Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский автотранспортный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
( в виде индивидуального проекта)
учебная дисциплина ОГСЭ.02
ИСТОРИЯ
Симферополь, 2021
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История для специальностей СПО, составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы подготовлены для специальности:
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Подготовила: Королева Светлана Николаевна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Общего гуманитарного и социально – экономического цикла
Протокол № _______ от __________2019
Председатель ЦК ____________ Н.А. Остожьева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно – методическое пособие учебной дисциплины ОГСЭ.02 История составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. для всех специальностей.
По рабочей программе на самостоятельную работу ( в виде индивидуального проекта) отводится – 6 часов.
Цели и задачи дисциплины.
Объектом изучения дисциплины является история России в контексте всемирной истории. Ее предмет охватывает этапы всемирной и отечественной истории второй половины XX века - начало XXI века, основные закономерности исторического развития российского государства. Характерные черты социально – экономического, общественно – политического и культурного развития российского общества.
Цели дисциплины – определить место российской цивилизации во всемирно – историческом процессе, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, сформировать представление об основных закономерностях, этапах и содержании исторического процесса России, проследить эволюцию исторических категорий и терминов, содействовать формированию научного мировоззрения на основе осмысления исторического материала.
Задачи дисциплины:
- сформировать представление об истории как базовой гуманитарной науке;
- понять особенности развития исторической науки;
- усвоить содержание культурно – исторических эпох всемирной истории;
- осмыслить характер исторического процесса российской цивилизации;
- закрепить знание основных дат отечественной истории;
- уметь давать оценку деятельности выдающихся личностей в истории России;
- развивать навыки логического мышления на основе исторического материала;
- закрепить навыки публичного выступления и научной полемики.
Учебная дисциплина История состоит из двух разделов:
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980 –е годы.
Раздел 2. Россия и мир в концеXX – начале XXI века
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных. Региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем.
Знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков ( вторая половинаXX – начало XXIвека);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов( вторая половинаXX – начало XXIвека);
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний.
Основные показатели оценки результата.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В настоящее время метод проектов достаточно широко применяется в педагогической практике. Распространены методы и технологии на основе проектной деятельности обучающихся. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно – деятельностный подход в обучении.
Педагогическое обоснование метода проектов – учет сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов работы и темпа работы. Организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося.
Метод проектов выступает как возможное средство преодоления различных учебных проблем. В процессе работы над проектом преподаватель имеет возможность решить ряд важных задач:
- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение;
- формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
- способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки;
- помочь приобрести обучающимся новые знания о самом себе и реализовать эти знания в проектной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно – оценочных умений и навыков;
- учить обучающихся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Обязательные темы проектов:
Послевоенное устройство Европы.
Потсдамская конференция;
Образование Организации Объединенных Наций;
«Холодная война»;
Создание биполярного мира;
Первые международные кризисы;
Экономическое положение СССР после Второй мировой войны.основные задачи.
Политические портреты послевоенного времени;
Власть после войны.(структурны изменения в СССР);
Развитие науки в СССР в послевоенный период;
Развитие культуры в послевоенный период;
Гонка вооружений;
Война в Корее.
Российская Федерация на современном этапе.
Становление Российской государственности;
«Шоковая терапия»;
Особенности приватизации в России;
Политические партии и общественные организации в современной России.
Развитие спорта в современной России.
Россия многокультурная;
Развитие науки в современной России;
Конституция России;
Крымская весна;
Международные отношения РФ;
Политические портреты;
Борьба России с международным терроризмом.
Цели проектов:
- развитие патриотического самосознания обучающихся через познание истории своей страны;
- расширение знаний обучающихся о выдающихся личностях российского государства и других стран мира;
- формирование информационно – коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
- собрать и изучить информацию по данной теме;
- отобрать и конкретизировать необходимую для проекта информацию.
- выяснить значение данного события или явления для дальнейшей истории.
Содержание проекта: для каждого проекта индивидуально.
Оформление проекта.
Оформлен тематический стенд;
Оформлен альбом или буклет;
Проведен диспут для обучающихся;
Подготовлена презентация проекта;
Выступление с докладами;
Собраны информационно – методические материалы;
Подготовлены кроссворды.
На первом этапе работы над проектом обучающиеся вместе с преподавателем анализируют поставленную проблему, определяют источники информации, распределяют обязанности в группе (работа в библиотеке, поиск в интернете, звукозапись, отбор и оформление материалов, подготовка презентации, выпуск буклета, подготовка по проведению диспута), определяются сроки подготовки проекта.
В ходе исследовательской работы происходит сбор и уточнение информации, изучается специальная литература, проводится опрос и анкетирование (по мере необходимости), обрабатываются и анализируются полученные знания, распределяется работа в группе.
На завершающем этапе работы над проектом готовится публичная презентация и доклад к защите. Обсуждается, чему каждый научился в процессе совместной деятельности.
Примерная структура паспорта проектной работы
Название проекта.
Состав проектной группы.
Руководитель проекта.
Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий. Практико – ориентированный, ролевой).
Цель и задачи проекта.
Актуальность проекта. Его значимость для участников (личностная, ориентационная), для учебного заведения, города, общества.
Предполагаемые результаты проекта.
Краткое описание этапов работы над проектом.
Достигнутые результаты.
Результаты работы над проектом оцениваются.