СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению урока гражданственности и патриотизма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В концепции модернизации российской системы образования важная роль отведена регионально – национальному компоненту, воспитанию гражданственности и патриотизма. В системе образования это реализуется посредством введения ряда учебных предметов, воспитывающих чувство сопричастности к происходящим событиям в родном крае, формирующих ответственность за будущее Родины.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению урока гражданственности и патриотизма»

Методические рекомендации

по проведению урока

гражданственности и патриотизма

В концепции модернизации российской системы образования важная роль отведена регионально – национальному компоненту, воспитанию гражданственности и патриотизма. В системе образования это реализуется посредством введения ряда учебных предметов, воспитывающих чувство сопричастности к происходящим событиям в родном крае, формирующих ответственность за будущее Родины.

Цели и задачи урока:

- привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории;

- привлечение внимания педагогической общественности и учащихся к самобытности и уникальности истории родного края;

- мотивация поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Современный урок должен обладать сильным мотивирующим потенциалом, поэтому рекомендуем проведение его в нетрадиционной форме: урок – экскурсия (1-11 класс), урок - заочная экскурсия (1–9 класс); урок – путешествие (1–5 класс); урок – брифинг (5–11 класс); урок – устный журнал (5–11 класс); урок – турнир (5–11 класс); урок – презентация (9–11 класс); урок – диспут (9–11 класс); урок – дискуссия (9–11 класс); урок – пресс – конференция (9–11 класс) и т. д. (более подробно см.: Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. Совсем необычный урок: Практическое пособие - Ростов н/Д, 2001).

УРОК-ЭКСКУРСИЯ (1-11 класс)

На таких уроках реализуется связь теории с практикой, интенсифицируется познавательный процесс.

Организация.

1. Класс делится на группы.

2. Учитель излагает каждой группе задания, связанные с изучением подтем (культура, экономика, история города и т.п.).

3. Поход по маршруту, знакомство, сбор необходимых сведений. Решение поставленных задач.

4. Оценка полученных результатов (практическая значимость, количество и качество собранных сведений).

УРОК-ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ (1-9 класс)

Цель – знакомство учащихся с выбранными объектами, развитие наблюдательности.

1. Учитель заранее готовит наглядные материалы (комплекты фотографий и т.д.).

2. Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает необходимый комплект фотографий.

3. Каждая группа ведет экскурсию по «своим» объектам.

5. Подведение итогов. Оценивается качество проведенных каждой группой экскурсий.



УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ (1-5 класс)

Оборудование: цветные жетоны, магнитная доска, листы с названиями «станций».

Класс делится на команды, каждая из которых «получает» свой цвет. «Путешествие» идет по следующим «станциям»:

1. Историческая. Командам даются задания, связанные с историей города.

2.  Культурологическая. Вопросы о памятниках культуры г. Краснодара, музыкальной и театральной жизни краевого центра.

3.  Сообразительная. Оригинальные вопросы на смекалку. Оценивается правильность и быстрота ответа.

«Станции» выбирают представители команд, снимая «приклеенные» обратной стороной к магнитной доске листы с названиями «станций». При правильных ответах выдаются жетоны по цвету ответившей команды. Жетоны хранятся у отвечавших.

В конце урока подводится итог: выигрывает команда, у которой наибольшее количество жетонов; одновременно определяется, кому присуждается личное первенство.

УРОК-ДИСКУССИЯ (9-11 класс)

Данные уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мысленную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы избранная проблема:

         имела различные решения, которые заслуживают обсуждения и относительно которых нет однозначных ответов;

         была актуальной, острой, важной (для данного региона);

         требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности

  • требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;

         имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Структурированная дискуссия

1. Тема. Эпиграф. Цель занятия.

2.  Подготовка урока. Опережающее задание. Список литературы. Разбивка класса на дискуссионные группы. Постановка и объяснение задач. Определение состава групп (ведущий, эрудит, аналитик-критик, ученый-историк, протоколист).

3.  Вводное слово. Постановка проблемного вопроса. Завязка дискуссии и познавательное задание на весь урок.

4.  Ход дискуссии. Первичное обсуждение данных (позиций) и выдвижение мнений, основных тезисов. Анализ информации в группах и обсуждение частных проблем. Выступление представителей групп. Обсуждение мнений, их подтверждение или опровержение.

5.  Подведение итогов дискуссии. Обсуждение результатов работы групп (соотнесение результатов групповой работы с общими проблемами, возможны итоговые выводы. Оценка работы участников).

УРОК-ДИСПУТ (9-11 класс)

Диспут – это спор на общественно важную тему. В отличие от конференции его основой являются не доклады, а выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Поскольку подготовленность учащихся для научного спора недостаточна, диспут проводится, как правило, по проблемам, в которых большое значение имеет личное мнение.

Организовать урок можно по следующим правилам: класс делится на группы, каждая определяет свою позицию по теме дискуссии; команда должна найти все «достоинства» своей позиции и все «недостатки» мнения команды соперницы.

Члены каждой команды вначале говорят о «плюсах», потом выслушивают «соперников» о «минусах».

Побеждает та команда, которая найдет максимальное число преимуществ своей позиции и максимум недостатков защиты мнения соперников.

В начале урока осуществляется экспресс-анкетирование, позволяющее выявить различные точки зрения по теме диспута. Перед занятием (или в его начале) учащимся даются вопросы, вынесенные на диспут, предлагается литература, позволяющая обдумать различные подходы к обсуждаемой проблеме. На уроке-диспуте выступают представители различных точек зрения. От них требуются аргументы в пользу своих взглядов.

Учитель направляет ход диспута, побуждает к поиску убедительных аргументов и т.п. Педагогический результат диспута – выработка собственных взглядов по обсуждавшимся вопросам, умения их отстаивать и одновременно умения прислушиваться к другим мнениям, к аргументации оппонентов, соглашаться и с иной точкой зрения.

Организация эффективного взаимодействия в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик» достигается применением современных педагогических технологий, которые предполагают активное участие школьников в подготовке и проведении урока. Полагаем, что целесообразно использовать на данном уроке проектную технологию, максимально способствующую становлению активной гражданской позиции. Данный урок может являться своеобразным «стартом» создания учащимися общественно-значимых проектов. Кратко излагаем основные аспекты.

Методика проектной деятельности:

1.      Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.

2.      Определение цели и поэтапных задач.

3.      Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.

4.      Формулировка идеи.

5.      Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

6.      Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. (Модель – это условный образ, схема конечного результата проекта.)

7.      Выбрать учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта – выпуск бюллетеня. Обозначить основные принципы оформления, требования.

Этапы проектирования:

1.      Исходный.

Разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование идеи (предположение о результатах и путях их достижения).

2.      Этап разработки.

Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога.

3.      Этап реализации проекта.

Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно – графического материала, разработка аудио – видеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся.

4.      Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, внутри школьной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов. Оценка и подведение итогов. Обсуждение результатов проекта.

Данный урок должен иметь яркую наглядность: выставки, посвященные истории, новинки научно – популярной литературы, последние публикации о интересных людях одного края.

Например, богатый систематизированный материал учебных и научно-популярных фильмов и видеопрограмм рекомендуем использовать в качестве аудио-визуальной поддержки.

Алгоритм методического использования видео пособий в учебно-воспитательном процессе традиционно состоит из предварительного просмотра фильма(ов) педагогом, целевого отбора определенных фрагментов к уроку или внеклассному мероприятию, определения разнообразных форм работы с фильмом в течение урока. Не исключена также достаточно большая опора на видеоматериал, т.е. видео-урок, к проведению которого педагог подготовит актуальные вопросы и/или задания, так как учебная деятельность учащихся в данном случае должна быть организована с высокой степенью активизации познавательной сферы, обеспечением эффективной обратной связи.