СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению пояснительной записки учебного плана (УП) для детей с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению пояснительной записки учебного плана (УП) для детей с ОВЗ»

Методические рекомендации по составлению пояснительной записки учебного плана (УП) для детей с ОВЗ


Примерная структура пояснительной записки к учебному плану общеобразовательной организации


  1. Нормативно –правовое обоснование

Нормативная база для разработки учебного плана

Указываются нормативные правовые документы, руководствуясь которыми разработан учебный план. Обращаем внимание, что инструктивно методические письма не являются нормативными правовыми документами, они носят разъясняющий, рекомендательный характер.

Основная цель УП –регламентировать образовательную деятельность , установить виды и формы организации, их количество в неделю.

Основные задачи:

- реализация ФГОС в содержании и организации образовательного процесса;

- регулирование объема образовательной нагрузки;

- обеспечение единства всех компонентов ( федерального, регионального, школьного)

Например: Учебный план МБОУ… сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательных программ, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ.

При формировании учебных планов для обучающихся с ОВЗ с тяжелыми, множественными нарушениями развития учтены нарушения, входящие в структуру дефекта.

При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами:…….


  1. Организация образовательной деятельности

Реализуемые основные общеобразовательные программы

Реализуемые основные общеобразовательные программы указываются в соответствии с уставом, в том числе указываются сроки их реализации по уровням образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).


Например: МБОУ реализует следующие общеобразовательные программы начального общего образования :


Уровень (ступень) образования


Начальное общее образование


1. Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант)



Режим функционирования образовательного учреждения

Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и Уставом образовательного учреждения.

Далее расписываются:

- продолжительность учебного года, его деление на четверти (триместры), полугодия;

- продолжительность учебной недели по классам;

- максимально допустимая нагрузка обучающихся (СанПин 2.4.2.3286-15) с указанием по классам;

дополнительные требования к организации обучения в 1-ом классе (СанПин 2.4.2.3286-15); режим начала занятий, расписание звонков, продолжительность динамических пауз, в том числе для 1 класса с учетом возможности организации динамической паузы в середине учебного дня, режим начала дополнительных и индивидуальных занятий;

- требования к затратам времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам) по классам.

Например: Учебный план обеспечивает единство требований в едином образовательном пространстве и создает необходимую структурную и содержательную основу для коррекционной работы с обучающимися.

Учебный план МБОУ обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», и предусматривает:

-4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4классов, обучающихся по АООП ФГОС (легкая умственная отсталость, вариант 1),

- 9-летний срок для 1-9 классов, обучающихся по АООП ФГОС (умеренная, тяжелая умственная отсталость и ТМНР, вариант 2).

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с ОВЗ, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части,формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную СанПиН 2.4.2.3286-15

Режим работы образовательного учреждения: Продолжительность учебного года…

Продолжительность учебного года: Образовательный процесс проводится..

Календарный учебный график составляется…

Продолжительность учебной недели: 5-дневная для 1 - 4 классов…..

Дополнительные требования при организации обучения в 1 классах……

Требования к объему домашнего задания: Объем домашних заданий……

Форма организации : очная, классно-урочная, индивидуальные занятия….

Деление классов на группы: Специфической формой организации учебных занятий являются обязательные коррекционные индивидуальные и групповые занятия……….

Мониторинг, проводимый по предметам учебного плана, позволяет проследить эффективность процесса обучения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся…….

Промежуточная аттестация представлена текущим контролем уровня обученности обучающихся……….

Текущий контроль включает в себя поурочное………

Формы текущего контроля: диктант/списывание……..

Оценка знаний обучающихся в 1- х классах……….

Годовая промежуточная аттестация обучающихся…………


  1. Общая трудоемкость учебного плана

Структура и содержание учебного плана начального общего образования


Например: Учебный план для начального общего образования обеспечивает выполнение цели образования обучающихся МБОУ: создание условий для формирования социально-психологической и профессионально- трудовой готовности обучающихся к интеграции в современное общество.

Учебный план включает две части:

I – обязательная часть, включает: образовательные области, представленные учебными предметами;

II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Обязательная часть включает в себя следующие предметные области и учебные предметы: «Язык и речевая практика» (Русский язык, Чтение, Речевая практика); «Математика» (Математика); «Естествознание» (Мир природы и человека); «Искусство» (Музыка, Изобразительное искусство); «Физическая культура» (Физическая культура); «Технологии» (Ручной труд).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает…….


  1. План внеурочной деятельности

Например: В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена………Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.


  1. Особенности изучения предметов


Например: Обязательный учебный предмет «Физическая культура» на уровне начального общего образования изучается в объеме 3 часов в неделю.


  1. Обеспечение реализации учебного плана


- Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации

учебного плана

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень.

- Кадровое обеспечение

- Материально- техническая база