Министерство образования Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курсавский региональный колледж «Интеграл»
| Утверждаю: заместитель директора по ТО колледжа «Интеграл» ____________ Уманская М.А. «29» августа 2020 г. |
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
по учебной дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»
по специальности:09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
(для студентов очной формы обучения)
с. Курсавка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыпри подготовке к семинарским занятиям разработаны на основе ФГОС СПО по специальности:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Разработчик:
Прозорова Н.Н., преподаватель
Рассмотрены, утверждены и рекомендованы к применению на заседании Методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл»
протокол №1 от «29» августа2020 г.
Председатель Сологубова О.В.
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
[email protected]
Содержание
Общие положения
Цели и задачи семинара
Алгоритм подготовки к семинару
Материалы семинаров
Библиография
Общие положения
Осуществляя подготовку к семинарским занятиям по философии студент должен понимать, что в их сопоставлении с лекционными занятиями, именно им принадлежит определяющая роль, так как, готовясь к тому или иному семинару, он получает 70-75 % знаний в освоении дисциплины. Но это может произойти лишь в том случае, если студент обладает определенным набором элементов методики подготовки к семинару (умения и навыки чтения учебной литературы, осмысления понятий, конспектирования, мыслительного усвоения записей конспекта. Эффективность подготовки к семинарскому занятию в значительной мере зависит от такой технологической составляющей как последовательность действий студента в процессе подготовки к семинару.
2. Цель и задачи семинара
Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания. На семинарах решаются следующие педагогические задачи:
-развитие творческого профессионального мышления;
-познавательная мотивация;
-профессиональное использование знаний в учебных условиях;
-овладение языком соответствующей науки;
-навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
-овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
-повторение и закрепление знаний;
-контроль;
-педагогическое общение.
Семинар обычно является завершающим звеном в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины. Во время его проведения подводятся итоги работы преподавателя, читающего лекции, и самостоятельной работы обучающихся. Большим плюсом при проведении семинарских занятий считаем то, что в процессе обсуждения конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.
Алгоритм подготовки к семинару
Подготовка к семинару начинается с внимательного и вдумчивого прослушивания лекции.
Для оптимизации подготовки к семинарскому занятию и приданию ей большей эффективности следует использовать, говоря условно, метод «разделения труда». Технология его применения заключается в следующем.
С учетом того, что студент в ходе подготовки к семинару не может «объять необъятное», то есть он не способен в одинаковой мере осмыслить и освоить все вопросы плана занятия, то он должен:
- готовясь по всем вопросам, акцентировать свое внимание на один вопрос;
- мотивация предпочтения какому-то вопросу обуславливается степенью его доступности в плане понимания и его интереса для студента;
- в процессе подготовки по приоритетному вопросу студент может проструктурировать его на составляющие подвопросы (аспекты) и в свою очередь сделать упор на тот или иной подвопрос в ходе подготовки;
- осуществляя акцент на отдельный вопрос и какой-либо его подвопрос, следует при их подготовке использовать основную и дополнительную литературу, стремясь к достижению интересного и содержательного ответа и выступления на семинаре.
Рекомендации к оцениванию работы обучающихся на семинаре
При оценивании работы обучающихся на семинарском занятии преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.
Критерии оценки:
- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием;
- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;
- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.
Семинар 1. «Исторические типы философии» (2 часа)
Цель: актуализировать и закрепить знания о развитии философской мысли в различные исторические эпохи
Вопросы для обсуждения
Основные черты античной и средневековойфилософии:
а) культурно-исторические условия классической античности; б) философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля;
в) основные течения средневековой философии (неоплатонизм, пат-ристика, схоластика).
Философия эпохи Возрождения и Новоговремени:
а) антропоцентризм и гуманизм как определяющие черты культуры и философии Возрождения;
б) философия в эпоху Возрождения;
в) проблемы метода познания, человека и свободы в новоевропей-ской философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза).
Немецкая классическая философия: ее единство и многообразие форм:
а) И. Кант – родоначальник немецкой классической философии; б) Г.В.Ф. Гегель – создатель диалектического метода;
в) философская антропология Л. Фейербаха;
г) марксизм и его место в истории цивилизации.
Актуальные проблемы русской философии:
а) русская философия о свободе и пути развития России;
б) «Истина» и «Правда» в русской философии (Вл. Соловьев, П.Флоренский);
в) проблема человеческой свободы (Н. Бердяев).
Вопросы для дискуссии
Какова роль Сократа в становлении античнойфилософии?
Чем обусловлены особенности философии Новоговремени?
Каково значение философических писем П.Я. Чаадаева для разделения русского общества на западников иславянофилов?
В чем заключается значение немецкой классики в становлении философии ХХ века?
Марксизм: утопия илиреальность?
Какова связь русской философии сзападной?
Литература
Антология мировой философии. Т. 1-4. – М.,1969-1972.
Асмус В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.,1973.
Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.,2005.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М.,2006.
Бердяев Н.А. Смысл и истоки русского коммунизма / Н.А. Бердяев.–
М., 1990.
Блинников Л.В. Великие философы: учеб. словарь / Л.В.Блинников.
– М.,1996.
Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов .– М.,2006.
Быховский Б.Э. Л. Фейербах / Б.Э. Быховский. – М.,1967.
Галактионов А.А. Русская философия IХ-ХIХ вв. / А.А. Галактионов, Л.Ф. Никандров – М.,1984.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфун-кель. – М.,1980.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1991.
Гулыга А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.,1994.
Золотарев А.А. О Гегеле и гегельянстве / Ф.Ф. Золотарев // Вопросы философии. – 1994. – №5.
История философии в кратком изложении. – М.,1994.
Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.,1988.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М., 1991.
Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1994.
Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1,2. – М.,1991.
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Маардашвили. – М.,1997.
МотрошиловаН.В.Рождение и развитие философских идей/
Н.В. Мотрошилова. – М., 1991.
Нарский И.Г. Западноевропейская философия ХIХ века / И.Г. Нар-ский. – М.,1976.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма / Т.И. Ойзер-ман. – М.,1974.
Овсянников В.И. Историческая судьба марксизма / В.И. Овсянни- ков // Социально-политический журнал. – 1997. – №5.
РеалеДж.Западнаяфилософияотистоковдонашихдней.В4ч./
Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994-1997.
Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма / Т. Рокмор // Во-просы философии. – 2000. – №4.
Русский космизм: Антология философской мысли . – М.,1993.
Русская философия: словарь. – М.,1995.
Соколов В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М.,1979.
Спиркин А.Г. Философия: учеб. / А.Г. Спиркин. – М.,2001-2005.
Тарасов Б.Н. Чаадаев / Б.Н. Тарасов. – М.,1992.
ЧанышевА.Н.Курс лекций п одревней философии/А.Н .Чанышев
– М., 1981.
Семинар 2. «Онтологическая проблема. Бытие.» (2 часа)
Цель: выделить особенности становления и развития онтологии, основные положения и категории.
Вопросы для обсуждения
Бытие: философский смысл и основныеформы:
а) становление онтологической проблематики в истории философии; б) основные формы бытия;
в) классическая и неклассическая картины мира.
Учение о материи:
а) проблема субстанции в философии;
б) современные научные представления о строении материи; в) единство движения и материи. Пространство и время.
Проблема сознания вфилософии:
а) сознание как отражение. Эволюция форм отражения материи и становление предпосылок возникновения сознания;
б) структура сознания. Чувственное и рациональное; в) сознание и бессознательное.
Вопросы для дискуссии
В чем смысл проблем бытия?
Как соотносятся категории «движение» и «развитие»?
В чем заключается коренное отличие между диалектикой и метафизикой в понимании движения и развития?
Каковы основные принципы организации материальногомира?
Какова общественно-историческая природасознания?
Общественное сознание и современные информационные технологии.
Литература
Абрамян Л.А. Идеально ли идеальное / Л.А. Абрамян // Вопросы философии. – 1987. – № 10.
Аксенов Г.П. О причине времени / Г.П. Аксенов // Вопросы философии. – 1996. – №1.
Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир / Р.А. Аронов // Вопросы философии. – 2005. – №6.
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/
В.И. Аршинов. – М., 1999.
БарашенковВ.С., Кварки. Протоны. Вселенная/В.С. Барашенков –
М., 1987.
«Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения // Вопросы философии. – 1998. – №1.
Владимиров Ю.С. Пространство и время: размерности явные и скрытые / Ю.С. Владимиров. – М.,1989.
ВласовА.Д. Приключения объективной реальности/А.Д. Власов.–
М., 1993.
Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы / А. Грюн-баум // Вопросы философии. – 1997. – №7.
ГуревичП.С.Бессознательноекакфакторкультурнойдинамики/
П.С. Гуревич // Вопросы философии. – 2000. – № 10.
Демин В.Н. К звездам быстрее света / В.Н. Демин. – М.,1993.
Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Н. Доброхотов. – М.,1992.
Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени / В.Н. Дубровский. – М.,1991.
Ильенков Э.В. Идеальное и идеал / Э.В. Ильенков // Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.,1991.
Князева Е.Н. Одиссея научного разума / Е.Н. Князева. – М.,1995.
Кучевский В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б. Кучевский. – М., 1983.
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Мамардашвили // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида/
Ф.Т. Михайлов – М., 1990.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы / А.П. Назаретян. – М.,1991.
Овчаренко В.И. Осознание бессознательного / В.И. Овчаренко//
Вопросы философии. – 2000. – № 10.
Оезер Э. Мозг, язык и мир / Э. Оезер // Вопросы философии. –1998.
– № 5.
Пригожин И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1994.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И.Ракитов.
– М,. 1991.
Синергетическая парадигма. – М., 2000 (2002, 2004,2005).
Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. – М., 2001.
Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М.,1994.
Степин В.С. Научная картина мира / В.С. Степин // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. – М.,2001.
Фрейд З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – М.,1997.
Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.,1998.
Чиворепла Л. Образы сущего /Л. Чиворепла. – М.,1993.
Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М.,1993.
Шаров А.Д. Материя и сознание / А.Д. Шаров. – СПб.,1994.
12