СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мираю. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации игровой деятельности»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


для воспитателей


по организации игровой деятельности детей


дошкольного возраста







Подготовила:

старший воспитатель

Хорина Елена Викторовна


















Воронеж




С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность)  либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:

1. УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УГОЛОК РЯЖЕНЬЯ

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. УГОЛОК СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. УГОЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ УГОЛОК

Яркие картинки, книжки.

8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

  • дидактические игры;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • подвижные игры;

  • пальчиковые игры;

  • сюжетное конструирование и др.

Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:

  • планомерное обогащение жизненного опыта детей;

  • совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на  побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.











Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Г р у п п а р а н н е г о в о з р а с т а ( о т 2 д о 3 л е т )


В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

- в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;

- развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;

- развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;

- развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны:

Спальня

Столовая

Кухня

Ванная

Магазин продуктов

Парикмахерская

Зона

конструирования

Транспортные игрушки и двигатели

Игрушки-животные

- кроватки разных размеров;

- для кроватки – постельные при-надлежности;

- коляски;

- куклы-младенцы в конвертах;

- шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол, наборы зимней и летней одежды для кукол

- стол (до 2 штук);

- стулья (до 8 штук);

- кресла и диванчик;

- наборы чайной и столовой посуды;

- телефон со звонком.

- плита;

- кухонный стол;

- шкаф для посуды;

- наборы кухонной посуды;

- гладильная доска;

- утюги.


- ванночки для купания кукол;

- тазик для стирки;

-веревка для белья и прищепки.

- маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) – чисто промытые, из пластика (картона);

- игровые наборы пластмассовых игрушек – овощей и фруктов;

- таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд – супов, компотов, каш;

- возможно, кассовый аппарат;

-сумочки, корзиночки разные.

- зеркало;

- расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластики или линолеума.

Рядом с парикмахерской обычно располагается уголок ряжения.

- большой конструктор – строитель деревянный;

- настольные строительные наборы из дерева;

- крупные пластмассовые конструкторы;

- небольшие игрушки для обыгрывания построек.

- автомобили грузовые (не менее 4 шт.);

- автомобили легковые (не менее 4 штук);

- автобусы;

- паровозы (электровозы) с вагончиками;

- лодочки;

- самолеты;

- крупные игрушки-двигатели.


- наборы диких и домашних животных.





Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

В т о р а я м л а д ш а я г р у п п а


Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

Задачи воспитателя:

- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;

- в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

- в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя и за игрушку;

- поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;

- учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.


«Семья»

Магазин

Парикмахерская

Больница

Игровые строительные наборы

Транспортные игрушки и двигатели

Игрушки-животные

Предметы-заместители

- куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов, кукольная одежда может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых лотках. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение (на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинки и т.п.)

Оборудование для игр с куклами:

- постельные принадлежности;

- коляски; санки и качели для кукол;

- мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров);

- стиральные наборы;

- утюги;

- телефон со звонком;

- наборы кукольной, чайной и столовой посуды.

- прилавок или витрина;

- несколько различных наборов продуктов, которые могут хранится на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары;

- кассовый аппарат;

- сумочки разные.

- зеркало;

- расчески и щетки из пластика;

- игрушечные фены;

- различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней.

- игрушечные атрибуты из пластика - банки, стетоскоп, шпатели, градусники (не должно быть баночек или коробок от таблеток).

- напольный конструктор – строитель;

- напольные строительные материалы;

- крупные пластиковые легоподобные конструкторы;

- мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек

- автомобили грузовые и легковые;

- автобусы;

- паровозы (электровозы) с вагончиками; - лодочки и катера разных размеров;

- самолеты, вертолеты.

- наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

Для разных сюжетов

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

С р е д н я я г р у п п а


Задачи воспитателя:

- в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

- учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;

- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;

- развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов.


Куклы и все атрибуты для игр в кукол

- наборы одежды и обуви;

- мебель для кукол – столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки;

- коляски, санки и качели для кукол.


Посуда


Кухонная, столовая и чайная; различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

Магазин:

- прилавок;

- «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках – различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание на размеры атрибутов – они должны быть небольшими, можно сделать несколько магазинов (отделов супермаркета) – «Булочная», «Кондитерская», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д.

- «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке;

- «Магазин игрушек».

Магазин

продуктов:

- маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) – чисто промытые, из пластика (картона);

- игровые наборы пластмассовых игрушек – овощей и фруктов;

- таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд – супов, компотов, каш;

- кассовый аппарат;

- сумочки, корзиночки разные.

Парикмахерская:

- самодельные альбомы с образцами причесок;

- зеркало;

- кукольные расчески и щетки;

- игрушечные фены, бигуди, щипцы для завивки;

- небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

Ателье:

- «рулоны ткани», выкройки одежды, самодельные журналы мод (здесь же может быть небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов).

Больница, Аптека:

Ни в коем случае не должно быть среди атрибутов баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток можно использовать картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» - стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др..

Зона конструирования:


- большой напольный конструктор - строитель деревянный;

- настольный строительный материал;

- различные пластиковые конструкторы;

- небольшие игрушки для обыгрывания


Транспорт


- автомобили грузовые и легковые;

- автомобили специального назначения;

- автобусы;

- лодочки и катера разных размеров;

- самолеты и вертолеты;

- рули из картона или фанеры, таблички с изображением разных видов.

Игрушки-животные:


наборы диких и домашних животных

Игруш-

ки

для

маль-чиков:


роботы, транс-формеры, солда-

тики

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

С т а р ш а я и п о д г о т о в и т е л ь н а я г р у п п ы

Задачи воспитателя:

- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

- развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений;

- учить согласовывать тему для начала игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия;

- учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

- развивать умение использовать предметы-заместители.


Макеты:

Макет средневекового замка, макет корабля – парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений и др.

Семья:

-куклы разные;

- наборы кукольной мебели «Жилая комната», «Спальня», «Кухня»;

- посуда кухонная, столовая и чайная;
- различные кухонные приборы и техника – мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник.

Магазин:

Магазины делаются самые разные - продуктовые, одежды и обуви, «Свет», «Радиотехника», «Салон шляп» или «Головные уборы», «Магазин игрушек», «Канцтовары», «Мебель», «Спорт», «Книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги»; а также кассовый аппарат, корзиночки и сумочки для покупок.

Парикмахерская Салон красоты:

самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки, не-большие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.

Ателье:

«рулоны ткани», выкройки одежды, самодельные журнала мод. Швейные машины. Стойки для одежды и плечики. Возможно игрушка-ма-некен.

Больница,

Аптека

Атрибуты игры, соответствующие разным специальностям врачей: таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, шприцы, бинты. «Амбулаторные карты» для «Регистратуры»; баночки для лекарств.

Транспорт

Грузовые и легковые автомобили разного размера и разных марок; автомобили спец. назначения; автобусы и троллейбусы, лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Рули и штурвал из картона или фанеры, таблички с изображением разных видов транспорта.

Зона конструирования

Большой напольный конструктор-строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы. Схемы для конструирования. Коробки с бросовым материалом – лоскутами ткани, кожи, бумаги и др.

Почта

Самодельные посылки - небольшие; открытки, телеграммы, письма в самодельных конвертах, игрушечный штемпель (детская печать).

Игрушки-животные


Наборы домашних и диких животных средней полосы России, животных доисторической эпохи (динозавров) из разных материалов и разного размера.

Школа,

Библиотека

Самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки - самодельные формуляры и детские книги.

Содержание детских игр обогащается, поэтому могут появиться атрибуты для игр «Рекламное агентство», «Туристическое бюро», «Олимпийские игры» и др. (туристические проспекты, «база данных», модель компьютера, игрушечный микрофон, макет телекамеры и т.д).



Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры

«ШОФЕРЫ»

(в группах среднего и старшего дошкольного возраста)

Предварительная работа

по обогащению

жизненного опыта детей

Проектирование предметно-развивающей среды

Приемы воспитателя,

направленные на обогащение

игрового опыта детей

Игры-

спутники

1. Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», «Шофер» (из серии «Кем быть»), «Едем в автобусе» (из серии «Мы играем»).

2. Рассматривание дорожных знаков и беседа об их значении.

3. Экскурсия к АЗС, к регулируемому пешеходному переходу, ближайшей остановке городского пассажирского транспорта (маршрутки, автобуса троллейбуса, трамвая), наблюдение за транспортом, работой шофера.

4. Наблюдение за светофором и действиями транспорта и пешеходов.

5. Рассматривание плаката по «Безопасности»: «Перекресток».

6. Чтение худ. литературы: Б.Житков «Светофор», Н.Калинина «Как ребята переходили улицу», Н.Павлова «На машине», Е. Лопатин «Отважные путешественники», С.Михалков «Дядя Степа».

7. Сюжетно-дидактическая игра «Дорожное движение».

8. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Светофор».


-Руль;
- светофор, дорожные знаки;

чехлы на стулья с изображением автобуса;

- автобусная (трамвайная) остановка: штатив, на который укреплена карточка с символическим изображением остановки («Магазин игрушек», «Овощи-фрукты», «Театр», «Детский сад»; «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская» и др.);

- инструменты для ремонта транспорта;

- маленькая канистра;

- шланг для имитации заправки машины бензином;

- небольшое ведерко с тряпкой;

- микрофон;

- «деньги», кошельки, талоны, проездные билеты;

- милицейский жезл;

- документы водителя (права).

  • Использование различных игровых тем:

  • «Строим автобус»;

  • «Учимся водить автобус»;

  • «Едем в детский сад (в парк, в театр, в гости, за город, на экскурсию», «Катаемся по городу»;

  • «Ремонтируем автобус» (подкачать шины, заменить колесо, починить мотор, помыть машину, заправить масло, бензин);

  • «Пассажиры приехали в «Детский мир» (в зоопарк)», игры соответствующей тематики «Угадай игрушку», «Волшебный мешочек», , «Кто живет в этой клетке?», отгадывание загадок, составление пластических этюдов – имитация движений животных и т.д..

  • Роли детей и ролевые действия:

  • построение автобуса;

  • водитель – управляет автобусом: вращает руль, имитирует голосом работу мотора, сигнала, сирены, открывание дверей; меняет колесо, накачивает шины, «ремонтирует мотор», чинит машину, моет машину, заправляет бензином (с помощью канистры, на АЗС), делает остановки, объявляет их;

  • кондуктор – продает билеты, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти, где находится поликлиника, магазин, больница и т.д.;

  • пассажиры – садятся в автобус и выходят из него, покупают билеты, уступают места старшим, пассажирам с детьми; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр;

  • экскурсовод – обращает внимание пассажиров на какие-либо здания, дает их краткое описание, объясняет назначение;

  • милиционер (сотрудник ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.

«Семья»,

«Магазин»,

«Больница», «Аптека»,

«Зоопарк»,

«Музей»,

«Театр»,

«Парикмахерская»,

«Детский сад».



Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

(в группах среднего и старшего дошкольного возраста)



Предварительная работа

по обогащению

жизненного опыта детей

Проектирование предметно-развивающей среды

Приемы воспитателя,

направленные на обогащение

игрового опыта детей

Игры-

спутники

  1. Экскурсия в медицинский кабинет, к АЗС.

  2. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Айболит», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер».

  3. Рассматривание плаката из серии «Безопасность» – «03».

  4. Рассматривание иллюстраций «Транспорт», к сказке «Айболит».

  5. Рассматривание дорожных знаков и беседа об их значении.

  6. Дидактическая игра «Дорожное движение».

  7. Подвижная игра «Светофор», «Трамвай», «Цветные автомобили».

- Чемоданчик врача «Скорой помощи» с набором «лекарств» и медицинских инструментов (градусники, стетоскоп, шпатель, трубочка для прослушивания, шприцы и т.д., игрушечные носилки для кукол);

- халат и шапочка для врача и медсестры;

- рецепты, медицинские карты;

- чехлы на стулья «Скорая помощь», рули;

- инструменты для ремонта машины, канистра, шланг для заправки машины бензином;

  • телефоны.


Роли детей и ролевые действия:

- врач «Скорой помощи» – принимает вызов, собирает чемоданчик, оказывает помощь больному дома (осматривает больного, измеряет температуру, слушает, смотрит горло, выписывает лекарства, делает уколы, дает таблетки или микстуры) или увозит больного на «Скорой помощи» в больницу;

  • врач, медсестра в больнице;

- шофер «Скорой помощи» – проверяет, накачаны ли шины, залит бензин, масло, протирает лобовое стекло, ремонтирует машину;

- навещающие больного в больнице – заходят в магазин покупают цветы, фрукты, приезжают в больницу, спрашивают о здоровье, ухаживают за больным, покупают лекарства в аптеке;

- водитель автобуса (маршрутки, трамвая, троллейбуса) - делает остановки, объявляет название остановки;

- продавец магазина, аптеки.

«Шоферы», «Больница»,

«Аптека»,

«Поликлиника»,

«Семья»,

«Магазин».









Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

(в группах детей раннего и дошкольного возраста)


Предварительная работа

по обогащению

жизненного опыта детей

Проектирование предметно-развивающей среды

Приемы воспитателя,

направленные на обогащение

игрового опыта детей

Игры-

спутники

  1. Беседы с детьми:

- были ли они в парикмахерской, ходят ли в парикмахерскую их мамы и папы, как они меняются после посещения салона;

- какие действия совершают в парикмахерской (стригут волосы, моют, красят, сушат волосы феном, вытирают их полотенцем и т.д.);

- какие атрибуты необходимы парикмахеру.

2. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др.

3. Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских.

4. Чтение художественной литературы: потешек об умывании, причесывании, К.И.Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме.

5. Дидактические игры «Чудо-фен», «Кукла Катя в парикмахерской», «Фоторобот» (складывание из деталей лиц мальчиков и девочек с разными прическами, «Хорошо-плохо».

  • Зеркало;

- тумбочка для хранения атрибутов;

- разные виды расчесок (из линолеума, дерева, с неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные);

- флаконы от шампуней яркие, необычной формы (детской тематики);

- ножницы (пластмассовые);
- фен (игрушечный или неработающий настоящий);

- бигуди (игрушечные);

- мисочка и щеточка для окраски волос;

- пелеринка для клиента;

- фартук-накидка для парикмахера;

  • полотенце;

- заколки, резинки, бантики, обручи, искусственные накладные пряди, локоны на заколках, парики;

- журналы с образцами причесок.

  • Использование разных игровых ситуаций:

- после дневного сна в группе отрывается парикмахерская, воспитатель приглашает девочек в парикмахерскую и дает детям образцы общения и действий;

- воспитатель просит помочь сделать ему прическу, т.к. нет времени сходить в парикмахерскую. Воспитатель – вежливый, но требовательный клиент, иногда и подсказывающий ребенку-парикмахеру необходимые действия;

- воспитатель обращает внимание детей, играющих в «Семью», на необходимость привести в порядок прически «детей» – кукол; дети ведут своих детей в парикмахерскую;

- рассматривание «нового товара», поступившего из магазина в парикмахерскую (возможно участие детей в «презентации» нового товара. Воспитатель достает атрибут, рассматривает его с детьми, оговаривает действия с ним, предлагает парикмахеру по-новому оформить свой уголок).

  • Роли детей и ролевые действия:

- парикмахер – надевает на клиента пелеринку, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки, окрашивает волосы, накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, прикалывает искусственные пряди;

- ученик парикмахера;

- маникюрша, косметолог – окрашивает ногти лаком, делает маски для лица, накладывает крем на лицо, руки;

- клиенты, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе;

- мамы, которые привели в парикмахерские своих детей.

«Семья» - родители идут в парикмахерскую или ведут туда своих детей.

«Магазин» –отдел по продаже косметических средств по уходу за волосами.

«Шоферы» – парикмахер едет за новым товаром на машине.



Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры

«МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

(в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)


Предварительная работа

по обогащению

жизненного опыта детей

Проектирование предметно-развивающей среды

Приемы воспитателя,

направленные на обогащение

игрового опыта детей

Игры-

спутники

1. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, посвященных мореплавателям и морским открытиям, истории русского флота.

2. Беседы о труде моряков, рыбаков, научных исследователей, путешественников, о разных видах морского и речного транспорта.

3. Рассматривание иллюстраций о разных водных обитателях (рыбы, морские млекопитающие - представители разных широт).

4. Экскурсии:

- к Неве, наблюдения за теплоходами, грузовыми судами, катерами;

- в зоологический музей.

5. Чтение художественной литературы: «Сказ о потаенном судне», Б.Озерецкая «Доблесть русского флота», С.Сахарнов «Разноцветное море», Б.Житков «Челюскинцы», «Что я видел», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

6. Дидактические игры: из серии «Рамки-вкладыши» – «Водный транспорт», «Рыбы»; «Кто где живет», «Рыбная ловля».

  • Штурвал;

- бескозырки, матросские воротники, тельняшки;

- карты географические;

- приборы: компасы, бинокли, подзорная труба, фотоаппарат, наушники, «рация»;

- спасательный круг;

- трап;

- якорь;

- «снасти» для рыбной ловли (предметы –заместители);

- «клад» – коробочка с предметами-заместителями;

- запечатанная бутылка с письмом.

  • Использование разных игровых ситуаций:

- вырезанные из картона силуэты материков дети обводят как трафареты, рисуют планы путешествий, поисков кладов, спасения людей, а затем отправляются в путешествие;

- строительство парохода, подводной лодки;

- на море поднялась буря, корабль терпит крушение; корабль захватили пираты; в руки путешественников попадает бутылка с письмом (нарисованное письмо, план-схема);

- путешественники открывают новую землю (придумывают название этой стран, какие животные и растения здесь живут);

- капитан или члены экипажа заболели, корабельный врач оказывает помощь, радист связывается с берегом, с другими кораблями;

- путешественники посещают на берегу местные достопримечательности (театр, зоопарк, музеи, гуляют по улицам, заходят в магазин, кафе, парикмахерскую).

  • Роли детей и ролевые действия:

- капитан – ведет корабль, смотрит в подзорную трубу, на карту, отдает команды; радист; механики;

- матросы – убирают каюты, моют палубу, ловят рыбу,

- пассажиры – прощаются с провожающими, фотографируют достопримечательности, посещают столовую, зал для просмотра кино, выходят на берег, гуляют по улицам, заходят в музеи, театры;

- путешественники, кладоискатели: знакомятся с обычаями новой страны, подбирают редких животных для зоопарка, ищут клад, заблудившегося товарища;

  • судовой врач – лечит пассажиров, команду корабля;

  • кок – готовит на камбузе еду;

  • журналисты, фотографы.

«Кухня- камбуз»,

«Зоопарк»,

«Музей»,

«Театр»,

«Семья»,

«Магазин»,

«Парикмахерская»,

«Больница»,

«Аптека».





Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

(в группах раннего и младшего дошкольного возраста)


Предварительная работа

по обогащению

жизненного опыта детей

Проектирование предметно-развивающей среды

Приемы воспитателя,

направленные на обогащение

игрового опыта детей

Игры-

спутники

1. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Разложи фрукты и овощи», «Оденем куклу», «Покормим куклу», «Пуговицы к платью», «Матрешки»; «Сделаем

Кате красивую прическу», «Постираем кукле платье», «Погладим платье для куклы Кати», «Чаепитие кукол», «Угостим кукол фруктами».

2. Чтение художественной литературы: А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» («День рождения ослика Иа»), Э.Успенский «Чебурашка и Крокодил Гена».

3. Хороводные игры «Каравай», «Кто у нас хороший?»

4. Пение песен («Пусть бегут неуклюже…»).

5. Рассматривание иллюстраций «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты».

6. Беседы с детьми о том, что бы им хотелось получить в подарок на день рождения, о каком подарке мечтает друг, как прошел их последний день рождения, что больше всего запомнилось.

- Стол со стульчиками, скатерть, украшения для стола (вазы, цветы, салфетки);

- наряды для именинника и гостей – платья, юбочки, фрак, веночки, бусы, др. аксессуары;

- коробки для подарков, ленточки для их упаковки, букеты цветов в подарок;

- посуда;

- угощения (конфеты разного цвета, мороженое, фрукты крупные и мелкие);

- игрушечные музыкальные инструменты, магнитофон, микрофон;

  • альбом причесок;

  • кошелек, деньги;

  • куклы;

  • фотоаппарат.

Роли детей и ролевые действия:

- именинница (именинник) – объявляет о своем дне рождения и приглашает всех в гости (возможно, используя пригласительные билеты), готовит угощение для гостей, накрывает на стол; наводит порядок в «доме», наряжается к празднику (посещает магазин, покупает одежду, идет в парикмахерскую, делает прическу); встречает гостей, принимает подарки, рассматривает их и благодарит за них, приглашает гостей за стол, угощает их, развлекает (предлагает потанцевать, поиграть в подвижные игры);

- гости – готовят заранее подарки, наряжаются, едут на автобусе (такси, маршрутке и т.п.) в гости, поздравляют именинника, вручают ему подарок; фотографируются;

- продавец в магазине;

- парикмахер;

- водитель городского транспорта.

«Семья»,

«Почта»,

«Магазин», «Парикмахерская»,

«Транспорт».





Планирование работы по организации сюжетно-ролевой игры

«КОСМОС»

(в группах старшего дошкольного возраста)


Предварительная работа

по обогащению

жизненного опыта детей

Проектирование предметно-развивающей среды

Приемы воспитателя,

направленные на обогащение

игрового опыта детей

Игры-

спутники

1. Чтение художественной литературы:

К.Булычев «Тайна третьей планеты, Н.Носов «Незнайка на Луне», детские энциклопедии «Космос», «Рассказы о Гагарине», атлас «Природоведение» и др.

2. Беседы о космосе, о планетах, о профессии космонавта, инженера-конструктора, судового врача, о подготовке космонавтов к полету, к работе на космическом корабле.

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций о космосе, различных энциклопедий, посвященных космосу.

4. Разучивание стихотворения «Метеорит» Р. Сефа.

5. Художественно-продуктивная деятельность на тему «Космос».

6. Экскурсия в планетарий.

7. Подвижная игра «Космонавты».

- Карта звездного неба;

- изображения планет, глобус;

- «панель управления» (клавиатура от компьютера или изготовленная из бросового материала, например, картонной коробки с нарисованными разноцветными кнопками);

- приборы (фотоаппарат, «рация», наушники);

- «аптечка»;

- инструменты для небольшого ремонта;

- космические продукты;

- элементы космической экипировки.

  • Использование разных игровых ситуаций:

- после рассматривания карты звездного неба дети рисуют маршруты путешествий;

- взрослый предлагает придумать название планеты, к которой отправляется экспедиция, придумать транспорт, на котором туда можно добраться;

- воспитатель вместе с детьми строит ракету, космический корабль, летающую тарелку или иное средство передвижения;

- воспитатель предлагает детям представить, что они попали на Луну или другую планету, вспомнить, какие на ней условия жизни и выполнять игровые действия в соответствии с ними: нет воздуха – надеть скафандры, на планете невесомость – движения плавные, медленные, встретили инопланетян – объясняться языком жестов и рисунков;

- заболевает или получает травму член экипажа, судовой врач оказывает ему медицинскую помощь;

- после приземления у членов экипажа берет интервью журналист, задавая вопросы о самочувствии космонавтов, об увиденном в космосе во время выхода в открытое космическое пространство, о встрече с инопланетянами на их планете и т.д..

  • Роли детей:

- космонавты (капитан корабля, бортинженер, врач);

- работники Центра управления полетами: инженерыконструкторы космического корабля, диспетчеры пультов управления;

- врачи, готовящие космонавтов к полетам, тренеры;

- сотрудники лабораторий по разработке космического питания, по созданию специальной одежды для космонавтов;

  • инопланетяне: марсиане, лунатики;

  • журналисты.

«Больница»,

«Библиотека (каюта отдыха)»,

«Космический зоопарк»,



Список использованной литературы



  1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет.  Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

  2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Москва, Педагогическое общество России, 2006.

  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

  4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез. 2001.

  5. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.

  6. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

  7. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

  8. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.

  9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.

  10. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!.. Москва, «Скрипторий 2003», 2005.

  11. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.

  12. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль, за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. Москва, «Скрипторий 2003», 2005.

Интернет-источники:

  1. http://dohcolonoc.ru/cons/2628-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-igrovaya-deyatelnost-v-rannem-vozraste.html

  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/statya-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-detey-rannego-vozrasta

  3. http://50ds.ru/metodist/9907-formirovanie-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-rannego-vozrasta.html

  4. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2488-statya-organizaciya-igr-s-detmi-rannego-vozrasta