. | - наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов. | Для разных сюжетов |
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
С р е д н я я г р у п п а
Задачи воспитателя:
- в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
- учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
- развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов.
Куклы и все атрибуты для игр в кукол - наборы одежды и обуви; - мебель для кукол – столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки; - коляски, санки и качели для кукол. Посуда Кухонная, столовая и чайная; различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др. | Магазин: - прилавок; - «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках – различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание на размеры атрибутов – они должны быть небольшими, можно сделать несколько магазинов (отделов супермаркета) – «Булочная», «Кондитерская», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. - «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке; - «Магазин игрушек». | Магазин продуктов: - маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) – чисто промытые, из пластика (картона); - игровые наборы пластмассовых игрушек – овощей и фруктов; - таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд – супов, компотов, каш; - кассовый аппарат; - сумочки, корзиночки разные. | Парикмахерская: - самодельные альбомы с образцами причесок; - зеркало; - кукольные расчески и щетки; - игрушечные фены, бигуди, щипцы для завивки; - небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др. | Ателье: - «рулоны ткани», выкройки одежды, самодельные журналы мод (здесь же может быть небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов). | Больница, Аптека: Ни в коем случае не должно быть среди атрибутов баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток можно использовать картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» - стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.. | Зона конструирования: - большой напольный конструктор - строитель деревянный; - настольный строительный материал; - различные пластиковые конструкторы; - небольшие игрушки для обыгрывания | Транспорт - автомобили грузовые и легковые; - автомобили специального назначения; - автобусы; - лодочки и катера разных размеров; - самолеты и вертолеты; - рули из картона или фанеры, таблички с изображением разных видов. | Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных | Игруш- ки для маль-чиков: роботы, транс-формеры, солда- тики |
Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
С т а р ш а я и п о д г о т о в и т е л ь н а я г р у п п ы
Задачи воспитателя:
- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
- развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений;
- учить согласовывать тему для начала игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- развивать умение использовать предметы-заместители.
Макеты: Макет средневекового замка, макет корабля – парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др. | Семья: -куклы разные; - наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня»; - посуда кухонная, столовая и чайная; - различные кухонные приборы и техника – мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник. | Магазин: Магазины делаются самые разные - продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги»; а также кассовый аппарат, корзиночки и сумочки для покупок. | Парикмахерская Салон красоты: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки, не-большие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др. | Ателье: «рулоны ткани», выкройки одежды, самодельные журнала мод. Швейные машины. Стойки для одежды и плечики. Возможно игрушка-ма-некен. | Больница, Аптека Атрибуты игры, соответствующие разным специальностям врачей: таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, шприцы, бинты. «Амбулаторные карты» для «Регистратуры»; баночки для лекарств. | Транспорт Грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок; автомобили спец. назначения; автобусы и троллейбусы, лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Рули и штурвал из картона или фанеры, таблички с изображением разных видов транспорта. | Зона конструирования Большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом – лоскутами ткани, кожи, бумаги и др. | Почта Самодельные посылки - небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать). | Игрушки-животные Наборы домашних и диких животных средней полосы России, животных доисторической эпохи (динозавров) из разных материалов и разного размера. | Школа, Библиотека Самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки - самодельные формуляры и детские книги. |
Содержание детских игр обогащается, поэтому могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Олимпийские игры» и др. (туристические проспекты, «база данных», модель компьютера, игрушечный микрофон, макет телекамеры и т.д). |
Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры
«ШОФЕРЫ»
(в группах среднего и старшего дошкольного возраста)
Предварительная работа по обогащению жизненного опыта детей | Проектирование предметно-развивающей среды | Приемы воспитателя, направленные на обогащение игрового опыта детей | Игры- спутники |
1. Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», «Шофер» (из серии «Кем быть»), «Едем в автобусе» (из серии «Мы играем»). 2. Рассматривание дорожных знаков и беседа об их значении. 3. Экскурсия к АЗС, к регулируемому пешеходному переходу, ближайшей остановке городского пассажирского транспорта (маршрутки, автобуса троллейбуса, трамвая), наблюдение за транспортом, работой шофера. 4. Наблюдение за светофором и действиями транспорта и пешеходов. 5. Рассматривание плаката по «Безопасности»: «Перекресток». 6. Чтение худ. литературы: Б.Житков «Светофор», Н.Калинина «Как ребята переходили улицу», Н.Павлова «На машине», Е. Лопатин «Отважные путешественники», С.Михалков «Дядя Степа». 7. Сюжетно-дидактическая игра «Дорожное движение». 8. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Светофор». | -Руль; - светофор, дорожные знаки; чехлы на стулья с изображением автобуса; - автобусная (трамвайная) остановка: штатив, на который укреплена карточка с символическим изображением остановки («Магазин игрушек», «Овощи-фрукты», «Театр», «Детский сад»; «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская» и др.); - инструменты для ремонта транспорта; - маленькая канистра; - шланг для имитации заправки машины бензином; - небольшое ведерко с тряпкой; - микрофон; - «деньги», кошельки, талоны, проездные билеты; - милицейский жезл; - документы водителя (права). | «Строим автобус»; «Учимся водить автобус»; «Едем в детский сад (в парк, в театр, в гости, за город, на экскурсию», «Катаемся по городу»; «Ремонтируем автобус» (подкачать шины, заменить колесо, починить мотор, помыть машину, заправить масло, бензин); «Пассажиры приехали в «Детский мир» (в зоопарк)», игры соответствующей тематики «Угадай игрушку», «Волшебный мешочек», , «Кто живет в этой клетке?», отгадывание загадок, составление пластических этюдов – имитация движений животных и т.д.. построение автобуса; водитель – управляет автобусом: вращает руль, имитирует голосом работу мотора, сигнала, сирены, открывание дверей; меняет колесо, накачивает шины, «ремонтирует мотор», чинит машину, моет машину, заправляет бензином (с помощью канистры, на АЗС), делает остановки, объявляет их; кондуктор – продает билеты, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти, где находится поликлиника, магазин, больница и т.д.; пассажиры – садятся в автобус и выходят из него, покупают билеты, уступают места старшим, пассажирам с детьми; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр; экскурсовод – обращает внимание пассажиров на какие-либо здания, дает их краткое описание, объясняет назначение; милиционер (сотрудник ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения. | «Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Зоопарк», «Музей», «Театр», «Парикмахерская», «Детский сад». |
Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
(в группах среднего и старшего дошкольного возраста)
Предварительная работа по обогащению жизненного опыта детей | Проектирование предметно-развивающей среды | Приемы воспитателя, направленные на обогащение игрового опыта детей | Игры- спутники |
Экскурсия в медицинский кабинет, к АЗС. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Айболит», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер». Рассматривание плаката из серии «Безопасность» – «03». Рассматривание иллюстраций «Транспорт», к сказке «Айболит». Рассматривание дорожных знаков и беседа об их значении. Дидактическая игра «Дорожное движение». Подвижная игра «Светофор», «Трамвай», «Цветные автомобили». | - Чемоданчик врача «Скорой помощи» с набором «лекарств» и медицинских инструментов (градусники, стетоскоп, шпатель, трубочка для прослушивания, шприцы и т.д., игрушечные носилки для кукол); - халат и шапочка для врача и медсестры; - рецепты, медицинские карты; - чехлы на стулья «Скорая помощь», рули; - инструменты для ремонта машины, канистра, шланг для заправки машины бензином; | Роли детей и ролевые действия: - врач «Скорой помощи» – принимает вызов, собирает чемоданчик, оказывает помощь больному дома (осматривает больного, измеряет температуру, слушает, смотрит горло, выписывает лекарства, делает уколы, дает таблетки или микстуры) или увозит больного на «Скорой помощи» в больницу; врач, медсестра в больнице; - шофер «Скорой помощи» – проверяет, накачаны ли шины, залит бензин, масло, протирает лобовое стекло, ремонтирует машину; - навещающие больного в больнице – заходят в магазин покупают цветы, фрукты, приезжают в больницу, спрашивают о здоровье, ухаживают за больным, покупают лекарства в аптеке; - водитель автобуса (маршрутки, трамвая, троллейбуса) - делает остановки, объявляет название остановки; - продавец магазина, аптеки. | «Шоферы», «Больница», «Аптека», «Поликлиника», «Семья», «Магазин». |
Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
(в группах детей раннего и дошкольного возраста)
Предварительная работа по обогащению жизненного опыта детей | Проектирование предметно-развивающей среды | Приемы воспитателя, направленные на обогащение игрового опыта детей | Игры- спутники |
Беседы с детьми: - были ли они в парикмахерской, ходят ли в парикмахерскую их мамы и папы, как они меняются после посещения салона; - какие действия совершают в парикмахерской (стригут волосы, моют, красят, сушат волосы феном, вытирают их полотенцем и т.д.); - какие атрибуты необходимы парикмахеру. 2. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др. 3. Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских. 4. Чтение художественной литературы: потешек об умывании, причесывании, К.И.Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме. 5. Дидактические игры «Чудо-фен», «Кукла Катя в парикмахерской», «Фоторобот» (складывание из деталей лиц мальчиков и девочек с разными прическами, «Хорошо-плохо». | - тумбочка для хранения атрибутов; - разные виды расчесок (из линолеума, дерева, с неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные); - флаконы от шампуней яркие, необычной формы (детской тематики); - ножницы (пластмассовые); - фен (игрушечный или неработающий настоящий); - бигуди (игрушечные); - мисочка и щеточка для окраски волос; - пелеринка для клиента; - фартук-накидка для парикмахера; - заколки, резинки, бантики, обручи, искусственные накладные пряди, локоны на заколках, парики; - журналы с образцами причесок. | - после дневного сна в группе отрывается парикмахерская, воспитатель приглашает девочек в парикмахерскую и дает детям образцы общения и действий; - воспитатель просит помочь сделать ему прическу, т.к. нет времени сходить в парикмахерскую. Воспитатель – вежливый, но требовательный клиент, иногда и подсказывающий ребенку-парикмахеру необходимые действия; - воспитатель обращает внимание детей, играющих в «Семью», на необходимость привести в порядок прически «детей» – кукол; дети ведут своих детей в парикмахерскую; - рассматривание «нового товара», поступившего из магазина в парикмахерскую (возможно участие детей в «презентации» нового товара. Воспитатель достает атрибут, рассматривает его с детьми, оговаривает действия с ним, предлагает парикмахеру по-новому оформить свой уголок). - парикмахер – надевает на клиента пелеринку, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки, окрашивает волосы, накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, прикалывает искусственные пряди; - ученик парикмахера; - маникюрша, косметолог – окрашивает ногти лаком, делает маски для лица, накладывает крем на лицо, руки; - клиенты, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; - мамы, которые привели в парикмахерские своих детей. | «Семья» - родители идут в парикмахерскую или ведут туда своих детей. «Магазин» –отдел по продаже косметических средств по уходу за волосами. «Шоферы» – парикмахер едет за новым товаром на машине. |
Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры
«МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
(в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)
Предварительная работа по обогащению жизненного опыта детей | Проектирование предметно-развивающей среды | Приемы воспитателя, направленные на обогащение игрового опыта детей | Игры- спутники |
1. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, посвященных мореплавателям и морским открытиям, истории русского флота. 2. Беседы о труде моряков, рыбаков, научных исследователей, путешественников, о разных видах морского и речного транспорта. 3. Рассматривание иллюстраций о разных водных обитателях (рыбы, морские млекопитающие - представители разных широт). 4. Экскурсии: - к Неве, наблюдения за теплоходами, грузовыми судами, катерами; - в зоологический музей. 5. Чтение художественной литературы: «Сказ о потаенном судне», Б.Озерецкая «Доблесть русского флота», С.Сахарнов «Разноцветное море», Б.Житков «Челюскинцы», «Что я видел», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». 6. Дидактические игры: из серии «Рамки-вкладыши» – «Водный транспорт», «Рыбы»; «Кто где живет», «Рыбная ловля». | - бескозырки, матросские воротники, тельняшки; - карты географические; - приборы: компасы, бинокли, подзорная труба, фотоаппарат, наушники, «рация»; - спасательный круг; - трап; - якорь; - «снасти» для рыбной ловли (предметы –заместители); - «клад» – коробочка с предметами-заместителями; - запечатанная бутылка с письмом. | - вырезанные из картона силуэты материков дети обводят как трафареты, рисуют планы путешествий, поисков кладов, спасения людей, а затем отправляются в путешествие; - строительство парохода, подводной лодки; - на море поднялась буря, корабль терпит крушение; корабль захватили пираты; в руки путешественников попадает бутылка с письмом (нарисованное письмо, план-схема); - путешественники открывают новую землю (придумывают название этой стран, какие животные и растения здесь живут); - капитан или члены экипажа заболели, корабельный врач оказывает помощь, радист связывается с берегом, с другими кораблями; - путешественники посещают на берегу местные достопримечательности (театр, зоопарк, музеи, гуляют по улицам, заходят в магазин, кафе, парикмахерскую). - капитан – ведет корабль, смотрит в подзорную трубу, на карту, отдает команды; радист; механики; - матросы – убирают каюты, моют палубу, ловят рыбу, - пассажиры – прощаются с провожающими, фотографируют достопримечательности, посещают столовую, зал для просмотра кино, выходят на берег, гуляют по улицам, заходят в музеи, театры; - путешественники, кладоискатели: знакомятся с обычаями новой страны, подбирают редких животных для зоопарка, ищут клад, заблудившегося товарища; судовой врач – лечит пассажиров, команду корабля; кок – готовит на камбузе еду; журналисты, фотографы. | «Кухня- камбуз», «Зоопарк», «Музей», «Театр», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Аптека». |
Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
(в группах раннего и младшего дошкольного возраста)
Предварительная работа по обогащению жизненного опыта детей | Проектирование предметно-развивающей среды | Приемы воспитателя, направленные на обогащение игрового опыта детей | Игры- спутники |
1. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Разложи фрукты и овощи», «Оденем куклу», «Покормим куклу», «Пуговицы к платью», «Матрешки»; «Сделаем Кате красивую прическу», «Постираем кукле платье», «Погладим платье для куклы Кати», «Чаепитие кукол», «Угостим кукол фруктами». 2. Чтение художественной литературы: А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» («День рождения ослика Иа»), Э.Успенский «Чебурашка и Крокодил Гена». 3. Хороводные игры «Каравай», «Кто у нас хороший?» 4. Пение песен («Пусть бегут неуклюже…»). 5. Рассматривание иллюстраций «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты». 6. Беседы с детьми о том, что бы им хотелось получить в подарок на день рождения, о каком подарке мечтает друг, как прошел их последний день рождения, что больше всего запомнилось. | - Стол со стульчиками, скатерть, украшения для стола (вазы, цветы, салфетки); - наряды для именинника и гостей – платья, юбочки, фрак, веночки, бусы, др. аксессуары; - коробки для подарков, ленточки для их упаковки, букеты цветов в подарок; - посуда; - угощения (конфеты разного цвета, мороженое, фрукты крупные и мелкие); - игрушечные музыкальные инструменты, магнитофон, микрофон; альбом причесок; кошелек, деньги; куклы; фотоаппарат. | Роли детей и ролевые действия: - именинница (именинник) – объявляет о своем дне рождения и приглашает всех в гости (возможно, используя пригласительные билеты), готовит угощение для гостей, накрывает на стол; наводит порядок в «доме», наряжается к празднику (посещает магазин, покупает одежду, идет в парикмахерскую, делает прическу); встречает гостей, принимает подарки, рассматривает их и благодарит за них, приглашает гостей за стол, угощает их, развлекает (предлагает потанцевать, поиграть в подвижные игры); - гости – готовят заранее подарки, наряжаются, едут на автобусе (такси, маршрутке и т.п.) в гости, поздравляют именинника, вручают ему подарок; фотографируются; - продавец в магазине; - парикмахер; - водитель городского транспорта. | «Семья», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская», «Транспорт». |
Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры
«КОСМОС»
(в группах старшего дошкольного возраста)
Предварительная работа по обогащению жизненного опыта детей | Проектирование предметно-развивающей среды | Приемы воспитателя, направленные на обогащение игрового опыта детей | Игры- спутники |
1. Чтение художественной литературы: К.Булычев «Тайна третьей планеты, Н.Носов «Незнайка на Луне», детские энциклопедии «Космос», «Рассказы о Гагарине», атлас «Природоведение» и др. 2. Беседы о космосе, о планетах, о профессии космонавта, инженера-конструктора, судового врача, о подготовке космонавтов к полету, к работе на космическом корабле. 3. Рассматривание фотографий, иллюстраций о космосе, различных энциклопедий, посвященных космосу. 4. Разучивание стихотворения «Метеорит» Р. Сефа. 5. Художественно-продуктивная деятельность на тему «Космос». 6. Экскурсия в планетарий. 7. Подвижная игра «Космонавты». | - Карта звездного неба; - изображения планет, глобус; - «панель управления» (клавиатура от компьютера или изготовленная из бросового материала, например, картонной коробки с нарисованными разноцветными кнопками); - приборы (фотоаппарат, «рация», наушники); - «аптечка»; - инструменты для небольшого ремонта; - космические продукты; - элементы космической экипировки. | - после рассматривания карты звездного неба дети рисуют маршруты путешествий; - взрослый предлагает придумать название планеты, к которой отправляется экспедиция, придумать транспорт, на котором туда можно добраться; - воспитатель вместе с детьми строит ракету, космический корабль, летающую тарелку или иное средство передвижения; - воспитатель предлагает детям представить, что они попали на Луну или другую планету, вспомнить, какие на ней условия жизни и выполнять игровые действия в соответствии с ними: нет воздуха – надеть скафандры, на планете невесомость – движения плавные, медленные, встретили инопланетян – объясняться языком жестов и рисунков; - заболевает или получает травму член экипажа, судовой врач оказывает ему медицинскую помощь; - после приземления у членов экипажа берет интервью журналист, задавая вопросы о самочувствии космонавтов, об увиденном в космосе во время выхода в открытое космическое пространство, о встрече с инопланетянами на их планете и т.д.. - космонавты (капитан корабля, бортинженер, врач); - работники Центра управления полетами: инженеры – конструкторы космического корабля, диспетчеры пультов управления; - врачи, готовящие космонавтов к полетам, тренеры; - сотрудники лабораторий по разработке космического питания, по созданию специальной одежды для космонавтов; инопланетяне: марсиане, лунатики; журналисты. | «Больница», «Библиотека (каюта отдыха)», «Космический зоопарк», |
Список использованной литературы
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Москва, Педагогическое общество России, 2006.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез. 2001.
Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!.. Москва, «Скрипторий 2003», 2005.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.
Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль, за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. Москва, «Скрипторий 2003», 2005.
Интернет-источники:
http://dohcolonoc.ru/cons/2628-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-igrovaya-deyatelnost-v-rannem-vozraste.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/statya-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-detey-rannego-vozrasta
http://50ds.ru/metodist/9907-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-rannego-vozrasta.html
http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2488-statya-organizaciya-igr-s-detmi-rannego-vozrasta