СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществляя подготовку к семинарским занятиям по философии студент должен понимать, что в их сопоставлении с лекционными занятиями, именно им принадлежит определяющая роль, так как, готовясь к тому или иному семинару, он получает 70-75 % знаний в освоении дисциплины. Но это может произойти лишь в том случае, если студент обладает определенным набором элементов методики подготовки к семинару (умения и навыки чтения учебной литературы, осмысления понятий, конспектирования, мыслительного усвоения записей конспекта. Эффективность подготовки к семинарскому занятию в значительной мере зависит от такой технологической составляющей как последовательность действий студента в процессе подготовки к семинару.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям»

Министерство образования Ставропольского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курсавский региональный колледж «Интеграл»






Утверждаю:

заместитель директора по ТО

колледжа «Интеграл»

____________ Уманская М.А.

«29» августа 2020 г.





Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

по учебной дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»



по специальности:09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

(для студентов очной формы обучения)















с. Курсавка


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыпри подготовке к семинарским занятиям разработаны на основе ФГОС СПО по специальности:

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»


Организация-разработчик: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»


Разработчик:

Прозорова Н.Н., преподаватель



Рассмотрены, утверждены и рекомендованы к применению на заседании Методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл»


протокол №1 от «29» августа2020 г.



Председатель Сологубова О.В.










357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

[email protected]





Содержание


  1. Общие положения

  2. Цели и задачи семинара

  3. Алгоритм подготовки к семинару

  4. Материалы семинаров

  5. Библиография



  1. Общие положения

Осуществляя подготовку к семинарским занятиям по философии студент должен понимать, что в их сопоставлении с лекционными занятиями, именно им принадлежит определяющая роль, так как, готовясь к тому или иному семинару, он получает 70-75 % знаний в освоении дисциплины. Но это может произойти лишь в том случае, если студент обладает определенным набором элементов методики подготовки к семинару (умения и навыки чтения учебной литературы, осмысления понятий, конспектирования, мыслительного усвоения записей конспекта. Эффективность подготовки к семинарскому занятию в значительной мере зависит от такой технологической составляющей как последовательность действий студента в процессе подготовки к семинару.

2. Цель и задачи семинара

Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания. На семинарах решаются следующие педагогические задачи:

-развитие творческого профессионального мышления;

-познавательная мотивация;

-профессиональное использование знаний в учебных условиях;

-овладение языком соответствующей науки;

-навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

-овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

-повторение и закрепление знаний;

-контроль;

-педагогическое общение.

Семинар обычно является завершающим звеном в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины. Во время его проведения подводятся итоги работы преподавателя, читающего лекции, и самостоятельной работы обучающихся. Большим плюсом при проведении семинарских занятий считаем то, что в процессе обсуждения конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.















  1. Алгоритм подготовки к семинару


Подготовка к семинару начинается с внимательного и вдумчивого прослушивания лекции.

Для оптимизации подготовки к семинарскому занятию и приданию ей большей эффективности следует использовать, говоря условно, метод «разделения труда». Технология его применения заключается в следующем.

С учетом того, что студент в ходе подготовки к семинару не может «объять необъятное», то есть он не способен в одинаковой мере осмыслить и освоить все вопросы плана занятия, то он должен:

- готовясь по всем вопросам, акцентировать свое внимание на один вопрос;

- мотивация предпочтения какому-то вопросу обуславливается степенью его доступности в плане понимания и его интереса для студента;

- в процессе подготовки по приоритетному вопросу студент может проструктурировать его на составляющие подвопросы (аспекты) и в свою очередь сделать упор на тот или иной подвопрос в ходе подготовки;

- осуществляя акцент на отдельный вопрос и какой-либо его подвопрос, следует при их подготовке использовать основную и дополнительную литературу, стремясь к достижению интересного и содержательного ответа и выступления на семинаре.

Рекомендации к оцениванию работы обучающихся на семинаре


При оценивании работы обучающихся на семинарском занятии преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.

Критерии оценки:

- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием;

- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;

- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя;

- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.



Семинар 1. «Исторические типы философии» (2 часа)

Цель: актуализировать и закрепить знания о развитии философской мысли в различные исторические эпохи

Вопросы для обсуждения

  1. Основные черты античной и средневековойфилософии:

а) культурно-исторические условия классической античности; б) философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля;

в) основные течения средневековой философии (неоплатонизм, пат-ристика, схоластика).

  1. Философия эпохи Возрождения и Новоговремени:

а) антропоцентризм и гуманизм как определяющие черты культуры и философии Возрождения;

б) философия в эпоху Возрождения;

в) проблемы метода познания, человека и свободы в новоевропей-ской философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза).

  1. Немецкая классическая философия: ее единство и многообразие форм:

а) И. Кант – родоначальник немецкой классической философии; б) Г.В.Ф. Гегель – создатель диалектического метода;

в) философская антропология Л. Фейербаха;

г) марксизм и его место в истории цивилизации.

  1. Актуальные проблемы русской философии:

а) русская философия о свободе и пути развития России;

б) «Истина» и «Правда» в русской философии (Вл. Соловьев, П.Флоренский);

в) проблема человеческой свободы (Н. Бердяев).

Вопросы для дискуссии
  1. Какова роль Сократа в становлении античнойфилософии?

  2. Чем обусловлены особенности философии Новоговремени?

  3. Каково значение философических писем П.Я. Чаадаева для разделения русского общества на западников иславянофилов?

  4. В чем заключается значение немецкой классики в становлении философии ХХ века?

  5. Марксизм: утопия илиреальность?

  6. Какова связь русской философии сзападной?



Литература
  1. Антология мировой философии. Т. 1-4. – М.,1969-1972.

  2. Асмус В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.,1973.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.,2005.

  4. Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М.,2006.

  5. Бердяев Н.А. Смысл и истоки русского коммунизма / Н.А. Бердяев.–

М., 1990.

  1. Блинников Л.В. Великие философы: учеб. словарь / Л.В.Блинников.

– М.,1996.

  1. Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов .– М.,2006.

  2. Быховский Б.Э. Л. Фейербах / Б.Э. Быховский. – М.,1967.

  3. Галактионов А.А. Русская философия IХ-ХIХ вв. / А.А. Галактионов, Л.Ф. Никандров – М.,1984.

  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфун-кель. – М.,1980.

  5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1991.

  6. Гулыга А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.,1994.

  1. Золотарев А.А. О Гегеле и гегельянстве / Ф.Ф. Золотарев // Вопросы философии. – 1994. – №5.

  2. История философии в кратком изложении. – М.,1994.

  3. Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.,1988.

  4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М., 1991.

  5. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1994.

  6. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1,2. – М.,1991.

  7. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Маардашвили. – М.,1997.

  8. МотрошиловаН.В.Рождение и развитие философских идей/

Н.В. Мотрошилова. – М., 1991.

  1. Нарский И.Г. Западноевропейская философия ХIХ века / И.Г. Нар-ский. – М.,1976.

  2. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма / Т.И. Ойзер-ман. – М.,1974.

  3. Овсянников В.И. Историческая судьба марксизма / В.И. Овсянни- ков // Социально-политический журнал. – 1997. – №5.

  4. РеалеДж.Западнаяфилософияотистоковдонашихдней.В4ч./

Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994-1997.

  1. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма / Т. Рокмор // Во-просы философии. – 2000. – №4.

  2. Русский космизм: Антология философской мысли . – М.,1993.

  3. Русская философия: словарь. – М.,1995.

  4. Соколов В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М.,1979.

  5. Спиркин А.Г. Философия: учеб. / А.Г. Спиркин. – М.,2001-2005.

  6. Тарасов Б.Н. Чаадаев / Б.Н. Тарасов. – М.,1992.

  7. ЧанышевА.Н.Курс лекций п одревней философии/А.Н .Чанышев

– М., 1981.

Семинар 2. «Онтологическая проблема. Бытие.» (2 часа)



Цель: выделить особенности становления и развития онтологии, основные положения и категории.



Вопросы для обсуждения



  1. Бытие: философский смысл и основныеформы:

а) становление онтологической проблематики в истории философии; б) основные формы бытия;

в) классическая и неклассическая картины мира.

  1. Учение о материи:

а) проблема субстанции в философии;

б) современные научные представления о строении материи; в) единство движения и материи. Пространство и время.

  1. Проблема сознания вфилософии:

а) сознание как отражение. Эволюция форм отражения материи и становление предпосылок возникновения сознания;

б) структура сознания. Чувственное и рациональное; в) сознание и бессознательное.

Вопросы для дискуссии
  1. В чем смысл проблем бытия?

  2. Как соотносятся категории «движение» и «развитие»?

  3. В чем заключается коренное отличие между диалектикой и метафизикой в понимании движения и развития?

  4. Каковы основные принципы организации материальногомира?

  5. Какова общественно-историческая природасознания?

  6. Общественное сознание и современные информационные технологии.

Литература



  1. Абрамян Л.А. Идеально ли идеальное / Л.А. Абрамян // Вопросы философии. – 1987. – № 10.

  2. Аксенов Г.П. О причине времени / Г.П. Аксенов // Вопросы философии. – 1996. – №1.

  3. Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир / Р.А. Аронов // Вопросы философии. – 2005. – №6.

  4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/

В.И. Аршинов. – М., 1999.

  1. БарашенковВ.С., Кварки. Протоны. Вселенная/В.С. Барашенков –

М., 1987.

  1. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения // Вопросы философии. – 1998. – №1.

  2. Владимиров Ю.С. Пространство и время: размерности явные и скрытые / Ю.С. Владимиров. – М.,1989.

  3. ВласовА.Д. Приключения объективной реальности/А.Д. Власов.–

М., 1993.

  1. Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы / А. Грюн-баум // Вопросы философии. – 1997. – №7.

  2. ГуревичП.С.Бессознательноекакфакторкультурнойдинамики/

П.С. Гуревич // Вопросы философии. – 2000. – № 10.

  1. Демин В.Н. К звездам быстрее света / В.Н. Демин. – М.,1993.

  2. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Н. Доброхотов. – М.,1992.

  3. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени / В.Н. Дубровский. – М.,1991.

  4. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал / Э.В. Ильенков // Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.,1991.

  5. Князева Е.Н. Одиссея научного разума / Е.Н. Князева. – М.,1995.

  6. Кучевский В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б. Кучевский. – М., 1983.

  7. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Мамардашвили // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.

  8. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида/

Ф.Т. Михайлов – М., 1990.

  1. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы / А.П. Назаретян. – М.,1991.

  2. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного / В.И. Овчаренко//

Вопросы философии. – 2000. – № 10.

  1. Оезер Э. Мозг, язык и мир / Э. Оезер // Вопросы философии. –1998.

– № 5.

  1. Пригожин И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1994.

  2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И.Ракитов.

– М,. 1991.

  1. Синергетическая парадигма. – М., 2000 (2002, 2004,2005).

  2. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. – М., 2001.

  3. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М.,1994.

  4. Степин В.С. Научная картина мира / В.С. Степин // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. – М.,2001.

  5. Фрейд З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – М.,1997.

  6. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.,1998.

  7. Чиворепла Л. Образы сущего /Л. Чиворепла. – М.,1993.

  8. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М.,1993.

  9. Шаров А.Д. Материя и сознание / А.Д. Шаров. – СПб.,1994.




12