СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для проведения практической работы №12 по профессии "Каменщик"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляем вашему вниманию методические указания для проведения практической работы по профессии "Каменщик"

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для проведения практической работы №12 по профессии "Каменщик"»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ



ПРИНЯТО

методической комиссией филиала № 3

ФКП образовательного учреждения № 46

Протокол от «___»______20__г №___


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46

О.В. Музыка

«___»___________20___г.








МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения практических занятий

по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ»

основной программы профессионального обучения

(профессиональной подготовки)

по профессии 12680 «Каменщик»





















20____

Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ» в ФКП образовательном учреждении № 46. Содержат рекомендации и задания согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик", утвержденного приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1150н "Об утверждении профессионального стандарта «Каменщик».



Разработчик:

Музыка Ирина Владимировна, преподаватель ФКП образовательного учреждения № 46.





































Содержание



1.

Пояснительная записка

3

2.

Инструкции к практическим занятиям

3

2.1.

Практическое занятие №12


3. Критерии оценки

Критерии оценки


4.

Заключение


5.

Список литературы и электронных ресурсов




















































Пояснительная записка


Данные методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ», предназначены для обучающихся ФКП образовательном учреждении № 46 по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии 12680 «Каменщик».

Знания физических, механических, технологических, экологических и эстетических характеристик различных видов конструкционных материалов имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Цель практических занятий по учебной дисциплине МДК:

обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

формирование умений применять полученные знания на практике,

реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие общих и профессиональных компетенций;

развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;

выработка при решении поставленных задач таких профессионально-значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.

По учебному плану на дисциплину выделено 138 часов из них на практические занятия - 28 часов.




Наименование темы согласно плану

Тема практического занятия

Количество часов.

1

Тема 2.4

Лицевая каменная кладка и облицовка стен.

Практическая работа № 12.

Составление схем организации рабочего места при облицовке.

2

В результате выполнения практических занятий обучающийся должен уметь:

- выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;

- подбирать требуемые материалы для каменной кладки;

- приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки;

- организовывать рабочее место;

-устанавливать леса и подмости;

- создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ;

- читать чертежи и схемы каменных конструкций;

- выполнять разметку каменных конструкций;

- производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;

- выполнять армированную кирпичную кладку;

- производить кладку стен облегченных конструкций; выполнять бутовую и бутобетонную кладки;

- выполнять смешанные кладки; выкладывать перегородки из различных каменных материалов;

- выполнять лицевую кладку и облицовку стен;

- выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита;

- соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;

-производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов;

- выполнять кладку карнизов различной сложности; выполнять декоративную кладку;

- устраивать при кладке стен деформационные швы;

- соблюдать безопасные условия труда;

- выполнять монтаж фундаментов и стен подвала;

- монтировать ригели, балки и перемычки;

- монтировать лестничные марши, ступени и площадки;

- монтировать крупнопанельные перегородки, оконные и дверные блоки, подоконники; выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий;

- производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций;

- соблюдать безопасные условия труда при монтаже;

- подготавливать материалы для устройства гидроизоляции;

- устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов;

- устраивать вертикальную гидроизоляцию из различных материалов;

- проверять качество материалов для каменной кладки;

- контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов;

- контролировать вертикальность и горизонтальность кладки;

- проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта;

- выполнять геодезический контроль кладки и монтажа;

- выполнять разборку кладки; заменять разрушенные участки кладки;

- пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнезда и проемы;

- выполнять заделку концов балок и трещин;

- производить ремонт облицовки;

- соблюдать безопасные условия труда.

Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

Оценка за выполнение практического занятия выставляется по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.

В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.

Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.













Практическое занятие №12.

ТЕМА: Лицевая кладка и облицовка стен


Цель: познакомить обучающихся с раскладками кирпича при облицовке стен.


Уважаемый обучающийся!


1) в результате выполнения этой работы вы узнаете раскладку кирпича при облицовке стен.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к зачёту экзамену.

Оборудование:

  • тетрадь, линейка, карандаш.

  • плакаты.


Справочная литература:

1. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.

2. Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.

3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.


Порядок выполнения работы

  1. Изучите информационный блок.

Лицевая кладка.

Лицевая кладка из керамического или силикатного кирпича с расшивкой швов — наиболее распространенный способ отделки фасадов. Лицевая кладка бывает двух видов: кладка стены и его лицевой поверхности из одного материала и кладка с выполнением лицевой поверхности из специального керамического кирпича и ли камня (натурального или искусственного). Лицевую поверхность стен выкладывают из отборного целого кирпича или камней с правильными кромками и углами, а остальную часть кладки — из обычных камней или кирпича. Кирпич или камни для облицовки подбирают одинакового тона окраски. Кладку выполняют, как правило, с применением многорядной системы перевязки.

Облицовочный слой перевязывают с основной стеной, укладывая тычковые ряды в лицевом слое через каждые пять ложковых рядов кладки.

Стены из кирпича толщиной 88 мм с облицовкой лицевым кирпичом перевязывают по схеме, показанной на рис. 1.

Рис. 1 лицевая кладка

1 – лицевой кирпич; 2 – утолщенный кирпич


Кладка стен одновременно с облицовкой (рис. 2,3,4)

Рис. 2. Кладка с облицовкой лицевым камнем

1– лицевой камень; 2– кирпич; 3– неполномерный кирпич

Рис. 3. Кладка с облицовкой лицевым кирпичом

1 – лицевой кирпич (целый); 2 – половинки лицевого кирпича; 3 – керамический камень; 4 – обычный кирпич

Рис. 4. Кладка с облицовкой утолщенным кирпичом

1 — тычковый ряд; 2 — ложковые ряды; 3 — трехчетвертки кирпича; 4 — четвертки кирпича; 5 — прокладной ряд; 6 — кладка из одинарного (обычного) кирпича


  1. Схематически зарисуйте кладку стен одновременно с облицовкой.

Облицовка ранее выложенных стен

  1. Изучите информационный блок.

Облицовка фасадов зданий в зависимости от архитектурного решения может быть сплошной, когда облицовывают всю поверхность, или частичной, когда облицовывают только элементы фасадов: цоколи, пояски, наличники, карнизы.

Перед тем как приступить к облицовке готовой стены, выверяют ее плоскость, провешивая отвесами, чтобы определить положение лицевой поверхности облицовки и при необходимости выровнять ее впадины или бугры. Бугры срубают, а впадины заделывают цементным раствором.

Стены провешивают раздельно по каждому участку, ограниченному горизонтальными, выступающими за плоскость фасада поясками.

Провешивание начинают с разметки проектных отвесных осевых линий облицовываемых поверхностей: осей пилястр, проемов и выступов.

Облицовку выполняют из натуральных и искусственных материалов.

К натуральным относится камень, мрамор, известняк, туф и тд.

К искусственным относятся керамика, полимерные панели, плитки, составные материалы.

Рис.5 Клинкерные термопанели

Рис.6 Панели из древесно-полимерного композита

Рис. 7 Плитка из кварцита

Рис. 8 Керамогранитная панель

Рис. 9. Облицовка плиткой с закладкой полкой:

1 — плитка с закладной полкой (рядовая); 2 — кирпичная кладка; 3 — угловая плитка

Рис. 10. Облицовка прислонными плитками с прокладными рядами 1 — прокладной ряд; 2 — прислонный ряд; 3 — кирпичная кладка

Рис. 11. Облицовка стен плитами из декоративного бетона 1 — облицовочная плита; 2 — петля на тыльной стороне плиты; 3 — крюк, забитый в стену; 4 — слой раствора; 5 — проволочные скрутки

Рис. 12 Облицовка выложенных стен прислонной керамической плиткой 1 — керамическая плитка размером 250×140 мм; 2 — раствор М-50; 3 — кирпичная кладка



  1. Схематически зарисуйте облицовку выложенных стен.

  2. Изучите информационный блок.

Облицовка элементов фасада

Облицовка наружных стен каменных зданий может быть сплошной или частичной. При частичной облицовке отделывают лишь отдельные элементы: цоколь, углы стен, проемы, пилястры, входы в здание и т. д.

В условиях индустриального строительства архитектурная выразительность здании достигается за счет частичной облицовки фасадов (рис. 13).


Рис. 13. Частичная облицовка фасада здания 1 — цоколя; 2 — углов

Рис. 14. Облицовка портала кирпичом

1 — парадная дверь; 2 — портал; 3 — козырек

Рис.15 Облицовка обрамлений проемов и пилястр

1 —перемычки; 2 — простенки-пилястры


  1. Схематически зарисуйте облицовку элементов фасадов.

  2. Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

  1. Какие материалы используют для облицовки стен одновременно с кладкой?

  2. Какие элементы фасадных стен отделывают при частичной облицовке?

  3. Как ведут облицовку стен плитами из декоративного бетона?

  4. Какая ширина горизонтальных и вертикальных швов допускается в наружной облицовке стен?



Заключение


Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик".

Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по МДК.03.01. «Технология каменных работ», для профессии 12680 «Каменщик».

Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям общепрофессионального учебного цикла при подготовке к практическим занятиям.

Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.

При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно- следственные связи, делать необходимые выводы.

Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.

3. Критерии оценки

Оценка

Критерии

Полнота выполненного задания

Самостоятельность при выполнении задания

Контрольные вопросы

Оформление

5

Обучающийся полностью справился с заданием. Заполнил таблицы. Правильно выстроил алгоритм выполнения задания.

Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно

Правильно даны ответы на контрольные вопросы. Грамотно использована определённая терминология.

Оформление схем, таблиц и записей в тетради соответствует требованиям. Использована профессиональная терминология.

4

Обучающийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в определении. Алгоритм выполнения задания имеет небольшие недостатки.

Задание выполнено обучающимся самостоятельно. В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности своих действий.

Имеются ошибки в ответах на вопросы. Слабое знание терминологии.

Оформление схем, таблиц и записей в тетради в основном соответствует требованиям. Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии.

3

Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в алгоритме выполнения.

Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации.

Допущены грубые ошибки при ответах.

Допущено множество ошибок в оформлении схем, таблиц и записей в тетради. Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии.

2

Задание не выполнено

Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено.

Отсутствуют ответы на контрольные вопросы

Ошибки в оформлении схем и таблиц, отсутствие записей в тетради. Профессиональная терминология отсутствует


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.

  2. Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.

  3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.

Дополнительные источники:

  1. Журнал «Сам себе мастер» Главный редактор Юрий Столяров ООО «Гефест-Пресс» 2014г.

  2. Общестроительные работы: Наглядное пособие / Сост. И.И. Чичерин, Н.И. Чичерин/. - М.: ИЦ "Академия", 2004.

  3. Чичерин Н.И. Альбом: Общестроительные работы Уч.пос. НПО – М.: ИЦ "Академия" 2004.

  4. Сугробов Н.П. Общестроительные работы Уч. пос., НПО - М.: ИЦ Академия"2008.9. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело (учебник для НПО) - М.: ИЦ "Академия", 2007.




19