ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕДВЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методический доклад
на тему: «Семья важнейший фактор воспитания детей»
подготовила: преподаватель
художественного отделения ДШИ
Агеева Ольга Ивановна
Медвенка 2022
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут «добрые или злые всходы». Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности:
«Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу». А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться – результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Все родители заботятся о том, чтобы их ребенок был вовремя накормлен, хорошо обут, одет. Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить детей – писать, считать, читать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания - этого вовсе недостаточно.
Именно в семье ребенок получает первые нравственные представления от родителей и других взрослых ее членов, берет он те моральные принципы, с которыми затем вступает в самостоятельную жизнь.
Существует множество разнообразных приемов и средств нравственного воспитания детей в семье. Но все же главным и определяющим является общий тон семейной жизни, личный пример родителей!
В чем же специфика семейного воспитания? Прежде всего в том, что оно наиболее эмоциональное по своему характеру, чем любое другое воспитание. Оно основано на непосредственной родственной связи, на любви родителей к детям, на привязанности и доверии. Это обусловливает большую воспитательную действительность семейной среды, исключительное влияние примера родителей на детей.
Благотворное влияние на родителей оказывают и дети. Их познавательные и нравственно – эстетические запросы расширяют и обогащают круг интересов взрослых, их духовные контакты между собой. Ребенок, растущий в семье, смягчает характеры родителей, делает их более чуткими, добрыми, нежными, наполняет их жизнь большой радостью и любовью! Все это способствует плодотворности воспитательного воздействия семейной среды на процесс формирования нравственных качеств воспитуемого.
Семья способствует постепенному приобщению детей к социальной жизни, расширению их кругозора и опыта.
Важным условием успешного нравственного воспитания детей в семье является педагогический такт родителей, их умение предъявлять детям требования.
Организация требований предполагает знание своего ребенка, умение тонко и чутко разбираться во всех движениях и колебаниях богатой детской души.
Некоторые родители, предъявляя требования, не учитывают ни индивидуальных, ни возрастных особенностей, ни психологического состояния своего ребенка.
И когда он бодр, и когда усталый, и когда расстроен чем – нибудь, и когда в хорошем настроении – независимо от всего этого ему предъявляются требования в одной и той же форме, одним и тем же тоном. А ведь в бодром состоянии, хорошем настроении ребенок более податлив педагогическому воздействию. В таких случаях от родителей требуется лишь знание его характера и умение ориентироваться в психологической ситуации. Если же ребенок устал или раздражен, необходимо позаботиться о снятии усталости, о подготовке соответствующей психологической почвы. Лишь, после этого можно рассчитывать на эффективность педагогического воздействия.
Если ребенку предъявляются требования без учета описанных особенностей, у него возникает «смысловой барьер» как негативная реакция на бестактные воздействия, унижающие его достоинство и принижающие его положение в коллективе сверстников или семье. Ребенок понимает смысл и необходимость выполнения предъявляемых ему требований, но заставить себя выполнять их не может, поскольку они исходят от людей, унижающих и оскорбляющих его. Более того, он поступает вразрез со здравым смыслом, назло родителям, а иногда и учителям, которые, не разобравшись в ситуации, поддерживают родителей. «Трудные», «упрямые», «вредные» дети – это, как правило, те, у которых в семье, во взаимоотношениях с родителями возник «смысловой барьер». Бестактность порождает бестактность, а родительская бестактность продолжает себя в детях, становясь чертой их характера. Кроме того, несдержанность, раздражительность родителей препятствует усвоению детьми положительных нравственных норм даже тогда, когда носителями их являются сами взрослые.
Нередко бестактность родителей во взаимоотношениях с сыном и дочерью объясняется не только незнанием возрастных особенностей ребенка, игнорированием его психического состояния, но и завышенной оценкой своих воспитательных возможностей. В таких случаях родители считают, что свой ребенок простит им окрик, и угрозу, и грубое обидное слово, физическое наказание. Но ребенок все это воспринимает как несправедливость и в результате становится или озлобленным, или забитым страхом и унижением, или демонстративно, вызывающе безразличным.
Непрерывным условием успешного, нравственного, гармоничного развития детей в семье является повседневное участие в этом процессе как отца, так и матери, поскольку психика и влияние мужчины отличны от психики и влияния женщины.
В семье отец и мать не могут играть одинаковой роли в воспитании детей, хотя лица обоего пола равноправны во всех вопросах, в том числе и семейных. Роли мужчины и женщины различны даже потому, что личный родительский пример как ведущий фактор семейного воспитания легче усваивается и быстрее прививается во взаимоотношениях представителей одного пола. Это проявляется прежде всего в том, что для мальчиков образцом поведения обычно выступает отец, а для девочек – мать. Только материнское или только отцовское воспитание всегда односторонне. Ни то, ни другое не может дать ребенку такого богатого социального опыта и нравственных чувств, которые необходимы, будут ему во всех случаях жизни.
Родителям, как и педагогам, необходимо знать основные методы воспитания.
Основные методы нравственного воспитания – убеждение (или разъяснение), упражнение (или приучение), пример, поощрение, наказание.
Родители в той или иной мере пользуются каждым из этих методов. Но, бывает, что слово взрослых порой не доходит до сознания детей, приучение не всегда приносит желаемые результаты, самые строгие требования, запреты, наказания не достигают цели. Бывает и так, что родители являются образцом трудолюбия, внимательны друг к другу, к людям, однако их пример не оказывает благотворного влияния на детей и они вырастают очень эгоистичными.
Первая ошибка заключается в том, что некоторые родители приступают к воспитанию детей с большим опозданием. Начинать же воспитание нужно с первых дней рождения ребенка, и даже до рождения.
Последние данные науки свидетельствуют о том, что период раннего детства имеет огромное значение для всей жизни человека. От того, какие привычки, наклонности, нравственные качества будут сформированы у ребенка к пяти годам, во многом будет зависеть действительность последующего воспитания. Итак, целенаправленное, систематическое, серьезное воспитание детей необходимо начинать как можно раньше.
Вторая ошибка родителей состоит в том, что они не уделяют достаточного внимания своевременному речевому развитию детей. Ребенок на втором – третьем году жизни интенсивно овладевает речью. При нормальном развитии к полутора годам он владеет 12-15 словами, к двум годам- 300, а к трем – тысячей слов. В этот период особое значение приобретает речевое общение с ребенком. Родителям необходимо найти время, чтобы поговорить с сыном или дочерью, рассказать сказку, почитать книгу.
В этот период, наряду с развитием речи надо уделять самое серьезное внимание поведению детей. Как только ребенок начинает понимать слово, параллельно с приучением к хорошим поступкам его надо знакомить с нравственными представлениями. Разумеется, делать это следует в элементарной, доступной форме. Но в три- четыре года ребенок должен твердо знать, что быть чистым, аккуратным, слушаться старших, помогать им, стараться что-то сделать самому, поделиться с мамой, товарищем, не обманывать, не обижать других – это хорошо! Умело увидеть в ребенке человека, уважать его человеческое достоинство- важнейшее педагогическое условие успешного воспитания. Повседневное общение с детьми – это огромная школа воспитания, которая требует педагогического такта, ответственности.
Серьезную ошибку допускают родители, которые бесконтрольно относятся к детским играм. В жизни детей, особенно дошкольников, большое место занимает игра. Она для них- первоначальная школа нравственности. Родителям следует очень внимательно относиться к детским играм, вникать в их содержание, тактично руководить ими. Только в хорошей игре формируются здоровые нравственные качества. Один из самых существенных недостатков семейного воспитания заключается в том, что родители прибегают к одному излюбленному методу педагогического воздействия, причем эпизодически, бессистемно. Необходимо сочетать все методы, использовать каждый из них в строгой системе и последовательности.
Важнейший метод семейного воспитания – убеждение. Убеждение – проверенный, испытанный метод. По – хорошему, тактично, грамотно, ребенку, подростку, юноше можно объяснить самые сложные вещи. Доказательный, аргументированный довод в пользу того или иного поступка, отношение к человеку, своим обязанностям, труду, учебе достигнет цели, если воспитуемый в доводах воспитателя почувствует убедительную логику, а не назойливое мнение.
Наряду с убеждением важное место в семейном воспитании принадлежит методу упражнения (приучения). Всякая привычка, хорошая и плохая, складывается в результате многократных повторений того или иного действия, в результате упражнений. Упражнение – это не бездумное, автоматическое повторение положительных действий. Цель и смысл упражнений в том, чтобы каждое новое повторение хорошего поступка углубляло и расширяло нравственные представления детей, делало нормы морали их внутренней потребностью. Воспитание не может быть успешным без участия самого ребенка, без его активного желания и стремления поступать в соответствии с требованиями морали.
В семейном воспитании личный пример родителей занимает особое место. На детей во все периоды их жизни поведение отца и матери оказывает огромное воспитательное воздействие.
Положительный пример родителей намного облегчит их усилия, направленные на воспитание навыков и привычек нравственного поведения детей путем убеждения и приучения. Дурной пример также не останется незамеченным детьми.
Определенную роль в воспитании детей играют методы поощрения и наказания. Для детей критерием нравственной оценки их поступков служит мнение взрослых.
Метод поощрения требует от родителей большой осторожности и педагогического такта. Прежде всего нельзя терять чувства меры и хвалить ребенка по поводу каждого пустяка. В таком случае слово родителей может потерять вес, утратить свою действительность. Кроме того, формы поощрения надо разнообразить. Это может быть улыбка, одобрительный жест, замечание – «хорошо», «правильно», «молодец» и так далее…
Важнейшей педагогической задачей семьи является воспитание у детей – трудолюбия, стремления хорошо учиться, любую работу, любое поручение выполнять умело и охотно. Труд – самый великий воспитатель! Цель и смысл трудового воспитания заключается в том, чтобы сформировать в человеке внутреннюю потребность трудиться, не бояться любого труда, как умственного, так и физического, находить в не радость, бережно относиться ко всему тому, что создано руками человека.
В.А. Сухомлинский писал: «Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желание хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызвавшим обиду, или же равнодушием».
Раздражение, упреки, угрозы – плохие помощники в любом деле, особенно в таком сложном и деликатном, как воспитание.