ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИНЯТО методической комиссией филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46 Протокол от «___»______20__г №___ | УТВЕРЖДАЮ Руководитель филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46 О.В. Музыка «___»___________20___г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для проведения практических занятий
по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ»
основной программы профессионального обучения
(профессиональной подготовки)
по профессии 12680 «Каменщик»
20____
Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ» в ФКП образовательном учреждении № 46. Содержат рекомендации и задания согласно рабочей программе, разработанной в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик", утвержденного приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1150н "Об утверждении профессионального стандарта «Каменщик».
Разработчик:
Музыка Ирина Владимировна, преподаватель ФКП образовательного учреждения № 46.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Инструкции к практическим занятиям | 3 |
2.1. | Практическое занятие №12 | |
3. Критерии оценки | Критерии оценки | |
4. | Заключение | |
5. | Список литературы и электронных ресурсов | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Пояснительная записка
Данные методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине МДК.01.01. «Технология каменных работ», предназначены для обучающихся ФКП образовательном учреждении № 46 по программе подготовки квалифицированных рабочих по профессии 12680 «Каменщик».
Знания физических, механических, технологических, экологических и эстетических характеристик различных видов конструкционных материалов имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Цель практических занятий по учебной дисциплине МДК:
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
формирование умений применять полученные знания на практике,
реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие общих и профессиональных компетенций;
развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих: аналитических, проектировочных, конструктивных и другие;
выработка при решении поставленных задач таких профессионально-значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля и перечень информационных источников.
По учебному плану на дисциплину выделено 138 часов из них на практические занятия - 28 часов.
| Наименование темы согласно плану | Тема практического занятия | Количество часов. |
1 | Тема 2.4 Лицевая каменная кладка и облицовка стен. | Практическая работа № 12. Составление схем организации рабочего места при облицовке. | 2 |
В результате выполнения практических занятий обучающийся должен уметь:
- выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;
- подбирать требуемые материалы для каменной кладки;
- приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки;
- организовывать рабочее место;
-устанавливать леса и подмости;
- создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ;
- читать чертежи и схемы каменных конструкций;
- выполнять разметку каменных конструкций;
- производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;
- выполнять армированную кирпичную кладку;
- производить кладку стен облегченных конструкций; выполнять бутовую и бутобетонную кладки;
- выполнять смешанные кладки; выкладывать перегородки из различных каменных материалов;
- выполнять лицевую кладку и облицовку стен;
- выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита;
- соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;
-производить кладку перемычек, арок, сводов и куполов;
- выполнять кладку карнизов различной сложности; выполнять декоративную кладку;
- устраивать при кладке стен деформационные швы;
- соблюдать безопасные условия труда;
- выполнять монтаж фундаментов и стен подвала;
- монтировать ригели, балки и перемычки;
- монтировать лестничные марши, ступени и площадки;
- монтировать крупнопанельные перегородки, оконные и дверные блоки, подоконники; выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий;
- производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций;
- соблюдать безопасные условия труда при монтаже;
- подготавливать материалы для устройства гидроизоляции;
- устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов;
- устраивать вертикальную гидроизоляцию из различных материалов;
- проверять качество материалов для каменной кладки;
- контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов;
- контролировать вертикальность и горизонтальность кладки;
- проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта;
- выполнять геодезический контроль кладки и монтажа;
- выполнять разборку кладки; заменять разрушенные участки кладки;
- пробивать и заделывать отверстия, борозды, гнезда и проемы;
- выполнять заделку концов балок и трещин;
- производить ремонт облицовки;
- соблюдать безопасные условия труда.
Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.
Оценка за выполнение практического занятия выставляется по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.
В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально по каждому обучающемуся.
Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.
Практическое занятие №12.
ТЕМА: Лицевая кладка и облицовка стен
Цель: познакомить обучающихся с раскладками кирпича при облицовке стен.
Уважаемый обучающийся!
1) в результате выполнения этой работы вы узнаете раскладку кирпича при облицовке стен.
2) выполнение этой работы обязательно для допуска к зачёту экзамену.
Оборудование:
тетрадь, линейка, карандаш.
плакаты.
Справочная литература:
1. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.
2. Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.
3. Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Порядок выполнения работы
Изучите информационный блок.
Лицевая кладка.
Лицевая кладка из керамического или силикатного кирпича с расшивкой швов — наиболее распространенный способ отделки фасадов. Лицевая кладка бывает двух видов: кладка стены и его лицевой поверхности из одного материала и кладка с выполнением лицевой поверхности из специального керамического кирпича и ли камня (натурального или искусственного). Лицевую поверхность стен выкладывают из отборного целого кирпича или камней с правильными кромками и углами, а остальную часть кладки — из обычных камней или кирпича. Кирпич или камни для облицовки подбирают одинакового тона окраски. Кладку выполняют, как правило, с применением многорядной системы перевязки.
Облицовочный слой перевязывают с основной стеной, укладывая тычковые ряды в лицевом слое через каждые пять ложковых рядов кладки.
Стены из кирпича толщиной 88 мм с облицовкой лицевым кирпичом перевязывают по схеме, показанной на рис. 1.
| Рис. 1 лицевая кладка 1 – лицевой кирпич; 2 – утолщенный кирпич |
|
|
Кладка стен одновременно с облицовкой (рис. 2,3,4)
| Рис. 2. Кладка с облицовкой лицевым камнем 1– лицевой камень; 2– кирпич; 3– неполномерный кирпич |
| Рис. 3. Кладка с облицовкой лицевым кирпичом 1 – лицевой кирпич (целый); 2 – половинки лицевого кирпича; 3 – керамический камень; 4 – обычный кирпич |
| Рис. 4. Кладка с облицовкой утолщенным кирпичом 1 — тычковый ряд; 2 — ложковые ряды; 3 — трехчетвертки кирпича; 4 — четвертки кирпича; 5 — прокладной ряд; 6 — кладка из одинарного (обычного) кирпича |
Схематически зарисуйте кладку стен одновременно с облицовкой.
Облицовка ранее выложенных стен
Изучите информационный блок.
Облицовка фасадов зданий в зависимости от архитектурного решения может быть сплошной, когда облицовывают всю поверхность, или частичной, когда облицовывают только элементы фасадов: цоколи, пояски, наличники, карнизы.
Перед тем как приступить к облицовке готовой стены, выверяют ее плоскость, провешивая отвесами, чтобы определить положение лицевой поверхности облицовки и при необходимости выровнять ее впадины или бугры. Бугры срубают, а впадины заделывают цементным раствором.
Стены провешивают раздельно по каждому участку, ограниченному горизонтальными, выступающими за плоскость фасада поясками.
Провешивание начинают с разметки проектных отвесных осевых линий облицовываемых поверхностей: осей пилястр, проемов и выступов.
Облицовку выполняют из натуральных и искусственных материалов.
К натуральным относится камень, мрамор, известняк, туф и тд.
К искусственным относятся керамика, полимерные панели, плитки, составные материалы.
| Рис.5 Клинкерные термопанели |
| Рис.6 Панели из древесно-полимерного композита |
| Рис. 7 Плитка из кварцита |
| Рис. 8 Керамогранитная панель |
| Рис. 9. Облицовка плиткой с закладкой полкой: 1 — плитка с закладной полкой (рядовая); 2 — кирпичная кладка; 3 — угловая плитка |
| Рис. 10. Облицовка прислонными плитками с прокладными рядами 1 — прокладной ряд; 2 — прислонный ряд; 3 — кирпичная кладка |
| Рис. 11. Облицовка стен плитами из декоративного бетона 1 — облицовочная плита; 2 — петля на тыльной стороне плиты; 3 — крюк, забитый в стену; 4 — слой раствора; 5 — проволочные скрутки |
| Рис. 12 Облицовка выложенных стен прислонной керамической плиткой 1 — керамическая плитка размером 250×140 мм; 2 — раствор М-50; 3 — кирпичная кладка |
Схематически зарисуйте облицовку выложенных стен.
Изучите информационный блок.
Облицовка элементов фасада
Облицовка наружных стен каменных зданий может быть сплошной или частичной. При частичной облицовке отделывают лишь отдельные элементы: цоколь, углы стен, проемы, пилястры, входы в здание и т. д.
В условиях индустриального строительства архитектурная выразительность здании достигается за счет частичной облицовки фасадов (рис. 13).
| Рис. 13. Частичная облицовка фасада здания 1 — цоколя; 2 — углов |
| Рис. 14. Облицовка портала кирпичом 1 — парадная дверь; 2 — портал; 3 — козырек |
| Рис.15 Облицовка обрамлений проемов и пилястр 1 —перемычки; 2 — простенки-пилястры |
Схематически зарисуйте облицовку элементов фасадов.
Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
Какие материалы используют для облицовки стен одновременно с кладкой?
Какие элементы фасадных стен отделывают при частичной облицовке?
Как ведут облицовку стен плитами из декоративного бетона?
Какая ширина горизонтальных и вертикальных швов допускается в наружной облицовке стен?
Заключение
Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС СПО по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» профессионального стандарта "Каменщик".
Тематика и содержание практических работ направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.
Данная методическая разработка рекомендуется к использованию для проведения практических занятий по МДК.03.01. «Технология каменных работ», для профессии 12680 «Каменщик».
Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям общепрофессионального учебного цикла при подготовке к практическим занятиям.
Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.
При формулировке выводов в ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и научно- технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно- следственные связи, делать необходимые выводы.
Воспитание творческого отношения к избранной профессии является необходимым фактором в подготовке квалифицированного специалиста.
3. Критерии оценки
Оценка | Критерии |
Полнота выполненного задания | Самостоятельность при выполнении задания | Контрольные вопросы | Оформление |
5 | Обучающийся полностью справился с заданием. Заполнил таблицы. Правильно выстроил алгоритм выполнения задания. | Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно | Правильно даны ответы на контрольные вопросы. Грамотно использована определённая терминология. | Оформление схем, таблиц и записей в тетради соответствует требованиям. Использована профессиональная терминология. |
4 | Обучающийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в определении. Алгоритм выполнения задания имеет небольшие недостатки. | Задание выполнено обучающимся самостоятельно. В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности своих действий. | Имеются ошибки в ответах на вопросы. Слабое знание терминологии. | Оформление схем, таблиц и записей в тетради в основном соответствует требованиям. Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии. |
3 | Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в алгоритме выполнения. | Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации. | Допущены грубые ошибки при ответах. | Допущено множество ошибок в оформлении схем, таблиц и записей в тетради. Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии. |
2 | Задание не выполнено | Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено. | Отсутствуют ответы на контрольные вопросы | Ошибки в оформлении схем и таблиц, отсутствие записей в тетради. Профессиональная терминология отсутствует |
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. Образования/ А.А. Лукин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304с.
Матвиенко Н.Н. Технология печных работ: учебник для нач. проф. Образования/ Н.Н. Матвиенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.
Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Дополнительные источники:
Журнал «Сам себе мастер» Главный редактор Юрий Столяров ООО «Гефест-Пресс» 2014г.
Общестроительные работы: Наглядное пособие / Сост. И.И. Чичерин, Н.И. Чичерин/. - М.: ИЦ "Академия", 2004.
Чичерин Н.И. Альбом: Общестроительные работы Уч.пос. НПО – М.: ИЦ "Академия" 2004.
Сугробов Н.П. Общестроительные работы Уч. пос., НПО - М.: ИЦ Академия"2008.9. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело (учебник для НПО) - М.: ИЦ "Академия", 2007.
19